banner banner banner
Эволюция разума и цивилизаций
Эволюция разума и цивилизаций
Оценить:
 Рейтинг: 0

Эволюция разума и цивилизаций


Внутренний разум моего организма, моего тела – это вовсе не мой разум. Я – не цивилизация своего организма, я лишь взаимодействую с ней. Мы встречаемся. Встречаемся и сотрудничаем, мы живём вместе всю нашу телесную жизнь. Наше содружество, наша работа – это и есть моё нынешнее «Я», уникальное и неповторимое.

Я – это два разума: разум цивилизации моего организма и мой индивидуальный разум. Каждый по-своему видит смысл своего и общего существования. Отсюда все возможные разногласия и недопонимание. Гармония и взаимопонимание бывают отнюдь не всегда и не у всех индивидуумов.

Допустим, человек, ощутивший пустоту существования, задаёт себе вопрос: «Кто я?» При всём многообразии ответов окажется, что человек думает в основном о своей деятельности и о своём положении в мире. Можно сказать, что при этом происходит, в той или иной степени, обновление мировоззрения, миропонимания, что способствует созданию нового смысла или обновлению смысла утраченного.

Завершением такого процесса работы разума, в хорошем случае, является создание смысла для дальнейшей деятельности, а это значит, что в своём разуме человек создал некую структуру, некий принцип для деятельности.

Эта структура должна отразиться, построиться и закрепиться в головном мозге человека, наряду со многими другими структурами, созданными в разное время. Для того, чтобы эти структуры находились в согласии, а не противоречили друг другу, нужна ещё и дополнительная работа разума.

Возможно, эта работа будет предварительной, то есть человек постарается многое продумать и решить заранее, или корректировка деятельности будет происходить по ходу жизни. Кому как нравится. Но если всё это происходит «по ходу жизни», что чаще всего и бывает, то противоречий, глупостей и несуразностей человеку, конечно, не избежать. Се есть жизнь человеческая.

Изменился смысл, а значит: внешний разум человека договорился с внутренним разумом его организма о принципах работы, и они подготовили головной мозг к соответствующей работе. Эти два разума никак не обходятся друг без друга – это их совместная деятельность.

Мы существуем, в привычном для нас смысле, потому что два наших разных разума взаимодействуют. Взаимодействие – это значительная часть их работы. Они в чём-то схожие и в чём-то различные – как, например, схожи и различны мужчина и женщина.

Для разума однообразие не интересно. Для разума однообразие не то что смерти подобно, но что-то вроде вынужденного безделья, застоя или упадка. Будь эти два наших разума слишком одинаковыми, то какая-то часть их деятельности утрачивалась бы. Тонус и того, и другого разума был бы совсем другим. Безделье разума, даже частичное, не всегда полезно, а чаще всего ведёт к деградации.

Такая деградация разума цивилизации тела, а затем и разума внешнего возникает, например, у ребёнка, родившегося в близкородственном династическом браке. Никакому разуму не интересно решать одни и те же однотипные задачи, в том числе и разуму цивилизации тела. Когда разуму, в привычном понимании, делать нечего, он вынужден отдыхать, как отдыхают от жизни заключённые, сидя на нарах и огорчаясь оттого, что жизнь проходит мимо. Наше мышление – это и есть жизнь нашего разума.

Неработающий разум – это не разум, а лишь структура – памятник деятельности разума, это разум, который не придумал, что ему ещё можно делать или уже имеет «благое намерение», но не согласовал его с другим разумом, поэтому мозг не спешит работать в полную силу, а экономит энергию.

Встреча двух разумов, которые в чём-то в меру схожи, а в чём-то в меру различны – это всегда какое-то творчество. Так, например, встречаются две цивилизации – мужчина и женщина, и появляется новая жизнь. Подобным образом при встрече двух разумов, в чём-то схожих и в чём-то различных, возможно, возник и первичный разум нашей вселенной. Это возможно, но мы этого пока не знаем.

Человеческое сознание – это не «дар небесный», это то, чего мы достигли сами. Наше сознание можно рассматривать как разновидность ориентации живого разумного существа во внешнем мире, частью которого является и внутренний мир, или как взгляд разума на свою деятельность со стороны, что возможно благодаря «зеркальности» внешнего мира по отношению к разуму и течению времени.

А также такая «зеркальность» возникает из взаимодействия двух разумов – внутреннего и внешнего. Это наши чувства, эмоции. Это наши восторги и депрессии – наш особый язык взаимодействия с нашим телом.

Сознание современного человека – это, в первую очередь, его представления о жизни, о его цивилизации, о вселенной, о себе и своём месте в этой жизни и во вселенной, и его отношение ко всему мирозданию. Мы ориентируемся! Мы ориентируемся и создаём смысл своей жизни.

Сознание всегда является атрибутом разума. Каким бы примитивным ни был разум, всегда он через что-то так или иначе осознаёт себя, не бывает разума без сознания. Нам трудно сейчас представить, каким было осознание первичного разума, для того чтобы оно возникло, ему нужно было создать первичную вселенную. Без сознания разум не работает. И самостоятельность без сознания вряд ли можно было бы считать чем-то разумным, скорее, это было бы стихийное бедствие для всех.

Сознание является основой для самостоятельности. Все механизмы, создаваемые человеком, в том числе и «искусственный интеллект» – это либо игрушки, либо полезные инструменты в наших руках, но это не разум.

Разум не материален. Можно сделать что-то похожее на искусственный мозг, но нельзя из материальных объектов сделать искусственный разум, хотя бы потому, что мы не знаем, что такое наш разум и из чего «можно сделать» самосоздающийся разум. Самостоятельное желание – это атрибут разума и признак жизни.

Современные конструкторы «искусственного разума» чем-то неуловимо похожи на средневековых алхимиков, которые пытались получить золото в стеклянных пробирках. Однако с созданием разума у них будет несколько больше сложностей, чем у алхимиков с получением золота.

Мы все, конечно, по-разному осознаём себя, а из-за того, что у каждого из нас два разума, в нашем сознании может доминировать либо один, либо другой разум.

Идентифицировать себя со своим телом, то есть считать, что моё тело, это и есть всё «Я», включая, разумеется, и мой умный мозг, – эта иллюзия, видимо, изначально свойственна всем живым существам, и с первым живым существом эта иллюзия, вероятно, и возникла.

Иными словами, для дикаря «Я» – это и есть моё тело, а чувства и мысли – это пустяки, они – лишь приложение к телу. И он абсолютно прав – первоначально внешний разум организма служит лишь для примитивной ориентации во внешней среде.

Разум работает тогда, когда в этом есть смысл, а когда весь смысл заключается в жизнедеятельности организма, то человек или животное естественным образом и воспринимает себя как своё тело, как организм – не более и не менее того.

Через эту иллюзию, видимо, проходят все, чьё тело материально, но некоторые на этом останавливаются или приходят к этому, не в силах противостоять диктату своего тела. Слишком уж эта иллюзия реальна, иногда она даже чрезмерно реальна.

Первичный разум идентифицировал себя с тем, что он создавал, то есть с результатами своей деятельности. Затем эта материя служила для него чем-то вроде зеркала. Сейчас таким зеркалом для нас в основном служат мнения окружающих и наш внутренний диалог.

Мы ушли слишком далеко от первичного бессловесного внутреннего диалога, но и он у нас, у людей цивилизованных, тоже есть. Стоит только посмотреть на себя в зеркало. И что же? «Мы» уже беседуем.

Во многом благодаря внутреннему диалогу, в гармонии и в дисгармонии, мы убеждаемся в существовании своего разума и сознаём двойственность своего «Я». В ходе эволюции мы всё больше и больше начинаем ценить свой разум и понимать, что я и моё тело это не одно и то же, что моё подлинное я – это не моё тело, а мой разум.

Это две крайние точки зрения. Чаще всё-таки наши два разума находятся в гармонии, где периодически доминирует то один, то другой разум.

Мы живём в материальном мире и, конечно, пытаемся измерять разум мерками этого мира. Древние люди просто чувствовали, что их разум не может умереть, а продолжает существовать как-то по-другому. В том, что тело умирает, сомнений не возникало, но с разумом всё по-другому.

Смерть – одно из интереснейших изобретений разума в период эволюции живых существ. Смерть – это способ самоизменения, самоочищения разума, путь к его воссозданию. Разум избавляется от оболочки лишних несущественных устаревших мысленных образов и представлений, возникших в течение жизни, которые ему больше не понадобятся. Сохраняется, что очевидно, только самое существенное.

Каждый из нас состоит из материальностей разного эволюционного уровня деятельности разума, которые мы можем весьма условно объединить в три известных нам класса: условно неживая материя, живые существа и образный внешний разум живых существ.

Наш разум, какого бы мы высокого мнения о себе ни были, работает через наш мозг. Мы создаём устойчивые мысли и образы, многократно повторяя одно и то же. Когда мы что-то делаем впервые… о, как работает наш разум! Это творчество. И если мы в этом постоянно совершенствуемся – разум работает и живёт.

Но если мы повторяем одно и то же и делаем всё точно так же, то для этого требуется уже минимальная работа разума. В мозгу в этом случае появляется жесткая структура. Это аналог материи. Подобным образом древний разум создал древнюю материю.

При однообразном повторении разум перестаёт существовать как разум, он всё больше становится материей, создавая в мозгу полезные структуры. Материя – это почти умерший разум, скелет разума, окаменевшая ракушка. Однообразное малоосмысленное и не творческое существование – это угасание разума, тупик.

Конечно, и там на своих ступенях развития есть творчество и жизнь, без работы разума никакая структура материи без самостоятельного разума не существует.

Смерть живых существ, носителей разума, понадобилась разуму для воссоздания свежести мыслей и жизненных впечатлений. Смерть нашего тела происходит для продолжения жизни нашего разума, для его обновления. Таким образом, изобретение смерти явилось весьма толковым, полезным для эволюции делом. Смерть обеспечивает свежесть впечатлений нашего разума.

Эволюция разума возможна лишь тогда, когда мои идеи, мои принципы жизни, моё отношение к миру – все мои достижения в области разума, усовершенствованные в моей данной конкретной жизни и личности, сохраняются, несмотря на смерть физического тела. Разум воссоздаёт себя заново при новом рождении, в новой цивилизации тела и в новой для него цивилизации людей.

Разум цивилизации тела тоже совершенствуется. Творцы генетических произведений искусства постоянно находятся в поиске новых форм, новых подходов и конструкций. Мутации, как и любые другие произведения искусства, не всегда бывают удачными. Но лучшие достижения, в которых заключён новый смысл, должны сохраняться и передаваться.

Личные достижения в области разума, конечно, не могут погибать, иначе не было бы никакой эволюции. Герой, жертвующий своей жизнью ради справедливости, и учёный, идущий на костёр за идею, своими поступками лишь продолжают совершенствование структуры своего разума.

Людям с философским складом ума или с «вселенским разумом поэта», так или иначе отвечающим на вопрос «кто я?», обязательно нужен ещё и внешний свидетель, до конца их понимающий, с которым можно вести мысленный диалог, поскольку собственного «сознания», собственного внутреннего диалога им уже недостаточно.

Их разум, в большинстве своём, другого качества – это публичный разум, разум, открытый для всех. В нём нет ничего лживого, бесчестного и того, чего «нужно стесняться». Конечно, взаимопонимания такой разум найдёт не у всех, со времён «метания бисера» мало что изменилось.

Люди с примитивным мировоззрением и слабой концентрацией жизненного смысла, отнюдь, не всегда готовы к восприятию какого-то нового смысла. Но всё-таки в первую очередь, люди с открытым разумом создают условия для развития разума человечества.

В цивилизации живого многоклеточного организма в процессе эволюции на основе гармоничного взаимодействия многих клеточных разумов самосоздался внутренний разум, а затем и внешний разум. Мы вполне можем предполагать, что в человеческой цивилизации может происходить нечто подобное.

Внутренний разум цивилизации моего организма тесно взаимодействует с разумом вида homo sapiens, а внешний разум моего организма тесно взаимодействует с ещё не совсем сформировавшимся разумом человеческой цивилизации.

Мой разум, как и любой другой разум, самостоятелен, а значит, он меняется только изнутри естественным образом, а не снаружи. Таким же образом или подобным происходят изменения и в живой клетке. Каким-то подобным образом, очевидно, самосоздавался разум нашей цивилизации.

Разные миры

Каждый шаг эволюции разума – это перестройка его структуры. Каждый шаг – это новый смысл. История разума запечатлена в материальной вселенной, и вся материя является свидетельством существования разума и его эволюции.

Но что сам разум должен был запомнить из своей собственной истории развития? Что там, в старом сундуке памяти? Может быть, мы вспомним, как динозаврами бродили по древним лесам или как трилобитами ползали по морскому дну? И что там может быть интересного для нас сегодняшних?! Или ещё вспомнить, как описывали круги вокруг другой элементарной частицы?

Мы мыслили по-другому. На каждой ступени эволюции это другой разум, живущий другим смыслом, «говорящий на другом языке». Мы даже язык своих предков, живших несколько столетий назад, понимали бы с трудом. Никто не может таскать с собой столько ненужной информации, и мы вспоминаем только самое важное, самую суть вещей.

Память нашего разума отражена в его структуре, которую мы постоянно корректируем и совершенствуем, где на первом месте то, что мы считаем самым важным в данный момент. Моя сегодняшняя структура разума – это всё, чего я смог достичь с самого начала.