Королевы, дикарки, бродяги и другие розы
История одной земной любви
Ирина Белашева
© Ирина Белашева, 2017
ISBN 978-5-4483-9671-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Здравствуйте!
Я не ботаник, не ландшафтный дизайнер, я – любитель. Любитель не в значении «плохо умею», а от слова «люблю». Поэтому сразу предупрежу – это не энциклопедия роз, не каталог и не руководство по уходу за растениями (все советы по уходу и каталоги сейчас можно мгновенно найти в интернете лёгким движением руки). Эта книга – моё признание розам в любви. Это истории о розах, общеизвестные факты и мои персональные открытия. Ну и советы тоже, само собой! Причём проверенные на практике в моём собственном саду.
Начнём? Как сказал один мудрый англичанин, «Зайдите в мой сад, сэр. Я хочу, чтобы мои розы посмотрели на вас!»
Королева сада и королева мифа
«В скриптории холодно, палец у меня ноет. Оставляю эти письмена, уже не зная кому, уже не зная о чём. Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus (Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами)».
Умберто Эко «Имя розы»Загородная жизнь, прежде странная, незнакомая и недоступная для горожан, в последние годы стала полноценной частью повседневного быта. Параллельное существование города и коттеджного или дачного поселка породило совершенно новое качество жизни, некий симбиоз города и деревни, квартиры и дома. Человек и там, и там чувствует себя дома: инфраструктура «деревни» аналогична городской, а загородные дома по своему комфорту не уступают городским жилищам. Соответственно, на дом и участок распространяются городские привычки и представления о прекрасном. Поэтому и благоустройство окружающего пространства становится областью приложения интеллекта и творческих сил. В свободное от работы время юристы и бизнес-консультанты с головой уходят в постижение основ хвойной геометрии сада и читают английские первоисточники по садовому дизайну. Менеджеры по продажам и бухгалтеры, с рулетками в руках ползая на коленках, кроят альпийские горки, а финансовые директора и психологи собирают коллекции вечнозеленых рододендронов или пятнистых барбарисов. И – цветники. Они неумолимо занимают место изгнанных из сада полезных огородных грядок и скромных родительских палисадничков.
Концепция поменялась. Дача – это не то, что приносит доход, это то место, куда ты, наоборот, отправляешь значительную долю своего дохода, чтобы создать себе маленький персональный райский садик. Именно в этом контексте в наши российские сады пришла Роза.
Конечно же, она королева цветника и все такое, уж повторим эту банальность. Но оторвать глаза действительно невозможно: с этими своими шелковистыми лепестками и ароматом. С нежной палитрой еле различимых нюансов, волшебными переходами тонов, переливами оттенков. Со своим загадочным завитком бутона, скрывающим тайну будущего цветка.
Каждая роза – загадка и обещание.
Но она не только королева цветника, она сама по себе королева! Во-первых, у нее есть собственная, непридуманная многовековая история. А в ней – такие далёкие друг от друга события, как пиршества в Древнем Риме в залах, усыпанных розовыми лепестками, розенкрейцеры, война Алой и Белой розы в средневековой Англии. Хотя розы и были совершенно не при чём – воевали люди.
Во-вторых, у нее есть миф, легенда, образ, тайный смысл. Роза – любимый цветок символистов, алхимиков и влюблённых: «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
А в-третьих – она и не цветок вовсе. С ботанической точки зрения роза – кустарник.
Долгое время у нас в стране основным применением роз были букеты, и выращивались они для срезки. Соответственно, у розы сформировался имидж одинокого бокаловидного цветка на длинном стебле для торжественных случаев. В садах же роза если и присутствовала, то, в основном, в виде кустика с таким же одиноким цветком на ножке, редко цветущим. Да ещё в южных регионах крыльцо частенько увивали так называемые «бабушкины» плетистые розы, имя которых никто никогда не знал, даже та самая бабушка. Сорта роз обычно делились на «красный», «белый» и «жёлтый», а сложность ухода за ними не прибавляли им популярности.
Это не были плохие розы – просто они не были в полной мере садовыми розами. Просто у нас в России не было садов, а были картофельные огороды. Просто мы никогда не видели сада, а про рецепт хорошего газона – двести лет подряд стричь его! – читали в разделе анекдотов. Вернее, сады были – яблочные и вишнёвые (как источник варенья и как символ уходящего времени). Были, конечно, ещё и палисадники, и цветнички, а вот иметь свой сад все эти двести лет, когда англичане спокойно стригли свои газоны, было в нашей стране непозволительной роскошью.
Сад – как отражение нашего характера. Как форма диалога с миром. Как настройка на окружающий мир. Как трепет нашей души. Как молчание нашего сердца. Как красота нашего одиночества. Как магия наших рук.
Навстречу солнцу
Той первой розы, которая появилась в моем саду, давно не существует. За месяц я её три раза пересаживала, заливала, пересушивала, а потом неправильно укрыла. Да и с самого начала посадила неправильно – не вовремя. Я тогда ещё не знала, что розы в цветущем состоянии не пересаживают посреди лета.
Что для всего в саду есть своё время.
И этой моей первой розе я осталась благодарна на всю жизнь. За то, как у меня перехватило дыхание от этого неслышного шелеста шелковистых лепестков. От их просвечивающейся нежности. От этого многозначительного завитка бутона. От рисунка бледных жилок, если всмотреться совсем близко.
Это была любовь с первого взгляда.
Да. Хосты разнообразны и прекрасны. Пионы ярки и благородны. Лилейники ослепительны и дружелюбны. Герани скромны и очаровательны. Их много, садовых растений, населяющих наши сады, создающих эту потрясающую живую картину, созданную нашими руками. А моё сердце отдано розе.
О розах уже написано бесчисленное множество книг, справочников, каталогов. И, кажется, уже всё сказано, описано, перечислено. И добавить больше нечего. Но если просто присесть у куста и начать всматриваться, очень долго, никуда не торопясь, в эти цветы и в эти шипы, и в эти стебли, и в эти лепестки, не оглядываться по сторонам, не болтать и постараться ни о чём не думать, как это рекомендуется делать во время медитаций, то окажется, что эта роза – единственная, таких больше нет, ведь двух одинаковых цветов не бывает (как, впрочем, и двух одинаковых людей). И если ещё и отрешиться от всех тех знаний, которые почерпнуты из справочников и каталогов, забыть все классификации, то получится увидеть этот цветок как будто в первый раз новыми глазами.
И, как в первый раз, почувствовать восхищение и удивление. Сколько не описывай розу логикой и словами, все равно не объяснишь её загадки и её магии. Потому что роза – это настоящее чудо!
И, несмотря на все написанные уже за несколько сотен лет тома, каждый, абсолютно каждый розовод может написать о розе свою собственную книгу, ответив всего лишь на два вопроса: за что я люблю розы и чему они меня научили.
Кстати, что интересно. В жарких странах, таких как Италия или Болгария, где розы растут, как сорняки, почти нет известных питомников или селекционеров. Самые чудесные сорта, самые потрясающие достижения розового мира появляются на свет в более северных Великобритании, Германии, Голландии, Франции. Именно там находятся самые известные питомники и рождается haut couture садовых роз.
Условием творчества и полёта нашей фантазии всегда является недостаток. Пусть чего-то немножко не хватает. Солнца, например. Пусть будут какие-нибудь трудности. Хорошо, ладно, небольшие! Пусть будет зима, чтобы можно было мечтать о лете. Пусть мы придумаем маленькую реальность внутри нас – как сон, идею, фантазию – чтобы её воплощение в жизнь принесло нам энергию.
Цветок раскрывается только навстречу солнцу, а наше творчество следует только за нашей мечтой.
Приручение дикой розы
Как и домашние животные, розы всегда жили рядом с человеком, который ещё в древности приручил дикие розы точно так же, как одомашнил диких кошек или диких собак.
Роза в культуре сотни или даже тысячи лет. Как водопровод – ещё с Древнего Рима. Махровую розу упоминал Геродот в пятом веке до нашей эры. Другие историки, описывавшие сады Греции спустя триста лет после Геродота, тоже нашли там розы с пятнадцатью, двадцатью и даже ста лепестками. Древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Теофраст был первым, кто достаточно подробно описал дикие и садовые розы, обосновал приёмы их возделывания и размножения. Розу – безусловно, не дикую, а вполне себе культурную – можно увидеть на мозаиках из древней Помпеи, на картинах великих итальянских художников эпохи Возрождения, она цвела в папских садах в Авиньоне в четырнадцатом веке и в красно-белых садах миннезингеров. Разновидности роз к тому времени исчислялись десятками. С конца XIX-го века новые сорта роз выводят почти во всех странах мира.
Ботаники рассказывают, что многие сорта парковых махровых роз ведут своё происхождение от розы галльской (Rosa gallica), названной так за своё широкое распространение во Франции (Галлии). Ее ещё называют «французский шиповник». Культура этой розы и созданных на её основе сортов ведёт своё начало от Древнего Вавилона, затем Древней Греции и Древнего Рима. С XIII-го века она выращивается во Франции и является целой эпохой в истории роз, вплоть до XVIII-го века. Галльскую розу активно скрещивали с другими видами. Именно так появились на свет роза дамасская, роза столистная (Rosa x centifolia) и роза белая (Rosa alba). Есть, кстати, версия, что именно розы Альба изображены на картине «Рождение Венеры» Ботичелли – они рождаются из дыхания Зефира.
В России же первое упоминание о выращивании роз относится к началу XVI века, предполагается, что они пришли с Балкан. А уж массовое распространение в русских садах и усадьбах розы получили только при Екатерине II.
До девятнадцатого века розы были не старинными и не новыми, а просто розами. Пока на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в Европу (сначала в Англию, а затем во Францию) из Китая не завезли виды вечнозелёных теплолюбивых роз с чайным ароматом лепестков. Известно даже, как они туда попали! Для Европы Rosa odorata (другое название чайной розы – душистая) открыл агент Британской Ост-Индской компании, который в 1808 году получил растения из питомника в Кантоне и отправил их в Англию сэру Абрахаму Хьюму. Тот получил их в 1810 году и дал им название «Hume’s Blush’, в честь своей жены, леди Amelia Hume.
Листья этих роз уже совсем не напоминали листья шиповников, были гладкими и блестящими. Цветы были тоже необычной формы, а главное – цвета. Если прежде в розах фигурировали оттенки белого, розового и красного, то среди чайных роз встречались уже растения с жёлтыми лепестками (второй источник жёлтого цвета для селекции будущих садовых роз, как мы их знаем, – это жёлтый шиповник Rosa Foetida).
И даже не это было самым необычным! Дело в том, что культивируемые в Европе розы, и столистные, и дамасские, и французские, и портлендские, и бурбонские цвели пышно, но только один раз. А китайские вечнозелёные розы могли зацветать снова и снова.
Селекционеры принялись за работу. Усилия были направлены на то, чтобы совместить ремонтантность азиатских и морозостойкость европейских роз. Вечнозелеными чайные розы, конечно же, остаться не могли. Но уж хотя бы не погибать зимой! Долгое время нескрещиваемость этих двух групп роз казалась непреодолимой, но, в конце концов, в 1867 году ее удалось преодолеть французскому селекционеру Жану-Батисту Гийо с розой La France. Создав первую чайно-гибридную розу – розу с совершенно новой декоративностью, уже абсолютно не похожую на шиповник, изменившую сады на десятки, если не сотни лет, Жан-Батист не только совершил настоящий переворот в мире роз, но и основал династию их селекционеров, которая сейчас насчитывает уже шесть поколений.
И это были те самые розы – бокаловидные, разнообразные, яркие, крупные – которые поселились в садах и розариях на много-много лет, вплоть до конца двадцатого века.
Магический язык
«Однажды утром, подрезая розы в своем саду, Флорентино Ариса испытал искушение – отнести розу Фермине Дасе. Пришлось поломать голову, какую розу следует отнести недавно овдовевшей женщине, сообразуясь с непростым языком цветов. Красная роза, символ пылкой страсти, могла оскорбить ее траур, жёлтые розы, некоторыми считавшиеся знаком удачи, на распространённом языке цветов означали ревность. Он слышал о чёрных розах из Турции, и, наверное, они более всего подходили к случаю, однако ему не удалось вывести таких у себя в саду. Вдоволь поломав голову над проблемой, он рискнул остановить выбор на белой розе, они ему нравились меньше других, казались пресными и немыми: ничего не означали. В последний момент, опасаясь, что Фермина Даса все-таки заподозрит тайный смысл, он срезал с розы все шипы».
Габриэль Гарсиа Маркес
«Любовь во время чумы»
Говорят, красота в глазах смотрящего. Beauty is in the eye of the beholder.
И ещё говорят – не только ты читаешь книги, но и книги читают тебя, когда твои неосознанные идеи, мысли и эмоции откликаются на прочитанное и становятся явными для тебя самого, осознаются, проявляются озарениями.
В этом смысле роза может многое рассказать о вере и страхах, надеждах и мечтах человечества. В течение сотен лет этот цветок наделяли тайными смыслами, он становился символом, который объединял и разъединял людей, он обозначал цели, идеалы, мистические ритуалы.
С древнейших времен роза являлась религиозной эмблемой. В Древнем Египте роза была священным цветком Исиды. У греков она была символом восхода солнца, любви и страсти, цветком богини любви Афродиты, а у христиан символизировала сердце, духовную любовь.
Как знак духовной любви роза символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Не случайно Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку в ней не было греха – «розой без шипов». Роза также означает небесное вознаграждение за святость. Венки из роз на головах ангелов, святых или умерших означают небесную радость.
Если красная роза означала милость, духовность, очищение и освобождение от грехов, мученичество, то белая – чистоту, добродетель, девственность и любовь к Богу.
В средние века от любви и святости акценты переместились в сторону мистики, секретных шифров и избранничества. Роза стала символом ордена розенкрейцеров – тайного мистического общества, чье учение основывалось на доступных только посвященным древних эзотерических истинах. Эмблемой братства стала роза – то ли распускающаяся на кресте, то ли распятая на кресте. Объяснялось это так: из тёмного креста времени и материи расцветает истинно духовная жизнь розы.
Примерно в то же время роза стала политическим символом: в Англии разгорелась «война Роз». Белая роза на знаменах Йорков против Алой розы Ланкастеров. Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров… и появлением новой розы, двуцветной. В конце войны Генрих VII объединил два символа враждующих фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров, розу с красными лепестками и белыми тычинками.
Заглянем в «Энциклопедию тайн и суеверий». «У алхимиков роза означает трансмутацию материи в дух и отсутствие желаний… В Каббале роза выступает неким мистическим центром, сердцем творения всего сущего. В мистике ислама она – символ космической силы. Сердцевина цветка ассоциируется с солнцем, а лепестки – с лунами… „Роза Мира“ Даниила Андреева задумана как универсальная религия будущего, корни которой находятся на небе, а лепестки расцениваются как мировые религии, исходящие из единого центра… Роза обладает психологическим и космологическим символизмом: например, у К. Г. Юнга она символизирует целостность личности, баланс между сознанием и подсознанием.»1
Вся эта метафизика и оставалась бы уделом серьёзных алхимиков, мистиков или политиков. Но у простых людей были свои аллегории и ассоциации. За розой закрепилось не только множество малопонятных посвященным мистических значений и смыслов. Ещё в те куртуазные века рыцарей и прекрасных дам, королев и пажей, когда цветки роняли, дарили, хранили, засушивали, родился легкий язык цветов.
Красная роза означает любовь.
Чёрная, то есть, темно-красная – печаль, грусть.
Тёмно-розовая – благодарность.
Светло-розовая – симпатию.
Белая – чистоту, скромность, невинность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги