Этюды об интенции
Рабадан Багдаев
© Рабадан Багдаев, 2024
ISBN 978-5-0064-1757-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Этюды об интенции
Интенция – это направленность сознания или мышления человека на определённый объект, явление или мысль. Интенция может проявляться в стремлениях, намерениях, желаниях, «душевных порывах», замыслах и иных формах.
Слово
Я писал и не мог остановиться. Времени у меня было мало. Я пытался найти подходящее словосочетание, что бы загнать непокорные мысли в смысловые структуры предложений. Слова так и ложились в текст, а главное определяли тот смысл, который я пытался передать в тексте. Преобразуя мои мысли в красивый узор слов. При этом писатель не видит текста, он погружается в мир своих образов. Пытаясь передать не слова, а мысли. Текст никогда не будет идеальным. В том смысле, что очень сложно передать свои эмоции и мысли в идеальном формате текста. Для меня творческий процесс- это не просто обыденная работа, а вдохновение. Я стремился не только передать мысль, но и вызвать образы и чувства. Я вкладываю в творческий процесс усилие, чтобы текст был красивым и содержательным. Хотя тексты могут не быть безупречными, они больше всего похожи на меня. В каждом из них звучит мой голос, мой взгляд на окружающий мир. Я передаю свои мысли, зародившиеся в творческом процессе размышлений. Каждое мое высказывание в тексте было результатом тщательного анализа механизмов сознания. Я уделял время изучению материала, собирал информацию из различных источников и строил логически связанные аргументы в своих текстах, а также пытался передать в тексте глубокие мысли, преисполненные смысла. Для меня творчество – не просто труд, а страсть, наполняющая мою жизнь смыслом и радостью. Я хочу, чтобы мои тексты из этой книги запомнились читателям не только своим содержанием, но и искренним отношением к ним.
Туман
Я смотрел в окно. Фонари пустых улиц горели тускло. И только через некоторое время я осознал, что тусклость фонарей связана с тем небольшим туманом, которое заполонило улицу. Туман просачивался повсюду, и только силуэты домов выдавали город. Окно как бы ограждало от тумана, запотевая, свидетельствовало о том, что на улице погода сырая и холодная. Туман для меня символизировал холод и отстраненность. Именно это природное явление давало подходящий настрой для мыслей. Это явление умиротворяло и успокаивало от внутренних конфликтов и противоречий. Это природное явление успокаивало сознание и позволяло сосредоточиться.
Туман, покрывающий улицы, создавал мистическую атмосферу и загадочную обстановку. Он скрывал детали и создавал ощущение таинственности, словно приглашая к размышлениям и внутреннему проявлению мыслей. Туман стал символом неопределенности и неизведанности, напоминая о том, что в мире всегда есть что-то большее, чем видим на первый взгляд. Просматривая эту картину из окна, я ощущал, что туман проникал не только на улицы города, но и в мою душу, накрывая своей пеленой все беспокойства и суету повседневной жизни. Он замедлял темп и напоминал о важности пространства для внутреннего рефлексивного диалога. Туман становился метафорой для внутреннего путешествия и самопознания, открывая новые грани восприятия и погружая в глубины своего сознания. В этот момент я чувствовал себя частью чего-то более высокого и недоступного для человеческого разума. Это явление придавало моим мыслям особый оттенок глубины и загадочности, заставляя задуматься о скрытых смыслах и подтекстах окружающего мира. С каждым моментом, проведенным в этой мистической атмосфере, я все больше осознавал, что туман – это не просто метеорологическое явление, а символическая врата к новым уровням понимания и прозрения своей собственной сути.
Миром для человека является все то, что может быть дано нам в качестве некоторой реальности. Это может быть все что угодно. Могут быть предметы окружающего мира, которые попадают в поле наше-го зрения. Это могут быть разного рода психические акты, проявляющееся в сознании человека. Наблюдаемый и воспринимаемый нами мир. Есть не что иное, как опыт нашего сознания. Только в таком опыте мир получает тот самый необходимый для нас смысл, который мы в нем усматриваем. Мир не может быть сам по себе. Это отражение смыслов, без которых невозможно представить восприятие мира. Без нашего сознания, которое конструирует, определяет и формирует смысловой образ предметов, смысловой образа мира, мы не сможем воспринимать окружающий нас мир. Наше сознание такого, что оно может создавать смысловые образы мира. Смысловые образы могут быть более многогранны, чем реальный объективный мир. В нашем сознании присутствуют некие акты, благодаря которым мы можем воспринимать этот смысловой образ. Смысловые данности предметов невозможны без актов сознания, которые конструирует мир. Смысловые образы в области психологии, математики, биологии будут совершенно разными. Но те акты сознания, которыми будет пользоваться человек, они будут идти в одном ключе. И в то же время, каждый человек определяет свои собственные критерии символов.
Дождь
Подняв голову вверх, я убедился в том, что меняется погода. Темное небо создавало ощущение того, что вот-вот начнется дождь. От этого мир отдавал каким-то холодом, и внутри чувствовалась опустошенность. А может быть темное небо и дождь создают ощущение отстраненности мира и это вызывает у людей стремление к одиночеству. Вместе с миром я тоже почувствовал одиночество и еще заброшенность. Проходя мимо парка, я почувствовал свежий ветерок, деревья слегка покачивались, шумела листва как-бы призывая дождь. И вдруг с неба начали падать капли дождя как бы отозвавшись на покачивание деревьев. Дождь наполнил ароматом отчужденности этот мир. Капли дождя попадали мне на лицо, освежая мысли. И чувство одиночества отступило, на душе вдруг стало спокойно.
Я поймал себя на мысли, что только сейчас начал осознавать свою жизнь, наперекор всем предрассудкам. Я схватил свою жизнь в мысли, отказавшись от всех прошлых привилегий. Я поставил себя на кон и выиграл себе жизнь. Осознание жизни, это самое замечательное чувство. Я как бы вырвался из темницы на свободу, стал видеть мир, в ее чистоте. Может это и есть осознание чистой экзистенции, или инсайт как называют ее психоаналитики. И я вдруг осознал что-то важное для себя, но пока не понял и могу вот-вот потерять это чувство. Внутри меня закрался страх, а вдруг я больше никогда не смогу обрести это чувство. И мне захотелось продлить это мгновение, это чувство. Сделав глубокий вдох, я отогнал все мысли и просто наслаждался дождем, который капал мне на лицо и создавало ощущение внутреннего спокойствия.
Дождь продолжал литься, создавая мелодию на крыше и улице. Звуки капель становились все более успокаивающими, словно музыка для души. Воздух наполнился свежестью после долгой засухи, и земля впитывала в себя каждую каплю, словно жаждущая душа. Я ощущал, как внутреннее напряжение постепенно расслаблялось, и все проблемы казались не такими уж существенными. Под дождем я почувствовал себя частью природы, ее неотъемлемой частью, которая тоже нуждается в очищении.
В дожде было что-то магическое и умиротворяющее, словно он промывал все негативные эмоции и оставлял лишь спокойствие и гармонию. Я закрыл глаза и просто наслаждался этим моментом, погружаясь все глубже в себя. В этот момент важно было просто быть здесь и сейчас, ощущать каждую каплю на коже и каждый вздох, наполненный свежим воздухом после дождя. Я понял, что именно такие моменты делают нашу жизнь насыщенной и ценной, и стоит находить время для таких простых, но важных для души вещей. В этот момент я благодарил за каждую каплю дождя, за каждое мгновение спокойствия и гармонии, которое они приносили.
Мысли в кафе
Мне нравится атмосфера уютного кафе «Cogitans», расположенного в самом сердце города. Это место стало моим неразрывным спутником и источником вдохновения. Мой постоянный визит в это кафе сегодня состоялся в полдень. Заняв свой обычный уголок, я заметил молодую официантку, которая подошла ко мне и приветствовала меня улыбкой. Вам как обычно кофе с молоком и одну ложку сахара- спросила она. Чудесная песня Adele «Don’t You Remember» звучала в зале кафе. Я кивнул в знак согласия, а она, улыбнувшись в ответ, направилась выполнять мой заказа.
Конечно я понимал, что это стандартный подход к посетителям. Так как именно от этого подхода зависит, сколько я оставлю чаевые. Но все равно было приятно, когда человек тебе рад, даже если ты понимаешь, что это маска необходимости. Я как человек всегда формирую свою человечность через пространство собственного существования. Я всегда пытаюсь через самого себя формировать собственное пространство. В художественном акте грань между творцом и творением стирается. Не понятно, художник в искусстве или искусство в художнике. Мысль была интересная, потом запишу и переосмыслю, – подумал я. Интересно то, что мы часто не замечаем свои мысли и только потом начинаем осознавать смысл записанного.
На улице снова начался дождь. Я сидел и смотрел, как капли дождя стекаются по стеклу образуя рисунок. Эти рисунки из прошлого и тут на меня хлынули воспоминания. Когда-то вместе с отцом, прячась от дождя, мы забежали в кафе. Где я впервые попробовал медовик, с тех пор этот десерт стал моим любимым. И вдруг ко мне пришло понимание. Я вдруг осознал причину тех действий, которые привели меня в это кафе. Эти мысли не случайно овладели мной. Принятие чего-то идет через отрицание. Эта диалектика мышления.
Любое понятие, которое мы формируем относительно того или иного предмета. Это не что иное, как отрицание предмета. Мы вырываем предмет путём его отрицания через другие свойства. Смысл жизни проявляется, через абсурдность существования. Жизнь имеет смысл, потому что человек конечен. Я осознаю себя потому что, сопоставляю себя с другими. Если мы подумаем и посмотрим на наш мир. Возьмём любой идеал и доведём его до логического конца, то увидим ничто. Именно не идеальность дает возможность. Представьте себе, что вы идеальны, тогда в чем смысл существования. Именно не идеальность открывает для нас возможности. Двери через которые мы можем достичь определенного развития. Достичь некого основания собственного существования, и найти смысл через абсурдность.
Знаете, я начал замечать, если постоянно посещать кофейню и заказывать одно и то же без чаевых. То отношения персонала меняется. Ты перестаешь быть ценным для них. Это же касается жизни. Если от тебя нет пользы, то ты никому не нужен. В этом прагматическом мире люди стали воспринимаются как вещи, которые полезны только определенных случаях. Но человек не должен быть полезным только для того, что бы быть ценным. Человек не объект, он духовное существо, способное подарить другим частичку духовности.
Существуют особые условия и внутренние акты сознания, при котором можно сказать, что это воспринято. Мы не только воспринимаем события, произошедшие в нашей жизни, но и проносим через собственный экзистенциальный опыт или опыт символический. Например, когда мы читаем, проносим текст через себя. Смысл текста зависит от самого интерпретатора. Таким образом, я хочу сказать, что восприятие всегда индивидуально. И так мы подходим к пониманию такого явления, как восприятие собственного существования. Один и тот же смысл может интерпретироваться по-разному, но иметь свою категорию. С объективной точки зрения смысл не меняется, но интерпретируется по-разному, в зависимости от настроения или способа восприятия. Человек постоянно переживает события, и проносит события через самого себя, воспринимает себя через мир. Его собственные мысли поражают и удивляют его, Он все время находится в эпицентре собственных противоречий. «В художественном акте грань между творцом и творением стирается. Не понятно, художник в искусстве или искусство в художнике».
Когда я оторвался от своих мыслей, внезапно передо мной появилась официантка, несущая чашку кофе. Вновь улыбнувшись, она пожелала мне приятного времяпрепровождения. Замечательное, прекрасное лицо у этой девушки, подумал я. Но оказалось, что эта красота была неестественной, словно маска, скрывающая что-то глубоко в душе. Взгляд в этот миг, сквозь эту необходимость, оставил множество нераскрытых тайн. В тот день я так увлекся своими мыслями, что не заметил наступление ночи. Кафе уже закрывалось. Оплачивая счет, я выразил благодарность официантке, на что она ответила взаимной улыбкой. Эта улыбка заковывала в себе нечто волшебное и загадочное, однако объяснить ее истоки я не мог. Покидая заведение, меня встретил прохладный ветерок, а ясное небо сияло звездами и яркой луной. Луна была настолько яркая, что ее свет проникал даже в самые темные уголки городских переулков.
Прогулка по парку
Я расплатился за кофе и вышел на улицу. На этот раз я двинулся через парк, чтобы сократить время. Неожиданно мне в голову пришла мысль: именно деревья дают городу частичку природы. Здесь мы можем хоть как-то чувствовать себя частью природы. Улицы города словно паутина, схватывающая людей в единый поток забот и проблем. Темные переулки старательно скрываются от глаз туристов, открывая дверь в скрытые аллеи и малозаметные уголки городской жизни. Фасады домов, потрескавшиеся от времени, и наглухо закрытые окна, занавесками прикрывающиеся от любопытных взглядов, выдают подсознательные мотивы города. Высокие каменные здания отдают холодом и отчужденностью, создавая атмосферу гранитной суровости. Однако, в парке всё меняется. Это место, где человек может свободно размышлять, чувствуя себя сопричастным природе и окружающей среде. Родство с природой пробуждает чувство свободы внутри, создавая ощущение гармонии и внутреннего спокойствия. На небе серые облака собирались в тучи. Над городом плотно нависла угрожающая гроза. Мрачные облака тяжело проплывали в небе, вызывая тревогу в сердце каждого, кто поднимал глаза вверх. Но для меня эти облака оказались необычными. Каждое из них, раздирая тучи, превращалось в удивительный образ или живописный рисунок, который словно магически возникал прямо перед моими глазами. Такое странное зрелище вызвало в мне невольный вопрос: откуда берутся эти образы и почему именно я вижу их в своей голове? Мое сознание как будто бунтовало против обыденности. И вместе с ним бунтовала природа. Серые облака, тусклое небо, всё это предвещало что-то ужасное и в тоже время манящее к себе.
Я очень люблю прогуливаться по парку. Когда я прогуливаюсь, у меня возникает чувство. Что мир вне парка для меня больше не существует. Я наслаждаюсь тем, что во мне происходит. Вижу мир в его изначальной красоте, в нем нет искусственности, созданное людьми. Мы окружаем себя искусственными объектами, не хотим больше жить в естественной природе. Гуляя по городу, по этим улицам и скверам, я понял, что город искусственен. И наполнен ощущением отчужденности. Вместе с городом мы сами становимся искусственными. Теряем свою естественность. Да конечно я понимаю, что человек, всегда находится вне природы. Он не определен и всегда обладает возможностью стать кем-то. В отличие от других объектов в мире. Которые уже определены в природе.
Именно человек обладает свободой быть тем, кем захочет. Но как мы распорядились данной возможностью. Мы создаем сами для себя рамки и загоняем себя в них. Создавая социальную структурированность. Мы сами стали заложником собственных творений. Вещи предметы влияют на нас не в меньшей степени. А может быть и в большей. Чем мы влияем на них. Весь этот эмоциональный выплеск, вся эта сумбурная жизнь-лишь трата времени. Вот так я и живу в мире мыльных пузырей. В мире иллюзорных образов. Которые на самом деле для моей жизни не имеют важности. Жизнь, как и смерть всегда личностна. Только ты живёшь и никто не сможет прожить жизнь за тебя. Никто не сможет умереть за тебя. И в этом смысле ты одинок. На этом этапе времени ты должен взять ответственность на себя. Понимая, что ты не только обречён жить в этом абсурдном мире, но и то, что ты конечен. Следовательно другого шанса нет. Для того, что бы реализовать себя в этом мире.
Люди не видят мир вокруг себя. И той красоты мира, который их окружает. Однажды я сидел на скамье в парке и обнаружил удивительное явление. На самом деле, это не было особенным явлением, но мы зачастую игнорируем подобные природные моменты. Солнечный свет проникал сквозь листву деревьев, ветер колыхал их, а лучи солнца играли среди зеленых листьев. Игра света падала мне на глаза, и от этого я ощущал удовлетворение и покой.
Никогда раньше у меня не возникало такого ощущения умиротворения. Во мне что-то изменилось, я чувствовал себя единым с этим миром. Больше мне не нужно было притворяться и носить маску. Я осознал настоящую ценность жизни и понял, кто я на самом деле. Просто сидя на скамейке, я проникся всеми оттенками красок, красотой природы и вселенной. В прошлом я не замечал, насколько прекрасна природа и сколько у нее цветовых оттенков. Свет солнца, проникающий сквозь листву деревьев, приносил мне огромное восхищение и радость. Я просто затерялся в этом потоке эмоций и ощущений, и так продолжал сидеть около двадцати минут, полностью упиваясь моментом. Ничто не мешало мне заняться размышлениями. Я вдыхал воздух, который пропах поздней осенью. Запах влажной листвы, смешанный с ароматом амбры и мускуса, насыщал каждую мою клеточку. Каждый год осень вызывала у меня беспричинную тоску и тревогу, я никогда не мог этого объяснить.
Я начал заполняться живыми эмоциями и радостью от существования. Если бы кто-то взглянул на меня в данный момент, мог бы подумать, что перед ним стоит искусственный манекен в витрине, такой же неподвижный и незримый. Но только при более пристальном рассмотрении можно заметить, что это настоящий человек. В этот миг все мысли охватили мое существо.
На протяжении всей истории, человечество создавало общество научного и экономического прогресса. И это позволило удовлетворить основные потребности человека. Эта ритуализация простого действия и жестикуляция пафоса. Не имеющая духовности. При этом мы перестали воспринимать мир и себя. Мы живем только рады сиюминутных радостей развлечений. Удовлетворения материальных потребностей. Человек перестал ценить красоту природы и внутреннюю красоту собственного мира.
Мне нравится вот так сидеть в парке на скамье и размышлять. Именно в парке проявляется врождённое чувство природы, которое присуще каждому. Я наслаждаюсь тем, что в мне происходит. Вижу мир в его изначальной красоте. В нём нет искусственности, созданное людьми. Мы окружаем себя искусственными объектами. Не хотим больше жить в естественной природе. Я ощутил свежий ветерок, мягко колышущий деревья. Шелест листвы словно маняще привлекал к себе дождь. И внезапно с небес начали падать капли, словно подхватывая ритмичное покачивание деревьев. Дождь наполнил ароматом неба улицы города. И чувство одиночества отступило. Мне стало спокойно на душе. И я поймал себя на мысли, что только сейчас начал осознавать свою жизнь наперекор всем предрассудкам. Схватил свою жизнь в мысли, отказавшись от всех прошлых привилегий. Поставил на кон себя и выиграл себе жизнь. Осознание жизни – это самое замечательное чувство. Я вырвался из темницы на свободу, стал видеть мир в ее чистоте.
Неожиданно меня охватило чувство страха. А вдруг я больше никогда не обрету это замечательное чувство. И мне захотелось продлить это мгновение. Сделав глубокий вдох, я отогнал все мысли и просто наслаждался дождем, который капал мне на лицо. Это создавало ощущение внутреннего блаженства. Я поднял голову вверх. Капли дождя стекались по моему лицу. И я почувствовал одухотворенность, слияние с миром.
Воспоминание
Я занял место в кресле, включил свет на столе. Мои глаза поднялись и замерли на граммофоне, замасленном чемоданчике. Осторожно открыв его, я увидел пластинку с записью песни «Can’t help falling in love» (Chris Isaak). Я включил музыку и уселся в кресло. Погружаясь в звуки, я абстрагировался от реальности, улетая в свои воспоминания. В моей памяти всплыло воспоминание девушки, с которой когда-то встречался, будучи студентом. Закрыв глаза, я увидел ее в черном платье с блестящей бабочкой на плече. Отражения солнечного света от бабочки ослепляли меня. Девушка танцевала под невидимую музыку, как будто стремясь взлететь. Но звуки постепенно утихли, и воспоминания покинули меня.
Тоска и страх овладели моим внутренним миром. Я вдруг почувствовал себя потерянным во времени, как будто попал в другую эпоху, когда музыка ещё была настоящей и глубокой. Мой разум погрузился в вихрь эмоций и воспоминаний, всплывающих из глубин прошлого. Я вспомнил моменты счастья, которые казались бесконечными и невероятно красивыми. Каждая нота этой песни казалась вибрирующей струной, задевающей мою душу на самом глубоком уровне. Я почувствовал, как мое сердце тихонько замирает, пораженное силой и красотой музыки. Мое сознание начинало плавать в этом море звуков, и я почувствовал, что живу в моменте, полностью погруженный в эмоции и ощущения. Я осознал, что музыка способна переносить меня в другие миры, открывая новые горизонты и разгадывая тайны души. Мой внутренний мир наполнился гармонией и покоем, словно нашел долгожданный ответ на все свои вопросы. В этот момент я ощутил себя свободным и полным жизни, готовым погрузиться во все тайны и прекрасные моменты, которые ждали меня впереди.
Пустота души
Яростный ветер поднимал желтоватые листья в небо, которые опали с деревьев, стоящие вдоль аллеи. Мир как будто посмеивался над всей этой суетой. Суета в мыслях проявляется в суете города. Он как будто большой муравейник, в котором каждый выполнял свою функцию. И все вместе приводят в действие один большой механизм. И каждый думает, что он свободен, в действия и в мыслях. Не понимая, что город уже поглотил их и превратил в полых людей. Вот постукиваешь по ним, а там пустота. Мир полон таких людей, в них отсутствует стремление к духовному. Одна лишь пустота, всю жизнь они стремятся лишь удовлетворить свои, нескончаемые желания. Их жизнь полна трагизма и отчужденности. Но они отчуждаются не по своей воле, их таковыми сделало общество. Они прячут глубоко в себя свой трагизм и для этого используют пафос. Суетность мира не дает им возможность задуматься. Мысль опасна и ни в коем случае, нельзя останавливаться. Иначе их мысли вырвутся наружу. И они осознают всю трагичность собственного существования. Именно в этом проявляется весь смысл их существования. Природа как будто предчувствуя неизбежность происходящего, закрыло небо тучами.
В процессе жизни, особенно в определенном возрасте, человек начинает задавать себе важные вопросы: о смысле жизни, о себе самом. Именно с этих вопросов и начинается переосмысление ценностей. Нет ничего важнее и дороже отношений между родными людьми. Жизнь, как личная трагедия всегда состоит из эмоционального долга перед самим собой. Что бы развиваться, человек вынужден искать, задавать вопросы, падать и вставать. Только в процессе цикличности жизненных событий проявляется трагизм, на основе которой формируется качество человечности.
Время всегда заставляет нас преодолевать себя через личную трагедию, подниматься над собой, стремится к чему-то более высокому. И вот через этот трагизм понимания конечности человек вынужден преодолевать это чувство. Когда в одну секунду все те ценности, статусы, все те заслуги, которыми он так гордится, на самом деле ничего не стоят. Жизнь становится для человека более яркой, когда он оказывается частью собственной жизни. Только когда мы осознаем хрупкость своего мира, которое кажется нам до поры до времени устойчивым и стабильным. Начинаем осознавать подлинную свободу. Которая дает на возможность, взять ответственность на себя и за тот мир в котором мы живем. Когда мы наблюдаем красоту природы в нашей душе. В этот момент зарождается совершенно невероятное чувство. Стоя на вершине горы нам кажется, что мы и есть мир. Мы сами себя принимаем. Это тоже момент раскрытия. Когда я понимаю, что прожил эту частичку своей жизни не напрасно.
Блики солнца
Однажды я увидел удивительное явление. Раньше я не обратил бы на это внимание. Сквозь листву дерева, процеживался свет солнца. Ветер покачивал дерево, свет играл среди листвы дерева. Блики солнца падали мне на глаза. И от этого, я чувствовал удовлетворение и спокойствие. Никогда в жизни, я не чувствовал такое умиротворение, не чувствовал себя таким живым- как сегодня. В мне что- то изменилось. Я стал частью этого мира. Мне не надо было одевать маску. Впервые в жизни, понял кто я на самом деле. Сидя на скамейке, я почувствовал всю гамму цветов и красоты природы и мира. Раньше я этого не замечал. Как прекрасна природа, сколько в ней оттенков. Солнечный свет, который проходил сквозь листву дерева приносил мне столько восторга и счастья. Я начал захлёбываться, от наплыва чувств. Так и сидел около двадцати минут. Ничто меня не отвлекало от мыслей. Они приносили мне радость от того, что я чувствовал.