Для великих свершений требуются три условия – наличие возможностей, наличие удобного момента для их реализации и наличие идеи, которая вдохновляет к действию и закрепляет достижения. У шейха Джунейда все это имелось, а вдобавок он заключил союз с султаном Ак-Коюнлу Узун Хасаном, который был скреплен женитьбой на одной из султанских сестер. Поддержка Джунейда имела весьма важное значение для Узун Хасана, враждовавшего с Джахан-шахом, правителем Кара-Коюнлу.
О том, какими силами располагал шейх Джунейд и как он умел пользоваться обстоятельствами, можно судить хотя бы по захвату города Трапезунда, столицы одного из осколков Византийской империи[12]. Летом 1456 года в Трапезунд пришла чума, вынудившая императора и его окружение покинуть столицу. Вместе со двором из города ушла и значительная часть войск. Узнав об этом, Джунейд завладел городом, взял богатую добычу и добавил изрядно к своей славе. Его действия побудили османского султана Мехмеда II покончить с Трапезундской империей – «если уж какой-то дервиш сумел захватить Трапезунд, то я и подавно смогу», решил султан.
Трапезундская империя, как часть Византии, относилась к сфере интересов османских правителей, которые на протяжении многих лет откусывали от Византии кусок за куском до тех пор, пока не поглотили ее полностью. Хорошо понимая существующие расклады, Джунейд решил начать с завоевания Ширвана, простиравшегося от Дербента на севере до реки Куры на юге. Ширван отделился от Арабского халифата еще в 861 году, а к началу XV века стараниями ширваншаха[13] Ибрагима I превратился в сильное государство. Будучи искусным дипломатом, ширваншах Ибрагим ловко балансировал между трех «огней», которыми были золотоордынский хан Тохтамыш, Тимур и османский султан Баязид I. В конечном итоге Ибрагиму пришлось примкнуть к Тимуру, но при этом он сумел сохранить самостоятельность своего правления… Старший сын Ибрагима Халил-улла, унаследовавший власть после смерти отца в 1417 году, пользовался расположением Шахруха, сына и преемника Тимура.
В 1460 году, когда Шахруха уже не было в живых, шейх Джунейд с десятью тысячами всадников вторгся в Ширван, рассчитывая его покорить. Неизвестно, каких высот смог бы достичь энергичный и амбициозный шейх, задавшийся целью создать в Закавказье под своей властью могущественное государство, но ширваншах Халил-улла заключил союз со своим заклятым врагом Джахан-шахом, и объединенными усилиями они разгромили Джунейда, который то ли погиб в решающем сражении на левом берегу реки Самур[14], то ли был взят в плен и казнен. Так было положено начало кровной вражде между сефевидскими шейхами и ширваншахами.
Сын Джунейда Гейдар появился на свет после смерти отца, которого ему заменил султан Узун Хасан, дядя по материнской линии. Султан вырастил Гейдара и отдал ему в жены свою дочь Халиму. Кстати говоря, мать Халимы Деспина-хатун была дочерью трапезундского императора Иоанна IV, так что в жилах сефевидских правителей текла и греческая кровь.
Поддержка Узун Хасана позволила Гейдару вернуться в Ардебиль, откуда тот начал распространять свое влияние на Северный Кавказ, где в то время жило много немусульман. Политика борьбы с неверными, аналогичная той, которую в свое время проводил основатель Османской империи Осман Гази[15], помогала шейху Гейдару до поры до времени маскировать свои истинные намерения, дабы не вызывать опасений у ширваншахов и других мусульманских правителей Закавказского региона. Дорога к Кавказу из Ардебиля пролегала через Ширван. Ширваншах Фаррух Ясар, сын Халил-уллы, дважды пропускал войско шейха Гейдара через свои владения, поскольку опасался обострять отношения с воинственными кочевниками, беззаветно преданными своему муршиду. Нельзя исключить и того, что Фаррух рассчитывал извлечь определенную пользу из союза с Гейдаром.
Однако первым к извлечению пользы приступил шейх Гейдар, который в середине 1488 года захватил и разграбил Шемаху, один из самых богатых городов Ширвана, а затем осадил крепость Гюлистан, в которой укрылся Фаррух Ясар. Положение ширваншаха выглядело безвыходным – казалось, победа уже находится у Гейдара в руках, но недаром же говорится, что сила силача может обернуться против него. Амбиции Гейдара вызывали беспокойство у его двоюродного брата Султана Ягуба, сына и преемника Узун Хасана, правившего Ак-Коюнлу с 1478 года. Ослабление влияния Ак-Коюнлу в Закавказье подтолкнуло Султана Ягуба к союзу с Фаррухом Ясаром, и этот союз, скрепленный женитьбой Якуба на дочери Фарруха, представлял определенную ценность для обеих сторон, поэтому Якуб тотчас же откликнулся на просьбу тестя о помощи. Сообща султан и ширваншах растерли войско Гейдара в пыль[16], а самого его обезглавили. Решающее сражение и казнь шейха состоялись в один день – 9 июля 1488 года.
Первая жена Халима, также известная как Алямшах-бейим, родила шейху Гейдару сыновей Султана Али, Ибрагима и Исмаила, о которых пойдет речь в следующей главе.
На этом предыстория заканчивается и начинается история – история династии Сефевидов.
Кстати говоря, именно шейх Гейдар обязал своих сподвижников носить вместо традиционной папахи «хейдари тадж»[17] с двенадцатью отметинами в память о двенадцати непорочных имамах. Согласно преданию, этот головной убор был явлен Гейдару во сне самим Али ибн Абу Талибом. Другим отличием кызылбашей было обыкновение брить бороду, оставляя длинные усы, которые впоследствии стали называть «азербайджанскими». Выбривая головы, кызылбаши оставляли длинные чубы, которые, по их поверьям, облегчали душам праведных вознесение на небо. Своего шейха-муршида кызылбаши считали реинкарнацией Али. За признание божественных качеств в человеческом облике шейхов другие шииты-двунадесятники называли кызылбашей фанатиками[18].
Глава 2
Шах Исмаил I
Воссел на троне отрок дорогой,Плечист, могуч, со львиною рукой,Венец на голове, кушак на стане,Пред грудью щит, и палица во длани.Абулькасим Фирдоуси. Шах-намеКогда шейх Гейдар принял мученическую смерть, его старшему сыну Султану Али было около шестнадцати лет[19], а единоутробный брат Султана Али Исмаил находился на пороге второго года жизни.
Исмаил появился на свет 17 июля 1487 года в Ардебиле. Считается, что он был долгожданным ребенком шейха Гейдара, родившимся после многих молитв о ниспослании преемника. Предание гласит, что родился Исмаил со сжатыми и покрытыми кровью кулаками – знаком отваги, решительности и удачливости… Впрочем, рождение великого героя должно непременно сопровождаться какими-то знаками, реальными или придуманными, разве не так? Многие дети при рождении сжимают кулаки, и кровь в родах – дело обычное, да и не совсем понятно, зачем шейху нужно было молить Всевышнего о преемнике, если у него в то время было несколько сыновей… Но, так или иначе, Исмаилу-мирзе[20] создали репутацию уникального ребенка. Впрочем, Исмаил реально был уникумом, опережавшим своих сверстников в развитии даже по меркам того времени, когда четырнадцатилетние юноши считались мужчинами. К непосредственному руководству орденом и командованию войском мюридов шейх Исмаил приступил вскоре после того, как ему исполнилось двенадцать лет. «Еще не пришло время расцвести этому бутону, – сказал юному Исмаилу правитель Лахиджана Мирза-Али Каркия. – Потерпите еще некоторое время, чтобы вы смогли достичь вашей высокой цели наилучшим образом, при содействии бо́льшего числа сподвижников». «Я полагаюсь на Аллаха, дающего мне силу, и я никого не боюсь», – ответил Исмаил. То была не рисовка, свойственная юности, а ответ зрелого мужа, трезво оценивающего свои силы и четко видящего свои перспективы.
Но в середине 1488 года до видения перспектив было пока еще очень далеко. Султан Ягуб имел все основания для того, чтобы опасаться мести со стороны сыновей убитого по его приказу шейха Гейдара – известно, что окружение подбивало Султана Али к отмщению за гибель отца. Принято считать, что Ягуб не прибег к крайним мерам, то есть не стал убивать Али, Ибрагима и Исмаила, поскольку они приходились ему родными племянниками. Поэтому сыновей шейха Гейдара отправили в далекий Истахр, где стояла надежная крепость, построенная еще при Сасанидах[21]. На таком удалении от родного Ардебиля узникам нечего было надеяться на содействие местных жителей, подавляющее большинство которых не имело даже понятия о тарикате Сефевие, а обитавших на севере кочевников здесь считали невежественными дикарями.
Почти в любом действии при наличии желания можно усмотреть иронию судьбы. В случае с Султаном Ягубом и Исмаилом ирония заключалась в том, что один из основоположников азербайджанской национальной поэзии бросил в крепость другого основоположника. Правда, если взвесить творческое наследие обоих правителей на весах беспристрастия, то поэзия Хатаи (под этим псевдонимом писал свои стихи Исмаил) перевесит. Псевдоним «Хатаи» обычно пробуют перевести как «грешник», но на самом деле он звучал как «Хатайи» и был названием одного из кочевых племен, так что по смыслу его можно перевести как «кочевник» или «обычный человек». Шах Исмаил стремился к тому, чтобы его творчество ценилось за красоту и изящество слога, а не за заслуги автора.
До сотворения мира началом начал был я,Тем, кто камней драгоценных ярче сверкал, был я.Алмаз превратил я в воду, она затопила мир.Аллахом, который небо и землю зачал, был я.Потом я стал человеком, но тайну свою хранил.Тем, кто в сады Аллаха первый попал, был я.Я восемнадцать тысяч миров обойти сумел.Огнем, который под морем очаг согревал, был я.С тех пор я узнал все тайны Аллаха, а он – мои.Тем, кто истины светоч первым познал, был я.Я – Хатаи безнадежный, истины свет постиг.Тем, кто в неверном мире все отрицал, был я[22].Султан Ягуб скоропостижно скончался 14 декабря 1490 года в тридцатишестилетнем возрасте, в пору расцвета сил. Принято считать, что Якуб был отравлен своей женой Гоухар Султан, дочерью ширваншаха Фарруха Ясара. Преемником Ягуба стал его девятилетний сын Султан Байсункур, а реальная власть перешла в руки его наставника-атабека[23] суфия Халил-бека Мосуллу, который имел влияние на Гоухар Султан. Однако не все племена, входившие в союз Ак-Коюнлу, были согласны признать своим султаном Байсункура, у них был другой кандидат в правители – внук Узун-Хасана Рустам, приходившийся Байсункуру двоюродным братом. В 1492 году Рустам сверг Байсункура и стал новым правителем Ак-Коюнлу, но сторонники Байсункура развязали межплеменную войну, и государство оказалось на грани распада.
«Утопающий и за змею хватается», – говорят в народе. Рустам решил использовать тарикат Сефевие в противоборстве с Байсункуром. В 1493 году он освободил Султана Али и его братьев из заточения, осыпал милостями и даже пообещал сделать Али своим преемником. «Отныне ты не будешь называться “мирзой”, потому что я даю тебе титул падишаха, – сказал Рустаму Али. – С помощью Всевышнего я исправлю то, что было сделано с тобой, ведь ты мне как брат, и после моей смерти ты станешь правителем».
Одной стрелой Рустам убивал двух птиц – избавлялся от ненавистного двоюродного брата и выступал поборником справедливости, помогавшим сыну отомстить за убийство отца. Но после того, как войско Байсункура было разгромлено, а сам он казнен, Султан Али из помощника превратился в помеху, и Рустам задумал избавиться от него и его братьев. По приказу Рустама сыновья шейха Гейдара снова были взяты под стражу, но им удалось бежать. С небольшой группой верных мюридов они направились в Ардебиль, единственное место, где могли чувствовать себя в безопасности. За беглецами отправили погоню. Буквально на пороге гибели Султан Али успел назначить своим преемником семилетнего Исмаила. Для того чтобы дать Исмаилу и Ибрагиму возможность добраться до Ардебиля, Султан Али вступил с преследователями в схватку, которая стала для него последней – мирза утонул в реке, упав с коня.
В Ардебиле Исмаил и Ибрагим сначала укрылись в мавзолее шейха Сефи ад-дина, а затем прятались в домах верных людей, пока посланцы Рустама обыскивали город. Затем братьев перевезли в одну из деревень близ города, откуда переправили в Решт[24], а в конечном итоге они оказались в Лахиджане[25] по приглашению местного правителя Мирза-Али Каркии. Каркии, правившие в Восточном Гиляне с 1370 года, вели свое начало от Сасанидов. Они придерживались зейдитского мазхаба[26], но при этом с большим уважением относились к шейху Сефи ад-дину. Мирза-Али не только принял сыновей шейха Гейдара с положенным им почетом и дал им защиту, но и позаботился об их обучении, проще говоря – постарался заменить им отца и старшего брата.
Напрашивается вопрос – разве мог правитель Лахиджана противостоять правителю Ак-Коюнлу? Разве мог Мирза-Али Каркия защитить Исмаила и Ибрагима от Рустам-хана? Где небольшая область и где большое государство, раскинувшееся между трех морей?[27] Ответ прост – к концу XV века государство Ак-Коюнлу напоминало ветхое покрывало, расползающееся от старости на лоскуты. Война между сторонниками Рустама и Байсункура ускорила распад некогда могущественной конфедерации. Племена воевали друг с другом, а нередко и внутри племен разгорались распри. К месту можно вспомнить старую пословицу «когда дом горит, не до счетов с соседями». У Рустама хватало других проблем, помимо преследования укрывшихся в Лахиджане детей шейха Гейдара, но тем не менее он старался добраться до них, а Мирза-Али всячески уклонялся от выполнения требования о выдаче беглецов. Известен случай, когда он спрятал Исмаила в корзине, подвешенной на дереве (Ибрагим к тому времени вернулся к матери в Ардебиль) и поклялся на священном Коране в том, что Исмаила-мирзы нет на земле Лахиджана. В конце концов, терпение Рустам-хана иссякло, и он решил идти на Лахиджан войной, но этому плану помешала смерть – в середине 1497 года Рустам был свергнут (и убит) своим двоюродным братом Ахмедом, который погиб в конце того же года, после чего Ак-Коюнлу распалось на две части. Опасность не исчезла совсем, но заметно уменьшилась, поскольку никому из правителей трех «осколков» не было большого дела до Исмаила-мирзы (зато ему было до них дело).
Что же касается ширваншаха Фарруха Ясара, то он был бледной тенью своего великого деда Ибрагима I. Дед укреплял основы государства и расширял его пределы, а внук только лишь пытался сохранить то, что получил в наследство от отца, но это удавалось ему не очень хорошо: в отсутствие сильной руки местные правители вели себя как им вздумается, считаясь с шахом лишь номинально.
Короче говоря, время играло против Ширвана и Ак-Коюнлу, а вот число сторонников тариката Сефевие перманентно увеличивалось за счет племен, перекочевывавших с запада. Еще совсем недавно Малая Азия была разделена на множество княжеств-бейликов и по бо́льшей части жизнь там была весьма вольной, особенно в восточных областях. Свободолюбивые племена не могли смириться с жесткой политикой османских султанов и потому откочевывали на восток, меняя не только правителей, но и веру – шиизм казался им более привлекательным, нежели суннизм, который в сознании масс был тесно связан с османским владычеством. К тому же в тарикате выстраивалась совершенно другая иерархия – мюриды добровольно подчинялись тому, кого они избрали своим духовным наставником, а не принуждались к покорности султанской властью. В тарикате царил дух единства, всеобщего братства, которого в Османском султанате не было и в помине. Исмаилу повезло и в том, что основной вектор османских завоеваний был направлен в христианскую Западную Европу, которую султаны рассчитывали завоевать полностью, и на первых порах это намерение выглядело осуществимым.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Традиционное иранское благопожелание, означающее «Не уставайте!». По смыслу оно аналогично русскому выражению «Бог в помощь!», но иранцы адресуют его и тем, кто занят каким-нибудь трудом, и тем, кто в данный момент ничего не делает. Тот, кто желает произвести впечатление вежливого человека, непременно добавит «Хасте набашид!» к «Салам!» («Здравствуйте!»). – Здесь и далее все примечания, за исключением особо оговоренных, сделаны переводчиком.
2
Фрагменты из «Шах-наме» Фирдоуси приводятся в переводе В. В. Державина и С. И. Липкина.
3
Область в Восточном Иране.
4
Так называлась область между реками Сырдарьей и Амударьей и прилегавшие к ней земли.
5
«Гилани» переводится как «выходец из Гиляна» или «Гилянский». Гилян – область на юго-западном побережье Каспийского моря.
6
Город на севере Ирана, близ южного побережья Каспийского моря.
7
Термин, обозначающий обращение в мусульманскую веру.
8
Под Азербайджаном здесь преимущественно имеется в виду Южный, или Иранский, Азербайджан.
9
Муршидами называются суфийские наставники. Ученик, давший клятву верности муршиду, называется мюридом.
10
Имеется в виду не только город Ардебиль, но и область, центром которой он является.
11
В число семи этих племен входили племена устаджлу, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели и каджар.
12
Трапезундская империя – греческое государство, образовавшееся в 1204 году в результате распада Византийской империи на части южного и северного побережья Черного моря.
13
Титул правителей Ширвана.
14
Река на юге Дагестана, по части русла проходит граница России с Азербайджаном.
15
Гази – почетный титул мусульманина, воюющего против неверных. Шах Исмаил называл «гази» своих кызылбашей.
16
Иранское выражение «растереть в пыль» аналогично по смыслу русскому «разнести в пух и прах».
17
В дословном переводе с иранского – «корона Гейдара».
18
Гулат (в переводе с арабского – «фанатик» или «ревнитель») – термин, используемый для обозначения ряда шиитских сект, объединяемых верой в божественные качества потомков пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба.
19
Точная дата рождения Султана Али неизвестна, но принято считать, что он родился в 1472 или 1473 году. – Прим. автора.
20
Мирза – титул сына правителя в ряде мусульманских стран, а также аристократический титул, который у шиитов изначально носили потомки пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна по материнской линии, т. е. дети матери-сейидки и отца несейида.
21
Представители династии Сасанидов правили Ираном с 224 по 651 год. Древний город Истахр находился на юге Ирана, в полутора тысячах километров от Ардебиля.
22
Перевод В. Лебедева и Л. Кацнельсона.
23
Наставники шахских детей также назывались леле (лала).
24
Центр области Гилян.
25
Город, расположенный в Гиляне, к востоку от Решта.
26
Мазхабами в исламе называют религиозные доктрины, или, точнее – богословско-правовые школы. Зейдитский мазхаб был основан в VIII веке Зейдом ибн Али, внуком Хусейна ибн Али. Зейдиты относятся к так называемым умеренным шиитским течениям, которые имеют много общего с суннизмом. В частности, зейдиты признают первых трех праведных халифов, выступают за выборность имамами потомков пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба и не ожидают возвращения Махди.
27
Имеются в виду Каспийское, Черное и Аравийское моря.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов