banner banner banner
Дневники
Дневники
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дневники


– Счастливые, трудиться благородно.

– Пойдём, сядем на веранде.

Мы вышли из некрополя на подворье. В глубине аллеи виднелась за деревьями клетка для павлина, стояли улья за яблонями, лежали брёвна для летнего сруба, а ближе, у трапезной, был большой огород с капустой. Видно, урожай ещё убрали не весь. У веранды, как и летом, цвели розы, и стоял медовый запах от мелких белых цветов. Рядом, на скамейке, отдыхали бабушки, и мы тоже присели.

– Сегодня здесь много отдыхающих, гуляют даже молодые.

– Я давно поняла, что здесь хорошо. Вот и идут сюда разные люди. Сидеть бы здесь и сидеть.

Но время, как всегда, торопит. Мы вышли из монастыря и опять пошли по парку.

– Какой он всё-таки заброшенный, – был не доволен Слава, – хоть сделали две клумбы, но этого мало. Здесь и лавки стоят не так, на траве, и асфальт в трещинах, и каруселей для детей нет, только качели, а большая клумба вся заросла травой. Я буду звонить в мэрию. Но в этом году уже поздно… А вот здесь что такое? Пустырь! – удивился Слава, отойдя в сторону.

– Смотри, – сказала я, – там фотографируются.

На земле, на листьях, в белых сапогах лежала девушка, и её на камеру снимал полный, грузный парень.

– Счастливые. Она его Муза, – сказал Слава.

– Смотри, она теперь листья разбрасывает, явно вскружила голову своему фотографу.

– Сейчас они поцелуются. На этом пустыре всё равно никого не видно.

– Конечно, это любимое занятие Музы! Может, Музе на этом пустыре памятник поставить? – предложила я.

– Фантазёрка. Пустырь надо хотя бы привести в божеский вид. Ведь людям негде собираться здесь по праздникам. Такой запущенный вид!

– Что-нибудь ещё придумаем, а пока сфотографируй меня, как ту Музу, у дерева.

07.10.11

День Преподобного Сергия Радонежского

ОСергии Радонежском я узнала ещё в раннем детстве, когда ездила с бабушкой в Троице-Сергиеву лавру. Раньше, в советское время, Сергиев Посад, где основана лавра, назывался Загорском. Как сквозь сон, помню церкви и скит. Они казались очень древними, как терема на рисунках в сказаниях о стародавних временах, о которых я узнавала из старых детских книг. Эти рисунки напоминали древнее царство на заре истории. И храмы в Троице-Сергиевой лавре мне казались божьим царством. В тот день было много народа. Все спешили помолиться. Но я была ещё некрещёной, и бабушка держала меня за руку. Перед входом в храм она спросила монашку:

– Можно и внучке в храм войти? Она некрещёная.

– Можно, – сказала монашка.

Бабушка ввела меня за руку в храм и не выпускала мою руку, даже когда ставила свечку. Я смотрела на неё и думала, как бабушка серьёзно молится. И здесь столько много взрослых. «Что-то здесь происходит большое, народное, что видно только самому Богу», – думала я и закрыла глаза.

Также я была с бабушкой и в другой церкви. И только в один храм меня не пустили. Сказали, что туда заходят только крещёные.

Название Радонеж произошло от древнего имени Радонег, что созвучно с Радой, Радостью. И я подумала, что с Сергием Радонежским испытаешь радость веры.

И в самом деле, сегодня в день Преподобного Сергия Радонежского выдался необычайно тёплый осенний денёк. На градуснике +20 °C. Солнце греет даже как-то по-летнему. И жёлтые листья тоже окрашены в цвет солнца. Радость побеждает страх. Это залог благополучия. Сейчас много говорят об апокалипсисе, как в Средние века. Говорят, что в Землю врежется блуждающая планета из космоса и мы погибнем. Будет апокалипсис. Война тоже напоминает о страхе апокалипсиса, что бы нас ни ожидало, надо быть бесстрашным. Именно бесстрашие помогло Дмитрию Донскому победить на Куликовом поле после благословения его Сергием Радонежским. Самообладание – это божественный дар, оно даётся по божьей воле.

И сегодня мы входим со Славой в Донской монастырь. Там стоят древние пушки. Слава меня фотографирует возле них. Порох изобрели китайцы. Это было до н. э. И придумали первую пушку тоже они. На Руси пушки стали делать в 14-м веке. Первый огненный залп со стен Москвы был произведён в 1382 году при отражении орд Тохтамыша.

В 14-м веке появилось и само название «пушка», от слова «пускать». Человеку по имени Григорий из богатого сословия, занимавшемуся артиллерией, дали прозвище Пушка. Оно положило начало фамилии Пушкиных. Знаменитый русский поэт и есть потомок этого рода.

– Пойдём посмотрим захоронения. Здесь много участников исторических сражений, – позвал Слава.

Перед нами вырос высокий белый склеп графа Киселёва Павла Дмитриевича (1788–1872). У него лежат цветы. Его помнят и чтут. Рядом сведения о нём. Он участник 26 сражений войны 1812 года, Бородинского сражения, Турецкой войны 1828–1829 гг., полномочный представитель в Молдавии и Валахии. С 1837 года 18 лет был министром государственных имуществ. Имеет награды: орден Андрея Первозванного, орден Святого Георгия 4-й степени. Был другом Пушкина, Тургенева, Вяземского. Пушкин о нём писал в своём дневнике: «Он, может, самый замечательный из наших государственных людей».

Рядом надгробный камень с греческой богиней. На нём надпись почти стёрта. Но всё же, если постараться, можно прочитать: «Здесь участник Бородинского сражения 1812 года. Василий Иванович Дунин».

Очень большой памятник с огромным ангелом, обнимающим сосуд. И у него тоже цветы. Любящий супруг, статский советник Кожухов Алексей Степанович, выразил признательность своей умершей супруге, урождённой княжне Трубецкой (1793–1827) в надписи: «Незабвенному другу от неутешного супруга с четырьмя сиротами».

Мы проходим к часовне Александра Свирского. Рядом заметная могила Зубкова Василия Петровича (1799–1862). Он был другом Пушкина, декабристом, в его доме Пушкин встречался с С.Ф. Пушкиной, что стала прототипом Софьи в комедии «Горе от ума».

По протоптанной тропинке мы подошли к надгробному камню Пушкиной Натальи Абрамовны (1746–1819). Урождённая княгиня Волконская, жена двоюродного дяди поэта, последовала за мужем в Сибирь в 1772 году.

Рядом скорбящая дева из белого камня. На камне высечена надпись: «Урождённая Нарышкина Мария Дмитриевна, 1779–1834 годы». А сверху еле видно то ли «Далиан», то ли «Далини».

Старые камни, заросшие мхом, покрытые чёрной пылью и листвой, которую сдувает ветер, отколотые. Но в камне будто живёт душа, и чувствуешь её, когда проходишь мимо. Эти души тихо и нежно говорят с тобой, лаская, как ветер.

Сегодня на могилах много свежих цветов.

Обновили венки Деникиным, и по-особому украшена высаженными хризантемами могила архитектора Вознесенского (1862–1933).

У крестов протопресвитера Киселёва Александра Николаевича (1909–2001) и матушки Каллисты Ивановны Киселёвой (1922–1997) сидят мужчина и женщина. Могилы усыпаны цветами, и горят свечи на них. Здесь помнят и чтут служителей церкви.

Мы устали бродить и, как всегда, решили отдохнуть в беседке. В этот раз там сидели две женщины и мальчик лет одиннадцати. Он прикармливал голубей, и они налетели большой стаей на веранду.

– Ты любишь голубей? – спросил Слава мальчика.

– Да, я даже голубя в руках держал.

Мальчик запел песенку и запрыгал.

– Что его так обрадовало?

– Просто поёт себе и поёт. Мальчик, ему и весело.

– Все по молодости веселятся.

– Вот он даже голубей собрал. Что делает молодость! Она любит, когда много всех вокруг.

– Ты думаешь?

– Конечно, даже американские учёные доказывают, кто много бывает на людях, тот молодой. Один час пребывания в многолюдном месте скрадывает четыре года жизни.

– Наверное.

Мы вышли из монастыря.

– Пойдём искать красоты природы. Сегодня такой радостный день!