Два года истекли.
Феодор вернулся к Пахомию, тот снова тяжко болел.
Войдя, он подошел к авве со спины, приподнял его голову и поцеловал ее.
– Кто поцеловал меня? – приоткрыл глаза Пахомий.
– Феодор, – ответили монахи.
Пахомий допустил Феодора служить ему во время последней болезни. Перед самой кончиной именно ему поручил перезахоронить свое тело в таком месте, о котором бы никто не знал.
Но преемником своим назначил другого инока, Петрония. Тот, однако, вскоре умер; аввой в Пабау стал Орсисий – монах праведной жизни, богослов, причисленный к лику святых.
Феодор же продолжал выполнять разные послушания. Вначале в доме плотников в Пабау, потом в доме пекарей в Пихнуме…
Авва Орсисий был более склонен к созерцанию, управлять разраставшимися обителями становилось ему все тяжелей.
Около 350 года он назначил Феодора своим соправителем. А вскоре совсем удалился от дел.
Феодор, однако, не принимал ни одного важного решения без согласия Орсисия.
Став аввой, Феодор сохранял правила и обычаи, принятые при Пахомии. Проживание монахов домами, вечерние молитвы. Общие трапезы, сухой хлеб с высушенной зеленью, вареная чечевица с небольшим добавлением масла.
Трапезничали в молчании и нешутливости. Один бывший комедиант, ставший монахом, имел обыкновение за трапезой поблажать прежней своей привычке. Монахи положили изгнать его; спасло шутника только заступничество Феодора, взявшего его на поруки.
Раз в день, под вечер, монахи собирались на площади, Феодор садился посредине под пальму и беседовал с ними.
– Авва Феодор, почему, когда мне говорят что-то резкое, я тотчас начинаю гневаться?
– Что ж тут странного? Ствол акации, когда по нему ударят топором, выделяет горькую камедь, а виноградная гроздь, когда ее выжимают, – сладкий сок. Так и верующий, когда ему скажут что-то неприятное, отвечает сладостью смирения, а гневливый – одной бесполезной горечью.
Число братий в Пабау достигло шестисот.
Феодор основывает три мужских и один женский монастырь.
Рядом со светом египетским шевелилась египетская тьма.
Бродили по египетским пескам гностики, последователи ересиарха Валентина, проповедовавшие ненависть к плоти и не признававшие священства.
Бродили маркиониты, отрицавшие телесную природу Христа.
Бродили манихеи, учившие о двух богах.
Но опаснее всех были ариане, утверждавшие, что Христос не рожден, а сотворен Богом-Отцом и не единосущен ему.
В 340-х годах ариане захватили церковную власть в Александрии и изгнали Афанасия Великого.
Феодор не был богословом, он молился, чтобы Господь открыл ему истинное учение о Троице.
«Во время молитвы, – сообщается в его житии, – увидел он три столпа света, целиком равные и обладающие полным тождеством друг с другом. И услышал голос: „Не обращай внимание ни на разделенность столпов в этом зримом образе, ни на их очертания: разумей одно только тождество их. Ведь в сотворенном мире нет ни одного примера, могущего представить Отца и Сына и Святого Духа“».
Феодору было открыто и о приближении новых, еще более жестоких испытаний.
– Некоторые из рода нашего, – объявил он на собеседовании с братией, – воздвигнут гонение на церковь Божию и многим повредят.
– Кто же эти гонители из нашего рода? – спросил кто-то из иноков.
– Презренные ариане, – ответил авва.
Братья понуро молчали.
– Но это не все, – продолжал Феодор. – Когда гонение будет в разгаре, кесарем станет язычник, который будет строить козни против нас.
В 353 году кесарем стал арианин Констанций.
В 356 году в Александрию прибыл новый военный правитель Египта, дук Сириан, с повелением подавить православных; почти одновременно прибыл и арианский архиепископ Георгий, открывший новое гонение на сторонников Афанасия.
«Святые монахи в Египте и Александрии, а также монахини и ревностные миряне были забиваемы насмерть, а египетские епископы изгнаны», – писал современник.
После Констанция на римский престол, как и было предсказано, восшел кесарь-язычник, Юлиан Отступник.
Тьма сгущалась, епископ Афанасий скрывался и ожидал со дня на день смерти.
Авва Феодор с еще одним монахом пришел к нему и предложил переждать это время в его монастыре. Монахи наняли для Афанасия закрытый корабль, однако ветер сменился, и корабль пришлось тащить волоком.
Погоня вот-вот должна была настичь их.
– Поверьте, – сказал епископ, идя по мокрому песку, – мое сердце никогда не было таким спокойным, как теперь, ибо я знаю, что умру за Христа.
Авва Феодор на это улыбнулся, а второй монах едва не рассмеялся.
– Почему вы смеетесь? – удивился епископ. – Вы презираете меня за малодушие?
Авва Феодор объяснил причину: ему было открыто, что в тот час погиб в Персии гонитель Юлиан.
Затем Феодор предрек, что на смену Юлиану придет царь-христианин и Афанасий будет возвращен на александрийскую кафедру.
Так все вскоре и случилось.
Феодор еще пять лет будет возглавлять Пахомиевы обители. В пасхальное воскресенье 368 года он почувствует недомогание и через несколько дней отойдет. Братья во главе с Орсисием оплачут почившего авву, а епископ Афанасий напишет им письмо утешения.
«Никто, воспоминая о нем, да не проливает слез, но да подражает каждый жизни его, ибо не должно печалиться об отошедшем в беспечальное место».
Как-то авва Пахомий рассказал Феодору о бывшем ему видении.
«Увидел я великое место, со множеством столбов и множеством людей, которые не видели, куда им идти, и кружили вокруг столбов, думая, что они уже проделали долгий путь. И исходил отовсюду голос: „Сюда! Здесь свет!“ И все поворачивались, чтобы найти его. И снова раздавался голос, и опять поворачивались. И была там великая печаль.
И затем вижу я светильник на вершине, светящий, как утренняя звезда. Четверо увидели его, пошли к нему, а остальные последовали за ними, каждый держась за плечо ближнего, чтобы не заблудиться в темноте. И если кто-нибудь отпускал переднего, то сбивался с пути. И увидев, что двое из них отпустили передних, стал я им кричать: „Держите, не отпускайте ни себя, ни других!“ И, идя за светильником, вошли они через дверцу в этот свет».