banner banner banner
Философия античности
Философия античности
Оценить:
 Рейтинг: 0

Философия античности


Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного

Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать

Если бы солнце не существовало, – несмотря на остальные светила, была бы ночь

Многознание не научает быть умным

Мы входим и не входим в ту же реку, мы те же и не те же

На входящих в me же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды

Нельзя войти дважды в одну и ту же реку и нельзя застать дважды нечто смертное в том же состоянии, ибо по причине стремительности и скорости изменений все распадается и собирается, приходит и уходит

Народ должен сражаться за попираемый закон как за стену города

Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь

Не знали бы даже слова справедливость, если бы не было обиды

Один-единственный мудрец хочет и не хочет называться Зевсом

Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего

Произвол надо гасить пуще пожара

Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично

Смерть – все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон

Совместны у круга начало и конец

Тайная гармония лучше явной

Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю

Этот космос, один и тот же для всех, не создан никем из богов, никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий

Эфесяне заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора, мужа из них наилучшего, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!»

Обобщение

Философ – Гераклит

Годы жизни – ок. 540 – 483 до н. э.

Философская школа/направление —

Ученик —

Учитель —

Основные идеи

Огонь как первоначало

Всеобщая изменчивость

Душа – огненная и влажная

Познание – рациональное и чувственное

Основные труды – О природе

Кратил

Кратил (др.-греч. ????????; 2-я половина V века – начало IV века до н. э.) – древнегреческий философ, последователь учения Гераклита.

О жизни Кратила также известно немногое. Главными источниками сведений о философе являются книги «Кратил» Платона и «Метафизика» Аристотеля. Учителем Кратила был Протагор. Сам же Кратил, в свою очередь, преподавал философию Платону. По одной из версий Платон обучался у него еще до встречи с Сократом, а по другой – вскоре после казни Скората.

Кратил развил и усилил идеи Гераклита о всеобщей изменчивости вещей. По мнению философа, в силу «текучести» вещей о них вообще ничего нельзя сказать с какой-либо определенностью. Более того, вещи невозможно обозначить словами или названиями, и даже судить о них как в целом, так и об их отдельных чертах.

Аристотель в своей книге Метафизика пишет: « [Кратил] считал, что не следует ничего говорить, а только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку; сам он считал, что нельзя и один раз» (Аристотель. Метафизика. Кн. III. Гл. 5. 1010a7).

Кратилу зачастую приписывают следующую фразу: «Нельзя не то, чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения».

Некоторые ученые настаивают на версии, согласно которой Кратил вообще выступал за невозможность речи как таковой в постоянно изменчивом мире. В качестве доказательства этой теории приводятся слова Эсхина, в одном из своих диалогов писавшем о том, что Кратил говорил «шипя и тряся руками».

5. Школа Пифагора

После завоевания Ионии и Милета персами центр античной философской мысли переместился в «Великую Грецию», совокупность греческих полисов на острове Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.

Первую из философских школ того времени основал Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса в Ионии. После длительных путешествий по миру Пифагор осел в италийском городе Кротон, где и основал пифагорейскую школу.

Изначально учение Пифагора было тайным и для непосредственного общения с самим философом его ученики должны были потратить много сил и времени. Члены пифагорейского союза жили и ели совместно, соблюдали общий для всех распорядок дня. Они занимались философией и математикой, изучением других наук, а также музыкой и гимнастикой.

Пифагорейцы также активно участвовали в политической жизни общества. В конечном итоге, именно такое участие ими в управлении многих полисов и привело к плачевному для союза философов итогу.

Умер Пифагор в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После его смерти заметно усилилась вражда против пифагорейского союза.

В середине V в. многие пифагорейцы из Кротона были убиты. Нападки на учеников Пифагора продолжались и в других городах. Уцелевшие философы были вынуждены скрываться, разнося по всему миру свое учение. За счет этого к концу пятого века до н. э. пифагорейство пережило этап недолгого процветания. Пифагореец Архит достиг большого политического значения в городе Таренте как военачальник и государственный деятель, что обеспечило пифагорейству защиту и даже некоторую популярность. Однако в шестом веке до н. э. учение и школа Пифагора пришли в окончательный упадок.

В общем и целом, пифагорейская школа просуществовала почти два столетия – с последней трети VI в. до н. э. по вторую половину IV в. до н. э. В состав союза помимо философов – Пифагора, Гиппаса, Филолая, Тимея – входили также известные врачи Алкмеон и Демокед, скульптор Поликлет, драматург Эпихарм, биолог Менестор, математик и механик Архит и др.

Вероятнее всего сам Пифагор не оставил после себя ни одного сочинения. В связи с этим невозможно утверждать наверняка, что в действительности являлось частью учения пифагорейцев, а что было добавлено более поздними античными авторами. Основными источниками знаний о союзе являются сочинения Платона и Аристотеля, а также фрагменты сохранившихся трудов Филолая.

Пифагор

Пифагор Самосский (????????? ? ??????) (580—570 – ок. 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, создатель школы пифагорейцев. По мнению знаменитого древнегреческого историка Геродота, Пифагор являлся «величайшим эллинским мудрецом» (Геродот, 4.95).