
И однажды я не выдержала. Говорю своей балерине: так, мол, и так, Лидия Михайловна, вам уже куда лучше, а настои я и дальше слать буду. Но сама, извините, домой поеду. Невмоготу мне. Думала, она согласится, отпустит. А Крестовская, как всполошится! Нет, умоляет, Тонечка, не бросай меня! Ты мне так помогаешь! Ну, я и брякнула в ответ: «Я-то вам помогаю. А вы мне сколько платите – на хлеб даже не хватает, не то что на нормальное жилье, хотя бы где-нибудь возле парка». Тогда она резво, я уже ее поставила ведь на ноги, в кабинет бросается… И выносит оттуда неслыханной красоты брошь. Ветка изящнейшего плетения, а в центре орел, весь драгоценными камнями усыпанный. А в клюве он держит огромный бриллиант… Я аж ахнула от такого дива. А Крестовская серьезно так говорит: «Вот, Тонечка. Отдать ее сейчас не отдам, слишком дорога она мне. Но завтра же мы с тобой отправимся к нотариусу, и я тебе эту брошь отпишу. Жить мне по-всякому, даже с твоей помощью, не десятилетия – несколько лет осталось. А цена броши миллионы. Будешь мне помогать и дальше до моей смерти, она твоей будет. Уйдешь – тут же завещание изменю. Как и было, на Егорку, домоправителя своего…»
И действительно, отправились мы назавтра к нотариусу, а копию завещания Крестовская мне вручила. И осталась я при ней… Но только странная вещь – пока я почти бескорыстно ей помогала, балерина каждому нашему общему крошечному успеху радовалась. Без палочки стала ходить – праздник. Голова с утра не болит – счастье. Спину не ломит – ты, Тонечка, моя спасительница… А как отписала мне брошь, почему-то сразу придираться начала. И настои мои горчат, и толку от них все меньше, и коленки у нее снова разболелись… Я, конечно, занервничала. Никак понять не могла – то ли она издевается, то ли меня пугает. А то вдруг я, как с тем директором, неправильно ее лечу? И ей на самом деле хуже становится?.. Села я за книги, про балеринины болезни читаю, целыми днями голову ломаю, как свои настои усовершенствовать… Но Крестовская все равно ворчит, изводит меня постоянно, грозится. А Магда утешает: ничего она не сделает, не изменит завещания. Просто характер дурной, как у всех звезд, пусть и давно закатившихся.
Но, оказывается, плохо Магда знала свою подругу. А Люся, домработница, мне призналась. Как-то, когда я в свою деревню уезжала новых трав собрать, Крестовская совсем уж с левой ноги встала. И голова у нее раскалывается, и спина не разгибается. Погода еще плохая, небо серое, дождь, а когда хмарь, все болезни ведь обостряются. Ну, балерина и психанула. Велит Егорке своему: вези меня к нотариусу! Не справляется, мол, Тонька со своими обязанностями! Никакого толку нет от ее лечения! Ну, а тот – рад стараться. И переменила, подлая, завещание. Все обратно ему отписала. А мне ничего не сказала. Если б Люська, душа добрая, меня не просветила, так бы и не знала я, продолжала стараться да надеяться на сказочное богатство…
И, конечно, меня такая злость разобрала! Ах, ты, думаю, дрянь! Звезда погасшая! Четыре года с тобой вожусь, нервы свои в Москве ненавистной ради тебя порчу, а ты со мной так!
И родился у меня план. Брошь забрать себе. Безо всякого завещания, просто из сейфа благо код мне давно уже удалось подсмотреть. Крестовская, знала, туда не лазит – куда ей сокровища-то такие надевать, стара уже. А саму балерину тоже извести… Аккуратненько. Я ведь ее уже давно как облупленную знаю. Еще два года назад выяснила, что она обычный хмель не переносит – сразу от него слабеет. А от ромашки у нее сердце начинает колотиться. А если цветки ноготков подавать – забывается, чушь всякую несет… Вот и буду ей подсовывать эти все неподходящие травки помаленьку. Месяца не протянет – умрет. И все чистенько, ни одно вскрытие не придерется.
И рука у меня не дрогнула. Брошь вытащила, спрятала в банковской ячейке. И начала потихоньку-полегоньку Крестовскую на тот свет отправлять… Совершенно для себя безопасно. Я ж теперь не убойными дозами действовала, как тогда с директором, когда ему настой арники стаканами давала, а помаленьку. И травы-то – всего лишь ромашка и хмель, они в состав любого успокоительного сбора входят. Из тех, что продаются в аптеках без рецепта. И главное, никто, кроме меня, не знает, что балерина ромашку, хмель да цветки ноготков не переносит. Только время надо, чтоб травы мои подействовали.
Я не сомневалась: доведу свое дело тихо-мирно до конца. Но тут мне не повезло. Припало старухе на своем дне рождения показать брошь этой Наде, невесть откуда взявшейся девице. Полезла она в сейф и обнаружила пропажу. И тут же Люську к себе требует, долго беседует с ней в кабинете… А когда они вышли оттуда – сразу на меня зыркает, подозрительно так… Но ничего не сказала Крестовская в тот вечер. Хотя я, конечно, поняла: угадала она, кто вор… И запаниковала я тогда дико. С одной стороны, доказательств-то никаких нет, никто не видел, как я в сейф лазила. И в квартире у Крестовской народу полно бывало, кто угодно ее ограбить мог, хоть та же Надя, хоть Влад… Но по тому, с каким видом Лидка с Люськой шептались, я поняла: обе они на меня думают.
И пришлось тогда идти ва-банк. Благо я метод знала, давний еще, проверенный. Аконит называется. Мало кто о нем слышал, а ведь он еще со времен Древней Греции известен. Такая легенда есть, будто появился аконит на свет благодаря двенадцатому подвигу Геракла. Когда вошел тот в ад, усмирил злобного пса Цербера и привел его с собой. И везде, где капала ядовитая слюна адова охранителя, вырастал удивительный цветок аконит.
Про растеньице это мне еще бабка моя рассказала. Что у нас в России все считают его ядом смертоносным, но на самом деле у цветка полезных свойств не счесть. В Тибете его даже королем медицины называют. Если употреблять его без разбора – то и правда можно погибнуть. А коли с умом – он от многих болезней вернейшее средство. И от артрита помогает, и от ревматизма, и от сердечных хворей. А уж раны, особенно гнойные, залечивает совсем волшебно. Сначала боль адская, но, коли ее перетерпишь, не смоешь его, любой фурункул прорывается, любая болячка в тот же миг подживать начинает.
Сама бабка, правда, аконитом не лечила. Говорила, и достать его трудно, только где-то в дальних краях он растет, и опасно – пациент умереть может, если дозировку неправильно вычислишь. Но я, когда травами серьезно занялась, аконит в своей коллекции заимела. Аж на речку Амур за ним ездила… И это средство мое помогало. И Левушке. И Крестовской – тоже. От артрита компрессы с ним делала, и для повышения жизненных сил настойку давала специальную: первый день по капельке, на следующий две, и так – до сорока. А потом, тоже в течение сорока дней, уменьшала дозировку – опять до одной капли… Не будь аконита – может, и не исцелила бы я балерину.
Но для себя я всегда помнила одну вещь… Правилом Арндта – Шульца называется. Что в низких дозах ядовитое вещество стимулирует жизненную функцию. По мере увеличения дозировки наступает ее угнетение. А дальнейшее наращивание приводит к смерти.
А у аконита моего любимого еще одно свойство есть, очень ценное. Я надеялась, конечно, что мне оно не пригодится но на всякий случай всегда имела его в виду. Если человек умирает от аконита – этого ни одно вскрытие не вычислит. Не остается он в крови. Только косвенные признаки присутствуют – прилив крови к сердцу, само сердце увеличено, зрачки у трупа сужены. Но только если это человек старый, все однозначно на сердечный приступ и спишут. Есть, конечно, риск, что проведут какое-нибудь очень точное исследование вроде спектрального анализа трупных тканей, но только что мне делать оставалось? Люська на пару с Крестовской ведь явно не сомневались, кто брошь взял… Мне оставалось только рисковать.
И тем же злосчастным вечером я домработнице аконитовой настойки в чай накапала. И все мне удалось: ее смерть списали на обширный инфаркт. И даже вскрытия, вот уж повезло, делать не стали.
Но оставалась еще балерина. До той пришлось подольше добираться. Она как чувствовала – никого не принимала… Но все же мне удалось на пару с Магдой к ней в комнату просочиться. У Магды-то был собственный интерес, она все пыталась у Крестовской на свой музей завещание выбить… Ну, а про мой интерес никто и не знал. Посидели мы вместе у постели нашей престарелой красотки, а потом я Магду на кухню за водой услала, а Крестовской, мне терять уж нечего, челюсть разжала и настойку в рот влила. У меня руки сильные, считай, всю жизнь в деревне прожила. Балерина даже пискнуть не успела.
И подействовал мой аконит точно так же, как и должен был. Крестовскую сразу в жар бросило, задышала часто, глаза кровью налились… А в этот момент Магда с кухни возвращается. Спрашивает испуганно: «Что это с ней?» Старушонка рот раскрывает, что-то сказать силится – только уже ничего не выходит. Аконит – он сначала возбуждает, а потом очень быстро парализует нервную систему и сердечные узлы. И речь пропадает. Раскрывает рыба рот – и не слышно, что поет…
Ну, я Магде и говорю: «Да ничего страшного, просто устала она. Наверняка уснет сейчас…» Крестовская и правда глаза закрывает и на подушки откидывается. Вроде как задремала. Магда – она ж не профессионал, не определит, что балерина, как врачи говорят, в терминальную стадию вошла… Может, еще и сумеет что-нибудь квакнуть перед смертью, но уже явно бессвязное. Мозг поврежден безнадежно.
…Но вскрытия в этот-то раз я ох как боялась. Хотя и написано во всей литературе, что смерть от аконита можно определить, только если есть указание на то, что погибший этот препарат выпил, – а все равно было страшно… Но только опять все мне с рук сошло. У меня как гора с плеч упала, когда я узнала, что тело покойной Егору Егоровичу выдали, и он его, выполняя волю Крестовской, быстренько огню предал. Все, концы в воду! А что Магда всю эту возню вокруг убийства развела – это мне даже на руку было. Подозревала-то она одного человека, и исключительно домоправителя! Ну, и пусть он в тюрьму отправляется, мне не жаль!
Не ожидала я, что Магда настолько настырной окажется. Вроде бы ясно все: убийца – Егор. Погубил балерину ради роскошной квартиры. Прокуратура начала проверку. А Магда все никак не успокоится, продолжает копать. Да еще и молодняк этот, Надьку и Влада, в свои игры втянула. А они-то поумнее ее будут. Могут и догадаться, что к чему…
Только не такие уж они оба оказались и умные. Надечка, библиотекарша наша, хотя и защищала Егорыча, а документ против него все равно подписала. Ну, а у Влада другая забота. Он ведь на брошь – мою! – тоже нацелился. Сначала у балерины ее пытался выцыганить, потом – разыскивал… Да и Магда вроде бы потихоньку успокаиваться стала… А в то утро злосчастное, когда я полы, как положено, в Доме искусств мыла – вожу тряпкой около Магдиного кабинета и вдруг слышу, как она по телефону с кем-то разговаривает. Возбужденно так, в своей манере: «Да вы что? Неужели правда?.. В ее крови обнаружили аконит?!»
Я, конечно, остановилась, замерла. Слушаю дальше. К косяку дверному ухом прижалась – Магда тон сбавила. И повторяет тихонько за своим собеседником: «Да-да, я понимаю… Улики косвенные… Но вы точно уверены, что это аконит, а не что-то другое?.. Не белладонна, например?»
Ну, тут у меня сразу душа в пятки. Потому что Магда – та ведь знала как раз, что я Крестовскую аконитом лечу… И вдруг кто-то ей говорит, что аконит, возможно, причиной смерти стал…
Терять мне было нечего. Я тут же в подсобку, там у меня, среди прочего инвентаря, нож имелся. И в кабинет к своей, так сказать, подруге… А она с кем-то опять по телефону беседует. Увидела меня – побледнела, быстренько разговор свернула. Смотрит так затравленно – нож в руке моей увидела. Но говорит презрительно, будто и не боится: «Я-то думала – ты ее лечишь. А ты ее травами своими, оказывается, убивала…»
Ну, я как заору: «Да что бы ты понимала! Не убивала я ее и не убила бы никогда! Крестовская сама виновата!» И требую: «С кем ты сейчас говорила?» А Магда бесстрашно так отвечает: «С медицинским экспертом я говорила. И он мне сказал, что трава твоя, аконит, Лидочку и погубила. Все теперь я знаю. Как ты могла?! Я тебя человеком считала. А ты, оказывается, тварь».
Ну, не объясняться же с ней! Я и ударила. С первого раза – в сердце. Магда только прохрипеть успела: «Зря…» А потом, когда глаза уже закатываться стали, еще добавила: «Надя… знает…»
Я едва не застонала. Неужели Магда успела сдать меня проклятой библиотекарше?! Тогда, получается, напрасно я старалась…
Силы совсем меня покинули. Даже думала с повинной идти… Но удержалась.
Помчалась к Митричу, вахтеру нашему. И говорю ему: меня в Доме искусств сегодня не было, ясно?!
А Митрич – он на меня молится после того, как я его от подагры избавила. И знает прекрасно, что без моих настоев он и дня спокойно не проживет, снова начнет адскими болями мучиться…
Ну, старик испугался, конечно. Но меня не выдал. Еще и додумался Егорку подставить. Будто видел его в то утро в Доме искусств… Митрич Егорку-то крепко не любил – его многие не любили за то, как грубо он с Крестовской обращался. И главное, что все свои богатства она ему завещала…
Ну, а я – быстренько вон. И второй раз приехала в Дом искусств только в десять.
Видела, кстати, как Надька с допроса вышла – подавленная, бледная… Но за мной менты почему-то не поспешили. А потом я еще и услышала обрывок фразы, один мент другому сказал: «Егора этого, похоже, закрывать надо…»
Получается, не выдала меня Надька? Или Магда наврала? Не успела библиотекарше ничего рассказать?
Но рисковать я никак не могла. Оставишь Надьку живой – вечно потом будешь дрожать: знает она, не знает? А вдруг знает – и, когда я расслаблюсь, шантажировать меня начнет?!
Но убивать ее я сама не решилась. Я ведь в душе не убийца, просто обстоятельства так сложились… Тут и вспомнила я про своего Левушку. Которому ногу когда-то спасла… И про обещание, что тот мне дал. Давно небось забыл о нем, лет семь уже минуло, но человек он, я его сразу раскусила, обязательный. Объявлюсь, скажу, что надо – конечно, он начнет ужасаться и ахать. Но то, что я попрошу, исполнит.
Вот и поручила ему: убрать с моей дороги эту девицу. Кто ж знал, что исполнитель мой таким козликом окажется. Пошел к Надьке первый раз – так дверь квартирную вскрыть не смог, соседка его, видите ли, спугнула… А тут мне как раз и Митрич, вахтер наш из Дома искусств, звонит. И говорит: та девица, мол, приходила… Про вас спрашивала – была ли на работе в то утро?!
Митрич, конечно, меня и в этот раз не выдал, ему собственное здоровье куда милее, чем справедливость. Но я совсем испугалась. Звоню своему Левушке, ору: «Давай действуй!»
Ну, он еще раз попробовал. И опять, как дурак – у подъезда Надьку подкараулил, напал на нее и сразу ментам попался… Да потом еще и затеял всю эту историю с побегом… Убегать бы убегал, это правильно, но не к родному же брату!
Конечно, на следующий же день его взяли. И сдал он меня, разумеется, сразу… Вот тебе – и сдержал слово… Что ж, не зря говорят, что волшебные палочки только в сказках бывают.
И в кабинете Магды я, конечно же, наследила… Хотя нож и не нашли, но теперь ведь ворсинку с одежды достаточно оставить, чтоб прижали…
Не повезло.
Но только я как считаю: с одной стороны, я напортачила, конечно. А с другой – это Крестовская, дрянь, меня вынудила. Я ведь с ней по-хорошему, и ради нее в город переехала, и на ноги ее поставила, и возилась по-всякому… А она, звезда проклятая, как себя повела?! Вот и наказала ее – не я, а судьба. А держала бы танцорка свое слово, оставила б мне драгоценность, как обещала, до сих пор бы жила. Лет бы до ста доскрипела, с моими-то настоями…
За Магду наказывайте. Виновата, нервы не выдержали, вспылила… Но что Крестовскую я на тот свет отправила – никто не докажет. А я признаваться не дура. Потому что есть в этом высшая справедливость. Балерина свою смерть заслужила.
* * *Антонина Пирогова в убийстве Крестовской так и не призналась. Брошь генерала Маркова тоже не нашли. Антонина Матвеевна упорно стояла на своем: не видела, не брала. Она вообще защищалась отчаянно: письмо балерины назвала клеветой и старческим бредом, показания своего бывшего пациента Льва Турчина – инсинуацией. Стояла на своем: не поручала я ему ничего, он эту девчонку по собственной инициативе убить пытался! А почему – откуда я знаю… И даже результаты посмертного анализа крови балерины, показавшие наличие аконита, Антонину Матвеевну не смутили. Пирогова охотно призналась, что давала Крестовской препарат. Но уверяла, что исключительно в лечебных целях и в минимальной дозировке. Прекрасно, видимо, знала, что доказать отравление аконитом очень сложно. Посмертный анализ может только его присутствие в организме показать, но не определить концентрацию. Возможно, помогли б эксгумация и более тщательное исследование всех тканей, но тело Крестовской, увы, было предано огню.
Потому, как сообщил Наде все и всегда знающий Влад, судить Антонину Матвеевну будут только за убийство Магды. Тут уж она спешила, в кабинете улик оставила достаточно… Но единственное убийство, да еще в состоянии аффекта, – это не больше семи лет. И главное, брошь все равно останется при ней.
…И Влад по этому поводу, конечно, страшно переживал.
А еще его явно задевало, что Надя по-прежнему оставалась безразличной к его ухаживаниям. Хотя сейчас, когда она твердо знала, что Влад – не убийца, он нравился ей гораздо больше, чем раньше. Галантный, умный, богатый… Но только злосчастная брошь словно расколола их отношения. Надя постоянно ловила себя на мысли: пусть Шипов чист перед законом, она все равно ему не верит. Как ни старается Влад красиво ухаживать, дарить цветы и приглашать ее в рестораны… Но… Надя ничего не могла с собой поделать. Ей все время казалось: обманывает ее Влад. Говорит одно, а на самом деле на уме у него совсем другое. А когда тот улетал в свою Америку и спросил, не хочет ли она с ним поехать, Надя без раздумий ответила: «Нет. И не звони мне больше, и не пиши».
И, прогнав Влада, весь вечер смотрела в одинокой своей квартире старые балеты с блистательными партиями в исполнении Крестовской… И, хоть знала, что балерина мертва и какую страшную смерть она приняла, все равно ей завидовала. Безупречно красивой, счастливой и молодой…
И по-прежнему ждала, что ее настоящая любовь, Дима, вернется.
Примечания
1
ИБС – ишемическая болезнь сердца.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Всего 10 форматов