banner banner banner
Шестерёнки 2. Между экономикой и идеологией
Шестерёнки 2. Между экономикой и идеологией
Оценить:
 Рейтинг: 0

Шестерёнки 2. Между экономикой и идеологией

Шестерёнки 2. Между экономикой и идеологией
Владимир Викторович Казаков

Книга о процессах, происходящих в обществе. О его механизмах. И о нас с вами, о простых обывателях. О тех, кого перемалывают шестеренки этих механизмов. О тех, кто является смазкой и топливом этих механизмов. Среднестатистического человека интересует только следующее: не умереть по какой-то причине; не быть голодным; иметь крышу над головой; воспитать свое потомство по образу и подобию своему; обеспечить своему потомству, как минимум, те же условия. Но взамен ему декларируют нечто другое.

Владимир Казаков

Шестерёнки 2. Между экономикой и идеологией

Предисловие

На жизнедеятельность любого живого существа влияют в основном только два фактора: чем это существо питается и чем оно напугано. Человек в этом плане ничем не отличается. Но и то, и другое для нас с вами выглядит более сложно. Человеческий разум, умело обработанный кем-то, может приоритеты поменять. Или же человек, оценив сложившуюся вокруг обстановку, придет к выводу, что попытки выжить бессмысленны. Это и есть кардинальное отличие человека от других живых существ.

Чем и как мы питаемся, всегда зависит от экономики страны на территории которой мы проживаем, от нашего места в социальной иерархии, от правил установленных в обществе. Да и страхи наши обусловлены не столько тем, что нас могут съесть хищники настоящие, сколько тем, что нас «съедят» наши же собственные соплеменники. Съедят, в переносном смысле. Но и этим страхи не ограничиваются. Диапазон от страха возможного падения метеорита, до ужаса потерять работу. И да, метеорит для многих не самое страшное.

Есть в обществе те, кто извлекают выгоду из наших страхов. Есть и те, кто пытается нас успокоить и умиротворить, поскольку им именно это выгодно. Способы у них разнообразные. От банальных «страшилок» в СМИ, до целенаправленной пропаганды чего-либо. Разнообразны мотивы и подходы. От спонтанных высказываний в стиле кликуш, лишь бы сограждане такой персонаж заметили, до целенаправленного продвижения какой-либо идеологии, разработанной профессиональными политологами.

Предыдущая книга была посвящена взаимоотношениям разных слоев общества. А так же тому, во что выливаются конфликты порожденные интересами разных социальных групп.Очень актуальная тематика на фоне событий происходящих вокруг нас сегодня.

В этой книге предлагаю рассмотреть методы, которыми стараются заставить обывателя сделать то или иное действие. От разрушительных, таких как участие в революциях и войнах, до созидательных. Ведь всем очень нужно чтобы народонаселение своими руками свергало и возводило на трон, а по завершении процесса что-то производило и добывало прибавочную стоимость для новоиспеченных небожителей. Важнее всего то, что влияет на наше тело и то, что влияет на наши мозги. Остальное – производная. Даже экономика важна не сама по себе, а как средство держать людей под контролем. В данной книге я предлагаю посмотреть на экономику и идеологию именно под этим ракурсом.

Собственно тематика книги: факторы влияющие на поведение людей (настроения, идеологии, работу пропаганды) и механизм принуждения обывателя быть винтиком в экономической машине.

Впрочем, функционирование экономики тоже рассмотреть пришлось (правда, частично, пока без сельского хозяйства). Именно от экономики происходят интересы тех, кто манипулирует обществом.

К сожалению, всё нам рассмотреть не удастся. Но планируется ещё одна книга. Как раз о самом важном и страшном, о добыче пропитания и насилие с ним связанном.

Я не являюсь приверженцем ни одной конкретной идеологии, хотя симпатии и антипатии мне присущи, как и любому живому человеку. Всё описанное ниже – это скорее взгляд со стороны.

Между тем, меня могут обвинить в пропаганде какой-нибудь идеологии. Того же марксизма, например. Что по сегодняшним временам является чуть ли не смертным грехом (к счастью, пока еще за это не убивают, но всё ещё может измениться). В то же самое время сами апологеты марксизма меня обвинят в пропаганде против них. Впрочем, и либералы тоже.

Тематика связанная с идеологиями всегда скандальна. Любая идеология всего лишь система искусственно скомпилированных идей. Но люди привыкли воспринимать идеологию чересчур серьезно. Как можно искусственно созданную субстанцию возводить в абсолют? Хотя, нужно признать, польза для общества от идеологий иногда тоже имеется.

Страшнее не идеология, а то что происходит вокруг нее. То что происходит под видом защиты идеологии. Но самое страшное то, что происходит под видом борьбы с нею!

На сегодняшний день слова антисоветчик, антикоммунист, даже антисталинист стали синонимами слова убийца. Именно под видом борьбы с советским наследием, под флагом защиты от возрождения коммунизма, убивали и убивают наших сограждан, русских в основном, последние десятилетия. Ни в чем не повинных людей! К идеологии отношения не имеющих в принципе! Уже после того, как сама коммунистическая идеология давно мертва и возродиться в принципе не может!

Преступления совершаются под видом борьбы с идеологией. Это очень многое говорит о морали тех, кто с ней борется и боролся ранее. Противники коммунизма давно дискредитированы такими убийствами. Защита либеральных ценностей? Это и есть либеральные ценности в их понимании? Увы, это всё только прикрытие.

Всегда интересна связь экономики и идеологии. Если вы послушаете, что вам вещают апологеты разных идеологий, то вам покажется что именно идеология определяет то, как работает экономика. Увы, это обман. Всё с точностью до наоборот. Идеология призвана сгладить претензии обывателя к несправедливостям, вызванным работой реальной экономики.

Это забавно, когда люди уверены в реальности того, что сами придумали. Еще забавнее, когда этим занимаются те, кто вроде бы должны были видеть всё воочию. Или так проще продвигать новые идеи? Снова мы видим попытку скрыть истинные причины происходящего под видом работы идеологии.

Для меня было сюрпризом, что люди рассказывающие об экономике СССР позднего периода, транслируют рассуждения западных экономистов 30-х годов прошлого века. Хотя даже в 30-е она не соответствовала «перлам» из их учебников. Впрочем, как и не соответствовала теориям отцов основателей марксизма-ленинизма.

А ещё, почему-то они абсолютно уверены в том, что за несколько последующих десятилетий работа экономики СССР вообще не менялась. «Вот на Западе менялась почти каждое десятилетие, а у нас нет.»

Ну и последнее что нужно сказать перед тем как вы отважитесь прочесть книгу. Я старался писать без теоретизирований и заумств (скорее даже по дилетантски). Поскольку заумные проповедники идей «как нам что-то обустроить» уже успели жутко надоесть. Что называется, до отвращения!

Ничего обустраивать я не предлагаю, и уж тем более разрушать. Наоборот, предлагаю анализировать мотивацию и поведение тех, кто вас призывает бороться за что-либо.

Глава 1. Настроения, нравы, менталитет, личность. Манипуляции настроениями.

Роль личности в истории. А так ли велика эта роль?

Тема, связанная с настроениями самая неоднозначная. Очень много моментов, которые оказываются притянуты друг к другу искусственно. Но, так или иначе, мотивы поведения людей и их настроения – это первопричина всех происходящих в обществе событий.

Собственно, из-за такой неоднозначности стараются рассматривать не настроения разных групп в обществе, а деятельность конкретных личностей. Так проще. Это удобно, но увы, за редким исключением, бесполезно.

Хотя, казалось бы, все исторические события – всегда результат деятельности конкретных людей, результат их поступков. И, естественно, эти люди действовали не просто по своему желанию, а исходя из тех обстоятельств и факторов, которые на них давлели. Во всяком случае, именно такие выводы можно сделать, изучая историю. Именно такой подход позволяет истории как науке считаться объективной. А людям, её изучающим, позволяет оставаться в рамках удобных теорий.

Заметьте, всё что вы так или иначе изучали в рамках предмета «История» крутится вокруг конкретных событий, но, главное, вокруг исторических личностей. Действительно, вот есть конкретный человек или конкретная группа лиц. Они говорили «вот это», делали «вот это». Всё это задокументировано и легко проверяется. Стало быть, на этой основе можно написать что-то научное. Да и для читателя это будет понятно и не будет вызывать отторжения излишней заумностью.

Рассуждения о личности в истории очень популярны у читателей. Это всегда вызывает интерес к материалу. Делает повествование логичным и простым. С другой стороны каждый примеряет на себя те или иные события. «А вот я бы на его месте!»

К тому же, рассказы о личности в истории позволяют людям смотреть на свою жизнь оптимистично. Им кажется, что и они могут подняться над тем болотом, в котором живут, совершить что-то, что поменяет ход истории, как это было у какой-то исторической личности. Вот только большинство максимум могут поучаствовать в убийстве очередного эрцгерцога.

А действительно ли это – самый важный фактор, историческая личность, что-то совершающая? А смог ли он совершить это «что-то» без подходящих условий?

К сожалению, роль личности в истории сильно преувеличена. Вера в «личность в истории» больше связана с нашей культурой, нежели с реальной жизнедеятельностью общества.

Имея спички, вы не разожжете костер, если не имеете дров. Имея дрова, вы костер без спичек разожжете, но сильно постаравшись. Роль личности в истории – это как раз роль вот такой спички.

Достижение конкретной исторической личности заключается лишь в том, что она оказалась в нужное время в нужном месте. То есть одновременно должны сложиться сразу несколько факторов. Кроме самой личности нужны еще подходящие обстоятельства, чтобы она могла действовать. А еще люди, способные с этой личностью взаимодействовать. В противном случае никакой «личности в истории» просто не случится. Каким бы выдающимся не был кандидат на роль этой «личности в истории». Хотя, качества личности, конечно, тоже играют огромную роль.

Поместите любую из известных исторических личностей в другие условия и уже ничего не произойдет. Александр Македонский не стал бы создателем великой империи, если бы родился в семье простолюдина. Даже если обладал бы теми же самыми качествами.

Всегда было огромное количество желающих «порулить». В наше время жаждущих поучаствовать в политической деятельности или управлении чем-либо найти легче, чем хорошего слесаря. Встав на то или иное ключевое место в обществе, эти «руководители» оказываются просто очередными сотрясателями воздуха, не способными чего-либо добиться из обещанного ими же.

Увы, чтобы нужный человек оказался в нужном месте – это уже из области игры в рулетку. И выигрыш выпадает не часто. Более того, даже для самой личности попадание в историю – это только единичный выигрыш.

Оказавшись инициатором исторического события, человек дальше просто плывет по течению, реагируя на происходящее согласно своих особенностей личности. На происходящее больше влияет окружение такой личности, и то как это окружение воспринимает вышеозначенную личность. Фактически, данная конкретная историческая личность выполняет только роль некой связующей субстанции для окружающих ее людей. Своеобразный цемент – не более.

Гораздо важнее оказывается состояние общества, процессы в нем, факторы на него влияющие. Люди, ставшие вершителями судеб мира, в реальности всего лишь те, кто действует в сложившихся обстоятельствах. Просто реагируют на происходящие вокруг них события исходя из получаемой ими информации. Да и информация, ими используемая, часто недостоверная или даже ложная. Но чаще они подталкиваемы людьми из своего окружения.

Сколько в истории человечества было периодов, про которые мы не можем сказать что-то внятное о личностях, вершивших судьбы общества в этот момент. Кто они? А были ли они в этот момент? Или «рулили» личности помельче? Но Земля не остановилась и история не прервалась. Не было личностей исторического масштаба – без них вполне обошлись. Их место занимали всего лишь другие личности, самые обычные, ничем не выдающиеся. Большинство просто делали свое дело.

А сколько людей с выдающимися способностями, подходящими для «великой личности», остались на социальном дне и ни на что не повлияли? Не оказавшись в нужном месте и в подходящее время, без людей, которые дали бы возможность сыграть важную роль, они так на всю жизнь и остались в состоянии «никто и звать никак»!

Сколько бездарностей находились всю свою жизнь на верхних ступенях социальной пирамиды и вершили судьбы народа? Но были ли они хоть кем-то? Или были просто ширмой для своего окружения?

Почти ничто на появление личности в истории повлиять не могло. Даже они сами! Только стечение обстоятельств и удобство такой личности для круга лиц, находящихся рядом с ними. В какой-то степени – Божественный промысел, если вы верующий человек. Нам с вами пользы нет никакой от веры в «личность в истории».

Увы, люди действуют в рамках той ситуации, которая вокруг них складывается. А если выражаться совсем обобщенно, то в рамках ситуации сложившейся в обществе. Но общество движется в том направлении, которое задается действующими в нем факторами. Результат этого движения хоть и зависит от конкретной личности «у руля», но не кардинально. Без «личности» общество придет примерно к тому же состоянию. Просто с другой скоростью.

Например, мне всю жизнь приходилось слышать, что если бы Ленин не появился, то в России не было бы никакой Октябрьской революции. Это рассказывалось советским школьникам на уроках истории как показатель величия Ленина. С посылом, что не будь его, то граждане России так и остались бы обитателями трущоб и подвалов, нищими работягами с 14-часовым рабочим днем. Сейчас это же высказывается очередной пропагандой как причину трагедии России. Что из-за Ленина были попраны основные демократические свободы граждан, свобода слова, свобода предпринимательства и куча других.

Вот любопытно, многие ли готовы работать на несколько часов дольше ради свободы слова? Я, конечно же, шучу.

Забавно, но этого персонажа все дружно назначили крайним. Ответственным за всё. Как раз пример манипуляций на теме «личности в истории». Очень удобно, знаете ли.