banner banner banner
Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

Так сказал Элохим. Может ли человек мыслить как Создатель


Талмуд

Вступление

В этой статье[2 - The Word of God from the Perspectives of Practical and Pure Mind. https://philpeople.org/profiles/yuriy-rotenfeld] исследуется понятие «Слово Божье» с двух позиций: с позиции классификационных понятий, присущих естественному языку с его рассудочным мышлением, и с позиции разумного мышления. При этом разумное мышление, как мышление сравнительными понятиями, делится у меня на две принципиально разные части, ограниченные частными и общими понятиями. Частные понятия идут от природы через наши органы чувств, например, «свет» и «тьма», «день» и «ночь», «тяжелое» и «легкое» – это понятия практического разума – начала естественных наук и математики. Общие понятия являются категориями чистого разума, например, «тождество» и «различие», «противоположности», «ортогональности». Они представляют продукт нашего обобщающего мышления, дающего начало философии, понимаемой как строгая божественная наука.

Автор анализирует текст Торы[3 - Христианская Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет – это перевод и адаптация текстов Танаха, в том числе Пятикнижия Моисея – Торы.] и убеждается, что такие слова Всесильного, как свет и тьма, день и ночь, вечер и утро, – это доступные всеобщему пониманию частные сравнительные понятия градационного вида. Кроме того, в Торе представлен и другой, более сложный, вид частных сравнительных понятий – понятия ортогонального вида, описывающие все шесть дней Творения как переход дня и ночи в вечер и утро, то есть одной пары противоположностей в другую пару: «И был вечер, и было утро: день один».

При этом известно, что слова Бога Всесильного выражают его действия, причем не только в виде их конкретного проявления, – они касаются общих принципов Мироздания, для понимания которых нужны далекие от чувственного мира предельно общие сравнительные понятия.

За создание науки, раскрывающей разум и мудрость Единого и Незримого Бога, взялись древнегреческие философы – любители мудрости. В отличие от большинства людей, обладающих рассудочным мышлением, они осмысливали многообразие реальности не только с позиций частных сравнительных понятий – понятий практического разума, но и с позиций предельно общих сравнительных понятий – категорий чистого разума, раскрывающих общий замысел Творца. К этому стремится и сам автор книги, одним из важнейших первоисточников которой является Танах (Ветхий Завет), который скрывает в себе множество тайн.

Одной из них, спрятанной за семью печатями, хочу поделиться с читателем при помощи мышления сравнительными понятиями, благодаря которым можно осмысливать окружающую реальность, истолковывать древние и современные тексты и многое в них понимать. При этом основой этого мышления, направленного на воссоздание Божьего Слова, не должны быть многозначные классификационные понятия, составляющие естественный язык людей, и даже не философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «справедливость», «материя», «нравственность», используемые сегодня в понятийном мышлении. Речь пойдет о совершенно других понятиях, в качестве которых выступают однозначные сравнительные понятия – понятия практического разума и чистого разума.

Отделяясь от религиозных и эмоциональных предубеждений, я осмысливаю забытые или неверно понятые мысли знаменитых мыслителей прошлого, раскрывающих суть сравнительных понятий, собираю их по рангу в верифицируемую кумулятивную философскую Матрицу – панлогическую парадигму познания. В итоге прихожу к выводу о возможности использовать мои наработки не только для правильного понимания библейских текстов, в частности Слов Всесильного, но и для того, чтобы преодолеть пропасть между теологией, гуманитарными и естественными науками, обусловленную принципиальным расхождением между рассудком, разумом и мудростью.

Животный и человеческий интеллект – разум и рассудок

Считается, что развитие человеческого интеллекта начинается с низшей ступени развития ума – рассудка (reason), тогда как развитие более высокой, второй ступени – разума (mind) следует за первой. На мой взгляд, все происходит как раз наоборот, поскольку развитие интеллекта начинается с разума, которым обладает не только человек, но и все живое, стремящееся приспособить себя к реальности, к ее объективным законам.

Воспринимая влияние окружающей среды, организм реагирует на него посредством органов чувств, фиксируя то или иное воздействие света, звука, температуры, влажности, которое мы отражаем посредством сравнительных понятий, таких как «светлое» и «темное», «громкое» и «тихое», «горячее» и «холодное», «мокрое» и «сухое». Другие воздействия дают другие сравнительные понятия – «тяжелое» и «легкое», «большое» и «малое», «длинное» и «короткое». Поэтому множество сравнительных понятий, как простейших элементов сознания, структурирует мышление не только человека, но также мышление и поведенческие реакции всех живых существ.

Это мышление может быть вербальным, как у современного человека, а может быть невербальным мышлением животных, что обусловливает их разум, по своей сути ничем не отличающийся от разума человека, и в этом отношении «нет у человека преимуществ перед скотом» [Экклезиаст].

Значит, способность отождествлять и различать качества (А и не-А), как и различную их интенсивность, является неотъемлемым свойством разумного мышления, формирующего знание об окружающем мире. Это знание и передается по наследству на уровне врожденных поведенческих реакций – инстинктов.

В результате длительного процесса естественного отбора формируется биологическая программа, закодированная в генетической информации организма. Эта программа обеспечивает определенные реакции на стимулы окружающей среды, когда организмы с определенными поведенческими реакциями имеют больше шансов выжить и передать свои гены следующему поколению. Инстинкты разнообразны и связаны с различными аспектами жизни зверя и человека. Это такие инстинкты, как инстинкты самосохранения, размножения и сохранения потомства.

С возникновением у людей естественного языка, называющего каждую вещь своим именем – классификационным понятием, формируется вторая ступень в развитии интеллекта – рассудок. В отличие от языка сравнительных понятий – языка разумного мышления (который является невербальным Божьим языком), язык классификационных понятий способен выражать наши взгляды, мнения и субъективные чувства. Поэтому влияние инстинктов на поведение человека становится не таким жестким, как у других животных. Тем более что пользоваться языком, то есть рассудочным мышлением, обучают ребенка с момента его рождения.

Пользуясь естественным языком в течение всей последующей жизни, человек становится обладателем развитого рассудочного мышления, способного контролировать свои, данные ему от природы, инстинктивные реакции. Культура, образование, воспитание и личный опыт также оказывает сильное влияние на поведение человека, что делает его менее зависимым от инстинктов по сравнению с другими животными. Значит, влияние инстинктов на поведение человека может быть контролировано и целенаправленно изменено, как в лучшую, так и в худшую от животных сторону.

Воздействие звуковыми, световыми и вербальными факторами на определенные зоны коры головного мозга фиксируется там в виде доминанты с последующим торможением разума, что открывает пути к манипулированию массовым сознанием или даже к зомбированию, способному перевести жизнь людей в совершенно другой ирреальный мир, принципиально отличающийся от Божьего, реального мира. А это, в свою очередь, позволяет превратить некоторых, казалось бы, нормальных людей в худшее подобие зверей, хотя даже хищные звери не поступают так, как иногда поступают люди. Таковы, к примеру, члены различных террористических групп и организаций с их леденящими душу, ужасающими поступками.

При этом важно отметить, что манипулирование массовым сознанием может иметь не только отрицательные, но и положительные последствия, например, записанные в десяти заповедях запреты убийства или воровства, которые использовались властями для достижения социальных целей, привели к позитивным изменениям в общечеловеческой культуре – культуре трех авраамических религий.

Выходит, что источником, структурирующим разум, являются сравнительные понятия разных видов. Поэтому общество должно быть заинтересовано в том, чтобы обучение разумному мышлению начиналось с раннего детства, что вместе с выраженными инстинктами будет формировать у детей и подростков твердо усвоенные навыки его применения. А это, в свою очередь, поможет минимизировать эффект бессовестной манипуляции сознанием и поможет человеку принимать решения на основе общечеловеческих ценностей, знаний и убеждений. (Rotenfeld 2014, 36–40).

Бог говорит действием

Язык классификационных понятий, а вместе с ним и рассудочное мышление, – это великое завоевание человека, отличающее его интеллект от интеллекта животных. Однако ни одну из строгих наук, продолжающих развивать природный разум человека, невозможно создать на его основе. Тогда возникает вопрос: как же смогло возникнуть множество естественных и точных наук, в своей совокупности превратившихся в одну из главнейших форм общественного сознания? Ответ очевиден – используя разум довербального мышления, то есть мышления сравнительными понятиями, естественные науки углубили познание окружающего мира за счет нахождения все новых операций сравнения, неведомых большинству высших животных.

Так, используя в качестве начала понятия «длинная линия» и «короткая линия», появилась геометрия, поскольку, взяв меньшую из них за единицу измерения, предельным значением которой является безразмерная точка (идеализация), геометр осмысливал большую линию в числах. То же касалось и физики, в которой использовалось другое начало, положим, «тяжелое» и «легкое», позволившие перейти к осмыслению реальности в числах. Так на основе данных нам от природы частных сравнительных понятий, как понятий «практического разума», зарождались и другие науки о природе, что раскололо знание на множество фрагментов – конкретных наук. В том числе на пользующиеся практическим разумом естественные науки и пользующиеся рассудком гуманитарные дисциплины.

Однако раскол знания на отдельные науки не отражал всего замысла древних ученых, поскольку они воспринимали природу как гармоничное единство всех ее частей, управляемых единой незримой Силой. Проявление этой Силы, мы находим в самых первых стихах Торы (Пятикнижие Моисеево).

/1/ В начале сотворения Всесильным неба и земли, /2/когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, /3/ сказал Всесильный: «да будет свет»; и стал свет. /4 / И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы. /5 / И назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один (Брейшит 1–5. Тора).

Взятый из Торы фрагмент свидетельствует о том, что проявление незримой Всесилы, т. е. Ее конкретные действия обозначаются в Библии Словом Божиим в таких чувственно воспринимаемых частных противоположностях как свет и тьма, день и ночь, и других. Помимо этого, в тексте представлен и другой, частный вид сравнительных понятий, дающий более сложное единство, представленное переходом от одной пары противоположностей – дня и ночи, к другой паре – вечеру и утру – «и был вечер, и было утро: день один». И так происходит в каждом из шести дней творения.

Следует заметить, что перед писавшим Тору автором, будь он даже самим Господом Богом, стояла поистине неразрешимая задача. А именно: как обыкновенному человеку, умеющему мыслить при помощи частных понятий, можно объяснить суть мышления предельно общими понятиями, характерными для мышления Всесильного – Творящего весь окружающий мир в его единстве? Силы, которая воспринимается человеком не иначе, как посредством множества ощущений, отражаемых в понятиях практического разума – частных проявлениях ее действия.

За неимением, кроме нужных слов, других адекватных образов, способных описать Создателя (?????????? – Элохим – мн. ч. др. – евр.) как множество всех природных сил в их саморазвитии и гармоничном единстве были предложены правила, запрещающие делать не только всякие изображения, запрещалось при помощи естественного языка произносить напрасно даже само имя Всесильного.

/4/ Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли (Шмот. 20:4).

/7/ Не произноси имени Бога, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Бог того, кто произносит имя Его попусту (Шмот. 20:7).

Человек как образ и подобие Божие

В первой книге Бытие сказано, что Бог Всесильный сотворил человека не просто одним из многочисленных видов животных, и не рабом божиим, а подобным Богу Творцом. Поэтому вся деятельность человека должна была быть направленна не только на освоение сотворенной Богом природы, но и на развитие самого себя как личности с помощью трудовых усилий.

«И сказал Всесильный: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…. И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1 26–27).

Под Богом верующие люди понимают абсолютный разум, так что и человек есть разумнейшее существо из его творений. Вместе с тем творчество Создателя существенным образом отличается от творческих возможностей человека, так как за собой Бог Всесильный закрепил отношения всех природных сил, наделив их самодвижением, а все личные и общественные отношения передал самим людям, наделенным свободной волей, всеобъемлющим сознанием и творческими способностями. Но это означает, что творить добро и предотвращать зло люди должны сами, никоим образом не полагаясь на чью-либо помощь, в том числе и на помощь Всесильного. Этому свидетельствует следующий фрагмент Торы:

3. /22/. И сказал Бог Всесильный: «вот, человек стал как один из Нас, в познании добра и зла …»).

Здесь следует сослаться на слова К. Маркса, который понимал человека как «совокупность всех общественных отношений», а именно как сгусток всех присущих ему социальных сил, которые я обозначил понятиями практического разума. То есть тех же самых видов взаимодействий, при помощи которых Бог сотворил весь природный мир.

При этом в действиях Создателя и действиях человека в обменном процессе было одно весьма существенное различие, заключающееся в том, что побудительные силы природы как отношения противоположностей, противоположно направлены относительно действий человека.

Обмен в природе и обществе

Так движущей силой природы является обусловливающая самодвижение сходящаяся пара противоположностей, вызванная тем, что «избыток» одной из их сторон компенсирует «недостаток» другой стороны в промежуточное между ними значение. Поэтому Бог Всесильный не занимается каждым из бесчисленного множества отношений в отдельности. Тогда как движущая социальная сила, направляется свободной волей и сознанием каждого отдельного человека и является расходящейся парой противоположностей, направленной на получение «избытка» одной стороной отношения и «недостатка» другой его стороны.

Единственным мыслителем, кто, на мой взгляд, заметил различие между Божьими и человечьими действиями, то есть между действием сил, наблюдаемых в неживой природе, и силами, действующими в обществе, был, живший в VI–V веках до н. э. древнекитайский философ Лао-Цзы. По этому поводу он отмечал:

«Дао напоминает натягивание лука» – когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Небесное дао отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао – наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято» (Древнекитайская философия 1973, 137).

Сегодня ученые, исследующие вопрос сознания, пытаются понять, присуще ли оно только отдельным субъектам или Вселенной в целом. Отсюда следует популярность панпсихизма, понятия согласно идее которого, вся Вселенная наполнена сознанием. Но если все биологические организмы, в том числе и человек, сознательны потому, что при столкновении с действием природных и всех других сил они фильтруются и интерпретируются разумом для последующих действий, то в природе сознания нет – в ней происходит самоорганизация взаимодействующих сил. Поэтому, например, лауреат нобелевской премии по физике 2020 года Сэр Ро?джер Пенроуз не считает себя панпсихистом. Как он сам говорит:

«Законы физики порождают сложные системы, а эти сложные системы приводят к сознанию животных и человека». Сознание человека «порождает затем математику, которая может кратко и вдохновляюще кодировать самые основополагающие законы физики, которые ее породили» [https://dtf.ru/u/586058-conspiracy-and-the-paranormal/1355561-uchenye-schitayut-chto-vselennaya-obladaet-soznaniem].

То же касается и философии, если используемое ею мышление овладеет мышлением сравнительными понятиями.

Сравнивая две самые сложные системы в природе – нейронную сеть в человеческом мозге как микрокосмос и космическую сеть галактик во Вселенной, ученые получили поразительный результат: между структурой Вселенной и человеческим мозгом обнаружено удивительное сходство.

«Обе системы организованы в четко определенные сети с узлами (нейронами в мозгу, галактиками во Вселенной), соединенными нитевидными образованиями – филаментами» [https://naukatv.ru/news/obnaruzheno_udivitelnoe_skhodstvo_mezhdu_strukturoj_vselennoj_i_chelovecheskim_mozgom].

В этой связи у ученых возникает предположение о том, что взаимосвязь внутри двух сетей развивается по схожим физическим принципам, несмотря на поразительную и очевидную разницу между физическими силами, регулирующими галактики и силами жизни, регулирующими связь нейронов. Означенное сходство естественно и, на мой взгляд, оно объясняется не панпсихизмом, а панлогизмом, его универсальным характером, так как отношения сходства и различия, обозначенные мной сравнительными понятиями, можно применять в самых разных науках для самых разнообразных целей.

Роман греческой философии с древнееврейской мудростью

Тора позаботилась, чтобы каждый человек начал свое понимание всего того, о чем говорит Всесильный с самых ключевых вопросов, заложивших основания для понимания и самого Бога, как творящего средоточия всех природных сил, так и человека, созданного Творцом по Его лекалам. Это основания нашего мировоззрения – той Матрицы, посредством которой мы осмысляем мир в его универсальном (физическом, биологическом и духовном) содержании.

Книга Бытия (евр. Брейшит) представляет нам понимание Бога, который являет себя в Слове, раскрывающем начала и смысл всего, что существует и будет существовать. И от того, как мы понимаем Слова Всесильного, зависит то, как мы живем сегодня, и как будем жить дальше.

Завершить начатое Торой и на научной основе показать мудрость единого и незримого Бога, как и его понятийное мышление, отважилась философия, создателями которой стали древние греки. Они сумели показать Божье Слово как действие, но уже не при помощи частных сравнительных понятий и, причем не на мифологической или религиозной основе, как это было у наследников Авраама, а при помощи предельно общих сравнительных понятий – противоположностей – сугубо научных категорий чистого разума.