banner banner banner
Пленники судьбы и истории. Герои и антигерои
Пленники судьбы и истории. Герои и антигерои
Оценить:
 Рейтинг: 0

Пленники судьбы и истории. Герои и антигерои


Портрет Лжедмитрия Второго. Неиз. худ.

В очередной раз началась торговля телом дочери. К нему теперь прибавилось ещё и царское звание. Так что через две недели торгов Юрий Мнишек в очередной раз продал дочь за 300 тысяч золотых рублей и полное владение Северской землёю с 14 городами.

9 сентября Сапега привёз Марину в Тушино. Через унижение Мнишек признала в Лжедмитрии Втором своего супруга.

Пока тушинский лагерь пил и гулял несколько дней, неизвестный ксендз тайно обвенчал Марину и самозванца, так как она без обряда отказывала ему в близости. В результате этого циничного брака Марина родила сына – «царевича-ворёнка» Ивана Дмитриевича.

Примечательно, что при этом Мнишек отвергла союз с польским королём Владиславом, когда тот занял трон в Москве.

А когда Лжедмитрия II-го убили в Калуге в 1610 году, Марина стала заложницей и любовницей свирепого донского казачьего атамана Ивана Заруцкого. Он был одним из руководителей первого Земского ополчения, выдвигавшего на русский престол малолетнего марининого сына – «ворёнка» Ивана.

В январе 1611 года Заруцкий перевёз Мнишек из Калуги в царский дворец в Коломне. Марина жила там с царскими почестями.

Но в 1612 году, борясь за власть, атаман совершил ошибку – он организовал покушение на князя Дмитрия Пожарского.

В августе войско Заруцкого было разбито под Москвой. Он примчался в Коломну, забрал Марину с сыном, спалил город дотла и спешно ушёл на юг, в Астрахань.

Атаман Иван Заруцкий. Неиз. худ.

В то время вести из Москвы шли долго, и астраханцы поначалу отнеслись к московской царице и малолетнему «царевичу» Ивану весьма благодушно. Их с комфортом устроили на жильё за крепкими стенами Троицкого монастыря. Марина тут же приказала открыть при монастыре домовую католическую церковь, которую освятил 28 августа 1613 года монах-августинец Николай Мело.

В документах обители упоминается про трапезную палату Троицкого собора: «А каменная церковь теплая с трапезою, а под нею хлебня и теплый погреб почата делаться в 1606 году…». В этих покоях в 1614 году жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий.

Марина запретила монахам бить в благовест к ранней заутрене, поскольку колокольный звон пугал её маленького сына.

Заруцкий, как всегда, расхитил часть монастырских сокровищ, предавал смертной казни возмущавшихся его порядками. Позднее астраханский воевода доносил в Москву: «Семена Чуркина и многих добрых людей и попов и чернецов велел казнить и в воду сажать; а животы их и остатки грабить, а паникадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе.».

Но не долго музыка играла…

Добралась до Астрахани царская грамота: «…против Государевых изменников Ивашка Зарутцково и иных битися до смерти…», не поддерживать притязания на царский престол «Маринки-люторки, еретицы» и «вора Ивашки Заруцкаго».

«Бегство Марины с сыном Иваном» на Медвежьем острове на реке Яик. Худ. Л. Вычулковский

Романовы перекрыли подвоз продуктов к Астрахани, и горожане осадили кремль. Тут же от казаков бежал ногайский мурза Иштерек со своим отрядом.

Единственным путем к спасению оставались несколько десятков стругов у Никольской пристани. На них в дождливую ночь 12 мая Заруцкий и Марина с сыном бежали из астраханского кремля через Никольские ворота.

25 июня 1614 года их пленили и в кандалах отправили в Москву.

Казнь была быстрой и лютой. Сначала повесили малолетнего «ворёнка» Ивана за Серпуховскими воротами Китай-города. А на Лобном месте на кол посадили Заруцкого. Думается, что и с Мариной Мнишек расправились быстро.

Но существует легенда, что её заточили в башне Коломенского кремля. Там она якобы обернулась сорокой и улетела в Польшу. Ну, а как же иначе, колдунья всё-таки!

Так кем была эта маленькая худенькая длинноносенькая иноземка Марина Мнишек? Царицей, колдуньей или жертвой? Судите сами… Но её жажда стать и быть Московской царицей любым способом говорит сама за себя.

Елецкий кошмар Тамерлана

Историческая миниатюра и расследование

«Рубите всех – Аллах узнает своих!»

Тимур

Войско Тамерлана в походе

«Месяца августа двадцать шестого, на память святых мучеников Андреана и Натальи повесть полезная, из древних сказаний сложенная, представляющая преславное чудо, бывшее с иконой пречистой Богородицы, которая называется Владимирской, как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву, избавила нас и город наш от безбожного и зловерного царя Темир Аксака.

Господи, благослови, отче! В 6903 (1395) году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли… Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей он поднял в Орде и на Руси своим приходом.

Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке – безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Однажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко, и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ногу ему в бедре пополам, и тут же бросили его как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажила у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железом ногу свою перебитую, – по этой причине и хромал; потому и прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак – хромец….

Лицевой летописный свод о нашествии Тамерлана

Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша…

И собрал он всех воинов своих, прошёл всю Орду и всю землю Татарскую, подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошёл из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан…

Лицевой летописный свод о нашествии Тамерлана

Так по Божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксакцарь возвратился назад, ушёл в свою землю. Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому! В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, – в тот же день Темир Аксакцарь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашёл на него страх и трепет, вторгся страх в его сердце и ужас в душу его, вошёл трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратилися без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал. Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей Матери, скорой заступницы нашей в бедах…».

Лицевой летописный свод

Кошмар Тамерлана

Тимур в ожидании битвы

У Великого Повелителя Вселенной с утра разнылась давно покалеченная нога. Тимур завоевал половину мира, но постоянная боль в правом бедре не давала покоя, бесила, напоминая о том, что он всего лишь простой смертный. Весь день промучился, разминая мышцы и втирая мази. Ничего не помогало!

Пытаясь отвлечься, Повелитель глубоко втягивал в себя степной воздух, насыщенный горечью полыни, с примесью запаха тления мертвецов и гари догорающего у его ног города русов.

Тимур любил этот особый букет запахов победы. Они радовали его душу, согревали стареющее сердце воина, охлаждали кипящую кровь кочевника. Главное, они успокаивали боль в ноге.

Повелитель даже смог подняться и, прихрамывая, вышел из полевого шатра, чтобы ещё больше насладиться волнующими запахами.

На голову возвышаясь над воинами своей охраны, он долго смотрел вдаль, на Север, сквозь дымную завесу, закрывающую от глаз лесистые просторы. Он грезил о Москве, о богатой добыче, о ещё одном драгоценном камушке в венце своего мирового господства.

Штурм русской крепости

Но вид огромного дымящего кострища на месте града лишь расстроил его, напомнив о потерянном времени и больших жертвах среди горной пехоты, понесённых при штурме. Недаром накануне он приказал даже название «Елец» истребить в памяти поколений. Досадная заноза в виде этого маленькой русской крепости остановила на две недели его трёхсоттысячную непобедимую армию.

Ельчане в битве с полчищами Тамерлана. Худ. И. Г. Мишин

Вот почему его нукеры до сих пор безжалостно убивали найденных в окрестных лесах горожан и посадских, жгли и истребляли деревни и сторожи, не щадя ни малых, ни старых, ни княжичей, ни бояр. Никто во Вселенной не должен был узнать об этом позоре, о его «пирровой победе». Просто не было этого недоразумения на его славном пути в Москву.

«И, разгоревшись яростью и возгордившись, дерзнул окаянный Темир унизить веру христианскую и святых Божиих угодников, святых русских чудотворцев, особенно великого в святителях чудотворца Петра. И пошёл на Русскую землю, на христианское стадо, желая полонить её, как второй Батый, которому до этого из-за грехов наших Бог попустил полонить христианство. Темир, видя, что никто не противится ему, прошёл всю землю варварскую, и, дойдя до пределов земли Рязанской, взял город Елецк, князя Елецкого пленил, людей замучил, так как зол был и лют этот гонитель христиан, жесток и немилостив.».