Ещё немного Надежды
Были вещи, которые Надежда невероятно любила: мокриц, булочки с марципаном, мяту в чае, плёночные фотоаппараты, музыку на пластинках, чёрно-белое кино, запах сигарет. И очень любила петь в душе. Утром Надя принимала душ с песней из рандомного списка радиостанций, а вечером для этого действия выбирала саундтрек из фильма.
Было и то, что она не могла терпеть: лакрицу, булочки с корицей, бергамот в чае, фотографии с заваленным горизонтом, музыку из кассет, чёрно-белые телевизоры, запах от покуривших людей. Но больше всего она ненавидела липкую ловушку для мух. Подвешенная под самым потолком, лента представляла собой ужаснейшее орудие пыток. Десятки несчастных жертв, искавших для себя лучшей доли, беспомощно пытались колотить шестью лапками каждая. Это как тремя лапами ещё в этом мире и тремя уже на том свете. «Интересно, – думала девушка, – есть ли рай для мух и как он выглядит?».
Чаще Надя верила в переселение душ. Она не любила вспоминать прошлое, но порой думала, кем может стать. Так, например, в следующей жизни можно побыть цикадой. Можно целых семнадцать лет путешествовать под землей и есть корешки, а потом выползти наружу, расправить крылья, увидеть солнце близко-близко, и трещать-трещать от невероятного солнечного чувства. Или можно стать слоном. Ну, тут и объяснять нечего: слон – он и в Африке слон!
Про любовь к фотографии. Её каждый раз пронимала дрожь, когда она слышала щелчок из недр аппарата – от затвора. Звук был прекрасен в настройках цифровых фотоаппаратов и великолепен внутри плёночного. Ей нравилось думать об экспозиции, свете и правиле третей.
Фотографии для Надежды были необходимостью. Дело в том, что воображение часто обманывало нашу девушку: видела она что-то на самом деле, или это был сон, или фантазия? Особенно она никак не могла привыкнуть к путанице в событиях после вещего сна.
– Я это видела! – восклицала она.
– Дежавю! – равнодушно отвечали ей.
Все фотографии хранились у неё чётко в своих цифровых и бумажных папочках, с подписями, чтобы легко можно было найти нужное воспоминание, если оно действительно было. Надя завела отдельную папку с записанными после пробуждения снами, отсортированными в хронологическом порядке. Рядом было место для галочек и, если событие произошло, к нему прилагалось фотоподтверждение. Некоторые фотографии она носила с собой.
Старик и пёс
Наденька обладала порой настолько высокой эмпатией (с перерывами на отдых, конечно), что смущала существ вокруг, включая кошек, собак, золотую рыбку и особенно людей. Это искреннее её чувство не действовало только на одну собаку, которая частенько выгуливала во дворе одноногого деда. Ах, какая это была собака, ах, какой это был дедушка! Они всегда тепло приветствовали её, обмахивая хвостом и запахом одеколона «Колокольчик».
Когда Надя впервые повстречала Дедушку, он грыз орехи, судя по звуку, прямо в скорлупе. Закончив этот процесс, он произнёс:
– Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен. Блок. А знаешь, что такое любовь?
– Ну, эээ… – попыталась ответить девушка.
– Всё не то! Любовь – это когда видишь человека и всё! Всё! Понимаешь?
Надежда смотрела на него глазами цвета желания узнать «всё». Всё – в этом слове было столько загадок. В нём сосредоточилось… ну, в общем, действительно всё!
Чаще всего Дедушка носил синий свитер на пуговицах с открытой горловиной и жёлтую фетровую шляпу. Он вообще очень любил свитера и шляпы. Даже в самую жаркую погоду пожилой мужчина делал из себя термос с помощью нескольких таких видов одежды и пил горячий чай. Что-то подобное он подсмотрел, вроде, у коренных народов Кавказа.
Он вообще считал, что любой спор и неприятность можно решить за чашечкой чая. Если хочешь пить, то сядь и попей чай. Если у тебя сбежал хомяк – сядь и попей чай. Если от тебя ушла жена, то пришли ей пачку чая, пусть теперь, дура такая, пьёт его и плачет!
Дедушка был местным хулиганом. Точнее, он был таковым в свои юные годы. Хотя и сейчас даже под шляпой было видно, как из его яйцевидной головы проклёвывается бунтарский дух. В школе тогда ещё мальчишка отчебучивал всё, что только было возможно и невозможно, однако очарование открытой улыбки и озорных глаз каждый раз помогали ему выпутаться из любой истории. Он был школьной знаменитостью, которым, что бы ни говорили, искренне восхищались даже учителя. Ведь что же это за школа, если в ней нет своего блистательного трудного ребёнка. После того как мальчишка покинул стены школы преподавательница литературы вспоминала его на протяжении всей своей оставшейся литературной карьеры. С тайной гордостью, но осуждением в голосе она показывала ученикам парту за которой он сидел в перерывах между своими подвигами. Голову дарительницы знаний венчал аккуратно собранный пучок волос, а поверхность парты не менее аккуратно вырезанная перочинным ножиком буква «Д». История умалчивает, пытался ли он написать бранное слово или, может, имя своей зазнобы. А может уже тогда знал что когда-нибудь станет Дедушкой. Тайна эта теперь сокрыта где-то под шляпой.
А потом началась война. То была уже не просто война между классами, школами и не война между «по эту и по другую сторону железной дороги», а война за Родину. В те нелёгкие времена люди становились героями, оказывались предателями и превращались в трупы. На горло наступило такое время, когда стало казаться, что отобрать жизнь легче, чем найти хотя бы один кожаный сапог. Мальчик был ещё слишком мал, но разменял свой возраст на несколько лет вперёд и пошёл воевать. А когда вернулся, то не нашёл никого. Только серый пепел застилал глаза. Да, он смог выжить, но твёрдо для себя понял, что человек без семьи – не человек. В отличие от остальных стариков, Дедушка не любил говорить о войне, потому что то были очень тёмные времена, а он был очень светлым дедушкой. У него даже волосы были очень светлые, цвета выпаренной соли. Кстати, ногу он потерял не на войне, а по глупости.
После войны он пошёл в техникум, затем на завод. Однообразная работа жутко утомляла человека с повышенной концентрацией авантюризма в крови. В день ему надо было сделать определённое число деталей, план занимал практически всё время до вечера, а он хотел бежать гулять с девушками. Поэтому он усовершенствовал технику производства и создавал эти детали за более короткое время. Но вскоре начальник цеха проходил с проверкой, а молодого дедушки не оказалось на месте. Как так?! Что за бунт!? Как уже всё сделал? Так нельзя! На следующий день приезжали репортёры, брали интервью. Производство расширялось, и вот уже нужно было изготавливать большее число деталей. Поэтому дедушке приходилось опять совершенствовать производство, чтобы вновь бежать гулять с девушками. Вот так девушки способствовали инновациям в производстве.
А ещё Дедушка строил дороги в метро, и даже поработал президентом страны в день самоуправления. Он оказался столь хорош на этом посту и трудился с такой самоотдачей, что на следующий день народ начал скандировать: «Деда в президенты!» Тогда действующий президент самолично пришел к нашему герою и объяснил, что работа президента – очень трудная работа, и в ней нет места человеческим чувствам. Поэтому Дедушка отказался баллотироваться.
Во времена своего юношества он держал весь район в определённом уважении и неопределённом страхе. У него даже была своя небольшая банда. Сейчас Дедушку во дворе по-прежнему уважали, а вот дома происходила немного другая ситуация. Его уже давно взрослая дочь, которая могла бы и сама уже быть бабушкой, не желала строить самостоятельную жизнь, а посвящала всё своё время ворчанию на отца.
Самым неприятным для старика было выслушивать нравоучения, когда он, как семь смертных грехов, приносил домой семь булок хлеба. Дело в том, что он знал и не мог выбросить из памяти, что такое дефицит продуктов и голод, а потому автоматически брал побольше хлеба, с запасом и для соседей. А соседи были не против.
Вот и опять Надя слышала ставшую привычной ругань.
– Совсем с тополя рухнул старик! Зачем ты опять столько хлеба притащил? Неужто в этот раз ты его весь съешь? Утки уже все померли доедать за тобой. Вот куда нам всё это девать? Ты же знаешь, какой это грех – выкидывать хлеб! – гневно сотрясая булками, кричала женщина.
– А разве не больший грех кричать на своего старого больного отца! – побитой собакой пытался возразить дед. Но только пуще разгневал свою старуху.
Наденька как-то спросила Дедушку, почему же так. А старик тяжело вздохнул и сказал, что, наверное, таким непутёвым отцом, как он, специально даются такие дети, как его дочка. Если ребенку совсем не уделять должного внимания, то потом он вырастет ни во что не ставить своего родителя. А может, Дедушка просто нашкодил где-то в другой жизни и теперь отдувается.
Было дело старик сказал Наде, что ему пора идти домой, потому что он должен посмотреть последние новости. Девочка с пониманием отнеслась к планам своего старого друга. Ведь это же самые-самые распоследние новости, больше, значит, их вообще не будет. Но уже буквально на следующий день Дедушка опять ушёл их смотреть. Надя промолчала в недоумении. И на следующий всё повторилось.
«Наверное, он их записал и теперь крутит на повторе. Никак не может смириться, что новости закончились», – подумала наша девочка.
Ещё через какое-то время Дедушка сказал, что опаздывает на последнюю электричку загород. Наденька всю ночь проплакала, потому что думала, что он не вернётся. Или вернётся, но больше не сможет поехать на свою дачу, на которую он так любит ездить. Но старик вернулся, а на следующие же выходные опять поехал, на этот раз на предпоследней. Девочку озарило: та электричка оказалась вообще не последней! С тех пор невзлюбила наша Надя это «последнее» до фатальности слово.
После очередного подобного финта деда Надя взбунтовалась.
– Дедушка, мне нужно серьёзно с Вами поговорить!
– Так, так, так! Покорнейше слушаю Вас, молодая леди!
– Я очень хочу Вас попросить, пожалуйста, больше не использовать слово «последний»!
Старик по-стариковски рассмеялся и сдался без борьбы.
– Хорошо, хорошо! Если тебе будет приятнее, то, может, буду говорить «крайний»? Так у нас в армии делалось и делается в профессиях, сопряжённых с риском. Но только можно буду Вечный огонь, что на главной площади, называть всё-таки «Вечным»?
– А под ним располагается неисчерпаемое газовое месторождение?
– Нет, там трубка.
– Тогда тоже нельзя! – Надежда была очень принципиальна в вопросах формулировки.
Пуговица Дедушку была первой на покрывале нашего юного коллекционера. Дедушка всегда дарил детям барбариски или мятные леденцы, но в тот раз конфеты неожиданно закончились. Он долго шарил по всем карманам и в итоге выудил пуговицу от своей шинели. Старик растерялся сначала, но очень приятно удивился, как ярко от этой находки засияли цветом праздника глаза маленькой девочки. С тех пор Надя и начала своё пуговичное увлечение.
Наказанные счастьем
Наденька желала, если не быть лесным жителем, то хотя бы жить около зоопарка. Ведь как здорово просыпаться со звуками экзотических животных! И хоть Дедушка ей сказал, что запах от зверей не будет способствовать хорошему сну, Надя была с ним в корне не согласна и для себя мечтала о львином рыке поутру.
Она всегда радостно просыпалась от весёлого лая собаки, которая выбегала заявить о себе и описать все клумбы двора. Это была не бешеная, но безумная собака. Ах, жалко, не всегда псы носят пиджаки или хотя бы шинели (и не обязательно №5). По этой причине получить от псины пуговицу было крайне сложным делом.
В своей прошлой жизни собака была человеком и отличалась особо вздорным нравом и беззаботностью. Она совершенно не слушалась родителей, но особенно не слушалась своего дедушку. Потому в наказание в этой жизни душа стала отвечать за вот этого старика. В этом обличье она хоть и стала более ответственной, но характер свой поменять не смогла: собака не переставая носилась вокруг, облизывая всех и всё, периодически сбивая пожилого мужчину с ноги и постоянно с толку. Псина стала для Дедушки «сущим наказанием», ведь и он должен был быть наказан за ошибки молодости, хотя бы домашним питомцем.
Несмотря на её патологическую приставучесть, собаку любили все вокруг. Дворовые ребята постоянно заходили за ней, чтобы погонять вместе мяч. Львиную, а точнее собачью, долю своей пенсии Дедушка отдавал за погрызенные игрушки. Однако ни собаку, ни её партнеров по игре не волновали такие второстепенные для спортивных достижений издержки.
Надя любила слушать Дедушкины рассказы про шкодливого пса. Старик рассказывал, что когда та была совсем ещё щенком, то грызла только игрушки его внуков и надевала на себя по три пары пластмассовых бус внучек. Потом она подросла и принялась выуживать косметички его дочерей. Он думал, что отдаст Богу душу прямо на месте, когда вернулся из магазина, а дома его встретило чудовище с чёрной от туши мордой, помадой в пасти и чрезвычайно довольное собой. А недавно Дедушка пожаловался, что собака заматерела и увлеклась техникой. После третьего сожранного пульта от телевизора было принято решение переключать каналы на бортике экрана. Очень жалко смартфон – сын до сих пор переживает, что в нём не выключил будильник. Зато теперь собака точно знает, когда надо идти гулять.
А вот ещё кровостынущий случай. Как-то старик пришёл домой и сел на диван, чтобы посмотреть те самые последние новости. Внезапно он заметил рядом с собой какие-то серебряные шарики. Он их даже немного покатал в рассеянном удивлении. А потом увидел, откуда они взялись – на полу лежала половинка ртутного градусника. Зная об опасности отравления Дедушка тут же начал прибираться, но никак не мог найти вторую часть термометра, да и шариков было явно меньше, чем на весь градусник. И только собака сидела рядом и сияла счастьем, вывалив из пасти порезанный язык. Старик был в такой панике, что споил собаке тридцать литров молока и скормил вагонетку активированного угля, думая, что это конец. Но у собаки даже лёгкого несварения не было.
Дедушка рассказал по секрету Наде, что легко понимает по собакам, кем они были в прошлой жизни.
– Все собаки раньше были людьми. Они попадают в псы, потому что думали только о себе, не хотели делать ничего полезного, а только лаяли да брехали.
– Как мачеха и её дочь в конце сказки про двенадцать месяцев?5
– Да, да, именно! И вот собаки нуждаются в служении человеку, чтобы выслужиться и осознать своё поведение. Но иногда собак очень не любят или любят чересчур, и тогда они не могут стать человечнее. Поэтому важно показывать животным, что такое быть гуманным. Тьфу ж ты! Порази тебя гром! – это собака в знак согласия подбежала и лизнула своего добросердечного хозяина в нос.
А потом из окна почти наполовину высунулась противная дочь старика и начала на него ругаться. Наверное, подумала Надя, она тоже станет в следующей жизни собакой.
По вечерам, в конце наполненного хулиганскими делами дня, собака с Дедушкой садились на качели и сидели, пока не становилось совсем темно. В такие моменты растворялись все их невзгоды и трудности.
Смычок
В качестве будильника Надежда слушала радио. Выбранная кем-то невидимым музыка определяла настрой девушки на весь день. Поэтому перед сном она загадывала желание, чтобы музыка была мурашко-покрывательной. Есть такие песни, в которых и музыка, и голос, и даже слова не очень, но есть в них только один звук или даже одно слово, которые заставляют всё тело покрыться мурашками. Если бы она работала на радио, то всегда ставила бы исключительно такую музыку.
Наде нравилось звучание отдельных нот. Если она оказывалась около музыкального инструмента, то красила особо понравившиеся клавиши или струны. Она занималась этим вандализмом не из неуважения к инструменту, а чтобы подчеркнуть, как же прекрасно их звучание.
Тем утром, наслушавшись домашней музыки, Надежда решила послушать уличную. Нагло и беспринципно она воспользовалась зимне-летним днём и пошла гулять. Стояла такая погодная пора, когда ждёшь что-то новое, но чаще приходит только насморк!
Надя загулялась и дошла до улицы, где к вечеру уходили все художники и продавцы книг, но собирались музыканты, мимы, рассказчики. Там играл свою музыку скрипач. Его музыка пронизывала насквозь, как будто не звук, но ветер вылетал из-под смычка. Казалось, он сносит всю одежду и оставляет тебя совершенно нагим.
Та красивая мелодия Нежно обволакивала и рассказывала:
Как-то родился музыкант со смычком вместо руки. И мало кто оставался равнодушным к необычному явлению: кто отводил взгляд, кто не мог оторвать глаз, кто смеялся. Будучи ещё мальчишкой, он всё хотел понять, для чего же нужен этот смычок. Но вокруг не было ни одного смычкового инструмента, чтобы узнать.
– Мой дорогой Смычок, может, тебе нужна гадулка или саранджи? – гадал его дядюшка, у которого тоже были проблемы, но больше с головой.
И вот однажды, когда маленький мальчик сидел под тополем, смахивая смычком слёзы, к нему на инвалидной коляске подкатил старичок и спросил:
– Почему ты плачешь, маленький мальчик? Не плакать надо, а в радости творить!
А мальчик удивился и уточнил:
– Что вытворять, дедушка?
– Разве ты не слышишь, что твоё сердце – это музыкальный инструмент, который стремится стать огромным кафедральным органом? – ответил старичок, прищурившись.
– Слышу, дедушка, – признался мальчик: – Но что могу сделать, если только я его и слышу?
– Тебе просто надо научиться его раскрывать, – дал совет умудрённый опытом пожилой мужчина.
– Но как? – задумался малыш.
– С незапамятных времён я собираю и создаю всякие диковинные механизмы и машины. И есть в моей коллекции такие вещи, за которые многие готовы даже убить, – загадочно сказал мужчина. – Хочу подарить тебе один такой.
– Не надо мне ничего такого! Не хочу убивать! – взмахнул смычком, как бы защищаясь, мальчик.
– Тебе и не придётся.
И старичок вытащил на свет музыкальный инструмент.
– На этой скрипке играл когда-то мастер, игру которого сравнивали с игрой самого Дьявола. Тебе же даю, чтобы мелодия, струящаяся из неё, была подобна хору ангелов.
– Но вдруг у меня не получится?
– Просто слушай своё сердце, и тогда, что нужно получится.
Несмотря на то, что мальчик держал подобный инструмент впервые, он сразу взял его как положено, прикрыл глаза и ударил своей рукой-смычком по струнам. И мир замер! Замерли люди и их голоса, замерли птицы прямо в полёте, замерли ветер и облака – то был огонь, что из сердца исходит. А когда маленький музыкант открыл глаза, старика уже не было. Таким был самый счастливый день жизни мальчика.
На дне музыки
Надежда была довольна, что оказалась тут и услышала столь прекрасный музыкальный рассказ. Она хотела уже идти дальше, но тут скрипка запиликала совсем другую музыку, что не хотела отпускать, пока её не дослушают до конца. Пришлось остаться.
«Скрипка была великолепным инструментом. С ней музыкант чувствовал себя цельным, а без неё – нет. Когда они пели музыку, рядом расцветали цветы и улыбки. Так они и путешествовали вместе уже много лет и дарили окружающим радость.
Однажды перед ним, как видение, появилась магической красоты женщина, глаза которой вмещали в себя всю вселенскую грусть. Это столь сильно поразило молодого мужчину, что тот замер, резко оборвав игру. Музыканту захотелось узнать, как выглядит эта красота, когда уста её озаряет улыбка. И заиграл так, как не играл ещё никогда. Никогда ещё не цвели так бурно цветы и не кружились в эйфории люди. Но красота в лице женщины не улыбнулась стараниям и, набрав небольшой букет, растворилась в воздухе, прихватив заодно его сердце. Музыкант решил во что бы то ни стало добиться её улыбки! По лепесткам он нашёл её и предложил свою руку. От одной, что походила на смычок, она отказалась, а другую приняла».
И музыка вновь поменяла свой настрой…
Красота в лице женщины не одобряла страсти музыканта к музыке. Возможно, она втайне ревновала, что его щека касалась не только её. А может, дело было в том, что она почти оглохла, но боялась признаться в этом даже себе. Потому только ворчала и причитала, что супруг ничего не делает, а лучше бы пошёл кирпичи потаскал. Всё, что музыкант хорошо умел – это любить женщину и играть на скрипке. Он не хотел таскать кирпичи даже за все деньги мира. После них болела спина, а лёгкие покрывались кирпичной крошкой, которая выходила с кашлем цвета крови. А хотел он, чтобы от его музыки мир становился ярче и наконец-то увидеть улыбку любимой. Но возлюбленная не слышала его, а саму себя замуровала в кирпичные стены тишины. Поэтому музыкант больше не плавал, но топил себя в звуках музыки.
Надежда дождалась, когда ударит финальный аккорд и протянула монетку.
– Я очень хотела бы, чтобы у меня была ваша пуговица.
Без лишних вопросов музыкант оторвал от своей клетчатой рубашки клетчатую пуговицу и протянул Наде. Девушка обменяла её на монетку, лучезарно улыбнулась и пошла пополнять свою коллекцию. А скрипач остался стоять в удивлении. Уже не надеясь, он всё-таки добился той улыбки, которую давно жаждал увидеть. Смычок вновь стал свободным.
Тополь художника
Был уже вечер, и солнце вовсю резвилось на горизонте. Надя знала, что только один её старый знакомый артист не покидает своего поста даже к вечеру. И, конечно же, она встретила его на его привычном месте. Вообще-то, он был не очень стар да и, честно говоря, не так уж хорошо знаком. Но он приходил сюда каждый день и рисовал на холсте одно и то же место. Как обычно мужчина сосредоточенно рисовал, стоя под сенью тополя. То было дерево со своей поэтичной историей.
В начале был тополь… Точнее, три. По правде сказать, и они появились не сразу. Об этом и пойдёт наш рассказ.
Здешние старики говорили: «Период в семь лет следует за человеком. Конец каждого такого периода знаменует в нём самые сильные и значительные изменения». По местным традициям, каждый мальчик, достигший семи лет, сажал дерево. Поскольку три брата появились на свет в один и тот же день, то и сажали они деревья все вместе.
Мальчики казались окружающим одинаковыми. В детстве они действительно были похожи, но чем дольше жили, тем дальше отделялись друг от друга. И вот наступила пора, когда никто бы не сказал, что эти мужчины – близкие родственники. Так и часто в других жизнях: совершенно разные люди могут быть очень друг на друга похожи, если они вместе, а изначально одинаковые могут стать совершенно разными.
Сначала в один тополь попала шаровая молния, и после непродолжительной болезни он засох. Затем второй выкопали и увезли куда-то. От двух деревьев остались только керамические таблички с именами. С тех пор и стоит одиноко наш тополь, время от времени наполняя воздух пухом в надежде найти себе подружку.
«Деревья умирают стоя, и он когда-нибудь тоже умрёт», – так думал художник, стоя за своим мольбертом под деревом.
Тополь в ответ шелестел. Он был надёжным товарищем искусника и понимал его без слов.
Художник наш был необычным (если художники вообще бывают обычными). Он видел мир через масляные краски. Его движения были плавными и осторожными, потому что мастеру казалось, что, если сжать что угодно чуть-чуть сильнее, оно сомнётся, как кусок масла. Наверное, поэтому он так любил воду. Вопреки всем законам физики, вода для нашего героя была легче, чем масло.
Когда-то художник с красочным цветом глаз рисовал здесь девушку. Задумчивая незнакомка в разных шляпках часто приходила на берег и смотрела на воду. А художник рисовал её на фоне воды. Потом девушка начала приходить с молодым человеком, который носил дорогие пиджаки и до бликов начищенные туфли. Художник рисовал и его. Потом девушка опять начала гулять по берегу одна. Художник рисовал её и иногда пририсовывал с краю себя. Через какое-то время она начала катать перед собою детскую коляску. Он рисовал коляску. Потом коляску заменил маленький мальчуган. И художник рисовал ребёнка. Мальчик рос. Художник рисовал взросление мальчика.
Но однажды машина, которая везла в тот день к набережной девушку в шляпке из соломы, попала в аварию, и его музу смяло как тюбик с масляной краской.
Художник же с тех пор рисовал свою картину без людей, а его зубы стали из дерева. Странно про зубы, не правда ли? Как будто не она, но он попал в аварию. Не знаем, что произошло. Может в другой книге эта загадка раскроется.
У художника не оказалось для Надежды пуговицы, так как он носил вещи без них. Но когда-нибудь он оставит после себя картины.
Искусство не любить
В том же доме, что и Надя, жил пренеприятнейший человек. Девушка не любила с ним пересекаться даже на миг – он никогда ничего ей не говорил, но делал это с открытой неприязнью. Как будто кричал ей прямо в ухо: « Ни слова тебе не скажу, потому что ты этого недостойна! Не ударю, но только потому, что противно до тебя дотрагиваться!». Фу, а не человек! Причём большинство окружающих как будто ничего замечали. А может просто притворялись.