banner banner banner
Сборник сочинений ЕГЭ по литературе
Сборник сочинений ЕГЭ по литературе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Сборник сочинений ЕГЭ по литературе


Мой первый друг…
А.С.Пушкин
Подлинные друзья приобретаются в молодости
Д.С.Лихачев

Онегин и Ленский, Обломов и Штольц, Базаров и Аркадий Кирсанов, Раскольников и Разумихин… Тема дружбы пронизывает русскую литературу 19 века, наполняя ее редким и глубоким содержанием искренности, чистоты,

добра, духовного единения, возрождая в человеке «души прекрасные порывы»…

Молодость, молодость… Если у людей общие детство, юность, то они почти родственники, по мысли Гончарова. Именно в юности человек способен на искренние переживания и стремления к дружбе. «Подлинные

друзья, – отмечал в одном из своих «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев, – приобретаются в молодости». Настоящая дружба нужна и в горе, и в радости. В радости она помогает ощутить полноту жизни, в горе – возвыситься над потерями: стойко и мужественно переносить несчастья, беречь и поддерживать друзей. Истинный друг познается в беде. Счастливы ли наши литературные персонажи в дружбе? Есть ли у них настоящие друзья? Можно ли их чувства назвать дружбой?

Нужно сказать, что герои Тургенева и Достоевского «неравноправны» в своих отношениях: есть «главенствующее лицо», «руководитель» – Базаров, Раскольников, и «руководимое», подчиняющееся, смиряющееся перед

«стихией», идеологией «руководителя», – Аркадий Кирсанов, Разумихин. Как «идеологи», Базаров и Раскольников требуют «сопереживателей» идей, восприемников, но способны ли перенимать идеи «бунтарей» Кирсановы и Разумихины?

«Идеологи» Базаров и Раскольников молчаливы и немногословны, но постоянно монологичны в своих внутренних переживаниях, рассуждениях: мыслят – и в мучительных размышлениях о судьбах и предназначениях человечества истязают себя и других; борются – и внутренне «сгорают в борьбе» – вечном поединке с собой, собственным «я». Это – личности, типы, рождаемые «переломами» истории, ее переходными этапами: проницательные, умные, «на голову выше стоящие»

своих современников в провидениях будущего и авторских размышлениях, а поэтому открытые, блуждающие в истинах и заблуждающиеся в действительности, противоречивые и беззащитные в миру людском… Они словно маяки, предсказывающие человечеству дорогу к будущему,

размышляющие, нужны или не нужны России, произносящие: «Не убий, ибо ты человек!» Базаровы и Раскольниковы страдают и умирают во имя человека, искупая его грехи, показывая истинный путь к правде, красоте жизни, вере, милосердию, гуманизму.

Кирсановы и Разумихины добры, отзывчивы, деятельны, но говорят, говорят и говорят, приветливо-восторженно, игриво и бойко, ловко и напористо, вежливо и снисходительно, подражая, разглагольствуя, «расхаживая и суетясь» по жизни, убеждая «друзей», что наступит наконец-то момент, когда и они заживут счастливо, как все. Их роль «подражательная»: Аркадий подражает Базарову, Разумихин – «всем»: стремлению к сытой и довольной жизни, денежному достатку, благополучию… А что предосудительного в зажиточности, хорошем доме,

семье? Собственно ничего, если бы не то, что к этому стремятся все…

Молодость, молодость… Только ей присущи стремления к

возвышенному, к идеалу, славе, первенству: «Мы все глядим в Наполеоны…»

А бессонные ночи раздумий о том, как осчастливить род человеческий! Возможно это или нет? И кто Наполеон? И Наполеон ли я? Так все-таки: Прометей или мошка, муха? Нет, меньше мухи? «Вошь» с правами? Ха-ха! Без прав? Или имею? А вот мы увидим! А может, не стоит? Попробовать

нечто??

Эти бесконечные «воззвания в Небеса», поток вопросительных взысканий обществу, его несовершенному, хаотичному устройству рождаются в умах отнюдь не Кирсановых и Разумихиных, но Базаровых и Раскольниковых, с их метаниями по жизни, причислениями себя то к

«одним», то к «другим», страдающих внутренне, переживающих за человечество и понимающих, что ни «одни» они и ни «другие»! А кто же? Не добивающиеся славы, денег, чинов, находящиеся в противоречии-

оппозиции с обществом? Совершающие «пробы»? Промахивающиеся? В этом их предназначение?! «Есть бытие, но именем каким его назвать…»

Хотя совершенно и определенно ясно, кто же такие Аркадии и Разумихины: их предназначение уж определено, да и сами они догадываются о счастливой жизни в кругу многодетной и многолюдной семьи… От одной мысли можно стать счастливым! И все думать и думать об этом, и говорить, говорить, говорить… Вот только бы… Что же? Невеста помилее да побогаче? Ха-ха! Нет, конечно, главное – счастье! И не надо страдать! Пусть все будут счастливыми! Отчего? От всего! Что дышат, чувствуют, живут, наконец! Что юны, красивы и молоды!

Молодость, молодость… «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…» В молодости можно многое перенести и пережить: Аркадий «переживает» свою «заласканность», неуверенность, неспособность к целенаправленной деятельности. Он «ручной», как говорит Катя. Разумихин претерпевает голод и холод в нетопленой комнате-каморке, безденежье. Но и Аркадию, и Разумихину данные «переживания» только во благо: они вовсе не страдают от своего несовершенства и неустроенности жизни, не мучаются днями и ночами в поисках истины, как Базаров и Раскольников.

Базаровым же и Раскольниковым нужны Аркадии Кирсановы и Разумихины! Как добрые товарищи, способные хоть частично разделить их духовные смятения! Как други студенческого «братства», с которыми можно посоветоваться, поразмышлять, пофилософствовать, поспорить … «Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло…» О чем? Обо всем! О жизни, смерти, добре, зле, любви! Да, мало ли! И пусть неумолкаемы,

говорливы одни и недосягаемы, задумчивы, молчаливы другие – они молоды, деятельны, в поисках своего пути! Это ли не счастье? Это ли не дружба?

«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Вот почему Базаров уезжает из родного отчего дома и стремится к практической деятельности, работе в доме друга Аркадия; Раскольников и до и после «пробы» оказывается на

Васильевском острове, у дома Разумихина. И Базаров, и Раскольников, безусловно, видят «несовершенство» своих

друзей, прощают им промахи и ошибки; иронизируют над ними.

Аркадий, аристократический «мальчик», внук и сын «сливок общества», не может не любить музыку, прекрасное в природе и человеке, восторгается женской красотой, как и «отцы» Кирсановы. Дед Базарова «землю пахал», отец – военный лекарь. С детства привык Евгений трудиться, страстно увлечен науками. Он деятель. Аркадий – романтик и мечтатель.

Разумихина нельзя назвать только лишь мечтателем. Он враждебно относится ко всякой теории, критикует дореформенные порядки, любит новую молодежь, полагая, что материалисты убивают душу; влюбляется, посещает заведения, живет наполненной впечатлениями жизнью.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии дела Раскольникова. Разумихин – русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий исполинские силы для поддержки ближнего своего. Он смотрит в душу каждого человека и видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «реставрировать» и ввести снова в круг человеческого братства. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. И всегда с разумом. Чтобы создать первоначальный капитал, Разумихин соединяет свои деньги с Луниными: «И зачем, зачем мимо рта кусок проносить! Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере

прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем». Разумихин может стать мужем и верным другом. Но, скорее всего, романтик-полуславянин превратится в капиталиста, отдающегося своему растущему «делу».

Раскольников никак не мог стать «компаньоном»Разумихина: продавать и издавать книги, суетиться по жизни. У него иной удел, иная дорога…

Пути героев расходятся. Базаров и Аркадий все более отдаляются друг от друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!…Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты

не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…»

Трагически умирает Евгений Базаров. Рядом с ним в последние минуты бытия – плачущие родители. Приезжает проститься и целует «потухающую лампаду» Одинцова. Но Аркадия рядом нет. Близкого друга! Базаров не вспоминает о нем!

Соня Мармеладова спешит облегчить участь Родиона Раскольникова, но Разумихина также нет подле! Он, выстраивая свои планы на будущее с Дуней, как бы «невзначай» думает и о Раскольникове…

Дружба ли это, когда в трудные минуты рядом нет друзей?

Мы лишь можем предположить, что Аркадий вспоминает и «мучается» мыслью о Базарове, Разумихин пытается спасти Раскольникова…

Молодость, молодость… Что остается в памяти о тебе, если не дружба?


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)