
Все мысли об оплате сразу же вылетели у него из головы.
Даже не думая торговаться, Себастьяно пробормотал:
– Буду весьма польщен!
Все его мысли сразу умчались в композицию, сюжет, краски.
Подумать только, какой шанс дала ему судьба! Состязаться с самим Рафаэлем! Ему заказана точно такая же работа, как урбинцу! Значит, они все-таки художники одного уровня! Значит, не напрасны были все эти годы тяжелого напряженного труда…
Узнав новость, Микеланджело пришел в восторг и быстро выполнил эскизы будущего полотна.
– Себастьяно, ты только представь – ваши работы перед отправкой во Францию будут выставлены в Ватикане, – бормотал Микеланджело, рисуя как одержимый. – Я уверен: твой Лазарь выйдет намного лучше, чем мазня этого прощелыги.
Увы, этим надеждам было не суждено сбыться.
Рафаэль отложил работу над своим Лазарем, так как был загружен другими заказами.
Говорят, узнав, что вечные его соперники увлеченно работают над полотном для Франции, он сказал:
– Для меня большая честь состязаться с самим Микеланджело.
«Он не мог не знать, что это мой заказ, – узнав о словах Рафаэля, Себастьяно Лучани отправился в таверну, потребовал большой кувшин вина и выпил его полностью, не закусывая. – Он вообще меня не замечает! Для него меня в искусстве просто нет! И уж вот этого я стерпеть и простить не смогу!»
План действий сложился в голове Себастьяно Лучани мгновенно.
Маргарита Лути, или Форнарина[26] – вот кто ему поможет.
Строго говоря, молоденькая возлюбленная Рафаэля, ангел во плоти – это на самом деле настоящий демон. Куртизанка, которая дарит свою любовь всем, кто только ее об этом попросит. Она переспала со всеми учениками Рафаэля, со многими его заказчиками. Рафаэль все прощает. Он видит и любит ее другой. И весь мир скоро узнает и полюбит ее другой. Такое чистое лицо, как у «Сикстинской мадонны», будет сиять, вдохновлять и дарить умиротворение и покой веками – это все, конечно же, совершенно ясно…
Нет, Марго – не мадонна. Она тварь, каких свет не видывал. Но ничего, сейчас все это – только на руку…
Любовница Рафаэля с легкостью согласилась на свидание с Себастьяно.
Его поразила страстная ненасытность девушки.
– Еще, я еще хочу тебя, – шептала Марго, покрывая тело Себастьяно жаркими поцелуями.
Потом она, уставшая от ласк, наконец задремала.
Себастьяно встал с постели, дошел до стола, где лежали два приготовленных для Марго бархатных мешочка. В одном из них, красном, были деньги. В синем находился отравляющий порошок, купленный у знающего человека. Продавец уверял, что щепотка порошка, добавленная в питье, приведет через пару дней к смерти того, кто отведает отравленного напитка. Причем даже доктора не поймут, что смерть наступила от яда, так как никакой тошноты, случающейся при отравлении, не возникнет. Смерть наступит от проявлений обычной лихорадки.
Он вздрогнул, почувствовав, как Марго прижалась к его спине упругой грудью.
– Зачем же мне убивать Рафаэля? – простодушно удивилась девушка, когда Себастьяно изложил ей свой план. – Он закрывает глаза на мои похождения. И дарит мне подарки.
– Глупая, ты что, не знаешь его доброго сердца? На пороге смерти он сделает тебя наследницей! И ты получишь все! Ты хоть понимаешь, насколько богат твой любовник?
– Спасибо за совет, – Марго улыбнулась и взяла мешочки. – Значит, добавить в вино? Очень хорошо…
– Когда все будет сделано, забери его перстень с изумрудом и принеси мне. Рафаэль никогда с ним не расстается. Так я пойму, что ты не обманула меня.
– Конечно, принесу. Он стоит немало, но ведь меня ждет большое наследство…
Когда она одевалась, Лучано хотелось разрыдаться.
Сосредоточенно обдумывая коварные планы, Марго так напоминала Сикстинскую мадонну, что это уже казалась наваждением.
Через неделю Рафаэля не стало.
Оплакивая его, весь Рим был уверен, что художник, торопясь к Папе, простудился под проливным дождем.
Лучано надел на палец перстень Рафаэля и вздрогнул. Казалось, кольцо просто обжигает кожу, распространяя вокруг тошнотворный запах паленого мяса. И снять его, несмотря на все усилия, не получалось…
* * *Держась за голову, я попыталась встать. Ноги были ватными, суставы не сгибались. Я доползла до стены и, придерживаясь за декоративные ниши, поднялась и пошла вперед.
Нож, которым Грину вспороли горло, валялся рядом с диваном.
– Кейт! Кейт! На помощь! – закричала Мэри, и надежда, мелькнувшая в ее взгляде, при виде меня погасла. – Мистер Грин умирает! Помоги мне!
По телу Джонни прокатилась волна конвульсии. Он выгнулся, задрожал. Потом конечности расслабились, свистящее дыхание прекратилось, интенсивность кровотечения снизилась.
Я поняла, что сердце мужчины остановилось. И что Кейт, видимо, тот самый домашний доктор, ничем помочь уже не сможет. Тут любой врач окажется бессильным.
Мэри обняла окровавленное тело супруга и зарыдала.
Моя психика, стараясь защититься от шока, вдруг словно переместила меня на рабочее место, в секционный зал.
Я смотрела на искромсанное горло Джонни – и равнодушно-беспристрастно думала о том, что шея перерезана посторонней рукой. Грин – правша, и если бы он резал своей рукой, то левый конец раны находился бы выше, чем правый. Судя по особенностям раны, преступник тоже был правшой, он подкрался к Грину сзади. К нам в морг редко в последнее время привозили такие трупы, с перерезанным горлом. Но, конечно, я прекрасно помню подобные случаи. Кожа вокруг раны на шее подсыхает и покрывается засохшей кровью. Ее надо протереть, возможно, размочить мокрой тряпкой. Это важный момент – выяснить, самостоятельно ли нанесена рана. На шее по переднебоковым поверхностям проходят крупные артерии и вены: сонная артерия и яремная вена с каждой стороны. Если они повреждены, то кровищи много. А вот кровоподтеков в таких случаях по краям раны нет, кровоизлияния в подкожных тканях (клетчатке и мышцах) слабо выражены, потому что большая резаная рана – это ворота, в которые свободно льется кровь. Тут же на шее спереди гортань и трахея (последняя пониже, в нижней трети шеи). Они тоже могут быть повреждены. Причиной смерти может быть массивная кровопотеря, воздушная эмболия, аспирация (вдыхание) крови. Все это в комплексе или что-то одно, в зависимости от того, что ранено…
Ну, кровопотеря – это и ежику понятно. Воздушная эмболия – если повреждена яремная вена. В ней отрицательное давление, воздух присасывается и поступает в сердце. Это хороший признак прижизненности. Аспирация крови происходит, когда повреждены гортань или трахея и кровь поступает в дыхательные пути. Пробу на воздушную эмболию делают на вскрытии. Выделяют грудину не полностью, а верхнюю часть (рукоятку) оставляют на месте. Заливают воду в сердечную сумку и под водой прокалывают ножом правую половину сердца. При воздушной эмболии из сердца выделяются пузыри воздуха. Гемаспирация – классный признак прижизненности ранения. Выглядит шикарно на обескровленных легких. Разрезаешь их, и вид у них красивого ситчика («ситцевое легкое»): на розовом фоне много-много темно-красных пятен диаметром меньше сантиметра, обычно до 0,5–0,7 см, в трахее и крупных бронхах кровь…
Чьи-то шаги.
Вылетаю из воспоминаний, понимаю, что я на вилле и ее хозяин убит.
Полненькая светловолосая девушка, по виду американка, влетает в комнату и испуганно восклицает:
– О боже! Мисс Грин, мистер Грин! Что случилось? Мисс Грин, вы убили вашего мужа?
Мэри оторвалась от Джонни и сверлит непосредственную девицу безумным взглядом. Она пытается что-то сказать – но шок от произошедшего сдавил все ее мышцы и внутренние органы. Мэри часто и неглубоко задышала. Потом у нее хлынули слезы.
Кейт приблизилась, посмотрела на Грина. И явно уже мысленно поставив безнадежный диагноз, попыталась найти пульс на окровавленном запястье.
– Я постучалась в комнату Кейт, – всхлипнула Мэри, раскачиваясь из стороны в сторону. – Она сказала, что сейчас оденется и придет. Потом я пошла на кухню, взяла воду для вас, сделала колу со льдом для Джонни и апельсиновый сок для себя. Джонни любит колу. Любил колу… Я пошла с подносом обратно. Вы лежали в коридоре без сознания. А Джонни… Джонни… он уже даже говорить не мог. Посмотрел на меня в последний раз, закрыл глаза – и все…
Вроде бы рассказ выглядел вполне складно.
Но у меня сразу же возникли подозрения.
Я осмотрелась по сторонам. Поднос, о котором говорила Мэри, аккуратно стоял на столике. То есть она прошла мимо меня, валяющейся без сознания; увидела мужа с перерезанным горлом, поставила поднос на столик – и потом устроила плач Ярославны?
Хотя, с другой стороны, может, все эти выпавшие в чрезвычайной ситуации из рук предметы – плод воображения кинематографистов?
Я вспомнила, как мы подъезжали к вилле, практически невидимой со стороны дороги из-за высокого забора, утыканного видеокамерами. На доме тоже имелись камеры. После того как автомобиль въехал на участок, ворота автоматически закрылись. В темноте я разглядела будочку, а в ней – охранника.
Да, Джонни не сопровождали телохранители. Его, к моему огромному удивлению, и в лицо-то не узнавали. Сытым добропорядочным дубайцам и туристам мидл-класса и выше, в общем, до голубой звезды, кто там ходит с ними рядом с лицом, прикрытым бейсболкой.
Но я не могу себе представить, чтобы в дом миллиардера проник убийца. Да, Эмираты – страна с высоким уровнем безопасности. Но жилье людей вроде Грина в любом случае обеспечивается надежной охраной.
И потом – нож, перерезанное горло. Это вообще нетипичная архаика. Если бы ему разнесли череп из снайперской винтовки или пистолета – все было бы понятно.
Итак, если к произошедшему не причастен наемный убийца – то под подозрение попадает обслуживающий персонал. Конечно, во взаимоотношениях с работодателем может случиться всякое. Но мне кажется, что таких рабочих мест, как в доме Джонни Грина, намного меньше, чем претендентов на них. Конечно, Грин – не подарок. У него тяжелый характер, он эгоцентрик. И запросто мог причинить боль всем, кто его окружает. Он и на меня давить пытался. И надавил в принципе, заставив приехать на виллу. Я закрыла на это глаза из-за его харизмы и собственной тревоги. Персонал, наверное, легко засунул бы свою гордость подальше из материальных соображений. Но даже если предположить, что Грин нанес какому-то повару или врачу настолько серьезную травму, что тот решил убить Джонни, то он мог бы улучить момент и поудобнее.
Все произошло в очень сжатый временной промежуток.
Вот Мэри говорит – она пошла на кухню за напитками. А если бы не пошла?
Опять-таки я находилась в гостях. Меня пришлось отключать. А если бы я не потеряла сознание? Или очнулась раньше и заметила убийцу? Что, нельзя было для реализации гнусного замысла подобрать денек, когда в доме, по крайней мере, нет посторонних?
А вот если предположить, что убийца – Мэри, то пасьянс сходится.
Убийства, совершаемые женщинами, – это, как правило, не запланированные убийства. Они происходят в пылу эмоций. Дамочку обидели – она схватилась за нож, наиболее частое в таких случаях орудие преступления, – и, как правило, попала обидчику прямо в сердце. Как медик, могу сказать: вообще убивать человека – занятие непростое; человек невероятно живуч, а его внутренние органы зачастую располагаются не совсем так, как нарисовано в медицинском атласе. Но оскорбленные дамочки умудряются прирезать обидчиков быстро и надежно. Не каждый врач так метко попадет в сердце, как это делает разгневанная женщина!
Итак, под утро Джонни притаскивает меня. Мэри чувствует себя оскорбленной. Я помню, как она сверкала на меня очами. Говорила приветливо – а сама так и зыркала. Наверное, я стала той самой последней каплей, которая переполнила чашу терпения.
А может, она как раз и собиралась расправиться с мужем – а тут еще я непонятно с какого бока нарисовалась? Чакры-то у Джонни были закрыты еще до нашей встречи. Но светлый столбик вроде пара над «семеркой» начал проявляться на вилле. Мэри могла планировать убийство через несколько дней – но сорвалась…
Все выглядит логично. Она обижена. Отправляется звать врача. Идет на кухню, возвращается. Лупит меня по башке. Прирезает мужа (кстати говоря, валяющийся на полу в луже крови нож по виду кухонный). Если бы я ее увидела или очнулась бы раньше – Мэри и меня бы добила. А так я – вроде как свидетель в пользу ее невиновности, при общении с полицией буду вынуждена подтвердить ее версию.
Конечно, для того, чтобы вот так быстро все провернуть, надо обладать крепкими нервами. Но кто сказал, что Мэри – слабая? Это только в фильмах богачи женятся на хорошеньких глупышках. Думаю, в реальности они предпочитают прежде всего умных женщин. С идиотками, несмотря на красоту, сложно иметь дело…
– Я вызову полицию, – решительно заявила Кейт, доставая из кармана джинсов гринфон. – И, думаю, надо поставить в известность американское посольство. Смерть мистера Грина потрясет всю Америку.
Мэри всхлипнула:
– Не хочу ничего слышать о смерти! Сначала вызови врача!
– Мисс Грин, примите мои соболезнования, – Кейт сосредоточенно набирала номер. – Врача вызывать уже, к сожалению, бесполезно.
В ее вежливо‑корректном тоне я не услышала ни намека на сочувствие. Думаю, она, так же как и я, подозревала Мэри в убийстве мужа…
* * *Через полчаса комната, где произошло убийство, наполнилась людьми.
Возле тела Джонни работали криминалист и судебно-медицинский эксперт, один полицейский писал протокол, несколько его коллег беседовали с Кейт и Мэри, а я попала в цепкие лапы какого-то араба, похоже, представляющего местную спецслужбу. Он говорил по-английски с сильным акцентом, который мешал мне понять смысл его вопросов. И у меня возникало стойкое ощущение, что мужик явно настроен сделать из меня преступницу – потому что активно спрашивал, были ли у меня намерения убить Джонни, имела ли я при себе оружие.
От его английского и явной агрессии у меня разболелась голова.
А ведь в этой стране оказаться в тюрьме проще простого… Вспомнив сей факт, я поставила араба в известность, что работаю судебным медиком в России, понимаю его плохо, нуждаюсь в переводчике. А также настоятельно прошу проинформировать о произошедшем представителя посольства России. Араб недовольно нахмурился – но, уточнив мои имя, фамилию и место работы, стал куда-то звонить, что-то выяснять.
Получив небольшую передышку, я задумалась.
Положение у меня было, мягко говоря, не фонтан.
Такие истории вроде моего знакомства с Грином хороши только для кинематографа. Любому представителю правоохранительных органов любой страны она взорвет мозг и не вызовет доверия.
Итак, красивая, но не первой свежести дамочка знакомится с миллиардером. Они сразу же проникаются друг к другу глубинным доверием. Гуляют, а потом решают продолжить общение на вилле, где мужчину ждет верная жена. Далее приходит злой преступник, и все заканчивается плачевно.
Ну и как, я бы сама поверила в реальность такой версии? Да ни за что!
Но врать я тоже не могу. Конечно, информация о том, что мы с Джонни пуд соли вместе съели и сто лет поддерживаем дружеские отношения, сыграла бы в мою пользу. Но установить, что я недавно прилетела в Дубай и не была ранее знакома с Джонни, проще простого. Полицейские поговорят с консультантами грин-шопа, возьмут видео с камер молла… И вот тогда со мной уже заговорят по-другому.
Нет, придется выкладывать правду. Эзотерику оставим за скобками. Просто скажу, что мне было любопытно пообщаться с Грином, что я никогда раньше не была знакома с такими людьми. Пусть я буду выглядеть легкомысленной – наплевать…
– Мистер и мисс Грин часто ссорились, – рассказывала тем временем Кейт внимательно слушавшему ее полицейскому. – Особенно после того, как в доме появилась Синди.
– Кто такая Синди?
– Синди – любовница мистера Грина. Он иногда приводил домой девушек. Но они никогда не оставались на вилле после того… Ну, вы понимаете?
Полицейский кивнул, и Кейт продолжила:
– А Синди стала жить с нами, переезжать с нами.
– Она сейчас на вилле?
– Да, наверное, еще спит. Дом очень большой, и здесь хорошая звукоизоляция. Мистер Грин любил, чтобы в его домах ничто не отвлекало – ни разговоры, ни телевизор. На всех виллах мистера Грина при строительстве применялись специальные шумоподавляющие материалы.
«Отлично, тут еще и Синди где-то почивает, – пронеслось у меня в голове. – Конечно, жена с катушек съехала. Одну постоянную любовницу привел, какие-то бабы другие то и дело появляются. Понятно, почему Грин так Эмираты любил. Близка его сердцу идея гарема! А Мэри, наверное, в пеший эротический тур мужа послать не могла. Судя по страдающей мордашке – любила. И как тут за нож не схватиться?..»
Пользуясь тем, что «мой» араб все еще беседовал по телефону, я вышла из комнаты в коридор, где недавно как следует получила по затылку.
Осмотревшись по сторонам, я пришла к выводу, что мне двинули тяжелой деревянной статуэткой, стоящей слева от двери, – на ней даже осталась пара моих рыжих волосков. Надо будет сказать про это арабу. Может, снимет отпечатки и прекратит видеть во мне злодейку?..
Честно говоря, статуэтку я обнаружить не ожидала. На самом деле я искала изумруд. Он ведь был в моей руке, когда убийца напал на меня сзади. Скорее всего, камень выскользнул. Но на полу его не видно… Причем, что странно – он и завалиться никуда не мог. Пол тут гладкий, ровный. Мебели нет. Надо будет спросить, может, камень подобрала Кейт или полицейские? Или его забрал убийца? В последнем случае я бы не расстроилась – камень явно приносит беду, и для убийцы это было бы справедливо…
– Мисс Писаренко, вы где? Я готов продолжать с вами беседу!
Увидев в дверном проеме «своего» араба, я заторопилась к нему.
И войдя в комнату, подняла руку:
– Минуту внимания. Перед тем как убили мистера Грина, меня кто-то в коридоре ударил по голове статуэткой. В тот момент у меня в руке был крупный изумруд, принадлежащий мистеру Грину. Сейчас камень пропал. Может, кто-нибудь его взял для экспертизы?
Полицейские, пожимая плечами, недоуменно переглядывались. Криминалист что-то сказал судмедэксперту по-арабски – и, судя по выражению лиц, мужчины впервые услышали об этом камне. Ну, или вполне высокохудожественно делали вид, что не понимают, о чем речь.
– Я и забыла об изумруде, – всхлипнув, пробормотала Мэри.
Кейт растерянно развела руками:
– Я всегда видела кольцо с изумрудом на пальце мистера Грина. Думала, что это его талисман. А сейчас оно исчезло.
«Неужели все, как у нас дома? Увидев дорогую вещичку, кто-то из полицейских ее прихватил? Кейт и Мэри, наверное, испугавшись обыска, признались бы. Да и зачем вообще Мэри что-то скрывать, если она взяла камень… А здешних полицейских, как и наших оперов со следаками, никто не обыскивает…» – пронеслось у меня в голове.
– Мы будем разбираться с этим, – пообещал «мой» араб, кивая на стул. – По моей просьбе мои коллеги звонили в Россию, нам подтвердили вашу личность и место работы. Также я проинформировал посольство России. Вы можете сейчас ответить на мои вопросы об обстоятельствах дела. Или можете поговорить со мной завтра, в присутствии юриста из российского посольства.
Лицо араба выглядело расстроенным. Он напомнил мне нашего среднестатистического следака, у которого одна цель – дело не возбуждать. Исключительно ради этой низменной цели в постановлении на экспертизу какой только бред у судмедэксперта не спрашивают – мог ли сам себя младенец удушить, мог ли мужик спиной на нож пять раз случайно напороться? Может, сидящий передо мной кадр – некий местный аналог недобросовестного следака? Уже представил, как меня разоблачит – а тут облом? Не похоже, что разговор с ним теперь может представлять для меня опасность.
И я кивнула:
– Я готова сейчас рассказать все, что мне известно…
Глава 5
1777–1780, Мангейм – Париж – Зальцбург,
Вольфганг Амадей Моцарт[27]
– Говорят, ты написал первый концерт, когда тебе едва минуло четыре года? Как только такое возможно?! Ведь ты же был совсем маленьким!
Алоизия Вебер чудо как хороша собой: тоненькая, смуглая, с карими глазами, пухленьким вишневым ротиком и копной густых смоляных локонов. Но, конечно, дело не только в красоте пятнадцатилетней девушки. Красавиц много. Но лишь рядом с Алоизией все кажется невероятно восхитительным: и музыка, и люди, и даже косой холодный дождь, выбивающий ритм на оконном стекле.
Какая жалость, что в детстве он переболел оспой и кожа его лица изрыта темными ямками. Да и рост мог быть поболе… Впрочем, такие мысли мелькнут и исчезнут. Они почти не нарушают теплого солнечного счастья. Сладко кружится голова. И кажется, вот-вот взлетишь в ослепительную синь неба, пронесешься стремительной птицей над Мангеймом с его красными черепичными крышами…
– Вольфганг? О чем ты думаешь?
Он встрепенулся, поправил постоянно сползающий на лоб парик и улыбнулся. Признаваться в своих мыслях (а значит, и чувствах) он стеснялся. Говорить о музыке тоже не хотелось.
Музыка – его воздух, его дыхание, весь мир и вся жизнь его.
Это первое, что он помнит.
Еще нет в памяти ни лица матери, ни лица отца. Но уже льются из окон невероятные завораживающие звуки клавесина.
Их слышишь – и понимаешь: надо к ним, туда, только это важно, лишь это интересно.
Но к звукам не пускают. Толстая нянька пытается заинтересовать совочком и ведерком, бормочет:
– Герра Леопольда нельзя отвлекать, когда он занимается с учениками.
Потом пришло на ум тайком пробираться к отцу, прятаться в его кабинете.
Музыка стала ближе. И была далека как никогда.
Это невыносимое ощущение огромного клавесина. Не добраться до него, никак, решительно невозможно. Да что там клавесин – даже стул подле него кажется непреодолимым препятствием…
К счастью, отец очень быстро заметил интерес своего сына к музыке. Вот тогда началась жизнь! Отец сажал Вольфганга на колени, наигрывал мелодию – и восторгался, когда Вольфганг в два счета повторял ее.
А та пьеска, про которую говорит Алоизия… Всего лишь небольшая незамысловатая вещица в фа-мажоре, на три четверти, с простеньким ритмическим рисунком – две восьмушки и две четверти, две восьмушки и снова две четверти плюс нехитрый аккомпанемент, четверти. Она как-то сама собой придумалась в его голове. Но записывать музыку тогда он еще не умел. Наиграл отцу, тот пришел в восторг. Еще бы, сын сочинил менуэт! Пусть пока он был похож на другие образцы, но это уже была собственная музыка, к тому же написанная ребенком! Отец, быстро выправив ошибки в голосоведении баса, покрыл листы в специальной тетради нотными знаками. И скоро уже в той тетради, куда он записывал сочинения Вольфганга, свободных страниц почти не осталось.
– Наверное, я был потешным ребенком, – Вольфганг подал Алоизии руку, и они пошли вдоль залы, где ожидался концерт, и музыканты уже настраивали инструменты. – Помню, пригласили нас в Вену. Во дворце был так хорошо начищен паркет, что я, идя к фортепьяно, просто шлепнулся. Лежу, дергаюсь, подняться не могу, не выходит! Родители оторопели. Не знали, могут ли они в присутствии монархов помочь мне. Тогда императрица попросила свою дочь подойти ко мне. Девочка пришла, протянула руку. И я сказал на весь зал: «Ты добрая! Женюсь на тебе!»
Алоизия рассмеялась, а Вольфганг добавил:
– Ох уж эти мне дворцовые штучки! Мою «Притворную пастушку»[28] так и не поставили. Интриганы!
Девушка вздохнула:
– Мне жаль. Не сомневаюсь: твоя опера прекрасна! Слушай, но ведь получается, у тебя совсем не было детства? Одни разъезды да овации!
Вольфганг хотел сказать, что никакого детства ему было и не надобно никогда. С самых ранних лет он понимал: его музыка – это воля Бога, и он должен много и усердно работать. И даже нет, слово «должен» тут нельзя говорить. Он не мог этого не делать, никакие детские забавы его не интересовали. Но если родители заставляли отдохнуть от сочинения музыки или упражнений на инструментах и отдых этот затягивался – ничего печальнее и придумать было нельзя.
Разъезды радовали Вольфганга. Интересно колесить по городам, смотреть на самых разных людей. И не просто смотреть – играть свои новые сочинения.
А вот овации и восторги казались ему более чем смешными. Кто восторгается? Монархи, которые сегодня слушают прекрасную музыку, попивая вино, а завтра с таким же интересом взирают на бои человека с тигром? Мало кто из знатных людей понимает музыку. Для них иметь своего композитора, все равно что владеть хорошей каретой и лошадьми. Нет, похвалы Вольфгангу совершенно безразличны. Но от знатных людей зависит доход семьи. Какие же они жадные и рассеянные! Могут дарить пятые часы – а денег за уроки для своих детей не давать совсем. Слуги ведь всегда принесут им обед. О том, что многие за обед и за крышу над головой должны платить деньгами, они и не думают…