Единственное исключение – это выведения еще одной приоритетной, по моему мнению, отрасли – стратегии киноиндустрии страны, которая представлена чуть ниже.
PS. Медлить реализовывать представленные стратегические решения не стоит. Но следует заметить, что временному окну возможностей опередить другие регионы уже 30 лет – никто в нашей стране никуда не торопиться, продолжая выпускать неконкурентные на мировом рынке товары и услуги.
Управление отраслями
1. Стратегия внутреннего туризма
Аннотация
Внутренний туризм активно развивается. Этому способствовали и политическая ситуация в мире и экономический кризис. Но благоприятная ситуация сама по себе не обеспечит непрерывный рост туристической отрасли, для этого нужны большие усилия всех туристический фирм и администрации регионов. Но что и как нужно изменять в лучшую сторону? Ответ на этот вопрос можно получить только у туристов, получив от них бесценную обратную связь.
Наш журнал для туристов и турфирм ставит задачу получения обратной связи от туристов во главу угла.
Но одной практики недостаточно – нужно овладевать и современными знаниями в области менеджмента и маркетинга.
В этом четвертом специальном выпуске журнала представлена стратегическая экспресс-диагностика внутреннего и въездного туризма (далее – внутреннего). Для подготовки номера использован блог автора на «Эхе Москвы», некоторые вставки выполнены из уже опубликованных материалов в номерах нашего журнала.
Уважаемые руководители турфирм! Приобретайте наш журнал не только в электронной форме, но и в формате «Печать по требованию», и тогда вашим туристам не придется скучать.
Редактор Анна ТокареваКраткое содержание
Слабые стороны внутреннего туризма
Сильные стороны внутреннего туризма
Опасности на рынке туризма
Возможности для внутреннего туризма
SWOT – анализ
Что дальше?
Проблемы внутреннего туризма
«По некоторым данным, за год после начала пандемии с рынка ушли до 40% турагентств». При этом вклад туризма в ВВП в нашей стране итак крайне низок в денежном выражении в сравнении с развитыми странами.
Я предложил 7 приоритетных отраслей для страны, а также решения, чтобы их инвестирование не отразилось на других отраслях.
7 приоритетных отраслей или «Дураки и дороги».
Для тех, кому не терпится узнать ответ на вопрос «С чего начать?» – см. инструкцию.
Чтобы победить на рынке – нужно концентрировать свои усилия на перспективных направлениях. Приоритетные отрасли для «компании» Россия мне неизвестны, потому, полагаю, имеем ту структуру экспорта и импорта, что есть. Лучший вариант выбора – полноценная разработка стратегии. Но пока ее нет, я выбрал приоритетные 7 отраслей исключительно опираясь на свою интуицию:
Киноиндустрию, сферы медицины и образования, а также Микроэлектронику и оборонку. Последние две отрасли — Автомобилестроение (Авто) и Дорожное строительство (Дороги).
Далее я поставил для себя скромную задачу – показать на примере «компании» Россия возможность использования бизнесом алгоритма решения изобретательских задач – АРИЗ для решения сложных проблем.
В моем примере это разрешение следующего противоречия: в приоритетные отрасли нужно увеличивать инвестиции, но чтобы не ослаблять иные отрасли – увеличивать инвестиции не нужно, еще лучше их уменьшать. 3. Что я предлагаю для Дорожного строительства.
Строительство дорог в России, по моему мнению, – это черная дыра поглощения финансовых ресурсов страны. При этом, на примере нашего региона, ситуация не становится лучше: даже после чемпионата мира по футболу в наших городах (как автолюбитель) я вижу, что отремонтированные дороги снова пришли в негодность, и их снова латают или делают заново. А вот если улучшить практику управления дорожным строительством, технология будет соблюдаться, дороги служить будут долго, а освободившиеся средства можно будет направить на не очень счастливое автомобилестроение страны.
Это решение аналогично решению, которое я предложил для сферы Микроэлектроники и оборонки.
Автомобилестроение
Для автомобилестроения рассмотрим разрешение рассматриваемого противоречия (дополнительные инвестиции в приоритетные отрасли должны быть и одновременно не должны) в пространстве.
СПРАВКА: разрешить противоречие в пространстве – это значит «заменить объект(или его часть) двумя объектами (частями), каждый из которых имеет свои свойства (выполняет свои действия.»
Еще Ли Якокка полагал что с учетом огромных и зачастую неокупаемых затрат на разработку новых автомобилей Автоконцернам нужно объединять усилия. Его рекомендации сегодня активно используются.
Разрешая названное противоречие в пространстве, полагаю, что нам нужно научиться производить ряд ключевых автокомплектующих и узлов, которые будут котироваться на мировом рынке, остальные, при сборке авто, – закупать, используя международное разделение труда.
Ну, а для производителей автокомпонентов, а также для всей автоиндустрии нужно, как я уже отмечал ранее, разработать и реализовать полноценную стратегию развития и улучшить практику менеджмента. Неуспешную попытку решить эту проблему во времена Ю. Лужкова только инвестициями мы все хорошо знаем.
5. Цена вопроса. А сколько будет стоить разработка стратегии и улучшение практики управления приоритетных отраслей и предприятий. образующих эти отрасли, только в прямых затратах?
Из открытых источников известно, что предыдущая стратегия нашего нижегородского городского региона обошлась бюджету в 500 тысяч долларов, ее результаты мне не известны. Последняя стратегия региона – стоила 47 миллионов рублей. Результаты, надеюсь, будут. Про аналогичный проект, ценой в 90,3 миллиарда рублей, который идет сейчас, я уже писал. Дороговато.
А можно ли найти более дешевые варианты (я говорю про прямые издержки консультантам по управлению)? Можно, если выполнить большую часть такой работы самим, используя многочисленные книги по стратегическому и общему менеджменту тем управленцам, которые руководят соответствующие отраслями и предприятиями, входящими в эти отрасли. Это входит в их прямые должностные обязанности.
Самое время обратиться к «неприоритеным отраслям», среди которых туризм занимает свое особое место. Допускаю, что вариант решения для туротрасли может быть полезен и другим «неприоритетным» отраслям.
Справка.
Я не работал в туристических компаниях. Но как обычный турист, внешне знаком с работой ряда местных пансионатов Нижегородкого региона, гостиниц Москвы, ресторанов Чебоксар. Кроме того, в течение 14 лет консультировал крупного туроператора речных круизов, в частности, оказывая услуги «Тайного покупателя». А в речном круизе есть возможность познакомиться с работой большого количества турбюро, проводящих экскурсии по городам страны, с работой ресторанов теплоходов, услугами горничных и пр.
Одна из проблем речных круизов, по мнению экспертов, заключается в недостаточном уровне сервиса и недостаточной «раскрученности» круизного отдыха. (ПРИМ.: Внося посильный вклад в решение последней задачи, нам удалось обнаружить, что в одном и том же круизе на одном и том же теплоходе турист может получить 4 разных маршрута).
Мои планы
Хочу попробовать выполнить стратегическую экспресс-диагностику – СЭД внутреннего туризма и представить ее читателям «Эха Москвы».
Под СЭД мы понимаем разработку эскизной стратегии, основанную только на той информации, которая есть в головах участников проекта по такой разработке. В данном случае – только в моей голове.У меня есть опыт разработки нескольких стратегий туристической компании, но нет опыта разработки стратегии какой-либо отрасли (в то же время, есть опыт анализа стратегии Чувашского региона, он опубликован).
Работа будет включать в себя несколько этапов:
– анализ сил и слабостей внутреннего туризма,
– выведение опасностей и возможностей на рынке,
– формулировка стратегических решений, которые можно реализовать практически и др.
Стратегия внутреннего туризма
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Сначала я напомню классический алгоритм разработки стратегии:
Алгоритм разработки стратегии фирмы.
Стратегическая экспресс-диагностика состоит из 5 этапов, которые представлены на рисунке. Она включает в себя:
1. анализ сил и слабостей,
2. опасностей и возможностей,
3. анализ конкурентов,
4. выведение стратегических решений, составляющих стратегию, из SWOT – анализа,
5. а также стратегический аудит и подготовку мероприятий по реализации стратегии.
Однако наш многолетний опыт показал, что анализ конкурентов, в большинстве случаев, можно опустить без большого риска – он отразится в списке опасностей и возможностей. А самый простой этап – это подготовка списка мероприятий, когда стратегические решения, составляющие стратегию, уже выведены. Поэтому он тоже здесь не представлен. Но представлены книги, в которых можно посмотреть наши ноу-ха по всем темам СЭД.
Слабые стороны внутреннего туризма
Напомню, что в моих планах было выполнить стратегическую экспресс-диагностику – СЭД туристической отрасли.
Первый шаг – выявление сильных и слабых сторон этой отрасли.
По технологии, которую мы успешно применяем более 20 лет, нужно выявить большое число сил и слабостей (от 60 до 100), чтобы потом выявить из них наиболее важные. При выполнении СЭД список чуть более короткий. Но затем все равно выявляются наиболее важные пункты.
Ниже я представлю короткий шорт-лист на номинацию важных слабых сторон внутреннего туризма.
Список слабых сторон
1. Практика менеджмента турфирм. 2. Слабая известность большей части ряда «турмест». 3. Сервис в целом. 4. Желание бизнеса заработать больше здесь и сейчас. 5. Транспорт дорогой (авиаперелеты), как и проживание. 6. Качество дорожной сети по стране. 7. Качество туристической информации в целом. 8. Минимум скоростных железных дорог. 9. Тренд ухудшения качества питания для компенсации потерь, связанных с ростом цен на продукты, перевозки, снижением доходов населения и пр.
Приведу свой пример по п.9.
Работая консультантом по управлению с московскими компаниями в течение 5 лет (2003—2007гг.), я проживал в разных гостиницах Москвы, но больше всего в одном гостиничном комплексе, где сосредоточено большое количество гостиниц примерно одного класса (3—4 звезды). Таким образом, у меня была возможность наблюдать, как меняется качество шведского стола, который предлагался на завтрак. В тот период оно стабильно ухудшалось от года к году.
Допускаю, что с тех пор ситуация могла измениться в лучшую сторону. Но у меня была возможность наблюдать эту неприятную для туристов тенденцию в течение последних 15 лет в ряде нижегородских мест отдыха и гостеприимства (в пансионатах и речных круизах).
Другие проблемы внутреннего туризма (загруженность отелей в сезон и пр.) можно посмотреть, если набрать в поиске «Проблемы внутреннего туризма».
Однако проблемы – это не всегда слабые стороны. Задача СЭД – предложить стратегические решения, которые при реализации смогут решить большую часть проблем.
ПРИМ. Для желающих выполнить полноценную работу по разработке стратегии, я рекомендую серию «Стратегия фирмы», состоящую из 10 практикумов, в каждом из которых представлен один этап по разработке стратегии.
Сильные стороны российского туризма
Напомню, что я ограничился только внутренним туризмом.
Как и при подготовке списка слабых сторон, я из длинного шорт-листа сильных сторон выбираю короткий список наиболее важных характеристик внутреннего туризма.
(Следующими шагами будет выведение опасностей и возможностей для внутреннего туризма. А на их основе попробуем вывести стратегические решения для развития нашей, пока отстающей от западных, туристической отрасли.)
Короткий шорт-лист сильных сторон
1. Набранный опыт туроператорами и агентствами2. Обновление пансионатов, кораблей для круизов, гостиниц и пр.3. Интерес у региональных администраций к развитию туротрасли4. Международная известность Москвы и Питера как интересных туристических мест5. Локальные обновления туристических мест (примеры – Елабуга, Болгар в Татарстане) регионами, имеющими для этого средства.6. Наличие учебных заведений, готовящих специалистов для туризма7. Творческий подход к организации экскурсий рядом турбюро8. Наличие целого ряда уникальных мест для туристов (пример – Байкал)9. Развитая сеть судоходных рекО том, что может дать творческий поход (к п. 7), одна история
Несколько лет назад я разговаривал с молодой семьей, которая только что вернулась из речного круиза «Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород». Двадцатипятилетние туристы были в восторге, хотя они уже пользовались услугами туроператоров речных круизов, но по данному маршруту они плавали первый раз. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что отдых проходил на трехпалубном теплоходе с ограниченным количеством удобств, а молодая семья занимала каюту в трюме.
– Вас не смущали физические неудобства, -поинтересовался я, – я знаю, что в ваш прошлый рейс вы отдыхали хотя и на таком же теплоходе, но в каюте класса люкс?
– Неудобств мы почти не заметили, но что касается впечатлений, то они были просто «сногсшибательные»! – услышал я ответ на свою скептическую реплику.
И тогда я вспомнил о теории мотивации Фредерика Герцберга, получившей распространение под названием модель «мотивационного – гигиенических факторов».
Сервис или впечатления – что важнее?
Модель Фредерика Герцберга
Выполнив исследование по выявлению удовлетворенности специалистов своей работой, Герцберг обнаружил, что в случае, если специалист высказывал неудовлетворенность своей работой, то он объяснял это условиями труда (гигиеническими факторами) – зарплатой, отношением с руководителем, условиями работы и др. Если же специалист был доволен своей работой, он не указывал в качестве причин этого условия труда, а объяснял свою удовлетворенность содержанием самой работы (мотивационные факторы).
В примере с молодыми людьми похоже, что «мотивационные факторы» – впечатления от экскурсий, качество развлекательной программы и пр. пересилили «гигиенические факторы» – неудобства проживания в трюме с ограниченным количеством удобств.
Похожая история была у нашей семьи в одной экскурсии по Петрозаводску.
Кажется, что в этом городе не так много что есть посмотреть. Но заинтересованная своим предметом экскурсовод (женщина средних лет) настолько интересно рассказывала об истории своего города, что из всех мест, которые мы посетили в тот круиз по маршруту Нижний – Питер – Нижний, это была самая захватывающая экскурсия.
Национальный туристический рейтинг 2019 можно посмотреть по ссылке см. по поиску.
ПРИМ. О том, как подготовить большой список сильных и слабых сторон, можно прочитать в первом выпуске практикума по стратегической экспресс – диагностике.Опасности для внутреннего туризма
Продолжу выполнять стратегическую экспресс-диагностику – СЭД внутреннего туризма страны. Напомню, что выделив приоритетные отрасли, я обратился к туризму – одной из «неприоритных отраслей», предполагая, что вариант решения для туротрасли может быть полезен и другим «неприоритетным» отраслям. Выявив наиболее сильные и слабые стороны внутреннего туризма, обращаемся к списку наиболее важных, по моему мнению, опасностей для внутреннего туризма. В моем списке их 9. Напомню, что в применяемой нами технологии разработки стратегии мы рекомендуем сначала подготовить большие списки (от 60 до 100 пунктов), а потом уже выбрать из них наиболее важные – 10—20 пунктов. Поскольку я выполняю СЭД, у меня таких пунктов всего девять.
Список опасностей
1. Экономический кризис
2. Сезонность
3. Западные сети гостиниц
4. Падение доходов у россиян в пандемию
5. Высокий сервис западных конкурентов
6. Раскрученные западные страны
7. Престижность отдыха за границей
8. Непонимание важности знания английского языка в глубинке для экспорта туристических услуг
9. Эффект масштаба западных конкурентов
Следующим шагом будет выявление возможностей для внутреннего туризма, после чего у нас будет достаточно информации для выведения эскизных стратегических решений для быстрого развития туристической отрасли России (на внутреннем рынке).
АЗЫ МИКРОЭКОНОМИКИ ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРА
Насколько серьезно туроператоры относятся к объективным экономическим законам? Используют ли они знания об этих законах в своей практической работе?
Рассмотрим пример. Как-то мы совершали небольшое экскурсионное путешествие по С.-Петербургу (тогда еще Ленинграду). Сначала мы как губки впитывали информацию об историческом и культурном прошлом второй столицы. К середине недели нашего путешествия блеск золота «потускнел» – мы были уже достаточно насыщены впечатлениями. К концу же недели дело дошло до того, что на предложение экскурсовода «выйти из автобуса, чтобы получше рассмотреть достопримечательности», мы ответили категорическим отказом.
Дайте туристу отдохнуть от впечатлений
В описанной истории свое действие проявляет закон убывающей предельной полезности, который гласит: каждая новая единица товара или услуги приносит потребителю все меньшее количество пользы – меньшую величину удовлетворения. Когда мы съедаем первое красивое яблочко, мы испытываем большое удовольствие, второе кажется уже не таким вкусным, а восьмое… мы если и согласимся съесть, то лишь за большую сумму денег.
Причины, по которым полезность каждой новой единицы товара/услуги уменьшается, очевидна – наши соответствующие потребности (в еде, в отдыхе, в общении, в новых впечатлениях и т.д.) по мере потребления товаров/услуг насыщаются.
Как использовать знания о законе убывающей предельной полезности фирме, занимающейся туроператорской деятельностью?
Если вы разрабатываете маршрут теплоходного круиза «Нижний Новгород – Санкт-Петербург», нужно учитывать, что вверх по реке турист плывет еще «голодный на впечатления», поэтому даже в малых городах следует предложить его вниманию глубоко разработанные экскурсии. Насытившийся впечатлениями в Питере, вниз по Волге турист плывет «объевшийся», ему нужно дать переварить многочисленные впечатления.
Варианты учета закона убывающей предельной отдачи в этом случае могут быть достаточно разнообразными. Можно несколько сократить экскурсионную программу в городах следования, предложив туристам способы удовлетворения других многочисленных потребностей туристов, помимо потребностей на новые впечатления. Попробуйте и вы увидите, что туристы будут очень довольны.
Варианты учета закона убывающей предельной отдачи в этом случае могут быть достаточно разнообразными. Можно несколько сократить экскурсионную программу в городах следования, предложив туристам способы удовлетворения других многочисленных потребностей туристов, помимо потребностей на новые впечатления. Попробуйте и вы увидите, что туристы будут очень довольны.
Оппозиция и власть: чья утопия круче?
Принципиальные отличия есть – недостижимость поставленных целей властью можно посмотреть, утопичность предложений оппозиции – можем увидеть, если она попадет во власть.
Пример:
По факту: В 2020 году Россию посетили 9,6 млн иностранных граждан, из них ради туризма – 0, 336 млн.
В планах по развитию туризма до 2020 года правительство предлагало:
повысить качеств туруслуг;
применять маркетинг, опираясь на современные инстурменты
Какие средства при этом предложено использовать:
по повышению качества туристских услуг необходимо при органе исполнительной власти в сфере туризма создать специальное подразделение, основной обязанностью которого будет проведение мониторинга туристского рынка. Это подразделение, осуществляющее маркетинговые исследования
Когда у меня такими мерами, как создание подразделений по качеству или маркетингу хвастаются клиенты – руководители компаний, я сообщаю что в результате обязательно будут изменения: но исключительно по части повышение издержек фирмы при полном отсутствии изменений в качестве и в маркетинге. ССЫЛКА
В период 2012—2017гг. Мне повезло поработать членом жюри конкурса по номаниции «Лучшая стратегия компании», в конкурсе принимали участие такие компании, как МТС, Северсталь Уралкалий, имеющий до 20% мирового рынка и др.
Чему я был сильно удивлен – на конкурс крупнейшие компании страны присылали не стратегические планы и их реализацию, а достижение долгосрочных планов, что принципиально разные е=вещи. Долгосрочный план работает, когда все стабильно, стратегический план – это инструмент управления в непредсказуемых условиях внешней среды.
«Стратегический план правительства по развитию туризма до 2020 года» – это не стратегический план – это долгосрочный план, то есть относится к ряду планов, которые в нынешнее время никогда не исполняются. А сколько было потрачено человеко-часов и бумаг на его составление – невозможно представить.
Возможности для внутреннего туризма
Выявив важные опасности на названном рынке, самое время перейти к возможностям.
Шорт-лист важных возможностей у меня включает следующие пункты:
1. Администрациям регионов выгодно развивать внутренний туризм2. Наличие передовых отечественных разработок в сфере нового менеджмента3. Администрации страны выгодно развивать внутренний туризм4. Наличие доступной теории менеджмента5. Возможности Интернета.6. Интерес к зимним видам туризма.7. Радушное отношение россиян к иностранным туристам.8. Интересно проявлять свой творческий потенциал (всем, включая специалистов турфирм).9. Надежда на развитие приоритетных отраслейКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Любознательный генеральный директор.
2
Это было разрешено законами РФ, если партнеры отчитывались самостоятельно и не имели общий доход.
3
Общество с ограниченной ответственностью.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги