banner banner banner
Самый трудный день. 22 июня 1941 года
Самый трудный день. 22 июня 1941 года
Оценить:
 Рейтинг: 0

Самый трудный день. 22 июня 1941 года

Первый раз так все и вышло. От скрестившихся на моторах и кабине немецкого транспортника очередей бронебойно-зажигательных пуль из двух пулеметов ЯКБ-12,7, «юнкерс» вспыхнул как зажигалка и бесформенным комом рухнул с двухкилометровой высоты в густой белорусский лес. Из него никто так и не выпрыгнул, и выживших на месте катастрофы не обнаружили.

Спустившись вниз по тросу и немного попинав дымящиеся гофрированные обломки транспортника, среди которых виднелись полуобгорелые трупы в красноармейской форме, старший лейтенант выматерился со всей пролетарской ненавистью и попросил пилотов «крокодилов» в следующий раз быть поаккуратнее, чтобы его группа смогла захватить хотя бы одного «языка» из этого самого «Бранденбурга».

Это «поаккуратнее» чуть было не довело группу до беды. Когда пулеметная очередь прошила левое крыло с мотором, который тут же задымил, а потом загорелся, подраненный «юнкерс» немедленно начал «метать икру» – производить выброску диверсантов не в назначенном районе, а куда попало, пока машина держится в воздухе и высота позволяет совершить прыжок с парашютом.

Нет, этих мерзавцев потом все равно поймают, никуда они не денутся, а вот старший лейтенант Матюшин за такие недоработки вполне может получить в личное дело предупреждение от начальства. И это только на первый раз. Если он продолжит косячить, то за предупреждением последуют выговор и рассмотрение дела в трибунале.

Выручили Матюшина пилоты вертолетов. Один тут же добил летающую каракатицу, чтобы немцам жизнь медом не казалась, а второй, совершив крутой разворот, вернулся и успел расстрелять в воздухе трех парашютистов, что смогли выпрыгнуть, причем последнего достали уже над самыми верхушками деревьев. Все было проделано с гарантией: пуля калибра 12,7-мм при попадании в любую часть тела не оставляет жертве шансов выжить, и работа тут будет скорее для патологоанатома, чем для следователя… Останки диверсантов потом так и нашли – в несколько фрагментированном виде.

Третий «юнкерс», в отличие от первых двух, полз низко-низко, почти над самыми верхушками деревьев. Очевидно, командование транспортной авиагруппы в Сувалках, обеспокоенное бесследным исчезновением нескольких машин, изменило полетные инструкции. Вот тут-то и можно было проявить некоторый гуманизм, ибо прыгать с парашютом с такой высоты – это форма самоубийства, причем не самая гуманная.

Опять сноп пламени из четырехствольного пулемета, очередь по левому мотору – и горящий «юнкерс» завилял, выискивая в лесу поляну для вынужденной посадки. Попытка стрелка огрызнуться из пулемета винтовочного калибра по зависшим за его хвостом странным теням была пресечена сразу и самым жестоким образом.

Как после этого «корова» немедленно не рухнула в ночной лес – знает один только Боженька. Но немецким пилотам удалось-таки дотянуть до русла небольшой речки и плюхнуться в ее болотистую пойму. Попытка уцелевших немецких диверсантов, отстреливаясь, разбежаться в стороны, пресек высадившийся тут же взвод старшего лейтенанта Матюшина, тренированный и экипированный как раз для такого рода боевых действий.

Диверсанты, вооруженные пулеметами ДП и автоматами ППД, совершенно не плясали против ОСНАЗа с его бронежилетами, приборами ночного видения, а также «калашами», «печенегами» и гранатометами «Муха». Так что из всей немецкой группы в плен попал лишь ее командир – чистокровный немец, обер-лейтенант Фогель, а также двое рядовых, один из которых был сыном окопавшегося в Германии белоэмигранта, а второй – горячим литовским парнем. Остальных или подстрелили еще в воздухе, или же уничтожили при оказании сопротивления. Если «Крокодил» прочесывает НАРами кусты, в которых засел пулеметный расчет, потом туда можно смело направлять труповозку.

Больше у группы Матюшина в эту ночь вылетов не было. Видимо, немецкое командование, озадаченное такими большими потерями транспортных самолетов и подготовленных агентов, взяло паузу и приостановило операцию. Хотя на план «Барбаросса» в общем это никак повлиять не могло. Военная машина Третьего рейха уже крутилась, набирая обороты.

22 июня 1941 года. 01:20 мск. Западная Белоруссия, Брест.

Майор ГРУ Илья Григорьевич Старинов

Как человек, весьма осведомленный в подоплеке происходящих событий, я был готов ко всему, и ничему не удивлялся. А как же иначе – ведь участие в работе совместного с НКВД разведывательного центра в Барановичах я принимал, можно сказать, с самого начала его существования. Диверсионная и контрдиверсионная деятельность есть две стороны одной медали. Меня назначили руководителем группы минного заграждения и разведывательно-диверсионного противодействия. Моим заместителем, помощником и в какой-то мере наставником стал мой коллега из будущего полковник Омелин Вячеслав Сергеевич. Вот так получилось, что майор командует полковником; но сделать наоборот, как сказал сам товарищ Омелин, было бы неправильно, с политической точки зрения.

У контрразведчиков картина была совершенно иной. Если у нас было время заблаговременно подготовиться к грядущим событиям, то их война началась буквально с первого момента существования нашего Центра. Старшим группы контрразведки назначили майора госбезопасности из будущего Филимонова Сергея Николаевича, а его заместителем стал старший майор госбезопасности Михеев Анатолий Николаевич. Работа у них была ювелирная – ведь, помимо борьбы с националистическим бандподпольем и агентами иностранных разведок, им предстояло, никого не вспугнув, проверить высшие командные кадры нашей армии и отделить агнцев от козлищ, а дураков – от предателей и заговорщиков.

Кроме этих двух основных отделов, в нашем Центре имелись группа глубинной разведки, которой руководил старший майор Павел Судоплатов, и связанная с ним глубоко засекреченная подгруппа радиоразведки, где на своем фантастическом оборудовании работали исключительно специалисты из будущего. По большей части именно они выясняли, где, кто, что, когда, почем и сколько отвесить в граммах.

Режим секретности в нашем центре господствовал жесточайший: о деятельности наших смежников мы знали только в общих чертах, как и они о нашей, да и то лишь потому, что без этого просто невозможно наладить взаимодействие. Доступ на территорию Центра был ограничен. Имел место даже случай, когда охрана не пропустила командующего округом генерала армии Павлова, потому что тот отсутствовал в списках допущенных, подписанных наркомом обороны Сталиным и наркомом внутренних дел Берией. Немного побушевав, генерал армии укатил, пообещав вернуться, но так и не выполнил обещания. Наверное, в Москве ему объяснили, как глубоко он не прав.

Пытался попасть к нам и всесильный нарком госконтроля Мехлис – человек подозрительный и злопамятный. С ним обошлись помягче: полковник Омелин, согласно инструкции на случай несанкционированного сверху визита членов ЦК, тут же позвонил по своему ручному аппарату «товарищу Иванову» и передал трубку Мехлису, после чего тот нас быстренько покинул, и даже не обещал вернуться.

Потом Омелин сказал мне, что это, скорее всего, интригует «жопа с ушами». Но все эти интриги – совершенно не нашего ума дело, на то есть товарищ Сталин, или, в крайнем случае, товарищ Берия. А мы с ним должны работать, пока еще есть время.

Первоначально в нашей с товарищем Омелиным группе был всего десяток сотрудников, перенимавших опыт разведывательно-диверсионных операций из будущего и проводивших рекогносцировку будущих районов наступления германских ударных группировок. Потом, к началу декабря сорокового года, с так называемых «курсов повышения квалификации» к нам стали прибывать командиры среднего и младшего звена, впоследствии и составившие основной костяк нашей группы. Последними, уже весной этого года, к нам в подчинение прибыли четыре отдельных саперных батальона, после чего наша деятельность смогла перейти из теоретической в практическую плоскость.

Работали мы и с просоветски настроенными товарищами из Польши, готовя из них разведывательно-диверсионные группы, которые должны начать действовать с момента нападения фашистской Германии на СССР. Ситуация на сопредельной территории была сложной. Большая часть подполья, подчинявшаяся эмигрантскому правительству Польши в Лондоне, имела не только антинемецкую, но и антисоветскую ориентацию. Так что нашим польским товарищам фактически предстояло воевать на два фронта.

Между делом полковник Омелин рассказал мне также, что в ТОТ РАЗ эти «птенцы Пилсудского» додумались до того, что в ходе войны, за счет взаимного ослабления СССР и Германии, они смогут не только восстановить для Польши границу 1921 года, но и отколоть от Советского Союза Украину, Белоруссию и Прибалтику, сделав их марионеточными государствами под польским влиянием. А вот шиш вам, панове! Пойдете против нас – вдавим в землю так, что только сок брызнет. И не говорите потом: «А нас за шо?»

Основной деятельностью нашей группы, помимо подготовки разведывательно-диверсионных групп, было скрытное устройство минно-взрывных заграждений на основных направлениях будущего немецкого наступления. Сказать честно, я совсем не ожидал, что познакомлюсь с таким количеством разнообразных образцов противопехотных и противотанковых мин, обычных и огневых фугасов, химических, нажимных, натяжных, электрических и радио взрывателей. Сказать честно, первые дни, когда мы начали знакомиться с техникой из будущего, я чувствовал себя как ребенок, попавший вдруг в магазин игрушек. Честное слово, просто глаза разбегались.

Некоторые образцы были настолько простыми, что удивительно, как мы не додумались сами до такого способа минирования. Например, направленная противопехотная осколочная матрица или мина, состоящая из обрезка водопроводной трубы, патрона (хоть бы и от берданки) и гвоздя-бойка. Все это прикапывается в траве на направлении движения вражеской пехоты, после чего солдат противника, наступив на такую закладку, как минимум получает раздробление ступни, что сделает его пожизненно негодным к военной службе. Кроме того, такое ранение, помимо самого пострадавшего, выведет из боя еще двух солдат, которые должны будут доставить его на перевязочный пункт.

Для противотанкового минирования дорог мы дополнительно сформировали шесть так называемых дорожно-ремонтных батальонов, которые днем делали вид, что занимаются своими прямыми обязанностями, а ночью закладывали на предполагаемых маршрутах движения немецких танков мощные противоднищевые фугасы направленного взрыва. В учебных целях мы подорвали один такой фугас под списанным из-за полного износа матчасти танком Т-28 одной из первых серий, после чего я с чистой совестью могу сказать, что любая немецкая техника, наехавшая на наши «подарки», тут же превратится в груду обломков, годных только в металлолом.

Также в ночное время наши саперы заминировали мосты через Буг и Неман с явной (для немецких саперов) и скрытой схемами подрыва. Никто и не сомневался, что в час «Ч» немцы будут пытаться разминировать эти мосты, и что в некотором роде им это даже удастся; а вот потом их будет ждать большой и неприятный сюрприз.

Отдельной задачей было подводное минирование мест, которые подходили для переправы способных двигаться под водой немецких танков, что первоначально были изготовлены немцами для высадки на берегах Англии. Производили мы и скрытое минирование Бугского фарватера, чтобы воспрепятствовать участию в боевых действиях катеров и мониторов немецкой речной военной флотилии на Висле, для чего нам пришлось привлечь морских специалистов. Причем производилось это минирование скрытым способом буквально под носом у противника.

И вот сейчас нам предстояло сделать немцам еще одну пакость. Дело в том, что по торговому договору между Германией и СССР наша страна поставляла немцам нефть по железной дороге, причем четыре последних эшелона были задержаны «по техническим причинам» у нас на станции в Барановичах. Когда стало ясно, что война неизбежна, каждую цистерну этих эшелонов превратили в огневой фугас огромной силы, предназначенный взорваться при остановке состава на одной из узловых станций. Помимо утопленных в нефти подрывных зарядов с радиовзрывателем, мы всыпали в каждую цистерну по пятидесятикилограммовому мешку какой-то синтетической дряни из будущего, которая за несколько часов превратит жидкий продукт в подобие липкого желе. Это увеличит радиус поражения огневого фугаса и исключало бесцельное сгорание большей части распыленной нефти в воздухе в момент взрыва (что обычно является главным недостатком зарядов такого типа).

Вот эти «подарки» мы и пропихнули фашистам буквально в последние часы перед войной, хотя, как выяснилось, они тоже, не собираясь оставаться в долгу, решили «отдариться» несколькими эшелонами с углем, в некоторых вагонах которых имелись тайники для перевозки диверсантов, одетых в советскую военную форму. Правда, наши контрразведчики оказались на высоте и, как говорится, фокус не удался. Все засланные к нам таким образом диверсионные группы были повязаны прямо на станции в Бресте, и ни одна не проскочила дальше.

До первого выстрела на границе оставалось меньше трех часов, хотя фактически на нашем уровне война уже началась…

22 июня 1941 года. 02:35 мск. РСФСР, Смоленск, аэродром Северный.

Полковник Александр Евгеньевич Голованов

Аэродром «Северный» в Смоленске, расположенный в трех километрах от городского железнодорожного вокзала, существовал еще с начала двадцатых годов. Сначала на нем базировались полотняные «фарманы», «ньюпоры» и «фоккеры», потом их сменили тяжелые ТБ-1 и ТБ-3, которым, в свою очередь, пришли на смену дальние ДБ-3Ф. Но в конце сентября 1940 года судьба аэродрома снова круто изменилась. 212-й дальний бомбардировочный полк в полном составе перевели на аэродром под Оршей, а на «Смоленск-Северный» пришли строители и техника.

Аэродром попал в список из пяти объектов аэродромного хозяйства ВВС РККА расположенных в Москве, Мурманске, Ленинграде, Смоленске и Воронеже, на которых вне всякой очереди сооружались бетонированные взлетно-посадочные полосы первого класса. Проектную документацию на аэродромы извлекли из архивов будущего, так что планировка на местности и земляные работы начались немедленно. Стройка велась буквально стахановскими темпами, к чему были все возможности – предполагалось вместо пары сотен полос второго класса до начала войны построить пять первоклассных аэродромов, способных принимать практически все типы самолетов из будущего.

Для укладки бетона в зимнее время в Российской Федерации приобрели несколько десятков крупногабаритных надувных ангаров, накрывающих место проведения работ для поддержания там соответствующего микроклимата. По мере удлинения полосы ангары последовательно снимались сзади и развертывались спереди, заменяемые раскатанным поверх бетона защитным термоодеялом-пенкой. Для снабжения подобных строек нужным количеством бетона в РФ закупили мобильные бетонные заводы, а для снабжения всем необходимым от железнодорожной станции по временной схеме проложили одноколейный путь. Когда пришла весна, и с полей сошел снег, термоодеяло убрали, и на схватившийся бетон вышли специальные машины, производящие антифлотационную насечку покрытия, после чего оставалось только нанести разметку – и полоса готова к эксплуатации.

Параллельно со строительством полосы возникли и прочие объекты аэродромной инфраструктуры, необходимые для нормального функционирования базирующейся на нем авиационной воинской части. И уже к концу апреля 1941 года 212-й ДБАП, прошедший за эти полгода перевооружение новой техникой и получивший приставку к своему прежнему наименованию «тяжелый», вернулся на свой родной базовый аэродром.

Теперь в его состав входили две эскадрильи по двенадцать машин, оснащенных двигателями и авионикой из будущего ТБ-7Д, и две эскадрильи закупленных в будущем и восстановленных с хранения тяжелых бомбардировщиков ТУ-95МС, которые сочли нерациональным модернизировать в носители крылатых ракет Х-101/102. Командовал полком известный советский летчик, ас «слепых» полетов, бывший шеф-пилот Аэрофлота полковник Александр Евгеньевич Голованов. Эскадрильями в полку командовали такие асы тяжелой авиации и герои высадки на Северный полюс, как Водопьянов, Мазурук, Алексеев, Молоков. Также к полку прикомандировали отдельную тяжелую военно-транспортную эскадрилью в составе шести тяжелых транспортников Ан-22.

Кроме 212-го ТДБАПа, с середины июня на аэродроме «Смоленск-Северный» базировались приданные Экспедиционному корпусу авиационные части ВКС РФ: шесть самолетов ДРЛО А-50, шесть самолетов-заправщиков Ил-78, эскадрилья бомбардировщиков Ту-22М3, две эскадрильи бомбардировщиков Су-24М и эскадрилья истребителей Миг-29.

Еще одна истребительная эскадрилья из будущего базировалась на аэродроме под Ленинградом и обеспечивала гарантированное прикрытие от воздушных налетов Кронштадта и города-колыбели социалистической революции Ленинграда, в котором, помимо трети всей советской промышленности, располагался транспортный межвременной переход с «той стороны», питаемый энергией Сосновоборской АЭС. Такая вот своего рода подстраховка на всякий случай. Такие же переходы, вместе с прикрывающими их эскадрильями, находились в Мурманске, Москве, тут, в Смоленске, и в Воронеже.

Но вот время, что называлось «до войны», уже почти вышло. Несмотря на глубокую ночь, аэродром был оживлен, как станция метро в час-пик. Ярко светили во тьме прожектора, суетливо разъезжали заправщики, разливая в баки небесных гигантов многие тонны авиационного керосина. В воздухе стоял свежий и острый запах, присущий аэродромам реактивной авиации. Экипажи двух самолетов ДРЛО А-50, чей вылет должен был состояться еще до первого выстрела этой войны, уже закончили свой сверхранний завтрак и, торопливо выкурив по сигарете, совершали обязательный предполетный осмотр своих воздушных кораблей.

Пройдет еще немного времени, и за час до начала боевых действий эти машины оторвутся от полосы аэродрома и уйдут на свои позиции в Белостокском и Львовском выступах, чтобы оттуда дирижировать воздушным и наземным сражением первых часов войны. Потом, с учетом одной дозаправки в воздухе, примерно в полдень на позициях их сменит вторая пара самолетов ДРЛО. А ближе к вечеру, в небо поднимется третья пара. Таким образом, дежурством в три смены обеспечивался круглосуточный радиолокационный дозор в поле действия всех трех немецких групп армий: «Север», «Центр» и «Юг».

Бомбардировщики, в том числе и 212-го полка, должны были выйти «на тропу войны» уже после начала боевых действий, когда главный балабол Третьего рейха Йозеф Геббельс зачитает по радио «речь Гитлера», а доблестный вермахт несколько часов подряд будет биться головой о приграничные советские укрепления. Вот тогда у Су-24М, Ту-22М3 и Ту-95 настанет настоящая «большая охота».

Полковник Голованов лично наблюдал, как в бомболюки Ту-95 грузят, возможно, самое страшное неядерное оружие всех времен и народов, которое потомки скромно называют «авиационная вакуумная бомба повышенной мощности» или «папа всех бомб». Пройдет еще три часа – и он, полковник Голованов, оторвет свою машину от бетонки Смоленского аэродрома, чтобы ровно в восемь утра обрушить свой смертоносный груз на здание Рейхсканцелярии.

У других экипажей на первый вылет тоже были свои персональные клиенты вроде Рейхстага, комплекса зданий ОКВ в Цоссене, министерств пропаганды и авиации, штаб-квартир Гестапо, СД и Абвера. Для некоторых объектов предназначалось по две, а то и по три бомбы. Нет, лично Гитлер дату 22 июня переживет обязательно, но нацистские бонзы и административная прослойка, необходимые для того, чтобы доводить его указания до исполнителей, будут уничтожены полностью и с гарантией. Курица с отрубленной головой живет недолго, но зато бурно и интересно.

Потом к цели подойдут Ту-22М3 и с максимальной отдачей пройдутся «ковром», состоящим из фугасных и зажигательных бомб, по железнодорожным станциям Берлинского транспортного узла, по мостам, угольным складам, топливохранилищам и газовым заводам. С первых же часов войны берлинцы поймут, во что их втравил фюрер.

Докурив в сторонке папиросу, полковник Голованов решил еще раз обойти свой Ту-95, до сих пор, несмотря на полугодовое знакомство, внушающий ему почти детский трепет. Голованов усмехнулся. Так, по его мнению, и должна выглядеть идеальная многомоторная боевая машина. В одном самолете мощности столько, сколько в эскадрилье еще не модернизированных самолетов ТБ-7, а бомбовая нагрузка – как у половины этой эскадрильи, причем бомбы могут быть массой до девяти тонн. Да и летает эта машина ровно в два раза быстрее, чем ТБ-7. И вправду идеал…

Нет, конечно, реактивные монстры, вроде Ту-22М3 или Ту-160, гораздо быстрее, грузоподъемнее, и выглядят гораздо более угрожающе. Но все-таки реактивная авиация лежит вне его эпохи. Он может бесконечно восхищаться этими машинами, но никогда не рискнул бы поднять их в небо и испытать не себе все ярость сверхзвукового полета. Поколение пилотов реактивной авиации надо было отбирать прямо с училищ, и воспитывать, что называется, с нуля. Ту-95 на их фоне выглядел привычным и родным, и опытные летчики с большим налетом на тяжелых кораблях, вроде самого Голованова, Мазурука, Молокова, Пуэссэпа, Водопьянова или Алексеева, осваивали его без особых проблем.

Что касается эскадрилий, укомплектованных самолетами ТБ-7Д, то применяться их следовало исключительно в темное время для налетов на промышленную инфраструктуру Третьего Рейха: мосты, плотины и электростанции… Но это будет вечером и ночью, а до этого времени самолеты из будущего сумеют сделать еще по два-три вылета: сначала по глубоким тылам противника, а потом, возможно, и для непосредственной поддержки войск. Кроме того, в массированных ночных налетах на железнодорожные узлы, расположенные на территории оккупированной Польши, примут участие около семисот самолетов ДБ-3: 35-й, 40-й, 42-й, 48-й, 51-й, 52-й авиационных дивизий дальнего действия.

Когда пилотов бомбардировщиков первой волны пригласили на завтрак, экипажи самолетов ДРЛО уже поднялись в кабины и запустили двигатели своих машин. Над смоленскими полями и лесами, березками, сосенками и прочими кустами разнесся тяжелый гул пробуждающихся турбореактивных двигателей ПС-90А. До часа «Ч» оставалось чуть больше часа, а на востоке уже разгоралась первая тоненькая полоска утренней зари.

Часть 6-я

Час Ч