banner banner banner
Яблоко для Евы
Яблоко для Евы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Яблоко для Евы

Яблоко для Евы
Николай Лединский

«В чем главная проблема буквального прочтения Библии? – задается вопросом Лединский, и отвечает: – В том, что люди цепляются за слова. Но слова бывают якорем спасения, а бывают – гибельной пучиной… Возьмем любое слово в любом языке, и мы увидим, что его значение зависит от того, кто , как и в каком контексте его употребляет». Предлагаемый Лединским перевод Священного писания – это попытка перевода по философскому, концептуальному смыслу, а не по букве. Попытка перевода с Высшего языка на русский. Широко используемый при толковании Библии метод прямолинейной филологии тут бессилен, и автор предлагает использовать ассоциативный метод. В результате за библейскими иносказаниями, о которых все мы формально знаем, но суть которых так и не поняли, нам открывается любопытная концепция нашего сознания, гармонизации земной жизни и нашей связи с Богом.

Николай Лединский

Яблоко для Евы

Мы оттуда или отсюда?

Основная, магистральная, дорога объяснения, откуда произошел древний мир, а за ним и вся история, уже проложена, причем дважды: в виде теории Дарвина о постепенном развитии и в виде библейского сказания о Божественном творении.

Согласно дарвиновской теории, сначала в космосе летела раскаленная звезда, потом она остыла, появились газы, в частности, кислород, потом – вода, микробы, жизнь. Если верить Дарвину, эволюция вообще творила чудеса: из одноклеточных тварей возникли многоклеточные, из рыб появились млекопитающие, которые непостижимым образом разделились на бесчисленные виды. Так продолжалось на протяжении миллиардов лет, пока, наконец, одна особенная группа обезьян не развилась в людей…

Я не собираюсь заниматься опровержением теории Дарвина. Я предлагаю читателю всего лишь задуматься: каким образом появилась первая живая клетка? Если б можно было образовать клетку путем химического влияния, то это было бы невероятным открытием. Человек смог бы тогда создавать себе подобных, а также любое животное. Но клетка не происходила и не может произойти из неорганики.

Тем не менее большинство ученых в своих работах желают отталкиваться от эволюционной теории. Во всяком случае, созданная в университетских стенах, она кажется им более доказательной, чем древнее свидетельство Библии.

Можно было бы не обращать внимания даже на отсутствующие звенья дарвинизма (мало ли заблуждений в мире?), но беда в том, что академическая наука, принявшая эту теорию, очень сильно влияет на умонастроения всего населения планеты. И человечество верит, что обезьяны так мучили себя, так боролись друг с другом и природой в течение миллионов лет за выживание, что своими усилиями поднялись над всеми и вся – стали венцом природы.

«Человек произошел от обезьяны», – упрямо твердят дарвинисты и при этом делают вид, что не слышат аргументов, что человек создан не природой, а более совершенным, чем у природы, разумом. Взять хотя бы факт, что древние люди, например, египтяне обладали поразительными даже для нас навыками и знаниями. Кто научил их строить гигантские пирамиды и делать трепанацию черепа? Это большая загадка для тех, кто считает, что современная раса произошла от животных.

На самом деле линейной эволюции никогда не было, то есть не было эволюционного перехода от неорганического вещества к живой клетке, от клетки – к рыбам, птицам и животным, от животных – к человеку. А что было? Была параллельная эволюция, то есть эволюция в пределах видов, созданных Богом, полученных как готовый результат. И тут Дарвин прав.

Читатель может спросить меня: «А так ли уж нам важно знать, откуда произошел человек? Мы познаем себя такими, какие мы есть сейчас, а что случилось много тысяч лет назад, – Бог ли нас создал или эволюция постаралась, из рая мы вышли или из пещер, – какое это имеет значение?»

В том-то и дело, что величайшая беда и трагедия всего человечества и отдельных людей инспирируются мыслью, что человек произошел от каких-то бактерий в результате какого-то грандиозного эволюционного перехода. В итоге мы ассоциируем себя с чисто земными существами, полагаем, что мы – всего-навсего – творения природы.

Из этого основного заблуждения следует и множество других. Например, ориентируясь в поведении на животных, человек приводит себя на животный путь. Но человек произошел не от животных, и потому его путь иной. Поступки и духовность должны оцениваться мерками не животного мира, а Бога.

Мы упрямо не хотим вписать себя в общий круг вселенского, космического сознания. Не хотим признать, что наш физический мир есть, с одной стороны, овеществленный Высший дух, его периферия, а с другой – первичная, физическая, самая низшая стадия возрастающего духа: земное сознание не может развиваться на пустом месте, оно отталкивается от физического бытия, питается его импульсами, познает его как азбуку Высшего разума и, по мере роста, поднимается со ступени на ступень.

Мы понимаем мироздание очень упрощенно, как трехмерное физическое пространство, наполненное звездами и планетами. Библия же пытается объяснить нам, что материя – всего лишь один из слоев всеобщего сознания, а сама она, Библия, – окно в потусторонний мир, частью которого мы являемся.

От Бога к духу

Попробуем прочитать первый стих Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю»[1 - Быт 1:1.].

О каком начале говорит Моисей? О начале творения материального мира и людей. Да, но что было до этого на месте материального мира? Традиционное мнение таково: «Хаос. На земле в первое время творения царил хаос. Дальнейшее описание и показывает, как Бог наводил порядок в земном хаосе».

Я давно хотел понять, почему люди, когда хотят изложить свое представление о создании мира, начинают с предположения, что первоначально существовал какой-то великий хаос. Дескать, в начале всего был хаос. Все поголовно: и материалисты, и идеалисты, и атеисты, и верующие… даже самые высокодуховные христиане, – все упиваются мыслью, что до определенного момента в трехмерном пространстве существовала неорганизованная безобразная материя. Хаос, броуновское движение… Потом вдруг пошло упорядочение хаоса, некое творение – божественное или эволюционное, – кому как нравится. Но почему? Нет ни божественных свидетельств, ни научных доказательств того, что материя в том или ином виде существовала всегда.

Я думаю, что мы просто-напросто путаем причину со следствием, не знаем, что первично, яйцо или курица. Материя или дух.

На самом деле мир не создавался из хаоса. Материя появилась только после того, как появился дух. До этого не было ничего. Первоначальный еврейский текст указывает на это тем, что говорит не о том, что Бог создал небо и землю, а о том, что Он лишь приступил к их созданию: «В начале сотворения Богом неба и земли…» – пишет Тора[2 - Ссылки на Тору в данной работе обусловлены тем, что использованный в ней «синодальный» русский текст Ветхого Завета основывается, как известно, на греческой Септуагинте, а она переведена с Древнееврейской Библии, иначе называемой Торой. Таким образом, в русской Библии, конечно же, потеряна начальная глубина мысли, поскольку перед нами результат двойного, а на самом деле, тройного перевода, так как текст на иврите, допускающий, кстати, многовариантность прочтения в силу сокращенной, не имеющей гласных записи слов, – это, в свою очередь, перевод с Высшего языка.]. Подразумевается, что небо и земля существовали пока что лишь в замысле, в строительном проекте Бога. Не потому ли Иоанн уточняет Моисея, говоря, что в начале было Слово[3 - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога, и без Него ничего не начало быть. Все через Него начало быть. В нем была жизнь». Ин 1: 1 – 4.]? И не потому ли начало всех актов творения Моисей предваряет вступлением: «И сказал Бог…»?

Библейское понятие «Слово» как раз и означает поток энергии Бога, творящий материю. Получается, что наш мир создавался не из хаоса, а из первичного духа.

Тут надо заметить, что речь идет о создании всего лишь одной галактики, поскольку у Бога материальный мир существовал всегда, а вот на месте будущей Земли до сих пор не было ничего, даже Бога. Он находился где-то в другом измерении. И вот однажды в глубине этого огненного сознания, своего рода плазмы, называемой Богом, было принято решение построить форпост разума на еще одной периферии пространства – создать новую галактику. И тогда с поверхности Бога выплеснулась энергия, которая продавила перегородку между измерениями. Началось творение, описанное в Библии.

Итак, сначала Бог создал небо и землю. Что здесь небо и земля – небесный свод и наша планета? Это довольно упрощенный, бытовой уровень понимания. Философский взгляд открывает нам совсем новый смысл: небо и земля являлись теми границами, между которыми предполагалось поместить земное сознание. Оно не должно было подниматься выше неба и погружаться ниже земли. Ему были определены жесткие рамки существования… Я приведу аналогию: дети в первом классе учатся писать в тетради, разлинованной таким образом, чтобы были видны верхняя и нижняя границы букв. Вот эти линии и есть образы неба и земли. Одни люди не задумываются о пределах человеческого сознания, другие – принципиально отвергают всякие пределы, называя их допущение агностицизмом, но тем не менее эти пределы реально существуют, и о них прекрасно знают те, кто к ним приближался.

Наше положение похоже на положение змей в террариуме. Змей содержат для того, чтобы получать от них яд, яд идет на лекарства. Судьба змеи предопределена условиями и границами террариума, но внутри этих границ она свободна. Она может принимать пищу, а может отказаться от нее. Может ползать, а может лежать. Может кусать соседей, а может вести себя мирно. Предопределено только одно: змея должна жить в замкнутом, ограниченном пространстве и давать яд.

О каком яде я говорю? Человек, созданный между небом и землей, вынужден совмещать в себе эти два предела. Поэтому в процессе деятельности он постоянно перемешивает верхние и нижние слои своего мира. Благодаря этому происходит круговращение всей земной жизни, что создает нужную для Бога энергию. Так вот, служащие лаборатории смотрят на змей, как на очень примитивных существ, целесообразность содержания которых в террариуме обусловлена, однако, их отдельными полезными качествами. Работнику террариума не интересны отношения змей между собой, у него свой взгляд на их жизнь. А у змей, возможно, есть свой взгляд на Большого человека. Собственно, своего хозяина змеи не видят, они чувствуют, что он есть, только тогда, когда нечто сдавливает им затылок, чтобы забрать яд. Представления змей о Большом человеке очень приблизительны, они не в состоянии даже понять, живое существо с ними проводит манипуляции или агрегат.

Змеи – это мы. Террариум – наш мир. Большой человек – Высший разум.

Далее в Библии говорится, что земля по началу была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»[4 - Быт 1:2.].

Это вроде бы описание полного хаоса, смешанного из элементов будущих света, воздуха, суши, воды, растительности и животных. Однако, безвидна – не значит бесформенна. Речь идет не о геологическом процессе, а о состоянии низшей границы земного сознания. Его первой ступени. Вот как безвидны глаза новорожденного младенца – в них нет никакой мысли и никакого чувства, поскольку сознание ребенка еще не оформилось. Безвидна – значит, не видна. Не создана. Другими словами, существовала еще в проекте.

Также и тьма в Библии – это не отсутствие естественного света, который еще не существовал. Это новое иносказание. Если перейти низшую черту, отодвинуть земную ступень, то под ней обнаружится великое множество, тьма незнакомых нам сознаний. Духовный Космос бесконечен как вверх над нами, так и вниз от нас. Под нами в буквальном смысле духовная бездна, скрытая тьмой нашего незнания. Отсюда библейское выражение «тьма над бездною». Тьма потому, что подземных сознаний – великое множество, бездна, и потому, что мы ничего не знаем о них.

Сравним с физическим миром. Есть ли что-нибудь ниже материи? Разреженное пространство. Потом безвоздушное пространство. Потом пустота. Потом черные дыры – уже не просто пустота, а минус-пустота, не способная излучать энергию.

Есть многочисленные измерения духовного Космоса, и там, где нам кажется, что пусто, всегда присутствует новое измерение: просто надо перейти в другую плоскость, чтобы заметить, что сознание нигде не исчезает и не прерывается. Уходя из одной плоскости, мы обязательно попадем в другую. Представим, что мы плывем по поверхности воды. На ней может быть пусто, но достаточно нам опустить голову в воду, чтобы увидеть присутствующий в ней другой насыщенный мир. Древние майя знали о существовании девяти подземных измерений. Что это за измерения, они не описали. Зато у древних кельтов есть намек, что в подземном мире время сжимается так, что сто земных лет протекают как один миг. Наиболее подробно подземный мир представлен древними египтянами в «Книге мертвых»: там он описан в двенадцати измерениях[5 - С внешней стороны древнеегипетская «Книга мертвых», в общем-то, известна, ибо сохранилась на саркофагах в виде рисунков и текстов. Но содержание книги, скрытое за шифром терминов и названий, до сих пор не понято. Не сложно перефотографировать, срисовать и прочитать надписи на саркофагах, куда сложнее понять философскую концепцию, скрытую за ними. Загробный суд Осириса, боги и богини, животные и птицы – это всего лишь термины и названия того, о чем на самом деле идет речь и что надо еще расшифровать. Каждое философское понятие древние египтяне соотносили с определенным символом в виде той или иной фигурки, и в этом отношении «Книга мертвых» еще совершенно не понята. О ней, как, впрочем, и о Библии, говорят, не затрагивая ее сути.].

Обратим внимание еще на одно очень важное появившееся иносказание: вода. Что оно означает? В пределах границ будущего земного сознания изначально находилось нечто, до нас существовавшее и нам незнакомое, – безотчетное сознание. Первичное, общее для всей Вселенной «бессознательное», в котором отсутствует сколько-нибудь проявляемое Высшее сознание. Аморфное, как пластилин, из которого можно лепить формы, формообразующее сознание. Именно его Библия называет водой. «Вода», как мы потом узнаем, создает и растворяет сознания животных и, надо полагать, сознания людей, не отличающихся от животных.

Сказано, что Дух Божий парил над этой водой. Спрашивается, не выделялось ли Высшее сознание из воды? Нет, перед нами два совершенно разных сознания, которые не переходят друг в друга, хотя и соприкасаются. Одно – низшее и формообразующее. Из него была сотворена вся живая материя, то, что Библия называет земным прахом: флора, фауна, физическая сущность самого человека. Другое сознание – Высшее и олицетворяющее. Это энергия, задающая направление существования самому земному праху, каждой его форме. Микробы, трава, деревья, животные, человек являются таковыми лишь постольку, поскольку в них вливается Дух Божий. Он определяет все закономерности природы. Если он уходит, начинаются аномалии.

Впрочем, со мной вряд ли согласится традиционное мнение, уверенное, что в данном месте под словами «Дух Божий» Библия подразумевает простой ветер, ниспосланный Богом для осушения земли.

«И сказал Бог: да будет свет»[6 - Быт 1:3.].

Свет – это Дух Божий, вошедший в пределы неба и земли, в так называемую формообразующую, изначально существовавшую воду, чтобы создать из нее материю. До этого он был над ней, а теперь опустился в нее.

Прочитаем дальше: «И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»[7 - Быт 1:4–5.].

На первый взгляд, кажется, что Бог установил периодическую смену дня и ночи, простое чередование суток. Однако с философской точки зрения, тьма, ночь – это незнакомое людям сознание, существующее за рамкой «земля – небо». Под землей и над небом находится неизвестный людям духовный Космос – вот что говорит Библия. Таким образом, свет и день означают земные пределы, а тьма и ночь – космические.

Не пропустим фразу: «И был вечер, и было утро: день один»[8 - Быт 1:5.].

Здесь кроется что-то важное, не обычная хронология, уж больно непривычен порядок отсчета: сначала вечер, а потом утро. Смерть и рождение, вечер и утро мы традиционно связываем иначе: сначала рождение, утро, а потом смерть, вечер. И после смерти по нашим понятиям уже ничто не должно наступить… А тут рефрен вечера и утра звучит во всей первой главе, и он явно не имеет никакого отношения к астрономическим суткам.

Он обозначает переход земного качества из одного состояния в другое, а вечер и утро – ступени этого перехода. На первой стадии творения свет выделился из космической тьмы, вошел в земные пределы и набрал силу творящего потока. Потому и сказано, что сначала был вечер, а потом уж наступило утро. Сначала произошло затухание, уничтожение прежнего качества. Но смерть подразумевает рождение, вечер подразумевает утро. Между смертью и рождением, между вечером и утром простирается ночь – сознание непостижимого Космоса. Каждое новое качество земных пределов, утро, продавливается Космосом. Вечер – ночь – утро. Это циклы обновления. Мы видим вечер и утро, смерть и рождение, но они – лишь дыхание ночи Космоса, которого мы не видим.

Почему Библия говорит «день один», а не «день первый»? Потому, что она указывает на неизменность пределов творения. Все, что происходило, происходило в пределах неба и земли. День всегда один и тот же, тождественный прежнему.

Однако нумерационный порядок стадий творения здесь тоже присутствует. Если мы расшифруем содержание каждого из дней, мы найдем ключ к пониманию чисел Библии. Как видно из вышесказанного, число «один» – это число творящего Бога.

Само собой разумеется, что речь идет не о буквальном понимании термина «день», а о целых эпохах, в которые и происходили отдельные акты творения.

На второй день творения, продолжим мы чтение Библии, «создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью»[9 - Быт 1:6–7.].

Можно подумать, что здесь говорится о суше, но далее вдруг обнаруживается, что Бог назвал эту твердь… небом[10 - Быт 1:8.]. Традиционное мнение выходит из затруднения тем, что отождествляет небо с атмосферной оболочкой между землей и безвоздушным пространством. Дескать, Бог сотворил небесный свод, разделивший земную воду: одна ее часть осталась на поверхности земли, – это будущие океаны, моря и реки, – а другая в виде туч и дождей повисла в небе. Однако возникает новая проблема: разве можно представить атмосферу твердью? Традиция невозмутима: «Атмосфера названа твердью, покрышкой над землей потому, что здесь Библия приспосабливается к наивному представлению первых людей, будто небо над их головами – это некий огромный шатер, который может прорываться, и тогда идет дождь».

Небесный шатер, тучи, дождь… Не слишком ли это примитивные темы для Священного Писания? Похоже, Библия сообщает нам о другом: Бог отделил амфорные, как вода, потоки общего сознания от тверди специфического сознания, свойственного только людям. Можно сказать, Бог создал сознание будущего человечества в виде духовной оболочки вокруг земли. Она существует и по сей день. Французский ученый Леруа и русский Вернадский дали название этой оболочке: ноосфера. Кстати, Тора называет ее не твердью, а пространством.