banner banner banner
Психология Логоса
Психология Логоса
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология Логоса

Психология Логоса
Константин Владимирович Яцкевич

Книга является логическим завершением серии книг «Христианская психология» и представляет собой попытку изложения богословия и согласного учения святых отцов Восточной Церкви о душе через призму современной нейропсихологии и концепции «когнитом» гиперсетевого устройства мозга, разума и сознания академика К. В. Анохина.

Психология Логоса

Константин Владимирович Яцкевич

© Константин Владимирович Яцкевич, 2024

ISBN 978-5-0064-3011-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Психология Логоса

Наброски к пониманию гиперсетевых аспектов христианской психологии в свете концепции «Когнитом» академика К. В. Анохина

Проект

Христианская психология

Минск 2024 г.

Допущено к изданию

Издательским советом Православной Церкви

ВП

«Психология Логоса», наброски к пониманию гиперсетевых аспектов христианской психологии г. Минск: 2024 г.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй нас грешных

Книга является логическим завершением серии книг «Христианская психология» и представляет собой попытку изложения синодального богословия и согласного учения святых отцов Восточной Церкви о душе через призму современной нейропсихологии и концепции «Когнитом» гиперсетевого устройства мозга, разума и сознания академика К. В. Анохина.

В книге предпринимается инновационный подход соединения в одной концепции «Психология Логоса» высшего богословия, учения Христа и святых отцов церкви с высшей нейронаукой в одно научно-духовное знание, которое не только не противоречит христианству, но расширяет и углубляет понимание христианства и Евангелия на уровень гиперсетевых процессов, протекающих в мозге, разуме и сознании верующих.

Материал имеет достаточно высокую интеллектуальную и когнитивную планку требований и адресован преимущественно специалистам – психологам, богословам и имеющим духовное образование по основам православного вероучения, интересующимся углубленным пониманием святоотеческого наследия и согласного учения отцов Восточной Церкви о душе.

© Оформление. Белорусская Православная Церковь

Предисловие

Уважаемый читатель, мы рады представить вашему вниманию инновационный духовно-философский и психологический труд «Психология Логоса», который для направления христианской психологии является без всяких натяжек первой попыткой взглянуть на учение Иисуса Христа, христианство и христианское богословие с совершенно неожиданного ракурса и угла зрения, а именно с точки зрения самой современной нейронауки и новейшей концепции «Когнитом» академика К. В. Анохина, которая неопровержимо доказывает гиперсетевое устройство мозга, разума и сознания человека.

В данной связи книга выступает своего рода инструментом неожиданного стыка высшего богословия с высшей нейронаукой, который ни много, ни мало, а впервые в практике психологии вообще и христианской психологии в частности берёт на себя смелость именовать такое специфическое религиозное понятие как «Душа», таким не менее специфическим, но при этом сугубо научным понятием «Когнитом», которое обозначает конглометат определённым образом упорядоченных гиперсетевых структур мозга, разума и сознания, которые в виде соответствующих гиперсетей создаются в течение жизни одна на основе другой.

Таким образом в книге предпринята беспрецедентная попытка взглянуть на «Душу» и процессы её изменения, развития и роста через призму изменения, развития и роста «Когнитома», как гиперсетевой структуры сознания, созданной гиперсетями мозга, разума и сознания, из которых гиперсети мозга и разума являются как бы промежуточными и переходными структурами, а гиперсеть сознания (духовного) является своего рода конечной структурой, которая и создаёт феномен бессмертной человеческой «Души», как той невещественной основы человеческой личности, которая развивается на протяжении всей жизни параллельно с телом и переходит в вечность после смерти тела энерго-информационным «ядром», содержащим всю энергию и информацию о личности.

Данная гипотеза, чётко укладывающаяся в рамки христианского вероучения и учения святых отцов о «Душе» и её спасении, а потому даёт основания рассмотреть христианское богословие и учение Христа (евангельские притчи) через призму гиперсетевых процессов и структуры «Когнитома», который выступает не чем иным, как научным и современным аналогом понятия «Душа».

Любопытно то, что метод соотнесения «Души» с «Когнитомом», открывает перед христианством новый горизонт духовно-философской мысли и влечёт за собой целый ряд новых взглядов на христианство и христианское вероучение, поскольку позволяет по новому взглянуть на такую фундаментальную духовно-философскую категорию, как «Логос», имеющую около 34 гнёзд значений или около 100 отдельных смыслов, на фоне которых значение «Слово» является не самым исчерпывающим и сущностным переводом данного понятия на фоне других смыслов и значений: мысль, идея, смысл, закон, порядок, причина, бог и т.д..

Таким образом, данная книга предпринимает весьма смелую попытку взглянуть на учение Христа и христианское богословие взглядом современной нейронауки, которая многим специфическим и уже устаревшим религиозным понятиям, таким как «душа», «грех», «страсти», «добродетели», «закон божий», «благодать» и т. д. даёт более чёткие определения с позиций современной нейронауки, тем самым создавая христианскую модель психологии развития духовного сознания, которой и является психология Логоса.

Если попытаться кратко определить главную методологическую идею данной книги, то она сводится к попытке создания понятной структурной модели христианского сознания по учению святых отцов церкви, как «малого логоса» человека, который посредством «когнитома» взаимодействует с большим божественным Логосом. Любопытно то, что данная модель не противоречит как древнеиудейскому знанию Ветхого Завета и учению Каббалы, так и новозаветному знанию и Евангелию, что отражает идею целостности и единства духовного знания.

Несмотря на кажущиеся расхождения и нестыковки с синодальным богословием, книга углубляет понимание христианства через призму высшей науки и решает крайне важную духовно-философскую задачу подведения под христианство, переживающее в настоящее время глубокий кризис и раскол, современной научно-методологической, интегральной и духовно-философской основ, не противореча Евангелию и Священному Писанию, что доказывает верность христианского вероучения.

Особенностью настоящей книги является то, что в ней предпринимается смелая попытка толкования наиболее глубоких и сущностных притч Иисуса Христа, касающихся сакральных процессов, через призму психологии Логоса, т. е. современной нейропсихологии и понятия «когнитом», которое придаёт известным притчам новый уровень глубины смыслов.

Книга «Психология Логоса» имеет достаточно высокую интеллектуальную планку и рассчитана в первую очередь на специалистов и психологически грамотных людей, знакомых с религиями мира, общим представлением о душе, христианским богословием, философией и современной нейропсихологией. Книга содержит большое число рисунков, схем и диаграмм, включая и относящихся к другим религиям мира и духовным учениям.

Автор осознаёт все риски, связанные со столь оригинальным и вольным толкованием христианского богословия и учения Христа, а потому не исключает известной критики в свой адрес консервативного крыла христианства за попытку «обновленчества». Вместе с тем, книга может оказаться весьма полезной для специалистов, учёных и современной молодёжи, основательно вошедшей в мир искусственного интеллекта и современных сетевых технологий, как способ донесения архаичного духовного знания на более понятном и современном языке гиперсетевых структур и энерго-информационных процессов.

Автор заинтересован в поиске партнёров и единомышленников для реализации и продвижения проекта «Психология Логоса» с возможностью создания в перспективе нового направления и дисциплины в рамках современного богословия, как направления святоотеческой психологии и православной аскетики в современном понимании.

Представление о Логосе

«В начале был Логос…»

Если современному человеку задать вопрос «Что такое Логос?» – то абсолютное большинство людей ответит, что это скорее всего что-то связанное со «Словом» или «Речью», поскольку именно такой смысл данного понятия наиболее прочно закреплён на уровне индивидуального и общественного сознания и никакие иные смыслы и значения уже не ассоциируются с понятием Логос. Кроме того, многие голосарии, определяя значение данного термина, используют такие понятия, как «Слово», «Речь», «Мысль».

При этом философские толкования данного понятия отсылают к древнегреческой философии, где Логос понятие имеет более глубокую основу, связанную с такими значениями, как: разум, порядок, закон, смысл, причина и др.

Среди людей всегда есть, были и будут очень любознательные, которые наверняка полезут в толковые словари и откроют для себя целую вселенную разных смыслов этого термина, который из «Слова» превратится в целую категорию большого числа схожих между собой значений среди которых будут следующие: речь, мысль, разум, смысл, замысел, идея, договор, основание, положение, причина, закон, порядок, дело, пропорция, соразмерность, знание, теос (бог) и т. д.

Самые щепетильные и скрупулёзные наверняка доберутся до толкового словаря И. Х. Дворецкого (1894 – 1979), где понятие Логос имеет аж 34 гнезда значения, т.е. около 100 разных смыслов и просто удивятся ёмкости и глубине данной категории, которая почему-то была переведена на русский язык наиболее тривиальным и по сути первым в списке значением «Слово».

Вот отсюда и вытекает самый интересный вопрос данной темы, а именно – почему из всех значений понятия Логос именно «Слово» глубже всего приникло в сферу общественного и индивидуального сознания. Это ошибка переводчиков или не понимание глубинного смысла и значения «Слова», ведь большинство верующих под «Логосом» и «Словом» понимают исключительно человеческое «слово», как единицу языка или личность Христа, как носителя Божьего «слова», и не что иное?

Отвечая на этот не простой вопрос, можно предположить, что это может быть связано с текстом Священного Писания, где все понятия Логос переводчики перевели значением «Слово»:

«В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Богом» (Ин. 1; 1)

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1; 14)

Многие верующие приняли эту формулировку за аксиому и потому совершенно не задаются вопросом о том, как и каким образом «Слово может быть Богом»?

Вместе с тем, любой образованный человек просто не может не озадачится целой кучей вопросов: Какое именно «Слово» могло быть вначале, как «Слово» могло быть у Бога и как вообще «Слово» может быть Богом и стать плотию???, – если Бог неизменен и Он Дух, а у Духа просто нет и не может быть ни плоти, ни рта, ни речи, ни человеческой словесности?

О каком же «Слове» тогда идёт и может идти речь? Вот тут и начинается реальный поиск смысла реального Логоса.

Наиболее пытливые люди за поиском ответа на этот не простой и щепетильный вопрос снова погрузятся в голосарии и философские первоисточники и самые тщательные непременно дойдут до такого специфического и фундаментального древнегреческого понятия, как «Нус» или «Ноус (др.-греч. ????), обозначающего у античных философов «Мировой разум» – ту разумную первостихию или высший божественный ум (Ум большой), которым и создано или точнее порождено всё сущее, включая и человека.

«Ноус» по древнегреческой философии – это не просто большой вселенский Ум, а то сверх разумное начало, которое задало изначальному хаосу первопорядок, как писал об этом Анаксагор: