banner banner banner
Психотерапия для начинающих. Самоучитель
Психотерапия для начинающих. Самоучитель
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психотерапия для начинающих. Самоучитель

? Участники говорят не о протагонисте, а о своих чувствах к нему и к другим персонажам драматического действия.

? Участники не используют холодный анализ и критику, а выражают уважение и благодарность протагонисту за его публичное самораскрытие.

? Исцеляющего эффекта следует ждать не столько от инсайта, сколько от обмена чувствами.

? Анализ, интерпретации и оценки можно производить только после того, как протагонист успокоится.

Если вместо этого участники группы пытаются анализировать или решать проблемы протагониста, Дж. Кори[58 - Кори, Джеральд – американский профессор, преподает теорию, практику и этику группового консультирования, является автором и соавтором 15 учебников.] (2003) рекомендует помочь им следующими вопросами:

? Как психодрама протагониста повлияла на вас?

? Какие чувства вы испытывали, когда участвовали в его психодраме?

? Какие переживания вашей жизни можно соотнести с его ситуацией?

? Родились ли у вас какие-нибудь чувства по отношению к нему, которые вы хотели бы с ним обсудить?

Завершающие задачи данной стадии:

1) оказание помощи членам группы для перенесения того, чему они научились во время сессии, в повседневную жизнь;

2) подведение итогов и выделение основных моментов сессии;

3) планирование следующей сессии или определение будущих тем для работы;

4) обеспечение дополнительной поддержки;

5) введение какого-либо ритуала завершения (если он адекватен ситуации);

6) работа с чувствами, касающимися отделения и ухода;

7) обращение к незавершенным моментам сессии или поощрение членов группы на краткое выражение того, что не было высказано.

4-я стадия – процессинг (процесс-анализ) представляет собой дидактическую конференцию, которая посвящается обучению с углубленным пониманием техники. Процессинг может центрироваться на обучающемся терапевте, на протагонисте, на группе. Выявленные личностные проблемы обучающегося терапевта оставляются для личной терапии и проработки на следующих сессиях. Публичное обсуждение личности протагониста в его присутствии протекает как обучение теории личности, при необходимости особенности его личности анализируются в его отсутствие в группе студентов. Позиция преподавателя во время процессинга сочетает критический анализ с поддержкой.

Ответственность в психодраме распределяется следующим образом. Терапевт предлагает специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и, если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой.

В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию)[59 - Фасилитация – прием, включающий в себя эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психотерапевта к пациенту, помогает раскрыть в пациенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно.], наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются: презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее.

Драматерапевт должен (Холмс[60 - Холмс, Пол – первый председатель Британской психодраматической ассоциации (1988).] и Карп[61 - Карп, Марша – ученица Джекоба и Зерки Морено, в 1974 г. основала Холвеллский центр психодрамы, где по сей день проходят подготовку драматерапевты из многих стран Европы.], 1997):

? иметь твердый и оптимистический взгляд на потенциал группы;

? быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;

? создавать ситуации, когда все становится возможным: ведущий в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;

? создавать атмосферу, в которой все неизвестное, непроговоренное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что произошло в жизни;

? обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;

? иметь изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;

? иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать участника на терапевтическую работу;

? уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.

Д. Киппер[62 - Киппер, Дэвид – ученик Джекоба и Зерки Морено, член совета директоров Международной ассоциации групповой психотерапии.] (1993) отобразил составляющие роли драматерапевта в следующей таблице.

Дж. Кори (2003) описывает функции драматерапевта подробнее.

? Планирование сессии таким образом, чтобы разные члены группы имели возможность побыть протагонистами и чтобы исследуемые проблемы соответствовали потребностям и интересам группы.

? Обеспечение толерантности и атмосферы принятия, которая облегчает спонтанное выражение чувств, связанных со значимыми событиями.

? Разогрев группы, чтобы участники были психологически готовы к свободному и полному исследованию своих проблем и определили свои цели.

? Обеспечение поддержки протагониста и некоторое руководство, включающее в себя предложение соответствующих техник, поощрение спонтанности и катарсиса, помощь протагонисту в интерпретации того, что он пережил во время психодрамы.

? Акцентирование отношений (драматизация конфликтных моментов для облегчения их осознания), которые могут быть исследованы, предложение сцен, которые можно сыграть, и экспериментов, которые можно провести.

? Право прервать действие для уточнения происходящего, если в этом есть необходимость, и обязанность убедиться в том, что роль была сыграна должным образом.

? Внимание к реакциям членов группы и, если это кажется уместным или необходимым, вовлечение других участников в психодраму. Помощь другим членам группы в получении терапевтической пользы от этого опыта.

? Защита протагониста от словесных нападок других членов группы, от упрощенных указаний и советов.

? Проведение групповой дискуссии после того, как закончится действие. Поощрение членов группы к тому, чтобы дать протагонисту обратную связь и поделиться тем, что они испытали во время психодрамы, чему они научились, какие чувства или события, пережитые ими в реальной жизни, схожи с чувствами или ситуацией протагониста.

? Подведение итогов на основе обратной связи, полученной в ходе дискуссии и инсценировки, что обеспечивает завершение полученного опыта и позволяет перейти к новой области исследования.

Упражнения

«Разогрев»

Инструкция: «Подумайте, к какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии.

Поделитесь своими пожеланиями или жалобами. Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии.

Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе, или от своего друга, или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу».

По окончании монологов происходит обсуждение услышанного и пережитого всеми членами группы.

«Самопредставление»

Каждый член группы по очереди рассказывает о себе или отвечает на наводящие вопросы терапевта.

«Исполнение роли»