banner banner banner
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
Оценить:
 Рейтинг: 0

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после

Манефон, египетский жрец III века до н.э., о божественном периоде в истории Египта писал: «Они (боги – авт.) были первыми, кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть переходила не прерываясь от одного к другому… в течение 13900 лет… После богов в течение 1255 лет правили полубоги; после них в течение 1817 лет царствовала другая линия. Затем следующие тридцать царей правили 1790 лет, а потом десять – 350. Затем последовало правление духов мертвых… которое продолжалось 5813 лет…» [2.11]. Таким образом, перед Додинастическим периодом история Египта по Манефону насчитывала (13900 +1255 +1817 +1790 +350 +5813 = 24925) 25,0 тл, всего же (24925 +7500 = 32425) 32,4 тл.

Поупражнявшись в арифметике, автор вдруг понял, что последнее число или близкие к нему уже приводилось выше. И в самом деле, 32—33 тлн (по нашим оценкам, никак не связанным с Манефоном) часть адамитов T вышла из Африки в Левант; где-то 33,2—26,8 тлн, судя по знанию циклов прецессии, зародилась Левантийская цивилизация Первого времени; 32,4 тлн согласно Манефону начался «божественный период» истории Египта, Зеп Тепи, Первое время! Дальше – больше. Период правления Духов мертвых можно интерпретировать как время после страшной катастрофы, когда живых в Египте почти не наблюдалось. Духи мертвых правили последние 5813 лет Зеп Тепи. С другой стороны археологи утверждают, что после после перерыва в несколько тысяч лет первые поселения в долине Нила появились около 8,0 тлн, т.е. к этому времени закончилось Зеп Тепи ([2.29]; см. ниже). Получается (5,8 +8.0 = 13,8), что Духи мертвых начали править Египтом 13,8 тлн, как раз тогда, когда погибла Левантийская цивилизация! Удивительные совпадения.

Так может Зеп Тепи, времена появления адамитов в Леванте и существование Левантийской цивилизации как-то связаны? Посмотрим другие данные. Согласно Туринскому папирусу, смертные владыки, названные в нем «Шемсу Хор» («Последователи Хора»), правили 13420 лет, а «божественный» период «До Шемсу Хор», где последним правителем был бог Хор, длился 23200 лет [2.11]. Затем 5100 лет от начала Династического или 7500 лет от начала Додинастического периода до наших дней; в зависимости от того принимали или нет почтенные «Шемсу Хор» участие в событиях до начала правления Менеса, всего 41720 или 44120 лет.

Иными словами, правители Египта Первого времени появились 41,7 или 44,1 тлн. Но эти времена прекрасно ложатся в доверительный (95%) интервал 45,4—39,6 тлн появления в Восточной Африке рода адамитов T [2.2; 2.3]! Что это? Не знали ли составители папируса времена появления «царского рода» T и выхода его из Африки в Левант, а также рождения и гибели Левантийской цивилизации, под которые и сложили периоды правления богов и духов?

Есть мнение [2.26], что космические факторы, влияющие на климат нашей планеты, влияют синхронно и на генеалогию человечества. В частности: «…основые события филогенеза (появление гаплогрупп – авт.) отчетливо коррелируют с пиковыми событиями на кривой прецессии, отражающей глобальные климатические потрясения, происходившие в далеком прошлом» [2.26]. Мы не знаем, так ли это, но вот что странно: около 40,0 тлн закончился Большой год длительностью 26,0 тл (цикл прецессии) и начался новый, событие Хейнриха H4 почти рядом… Но этот срок укладывается в доверительный интервал 45,5—39,6 тлн времени появления рода адамитов [2.2; 2.3]! А ожидаемое время появления T 42,6 тлн в точности совпадает с оценкой события D11! Или, около 32,5 тлн, выход рода T в Левант – и событи H3, D05 Дансгора недалеко, а с окончанием интерстадиала Денекамп (32,5 тлн) так и вовсе совпадение.

Или, 26,5 тлн, оценка начала LGM, последнего ледникового максимума, рядом событие H2 – и появление родов каинитов T1, сифитов T2, авелитов T3 в интервале 28,6—23,8 тлн, с ожидаемым временем появления 26,1 тлн!! Наконец, Событие (см. выше), 18,5 тлн, ставшее, как считают, началом конца плейстоцена, и 18,4 тлн, ожидаемое время появления рода ноитов T1a!!! Как говорится, первый раз – случайность, второй – совпадение, третий – закономерность.

Еще несколько слов о каинитах T1. Как мы уже говорили где-то 25—24 тлн они направились в изгнание на восток через Иранское нагорье или вдоль Евфрата с подъемом на нагорье в Эламе. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. … И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт 4:16—17). Один из кандидатов на роль города Енох, первого города Первого времени на земле – шумерский Эриду (Эр. Ри. Ду – «дом, построенный вдалеке», «стоянка» [2.30]). По крайней мере, согласно шумерским преданиям Эриду – это первый город Двуречья из пяти, существовавших до потопа [2.12; 2.13].

Многие связывают Эриду с библейской башней (т.н. «вавилонской»), строителем которой называют Каина. Конкретно, руины Великого зиккурата Амар-Сина в Эриду они считают останками башни. Но это, конечно, нонсенс: та же Библия относит Каина к допотопным персонажам, а сынов Ноя – строителей башни – к послепотопным. Что же касается Амар-Сина – его строили послепотопные ноиты T1a2, известные нам как шумеры, пришедшие в устье Евфрата 7,0—6,0 тлн и создавшие в Месопотамии великую цивилизацию Последнего времени. По-видимому, они не станут селиться на этом месте, а поставят только храмы-зиккураты, придав Эриду статус священного города. Если люди и поселятся здесь, то много позже, и это будут не шумеры. (К теме библейских «города и башни» и «первого города земли» мы вернемся позже.)

Кстати, о шумерах. У них, конечно, есть свои хронологии, самой известной из которых является Ниппурский царский список [2.12]. Начинается он очень красиво: «После того, как царственность сошла с небес, царствование было в Эриду». А дальше, как и в египетских списках правителей, и в библейских родословиях, два раздела: допотопный, где подолгу правят земные боги-цари, и послепотопный, в основном с разумными сроками царствования. В первом разделе подводится итог: « <Всего> пять городов, восемь царей правили 67 саров (1 сар = 3,6 тл, значит всего 241,2 тл – авт.). Затем потоп смыл <страну>». Уточнение этих данных по другим спискам дает [2.13; В: Список царей Шумера и Аккада]: пять городов, девять царей, от Алулима до Шукурлама включительно, и 75 саров, т.е. 270,0 тл. Столь долгое правление десяти царей (даже в сравнении с богами Египта и тем более с библейскими праотцами) вызывает легкую оторопь и, конечно, неприятие официальной наукой. Есть несколько объяснений феномена, нам нравится самое простое и правдоподобное.

Составители списка в части его «божественной», допотопной составляющей имели исходниками древние тексты, написанные с использованием лунного календаря (кстати, каиниты Т1 поклонялись и лунным богам). Как известно, шумерская хронология оперировала следующими единицами измерения: «сос» (60), «нер» (600), «сар» (3600); список правления допотопных богов-царей давался в сарах – царских единицах времени. Писцы-переписчики просто перенесли на новую глиняную дощечку старые записи: к примеру, если старая запись гласила: «Алулим 8 саров», то новая была такой же: «Алулим 8 саров», а не «Алулим 4 нера», как следовало бы, если бы осуществлялся пересчет месяцев в годы.

Было ли это простой небрежностью писца или тщеславным желанием его начальника удревнить историю страны – мы не знаем. Но в результате получился своеобразный «гибрид»: допотопный период чрезмерно «раздулся», послепотопный в основном остался в рамках приличий. Косвенным подтверждением такого предположения служит тот факт, что именно в Ниппуре шумерами-каинитами был создан первый лунно-солнечный календарь [2.31], связавший календари допотопных каинитов T1 и послепотопных – шумеров T1a2. Здесь же в переходный период писец мог и допустить обсуждаемую вольность.

Пересчитаем длительность «божественного» периода в истории Шумера; он составлял примерно (270: 12 = 22,5) 22,5 тл, что вполне коррелирует с аналогичным периодом истории Египта по Манефону. Что же касается послепотопного времени: Зиусудра (шумерский Ной) правил 10 саров, т.е. 3000 лет; до воцарения Этана из 1-ой династии Киша в 2861 г. до н.э. прошло еще 9250 лет [В: Список царей Шумера и Аккада], всего (3000 +9250 +4881 = 17131) 17,1 тл. Таким образом, история Шумера согласно Ниппурскому царскому списку насчитывает (22,5 +17,1 = 39,6) 39,6 тл. Иными словами, предки шумеров появились где-то 39,6 тлн, послепотопные предки (род Зиусудры) – 17,1 тлн. Но эти сроки также укладываются в доверительные интервалы 45,5—39,6 тлн и 20,3—16,6 тлн времени появления родов адамитов T и ноитов T1a!

Наконец, библейская хронология. На фоне египетской и шумерской, оперирующих десятками и сотнями тысяч лет, она выглядит скуповатой: первого человека бог слепил 7,5 тлн. (Примечательно, что первые хананеи появились из Леванта в Египте как раз около 7,5 тлн; это время, собственно говоря, и следует считать началом Египетской цивилизации и ее Додинастического периода.) Хотя, по идее, этого не должно быть, так как все три хронологии были созданы ноитами T1a или при их участии, а самые древние первоисточники были у сифитов T2.

Правда, библейская – несколько позже, но нам с трудом верится, что финикийцы-ноиты перед нашей эрой растеряли все знания своих предков. Причина видится в другом. Уходя с исторической сцены после Пунических войн, в процессе Трансформации финикийцы создали новый этнос – евреев (ниже мы обсудим этот вопрос подробнее). Последними стали избранные финикийцы, принявшие иудаизм, который же сами и разработали незадолго до Трансформации [2.5]. Вновь испеченному этносу нужна была история и желательно подревнее. Написали Тору с такой историей, где зашифровали (не сложно, чтобы потомки, вроде автора, догадались) важные события своей реально древней истории, начавшейся с появления рода адамитов T.

Но дальше, как мы считаем, при многочисленных редактированиях и переписках случились накладки. Под праотцами в Торе имелись в виду роды, и не рядовые, а царские, правящие. Времена их «жизни», по-видимому, изначально были временами правления, так же, как и в шумерских, и в египетских текстах. Кроме того, данные о том, на каком году жизни один праотец родил другого, совершенно излишни и методологически вредны. В самом деле, представим себе, что праотец в среднем живет тысячу лет, а первенца родит в сто. Спрашивается, сколько праотцов должно быть названо, чтобы заполнить те же периоды, что и в хронологиях египтян и шумеров, скажем 20000 лет? Ответ – 191 праотец.

Согласись, читатель, многовато в сравнении с девятью египетскими богами и девятью шумерскими царями. Да и целевая установка у Эзры, по-видимому, была: 9 допотопных праотцов, допотопные и послепотопные времена сопоставимы с египетскими. Не забудем, что хронологию мифических евреев делали финикийцы, располагающие параметрами более древних реальных хронологий, египетской и шумерской. Трудно себе представить, что заставило финикийца Эзру так далеко отойти от древних первоисточников и утверждать, что мир наш создан 7,5 тлн.

Так что же с хронологией? Автор рискует вызвать насмешки эрудированных читателей, но все же сделает следующее простое предположение. В Библии описаны два мира: №1 – допотопный, мир Адама, называемый также Эпохой творения, где кроме бога Яхве творили 9 праотцов, от Адама до Ламеха, и №2 – послепотопный, мир Ноя, Эпоха расселения, где по Ойкумене расселялись праотцы от Ноя до Авраама. Два этих мира похожи, как сыновья Адама и Ноя. А что если из жизни праотцов мира №1 изъято (опущено) при записи по 2 тл, из мира №2 – по 1 тл? Простенько, но со вкусом, потому как симметрично. И потом, это не случайно, что ни один праотец не живет (точнее, не правит) согласно Библии 1000 и более лет; будь это так – возникла бы проблема.

Например, Адам правил 930 лет, Ной – 950; в исходной записи было 2930 и 1950 лет соответственно, затем первые цифры 2 и 1 просто опустили. Это бы было не так просто, если бы в Библии значилось, что Адам правил, к примеру, 1030 лет. Что здесь опускать? Если считать, что опущена 2, то исходная продолжительность жизни Адама составит 21030 лет – шумерский размах! Если же опустить 1, то получиться нелепость: 030 лет. Редактор Торы решил придерживаться трехзначных чисел.

Кстати, вопросы типа «а почему Адам жил не 1000 лет», по-видимому, время от времени у паствы возникали. Не случайно же раввины придумали нелепое объяснение, что де Адам отдал положенные (кем и почему?) ему еще 70 лет жизни… царю Давиду (!), который если и существовал вообще, то много позднее. Еще экзотичнее заявление о том, что праотец Мафусал де прожил только 969 лет, ибо «в тридцать лет должно было явиться миру Мессии»!! Бедный Мафусал, не отдай он Мессии 30 лет, мог бы протянуть все 999 лет (но опять не 1000!!!), ведь Мессия не явился миру и поныне.

Что и говорить, в сравнении с такими фантазиями иудейских мудрецов наши скромные предположения выглядят как твердо установленные факты.

Итак, согласно библейской хронологии [В: Библейская хронология] Эпоха творения до потопа, в которой правили 9 праотцов, от Адама до Ламеха включительно, длилась 7635 лет плюс (9 х 2000 = 18000) 18,0 тл лет «опущенных», всего (7635 +18000 = 25635) 25,6 тл, что практически совпадает с оценкой Манефона – 25,0 тл. Эпоха расселения после потопа, где правили 11 праотцов, от Ноя до Авраама включительно, длилась 4121 год плюс (11 х 1000 = 11000) 11,0 тл «опущенных», всего (4121 +11000 = 15121) 15,1 тл. Да от смерти Авраама до наших дней прошло 3658 лет, итого (15121 +3658 = 18779) 18,8 тл, Всего (25635 +18779 = 44414) 44,4 тл.

Иными словами, где-то 44,4 тлн согласно Библии появился Адам, где-то 18,8 тлн – Ной. Потоп случился на 600-ом году правления Ноя; нехитрый расчет дает 720 лет сдвига от начала правления Ноя до потопа, т.е. потоп случился (18779 – 720 = 18059) 18,1 тлн, что также неплохо коррелирует с шумерами – 17,1 тл, а также с началом Всемирного потопа в широком смысле – 18,5 тлн (гл. 1). Отметим, что и библейские даты появления Адама 44,4 тлн и Ноя 18,8 тлн вполне умещаются в доверительные интервалы времени 45,5—39,6 тлн и 20,3—16,6 тлн времен появления родов адамитов T и ноитов T1a соответственно.

Итак, по нашим данным в «божественный» период в Египте правят 9 богов (столько же в знаменитой гелиопольской Эннеаде), в Шумере – 9 царей, в библейском мире – 9 праотцов. Неплохая корреляция. Точнее, полное совпадение. И еще одно: время Всемирного Потопа оценивается в древних текстах: египтян – 13,8 тлн, шумеров – 17,1 тлн, финикийцев – 18,1 тлн, что так же прекрасно коррелирует с началом Всемирного потопа в узком (13,8 тлн) и широком (18,5 тлн) смыслах (гл. 1).

2.4. НАУКА

А что наука? Молчит наука? Нет, не молчит, но в первую очередь она изучает материальные свидетельства прошлого, а в данном случае – это Большие пирамиды и Большой сфинкс [2.24]:

«Уже давно доказано, что Великая пирамида (возможно, как и некоторые другие Большие пирамиды – авт.) возведена вокруг и поверх холма коренных скальных пород… в котором и под которым, кстати сказать, находятся Понижающий коридор и Подземная камера (и Грот – авт.) … этот комплекс уже являл собой чтимое святилище. Строители IV династии стремились включить это святилище в свое сооружение; именно поэтому они воздвигли Великую пирамиду в опасной близости от скального уступа, отмечающего северную кромку плато в Гизе. Перемещение основания пирамиды всего на 100 м к югу означало бы куда более безопасный проект, но тогда оказалось бы невозможным размещение холма-уступа внутри пирамиды и нахождение Подземной камеры точно под апексом (вершиной) пирамиды. Таким образом, возведение пирамиды именно там, где она находится, можно объяснить только с учетом того, что по религиозным соображениям ее прошлось воздвигать над уже существующим культовым святилищем» [2.24].

Иными словами, пирамиды Хуфу (Великая), Хафры (Вторая), Менкаура (Третья) в Гизе, пирамиды Снофру – Северная (Розовая) и Южная (Ломаная) в Дахшуре, а также, возможно, и другие Большие пирамиды и сооружения, и есть те самые «саркофаги», укрывающие священные культовые сооружения доисторической цивилизации от разрушения. Их строительство египтологи относят к IV династии Древнего царства, 2639—2506 гг. до н. э. И это вполне возможно.

А что же Большой сфинкс? Та же официальная египтология считает, что Сфинкс создан во время правления фараона Хафры, 2572—2546 гг. до н. э. Многие специалисты с этим не согласны, доказывая, что до Хафры Сфинкс существовал многие тысячелетия, Хафра же выкопал его из песка и отремонтировал. Существуют разные оценки времени появления Сфинкса с разной степенью обоснованности. Достаточно высокую степень имеет предложенный Д. Уэстом и развитый Р. Шохом археогидрологический подход, связанный с анализом имеющихся на туловище Сфинкса, стенках котлована, в котором он находится, и на некоторых других сооружений Гизы следов песчано-ветрового выветривания и водной эрозии, волновой или дождевой [2.24]:

«Глубоко выветренные Сфинкс и окружающая его стенка котлована и слабо выветренные либо явно подверженные ветровой эрозии могилы Древнего царства, расположенные южнее и датируемые эпохой Хафры, высечены в одной и той же скале. Но геологически невозможно отнести все эти сооружения к одному времени создания. Наши ученые пришли к согласию. Только вода, причем конкретно – в виде атмосферных осадков, могла привести к наблюдаемой картине эрозии» [2.24].

Рассчитав скорость дождевой эрозии и имея данные о периодах влажности на северо-востоке Африки, Р. Шох оценил «возраст» Сфинкса в «9 тлн и более» [2.24], его коллега Д. Уэст – «не моложе конца последнего ледникового периода», т.е. не менее 12—10 тлн [2.32]. Сторонники теории волновой эрозии считают, что было время, когда о туловище Сфинкса бились морские волны и только его голова гордо торчала над водой как первозданный Холм над водной Бездной в древнеегипетских космогониях. Оценки «возраста» здесь превышают «дождевые», например, не менее 25 тлн [2.26].

Интересны доводы Д. Уэста, пионера археогидрологического подхода, критикующего осторожные оценки Р. Шоха [2.32]: «Шох придерживается наиболее консервативной оценки… Я же убежден, что Сфинкс должен быть не моложе конца последнего ледникового периода… Если бы Сфинкс возник не позднее 7000—5000 годов до н.э., думаю, что в нашем распоряжении были бы хоть какие-то свидетельства египетских источников о цивилизации, которая его создала. Возможно, что отсутствующие свидетельства похоронены глубже (т.е. более древние – авт.), чем кто-либо искал, и (или) в местах, которые никто пока не исследовал – например, на берегах древнего русла Нила, которое удалено от нынешнего на километры, либо вообще на дне Средиземного моря, где была суша во время последнего ледникового периода».

Нетрудно видеть, что предположение Уэста, что Сфинкса могла создать некая цивилизация «последнего ледникового периода», то есть допотопная, смыкается с нашей теорией о его создании левантами незадолго до катастрофы 13,8 тлн.

Не менее интересна реакция официальной науки египтологии, где заправляют «держатели» древней истории – англосаксы [2.32]: «Тысячи ученых (в основном британцев – авт.) веками изучали эту проблему, в результате чего сложилась система хронологии. И мы не ждем никаких больших открытий». Они не ждут – значит их не будет. Пока они командуют «науками» методами, близкими к незабвенному Архистратигу: «Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки» (М. Салтыков-Щедрин, «История одного города»). Научную дисциплину «Древний мир» если и не упразднили совсем, то точно отдали на откуп «исследователям» из туристического бизнеса.

Уэст ответил мягче, но и эмоциональней [2.33]: «Нас уверяют, что эволюция человеческой цивилизации – это прямолинейный процесс развития от пещерного жителя к нам – умникам, со всеми нашими водородными бомбами и полосатой зубной пастой. Но доказательство того, что Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше династического Египта, означает, что некогда, в далеком-далеком прошлом, должна была существовать высокоразвитая и сложная цивилизация – как утверждают все легенды».

Наша оценка появления Сфинкса – раньше 13,8 тлн, полученная совсем из других соображений, связанных с цивилизацией Первого времени, удивительным образом совпадает с расчетом даты рождения Сфинкса Р. Бьювэлом с учетом замечаний Т. Брофи, в рамках т.н. «археоастрономического» подхода [2.25; 2.28; 2.34].

Выше мы уже отмечали, что, по-видимому, леванты отождествляли своих богов со звездами. Так, созвездие Орион они отождествляли с Осирисом, а астеризм Пояс Ориона, состоящий из трех бело-голубых звезд, олицетворял три его проявления: жизнь (звезда Альнитак), смерть и воскрешение (Альнилам), загробную жизнь (Минтака). Они вытянуты в линию (почти прямую), одним концом (со стороны Альнитака) указывающем на белый Сириус (созвездие Большого Пса), другим (со стороны Минтаки) – на красный Альдебаран и оранжевый Аин (созвездие Тельца). Сириус почитался как звездное воплощение Исиды, Альдебаран – Сетха, Аин (возможно, название этой звезды было иным) – Хора-старшего. Была и Нефтида – желто-белая звезда Процион (созвездие Малого Пса).

Так же было и в Египте Додинастического периода. Однако затем появилась другая версия Мифа, роли богов египетского пантеона изменились. Хор-старший, любящий брат Осириса, исчез; его заменил Хор, сын Осириса, мститель за убитого Сетхом отца.. Сложилось представление о том, что каждый правящий фараон суть воплощение Хора, а всякий умерший – воплощается в Осириса. Заработал конвейер: Осирис => Исида => Хор => Осирис=> и т.д., главным звеном которого была Исида, великая богиня-мать, воскрешающая Осириса в Хоре. Отразились данные изменения и на небе: Аин («глаз») стала звездным воплощением Ока Хора, главного боевого трофея Сетха, звезда Альнитак из Пояса Ориона – ипостасью Осириса, Альнилам – Исиды, Минтака – Хора.

Как известно, человек за свою недолгую жизнь проявляется очень по-разному в глазах своих ближних. Что же говорить о воплощениях древних богов перед лицом народов за тысячи лет? Их много, они разнообразны и порой противоречивы, что отражается в соответствующих мифах или их версиях. По сути имя бога (если оно существует достаточно долго) становится «оболочкой», наполняемой различным содержанием разными людьми в разное время. Темный бог может стать светлым, лунный – солнечным и т. п. Так что неудивительно, что тот же Сетх отождествлялся и с Сатурном, а потом и с Меркурием, Нефтида – с Сириусом B, невидимой сестрой Сириуса A – Исиды [2.10].

Вернемся к Р. Бьювэлу, который обнаружил, что расположение трех Больших пирамид Гизы на земле очень похоже на расположение трех звезд Пояса Ориона в небе: практически по прямой с небольшим отклонением одной из них. Да и соотношения размеров пирамид между собой и звезд между собой схожи. Еще одна догадка: Сфинкс, который когда-то был Львом и глаза которого всегда смотрят на восходящее Солнце в день весеннего равноденствия, неразрывно связан с пирамидами, а весь комплекс Пирамиды-Лев кодирует какое-то важное астрономическое событие. Продолжив поиски, Р. Бьювэл обнаружил, что в день весеннего равноденствия 12,5 тлн Лев-Сфинкс смотрел на Солнце, которое всходило на фоне созвездия Льва, а если бы он смог повернуть голову и посмотреть на юг, то увидел бы Пояс Ориона в нижней точке небосвода, из которой он начинал свой очередной путь длиной 26,0 тл. Закончился очередной Большой год, начинался следующий. Астрономическое событие, несомненно, уникальное [2.25]:


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 50 форматов)