banner banner banner
Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель

Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
Юрий Ротенфельд

Книга «Так сказал Элохим» посвящается слабо разработанному мышлению сравнительными понятиями. Ее необычность в том, что автор увидел связь между Божьим Словом, взятыми у Канта философскими понятиями «практического и чистого разума» и естественнонаучным мышлением, что возвращает веру в Творца к ее истокам – на пути Божьего Разума и Мудрости. Книга позволила по-новому посмотреть на многие философские проблемы и Библейские тайны, раскрыла их внутренний смысл, невидимый с позиций общепринятого рассудочного мышления. Оказалось, что выявленная связь между разумом и верой в Бога, присуща только исходной монотеистической религии, предшествовавшей трем позднейшим ее Реформациям – иудаизму, христианству и исламу. Поэтому в соответствии с именем библейского Бога Элохима – Создателя окружающего нас мира, идущее от Авраама религиозное чувство, автор обозначил термином "элохизм". Главный посыл книги в том, что человек может научиться мыслить так, как мыслит Создатель, т.е. стать разумным и мудрым.

Юрий Ротенфельд

Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель

От автора

Прежде чем начать повествование, хочу рассказать о себе. Я доктор философских наук, профессор одного из провинциальных университетов. Область научных интересов – логика и методология науки, философия разума, философия языка, библеистика, герменевтика, проблема категорий, принципов и законов диалектики. Автор ряда работ по этой проблематике, опубликованных в научных сборниках и журналах.

Пишу книги на русском языке – у меня их больше десяти. Две из них: «Запечатанная книга: мессианский характер» (1999) и «Миссия Патриарха» (2008) относятся к библейской теме, тогда как остальные сугубо философские.

Еще обучаясь в институте, я задумался над тем, что делает мир гармоничным, слаженным. Поэтому стал осмысливать наиболее общие отношения действительности, создающие порядок и красоту Вселенной. Так я осознал, что за всей этой слаженностью стоит незримая сила, проявляющая себя в отношении противоположностей как движущей силы развития, и это навело меня на мысль, что общий замысел существует, и он присутствует во всем, что нас окружает.

Так произошла моя первая встреча с Творцом и Его общим замыслом. Тогда как позднее, работая уже на заводе мастером в цехе и конструктором в отделе или в селе с механизмами и машинами, животными и людьми, я через философию продолжал заниматься поиском этого общего замысла.

Вторая встреча с Богом произошла, когда у меня стало что-то получаться, и я начал излагать свои мысли на бумаге. На этом пути я познакомился с известными философами, профессорами МГУ – З.М. Оруджевым, А.И. Стяжкиным, А.Н. Чанышевым, Е.А. Куражковской, З.А.Тажуризиной и другими, благосклонно относившимися к моему желанию стать соискателем. Но ни на одной из кафедр не нашлось для меня места. Да и по возрасту я, видимо, был непригоден для науки. К тому времени мне было 43 года. Кроме того, я не имел ни философского, ни другого гуманитарного образования, не имел я и опыта преподавательской работы.

Но мне дали телефон доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии МГПИ им. В.И. Ленина. Так я познакомился с В.С. Готтом[1 - Фамилия Готт (Gott) немецкого происхождения и с немецкого языка на русский она переводится словом «Бог».].

Ответив на звонок, Владимир Спиридонович спросил меня, кто я, откуда, где работаю, какое имею образование, сколько мне лет и чем я занимаюсь в науке. И хотя все мои ответы были не в мою пользу, профессор пригласил меня на кафедру для встречи. С первых моих слов он не только понял мою идею нового диалектического мышления как мышления сравнительными понятиями, но своими подаренными мне книгами помог мне осмыслить глубинные тайны гармонии как разума и мудрости Природы через понятия симметрии, асимметрии и антисимметрии.

Согласившись быть моим руководителем, а позже и консультантом, Готт, хотя это было не просто, способствовал моему прикреплению и моей защите кандидатской диссертации по философии в МГПИ им. В.И. Ленина. Он же познакомил меня с профессором АОН И.С. Нарским и профессорами Б.Н. Бессоновым и К.Х. Делокаровым, с которыми я дружил много лет и организовал мне годичную стажировку в АОН при ЦК КПСС, для написания и защиты докторской диссертации «Становление неклассической диалектики». Должен признать, что без его поддержки я никогда не смог бы утвердить себя в качестве философа или какого-либо другого остепененного специалиста.

Наконец, моя третья встреча с Богом произошла через знакомство с книгами Тора, Коран, Ветхий Завет и Новый Завет. В процессе их изучения я получил уроки разума и мудрости, которые были осмыслены в понятной мне форме. Это вдохновило меня написать книгу под названием «Так сказал Элохим», где я попытался пролить свет не только на Слово Божие и на мое видение глубинных тайн, которые нашел в Священных книгах. Но и на предельно общие законы реальности, объединив их с Божьей мудростью разумным мышлением.

Память о моих встречах с Богом, понимаемым мной как Природа, Человек и Книга, стали фундаментом моей жизни и работы. Я благодарен судьбе за эти встречи, потому что они зародили во мне, а потом и укрепили глубокую веру в познаваемость мира, открыли передо мной новые горизонты возможностей.

Как и все другие мои труды, книга «Так сказал Элохим» посвящается слабо разработанному мышлению сравнительными понятиями. При этом частные сравнительные понятия, такие, например, как «тяжелое» и «легкое», «доброе» и «злое», лежащие в основании частных наук, во всех своих прежних работах я называл конкретно-научными сравнительными понятиями. Тогда как предельно общие сравнительные понятия, такие как «соотнесенное» или «противоположное», я называл конкретно-всеобщими понятиями, являющимися основанием философии как строгой кумулятивной науки.

Мне повезло: в конце 2023 года я додумался соединить эти понятия с взятыми у И. Канта понятиями практического разума и категориями чистого разума. Благодаря этому мне удалось связать понятийный аппарат всех моих книг и статей – сравнительные понятия разных видов со словами библейского Бога – Творца неба и земли Элохима, что позволило по-новому посмотреть на многочисленные библейские тайны и раскрыть их смысл, невидимый с позиций общепринятого мышления. Эта новая книга дает мне надежду сделать общеизвестным предлагаемое мной мышление, которое позволяет видеть конкретное различие между рассудком, разумом и мудростью.

Я собрал несколько своих прошлых и совершенно новых статей воедино, как рассказы в связанную одним сюжетом книгу, которую необязательно нужно читать в установленном порядке.

Рецензия на монографию доктора

философских наук Ю. А. Ротенфельда

«Так сказал Элохим»

Исследование Ю. А. Ротенфельда посвящено актуальной теме анализа священных текстов с точки зрения мыслительных форм. Автор опирается на собственную концепцию структуры категориального аппарата мышления, которая разрабатывается им на протяжении многих лет и уже нашла свое воплощение в целом ряде написанных им книг. Её применение к анализу текстов Ветхого Завета имеет особый интерес, поскольку относится к высшим сферам человеческого познания, связанным с возникновением мира. Исходя из разработанной им концепции, автор монографии провел исследование текста Ветхого Завета на трех содержательных уровнях: на уровне классификационных понятий, присущих естественному языку с его рассудочным мышлением, и на том уровне, который он определяет как разумное мышление. Разумное мышление определяется им как мышление сравнительными понятиями, которое делится на две принципиально разные части, ограниченные частными и общими понятиями. Частные сравнительные понятия основаны на чувственном опыте и практическом разуме, и они являются основой естественных наук. Соответственно, общие сравнительные понятия – это категории чистого разума (такие, как тождество и различие); их автор определяет как «продукт нашего обобщающего мышления, дающего начала философии, понимаемой как строгая Божественная наука». Ценность представляет собой авторская концепция исторического генезиса различных форм и уровней мышления человека, а также идеи автора относительно принципов развития мышления у детей и взрослых людей на основе понимания сущности этих форм. Отметим, что при всей её внешней простоте, концепция форм и уровней мышления, разработанная автором данной монографии, отличается большой эвристичностью и практической ценностью как методологическое средство развития мышления.

Свою конечную цель автор формулирует как «раскрытие Библейских тайн, а именно: как Слово Божие соотносится с тайной грехопадения, с тайнами Книги Творения (Сефер Ецира), тайной Святой Троицы и Крестного знамения». При всей претенциозности такой формулировки, она имеет вполне определенной философский смысл: речь идет не о ликвидации тайны путем её раскрытия (тайно потому и тайна, что остается всегда), но о расшифровке языка библейского текста с точки зрения его логических форм.

Концептуальным «узлом» исследования является применение автором теории «конкретно-всеобщих сравнительных понятий» и «ортогональных» понятий, которая позволяет показать усложнение и преемственность форм мысли в процессе эволюции человечества. Исходя из этого, автор полагает проект философии еще открытым и незавершенным.

Отдельный интерес представляет авторская концепция исторической эволюции мышления в эпохи высоких культур древности, в частности, его модель «реформаций» в религиозном мышлении, которые стали причиной возникновения новых религий и изменения видов религиозной веры.

Оригинальным является смелое утверждение автора о том, что «древнегреческая философия – истинная наследница древнееврейской мудрости, пытавшаяся осмыслить разум и мудрость не только Всесильного Бога, но и человека посредством предельно общих философских понятий – понятий чистого разума». Генетически такую преемственность проследить трудно, однако автор идет не историческим, а логическим путем, усматривая здесь преемственность в развитии форм мышления.

Автор рискует сделать принципиальное онтологическое утверждение о том, что «категории „чистого разума“, не только далеки от чувственного восприятия, отражающего предельно общие природные связи, но являются эманациями Бога, как проявлением Его Мудрости». Это утверждение у его автора обосновывается тем, что им конкретно рассмотрены формы чистого разума как формы самого бытия, а тем самым, воплощение идей Творца.

Спецификой избранного автором предмета исследования является особый язык священного текста, который имеет свою специфическую логику и семантику. Философское осмысление таких текстов, то есть перевод их смысла на язык рациональных категорий, всегда имеет рискованный характер и неизбежно вызывает дискуссии. Поэтому ценность такой исследовательской работы во многом определяется тем, насколько автору удалось найти такую концептуальную схему, которая раскрывает в тексте рациональный смысл. В этом отношении работа Ю. А. Ротенфельда имеет большую ценность.

В целом следует констатировать, что проведенное Ю. А. Ротенфельдом исследование чрезвычайно актуально в современном мире, выполнено на высоком уровне, а полученные выводы достаточно фундированы и обоснованы. В монографии «Так сказал Элохим» присутствуют все необходимые структурные элементы, она отвечает требованиям к работам подобного уровня, что дает право рекомендовать ее к публикации.

В. Ю. Даренский

доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры философии ФГБОУ ВО

«МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПKY)»

Рецензия на монографию доктора

философских наук Ю. А. Ротенфельда

«Так сказал Элохим»

Монография Ю. А. Ротенфельда имеет большую актуальность как интересная попытка исследования глубинных структур мышления на весьма разнообразном историческом материале. Хотя главная тема книги, которая дала ей название, – это исследование структур библейского мышления, но еще больше места в монографии уделено античной философии.

Главная интенция автора монографии состоит в поиске общего корня как библейского Откровения, так и форм секулярного мышления – не только философского и научного, но и оснований человеческого мышления как такового. Это плодотворный синтетический подход.

Автор монографии исходит из своей собственной концепции уровней и форм мышления, которую он разрабатывал и в своих предшествующих книгах. Насколько можно судить, новая монография имеет завершающий характер, обобщая выводы автора. Анализ как библейских текстов, так и античной философии ведется автором под общим углом зрения поиска универсальных форм мышления. Типология общих понятий, которую автор обосновывает в своей работе, с одной стороны, кажется достаточно традиционной, а с дугой – традиционные термины приобрели новый смысл. В частности, автор монографии весьма нетривиально трактует понятие «чистого разума», которое приобретает у него космологическое измерение и трактуется в духе каббалистической традиции как «божественный» уровень мысли, свободный от эмпирического, случайного измерения.

Столь же нетривиально трактуются и «сравнительные» понятия, а также введенное автором в оборот представление об «ортогональных» понятиях.

С другой стороны, автор монографии также предлагает собственную концепцию эволюцию религиозного сознания человечества, связывая её с изменением форм мышления. Эта концепция нам представляется весьма спорной, однако она несет в себе определенный эвристический смысл.

Данная монография представляет очередную своеобразную попытку в истории философии построить единую научно-философскую и отчасти богословскую мировоззренческую методологию на логической основе. Насколько она удачная окончательно можно будет судить после ее рефлексии не только научным, но и религиозным сообществом на предмет соответствия канонам и догматам, которые отнюдь не едины в современном поликонфессиональном мире.

В качестве общего вывода, можно утверждать, что монография Ю.А. Ротенфельда имеет большую научную ценность, является оригинальным авторским исследованием актуальной проблемы. В монографии «Так сказал Элохим» проведен системный последовательный анализ сложной научной и мировоззренческой темы. Она отвечает всем необходимым требованиям к научным монографиям, что дает основание рекомендовать ее к публикации.

Ю. А. Закунов

канд. филос. н., ведущий научный сотрудник

Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва.

I. ПО СЛЕДАМ БИБЛЕЙСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ТАЙН

Слово Божье с позиций практического и чистого разума

Нам дано трудиться, но нам

не дано завершать труды наши.