Бронислав Виногродский
Российские мудрости на пути правителя
Глава 1
Как принять решение
ПРАВИТЕЛЬ:
Призвал я тебя, многомудрый старец, чтобы послушать твои наставления и поучения. Мне день ото дня приходится сталкиваться с множеством задач, и по каждому поводу приходится принимать разные решения, чтобы потом требовать от слуг и помощников точного исполнения моих решений. А я ведь и не знаю толком, как правильно эти решения принимать. Научи меня, премудрый старец, правильным способам принятия решений, и вознагражу тебя за это щедро.
СТАРЕЦ:
Слушай мои мудрые наставления, добрый правитель, и делай так, как я тебя учу. Мир именно таков, и если хочешь добиться в нём быстрого успеха, ты должен хорошо усвоить мои мудрости.
Помни, что всё вокруг тебя – мистическая тайна бытия.
Однажды, посмотрев вокруг себя, ты увидишь, что, если не принять каких-то основополагающих решений, вся эта мистическая тайна бытия быстро накроется медным тазом.
Ты думаешь, а какое же решение нужно принять, чтобы бред превратить в разумность, и привычное безумие подсказывает тебе, что принять можно любое решение, но ни одно решение не решит всех вопросов, потому всё равно, какое решение принимать. Ведь любое решённое дело не решает всех вопросов.
Но так как не принимать решение нельзя, следует подобрать такое, которое будет соответствовать представлениям о разумности поведения в головах тех, кто определяет для тебя ту самую разумность, хотя ты в неё и не веришь. Так как мир вокруг с детства тебе подсказывает, что в этом обществе есть всё, кроме разумности.
Тебе нужно определить суть своего решения словами, и ты понимаешь, что можешь использовать любые слова, потому что всё равно ничему невозможно дать точного определения.
А даже если его дать, всё равно никто тебя не сможет понять. А даже если и поймут, никто не сможет ничего сделать правильно. Всё в любом случае испортят.
Так что сколько определений ни давай, всё равно будешь постоянно разрываться между желанием угодить кому-то и бессмысленностью происходящего перед глазами, где ничего разумного всё равно нельзя сделать навсегда. А раз нельзя сделать навечно, то ничего не стоит делать тщательно.
Ведь определения могут указывать только на сложности и хитросплетения, запутанные в мозгах множества участников бессмысленного процесса под названием «российское общество».
ЧТО ЖЕ ИЗ ВСЕГО ЭТОГО СЛЕДУЕТ:
Всё равно никогда не разберёшься до конца в том, что у нас здесь происходит, потому всегда думай только о том, что решить правильно у нас ничего нельзя.
Если всё равно хочешь понять, что здесь происходит, просто смотри на то, что происходит, вот тебе и всё понимание. Бред происходит, и больше ничего не происходит. Посмотри, что за люди вокруг, и сразу поймёшь, что ничего здесь понять никто не сможет.
А как же тогда решать вопросы, как же решения принимать?
Да как хочешь, так и принимай, лишь бы сразу тебе не было бессмысленно больно от мучительных последствий непродуманных решений, ведь во всей этой безумной запутанности происходящих связей не может быть правильного решения.
Ты всё равно ничего не сможешь сделать с обществом, в котором живёшь. Потому сосредоточься на решении личных проблем за счёт состояния и без того совершенно обезумевшего и бредящего сообщества под названием «Россия».
Что же это всё такое, и почему ничего нельзя сделать, чтобы поменять бредовую обусловленность, управляющую происходящим в нашем обществе?
Потому что суть этого бреда и есть великая тайна жизни, и, созерцая эту великую тайну, придёшь к ещё более великой тайне, а созерцая весь этот безумный бред, придёшь к ещё более безумному бреду.
Может, когда-то кто-то на основании этого построит рай на земле, коммунизм в отдельно взятом месте, или хотя бы сможет уехать на ПМЖ в какое-нибудь чужое процветание, построенное без нашего участия.
Там будем беззлобно ворчать, наблюдая разрушение вокруг и вечное падение нравов.
Таково высшее понимание пути разумности происходящего по-русски.
ПРАВИТЕЛЬ:
Прими от меня низкий земной поклон за твои поучения. Будто прозрел я после твоих многомудрых наставлений.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫРюрик – летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей. По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик – славянское родовое имя, связанное с образом сокола, представляющего бога огня. На славянских языках назывался также рарогом.
Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова «русь» или «русы».
Существует несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманнская и западнославянская.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повесть временных лет» (ПВЛ), в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название «Призвание варягов». Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживавшие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИСпит Владимир Владимирович, и снится ему Иосиф Виссарионович. Спрашивает Путина Сталин:
– Могу я тебе как-нибудь помочь, а?
– Почему у нас всё плохо, экономика разваливается, народ нищенствует?.. Что мне делать? Сталин, не задумываясь, отвечает:
– Расстрелять всё правительство и покрасить стены Кремля в голубой цвет.
– А зачем их в голубой красить?
– Я так и думал, что дискуссия будет только по второму вопросу.
* * *В России – революция, Бог не знает, что там делается. Решил послать наблюдателей. Выбрал апостола Матвея. Тот попал на биржу труда.
– Вы кто?
– Мытарь.
– Непонятно.
– Собирал мыт. Ну, подати…
– А, фининспектор? Они нам очень нужны. Много финансовых злоупотреблений, жулики, растратчики. Идите, работайте, товарищ.
Стал Матвей фининспектором, работы по горло. Ничего Богу не сообщает, некогда.
Бог послал апостола Петра. – Вы кто?
– Ловец.
– Как это?
– Ну, рыбак. Стаж около тысячи лет.
– О, как раз в Рыбтресте вскрыты большие хищения, взяточничество, все проворовались и сидят. Идите, работайте, товарищ.
Работы сверх головы, Пётр ничего Богу не сообщает.
Бог послал Христа.
– Вы кто?
– Сын Божий.
– Неважное социальное происхождение. Придётся вас, очевидно, направить в ЧК, пусть там разберутся.
– Я, собственно, незаконный сын Бога. А вообще-то у меня есть отец Иосиф… плотник…
– Это уже лучше. Сделаем так. Пошлём вас на деревообрабатывающий комбинат повариться в пролетарском котле. А когда немного опролетаритесь, выдвинем вас в Рыбтрест. Там товарищ Пётр разложился, крутит с подхалимами и актрисами, в кассе недостачи… Вот-вот товарищ Матвей его снимет и посадит.
* * *Брежнев говорит: «Я хотел бы после смерти лежать в Мавзолее. Подработайте этот вопрос».
На следующий день в слове «Ленин» над буквой «е» появились две точки.
Глава 2
Относительность идеальных схем
Мы здесь всё время желаем воплощать только совершенные замыслы, и потому, воплощая, не будем учитывать, что происходит в головах у остальных участников нашей игры в построение совершенств.
Жаль, что потом на выходе всегда имеем обычное российское безобразие.
Мы точно знаем, что никакое добро не бывает безнаказанным, и всё время стремимся насильно делать счастливыми тех, кто нас об этом не просит.
Потому мир нас постоянно наказывает за наше стремление к доброму насилию над миром, и потом мы разочаровываемся во всём и больше не пытаемся делать безусловного добра, делая гадости по мелочам.
Мы здесь совсем не для того, чтобы учитывать сложный и противоречивый характер бытия и природы разума в мире, признавая право мира быть таким, каким он является сам по себе. Мы всегда напрямую требуем железной логики последовательности в происходящем и очень удивляемся, когда на наше «а» слышим «б».
Нам всё равно, что всё сущее рождается из небытия, и мы никогда не будем направлять наше внимание в область небытия, потому что все наши неприятности из того, что уже есть, а не из того, чего ещё нет.
Мы ни за что не признаем, что во всём всегда присутствует и податливость, и сопротивление, так что, столкнувшись с сопротивлением, будем пытаться преодолеть его силой, не ища податливости в происходящем. Потом удовлетворённо утверждаем, что «вот ведь знал, что будет именно так, придётся поломать». Оно и ломается.
Мы не желаем делать точных оценок, сопоставляя великое и малое в череде обстоятельств, разбираясь в соотношении значимого и незначительного в каждом отдельном явлении.
Нам не нужно соотносить высокое и низкое в происходящем, чтобы определить точки равновесия и обрести устойчивость. Всё равно всё упадёт и поломается, раньше или позже.
Мы не хотим признать и увидеть последовательность всего во всём, определяя, что за чем происходит, чтобы точно предсказывать последствия наших действий, потому что предсказуемость происходящего для нас – это всегда нежелание видеть собственные просчёты и понимание, что кругом враги.
Не вслушиваясь в тонкое звучание обстоятельств, мы никогда не поймём, что есть особый лад звучания у любого круга обстоятельств.
ЧТО ЖЕ ИЗ ВСЕГО ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
Мудрый российский правитель всегда жалуется на неблагоприятные обстоятельства, очень сильно переживая, что ничего не получается с этим народом так, как было задумано по каким-то любым ему схемам. Потому никаких вопросов мудрый российский правитель не будет решать спокойно, отстранённо и невовлечённо, но обязательно отыщет врагов, злоумышленников и прочую сволочь, борьба с которой вовне и составляет суть российской мудрости управления.
Так как из действий русского мудреца совершенно непонятно, что за учение направляет его действия, ему приходится произносить множество слов, суть которых ещё более туманит понимание его действий. И народ очень быстро перестаёт верить в его разумность или приписывает ему такие черты, о которых он сам в себе ни за что бы не догадался.
У нашего правителя присутствует потребность в проведении бесконечных словесных излияний, желательно с сильными выражениями, дабы возбудить переживания во всех участниках происходящего.
Только-только высказав намерение осуществить очередной совершенный замысел, затеяв вселенские преобразования, наш правитель уже готов приписать себе огромные заслуги за то, что происходит само собой, и, как говорится, «течёт вода Кубань-реки, куда велят большевики».
Наш правитель не признаёт слаженности явлений в мире природы и никогда не допустит, что погода является отражением его состояний в этом мире.
Без эмоциональной вовлечённости, личных врагов и восхищающейся челяди он не может действовать, потому что вся сила его действий приходит извне, а не изнутри.
Любое свершившееся дело ещё долго трогает чувствительные струнки в душе правителя, так что, сделав одно, он никак не решается перейти к другому действию, ибо последствия его действий с таким народом всегда предсказуемы.
Так как система постоянно зависает, то и плоды от каких-то отдельных действий тоже никому впрок не идут, потому что время проходит, и вместо того чтобы пахать и сеять, все тащатся от каких-то промежуточных плодов, совершенно не вглядываясь не только в будущее, но и в происходящее в настоящем. Да и правильно делают, потому что любой у нас знает, что ничего хорошего не происходит, а дальше будет только хуже.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫОлег (Вещий Олег, др. – русск. Ольгъ, ум. 912 или 922) – варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», – и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь», – и тут же убил Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу очень удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских».
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии (ПВЛ), его могила находится в Киеве на горе Щекавице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИКупили две блондинки себе хомячков. Принесли домой. Одна спрашивает другую:
– Слушай, а как мы их отличать будем?
– Давай я своему оторву лапку. У моего будет три лапки, а у твоего – четыре.
Так они и решили. Ночью одному хомячку стало обидно, что у него три лапки, и он отгрыз другому одну.
Наутро блондинки встают – оба хомячка с тремя лапками. Решили, что одному ещё одну оторвут. Ночью хомячку стало опять обидно, и он снова отгрыз другому лапку.
И такая история повторялась каждую ночь, пока от хомячков не осталось туловище и голова.
Тут одна блондинка говорит:
– И как же нам теперь их отличать?
– Слушай, а давай твой чёрненький, а мой беленький.
* * *Просыпается Василий Иванович после страшной пьянки.
Спрашивает Петьку:
– Слушай, кто мне фингал поставил?
Петька говорит:
– Я.
– За что?
– Когда ты посуду перебил, я сдержался, но когда ты насрал в угол, повтыкал в говно спичек и сказал: «Этот ёжик будет жить с нами», – я не сдержался.
* * *Три часа ночи, стук в дверь.
Маленькая бабуся пробирается к двери, смотрит в глазок: два амбала стоят.
– Вам кого? – спрашивает бабулька.
– Мы из морга.
– А у нас никто не умер.
– А у нас план.
Глава 3
Как избежать беспорядка
Осуществляя управление, мы всегда должны делать ставку на какую-то отдельную сторону происходящего, наделяя его наивысшей ценностью. Это позволяет нам всегда быть при деле, так как нужно разруливать противоречия и споры между теми, кто начинает соперничать, добиваясь владения этой высшей ценностью. Также приходится отбиваться от соперников, которые хотят забрать эти высшие ценности у нас. Потому времени и сил на созидательные действия, слава богу, не остаётся, да и фиг с ними. Потому что, как уже говорилось выше, ничего хорошего здесь навечно не построишь.
Нужно ценить только то, что досталось тебе с потом и кровью, и тогда обязательно появится тот, кто захочет украсть то у тебя. Потому будь спокоен, всегда будет чем заняться, потому что кругом воры, которые зарятся на то, что и тебе досталось не по праву.
А с воровством бороться приятно, полезно и почётно. В это время никто не подумает, что ты сам воруешь, а ты и не воруешь, потому что тебе некогда. Ты с воровством борешься.
Не нужно управлять своими желаниями, пусть перед глазами всегда будет побольше предметов для соблазна. Тогда вокруг всегда будут плестись интриги и заговоры, и тебе будет чем заняться, распутывая эти интриги, которые ты сам себе создаёшь с помощью движения в сторону объектов своего вожделения.
Всё это происходит само собой, и можно по этому поводу не париться, потому что именно в этих разборках и состоит суть российской мудрости управления.
Если будет порядок, то тебе нечем будет заниматься, потому продолжай в том же духе, и работы всегда будет навалом. Главное, чтобы в уме твоём не было пустоты и чтобы там не дай бог не образовалось порядка. Для этого нужно будоражить себя постоянно заговорами, интригами, воровством и прочими радостями нашего российского порядка, чтобы не возникло состояния ясности и покоя.
Не нужно слушать ощущения тела, постоянно подсказывающего тебе, что, может быть, происходит что-то не то. Не обращай внимания на своё дыхание, потому что оно только мешает курить, чихать и сопеть, тяжело, с одышкой поднимаясь на второй этаж.
Не обращай внимания на состояние органов тела, потому что ум твой – субстанция высшая, и ни с какими органами тела он по определению не может быть связан. Думай только головой и всё остальное своё существо не допускай к процессу оценки и принятия решения.
Воля должна быть жёсткой, не допускай в ней мягкости, и тогда со временем всё само поломается.
Не нужно помнить, что в теле твоём есть скелет и что там тоже что-то происходит, что может быть связано с движениями разума во Вселенной. Не вникай и не углубляйся. Нехорошо это.
Не допускай ясности в уме, потому что вокруг тебя и все другие станут ясными и умными, а как тогда ими управлять, ведь они же могут сами захотеть управлять тобой.
Пусть все пробуют применять свои знания, накапливают их побольше и действуют, не достигая слаженности и согласованности в применении знаний.
Нам не нужна ясность ума, потому что порядок рождается только тогда, когда существует ясность ума. А если есть порядок, то куда же нам применять нашу управленческую мудрость?
Потому «и вечный бой, покой нам только снится».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫКнязь Игорь. «Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит» […] – и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле до сего времени».
НАРОДНЫЕ МУДРОСТИПриходит как-то еврей к раввину и говорит:
– Ребе, у меня есть два гуся: один белый, другой чёрный. Скоро у меня праздник, и одного гуся надо зарезать. Какого мне резать?
Ребе:
– Зарежь белого.
Еврей:
– Не могу, чёрный плакать будет.
Ребе:
– Тогда зарежь чёрного.
Еврей:
– Тоже не могу, белый плакать будет.
Ребе:
– Тогда зарежь обоих.
Еврей:
– Тогда я плакать буду. Мне-то надо одного зарезать. Второго жалко просто так резать.
Ребе:
– Послушай, я не могу помочь тебе в этом вопросе – я не знаю, что делать. Но тут недалеко есть православная церковь, сходи туда к батюшке – может, он поможет.
Еврей идёт в православную церковь, подходит к батюшке и говорит:
– Извините, знаю, что я человек не вашей веры, но мой ребе не может помочь мне в одном вопросе. Может, вы подскажете, как мне быть?
Батюшка:
– Слушаю тебя, сын мой.
Еврей:
– Есть у меня два гуся: один белый, другой чёрный. Скоро у меня праздник, и одного гуся надо зарезать, а я не знаю какого.
Батюшка:
– Режь белого.
Еврей:
– Не могу, чёрный плакать будет.
Батюшка:
– Да и х#й с ним…
* * *– Пройдёмте, гражданин.
Ведут его к Берии. Вот, мол, какие речи допускает этот враг народа. Берия мужичка без разговоров к Сталину. Доложил подробно. Сталин с трубкой ходит по кабинету и так задумчиво спрашивает:
– Дорогой товарищ, когда ви гаворыли «усатый чёрт», ви кого имели в выду?
– Гитлера, кого ж ещё!
– А ви, Лаврэнтий Павлович?
* * *Американец, англичанин и русский хвалятся прочностью своей резины.
– У нас один упал с 100-го этажа, – говорит американец. – К счастью, он приземлился на ноги, подошвы спружинили, и он снова взлетел на 100-й этаж.
– У нас один отплыл на корабле, – говорит англичанин. – Когда корабль отошёл от порта на 100 миль, его потянуло назад и притащило обратно в порт. Оказалось, что наш путешественник зацепился подтяжкой за причал.
– А у нас один в лифт свалился. Сам вдребезги, а галоши целы.
Глава 4
Как приходят образы
Не пытайся постичь истину, ибо истина – это равновесие и слаженность, а этих состояний достичь в нашем обществе нельзя. Не такое здесь состояние ума.
Предполагай, что тот беспредел, который существует вокруг и в тебе, и есть состояние высшей истины по определению. Главное, чтобы тебя этим не переполнило насовсем.
Ведь из этого омута приходит всё, что появляется в твоём сознании, но русскому управленцу противопоказано смотреть в корень и разбираться с тем, откуда приходят образы, ценности и понятия в сознании.
Главное, чтобы на поверхности ум твой казался острым, именно остроту своего ума и нужно доказывать всем остальным.
Нагнетай напряжение и не сдерживай гнев, а то от напряжения может порвать, а выход наружу гнева снимает напряжение, правда, ненадолго и с ущербом для здоровья. Но это всё равно.
Прощать особо за свой гнев никого не надо. Прощением ничего хорошего не сделаешь.
Проявляйся во всём утрированно ярко. Глупость доводи до абсурда, во всём ищи крайность, а середину отрицай.
Нужно побольше экстравагантного, яркого и заметного. Уходи от простоты.
Если тебе кажется, что есть нерешённый вопрос, значит, он на самом деле есть. Да и пусть будет. Совсем не обязательно его решать.
Не пробуй по-простому объяснить происходящее в мире, просто действуй без всяких объяснений и не заморачивайся объяснениями. Потом разберёшься.
Есть только очевидные вещи, на них и ориентируйся, на остальное не обращай внимания. Того, что ты не можешь объяснить, не существует.
Не позволяй миру быть таким, каким он является сам по себе и без твоего вмешательства.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫКнягиня Ольга, в крещении Елена (1 июля 969) – княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент примерно с 945 до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси. Первая русская святая.