banner banner banner
Философия Кулаковского
Философия Кулаковского
Оценить:
 Рейтинг: 0

Философия Кулаковского


Махаров Е.М.: Недавно я передал мнение Новикова А.Г.: Работа не соответствует содержанию и нашему профилю. На мой взгляд, название параграфов и их содержание должны соответствовать. Ссылаться надо на философские категории или научные. У Кулаковского А.Е. этого нет. Содержание: Часть1, 2 и т.д. – это подходит для монографии. В диссертации должны быть главы.

Афанасьев Л.А.: Я думаю, что работу не прочли. Я работу закончил и на данном материале могу раскрыть многое.

Саввинов А.С.: По логике построения работы замечания приняты.

Постановили: Переработать диссертацию, дополнить материал. Привести в соответствие название и содержание работы.

    Зав. кафедрой философии, профессор  /Махаров Е.М./
    Секретарь  /Бараксина Л.В./

Онтологические основания философии народа саха

Введение

Актуальность исследования. В современном мире конкуренция между цивилизациями, государствами и нациями возрастает. При этом надо отметить, что разница между развитыми и развивающимися обществами увеличивается. Некоторые эксперты уже говорят, что отсталость некоторых стран, наций имеет необратимый характер.

Идея прогресса в ХХ века стала спорной, и она до сих пор остается таковой. Но идея сама постепенно меняет свое содержание. Сейчас можно говорить об «одностороннем прогрессе» и «всеобщем прогрессе». Различные центризмы (этноцентризм, евроцентризм), крайние идеологии типа фашизма, коммунизма имеют односторонний характер. Даже современный глобализм в какой-то степени страдает односторонностью. В это время идея прогресса постепенно приобретает всеобщий характер. Если раньше понятие судьба имело более конкретный вид, ныне это касается уже всех людей. В связи с этим возникает проблема ответственности за судьбы людей своего общества, нации, страны и всего человечества. Конечно, развитые страны несут большую ответственность за судьбы людей, чем развивающиеся. Потому что они обладают огромной потенциальной материальной и духовной силой. Поэтому идея прогресса еще более укрепляется.

Народы все стремятся к прогрессу. Но добиться этого непросто. Прогресс – цельное явление. В настоящее время проблема перехода традиционных обществ в современные стала более острой. Даже те общества, которые как бы совершили переход от традиционного состояния в современное, на самом деле не выбрались из отсталости.

Народы, прежде всего, должны разбираться в своем менталитете, чтобы найти в себе соответствующие парадигмы поведения для развития. В народе саха почти до 30-х годов прошлого века стержнем духовности было олонхо. Но уже в 1910 году была создана более современная форма духовности – поэзия А.Е. Кулаковского, открывающая путь перехода из традиционного состояния в современное.

Олонхо представляло собой мифолого-художественное освоение действительности. Поэзия Кулаковского тоже имеет такой же характер, но в ней акцентируются новые ценности, приспособленные к современным требованиям.

Ныне ситуация намного изменилась. Стратегическая часть призыва Кулаковского почти сбылась – мы обладаем современным образованием. Но перед нами стоит не менее важная задача – не отстать от прогресса. Мы, как и прежде, должны обратиться к своему духовному богатству, чтобы найти на современном уровне новую парадигму поведения, чтобы мобилизовать силы и идти в ногу с развитием современного мира.

Как выше сказано, наше духовное богатство было в свое время «переработано» Кулаковским. Но глубину этой «переработки» мы до сих пор до конца не поняли. В советское время, благодаря Г.П. Башарину, была раскрыта основная стратегическая идея Кулаковского – призыв к усвоению образования. Эта идея была раскрыта в системе понятий тогдашней идеологической сетки. Осталась нераскрытой философия Кулаковского как система. В современное время мы должны понять философию Кулаковского более адекватно своему содержанию. Это поможет нам понять самих себя, найти новые духовные силы для решения насущных задач.

Понять философию А.Е. Кулаковского – трудная задача. Мы сначала должны четко выяснить систему понятий народной философии, лишь на основе этого знания можно приблизиться к раскрытию учения Кулаковского. В целом, исследуя народную практическую философию и философию А.Е. Кулаковского, мы выявляем онтологические основания философии народа саха в более современном, «переработанном» виде. Она нужна сегодня, чтобы мы усвоили духовность своего народа в более рациональном виде.

Именно в этом мы видим актуальность этого исследования.

Цель и задачи работы. Цель исследования – раскрытие онтологического основания философии народа саха.

В связи с постановкой этой цели возникают следующие задачи:

Определение образовательного кругозора и мировоззрения А.Е. Кулаковского. Как известно, А.Е. Кулаковский перед народом саха поставил очень серьезную задачу – переход традиционного духовного состояния в современное. И в настоящее время мы находимся в этом переходном периоде развития. При этом А.Е. Кулаковский переделал народную философию в более современную, отвечающую требованиям времени.

Изучение истории критики поэтических произведений Кулаковского. Каким образом Г.П. Башарину удалось вплотную подойти к раскрытию философии Кулаковского? Какой у него был подход и методы анализа? Что мешало ему свершить завершающий шаг к открытию системы философских взглядов Кулаковского? Эти чрезвычайно важные для нашего исследования вопросы требуют разрешения. Ныне известно, что советская система исследования, основанная на узком, так называемом классовом принципе, очень долгое время не давала системно понять учения А.Е. Кулаковского. Эти изучения необходимы нам, чтобы найти более подходящую методологию для настоящего исследования. Кроме того, спор о наследстве А.Е. Кулаковского в нашей культуре был узловым вопросом. Без понимания сути этого спора современное состояние культуры народа понять невозможно.

Выявление фольклорности поэтических произведений Кулаковского. И в советское время те, кто исследовали произведения Кулаковского, все подчеркивали фольклорность его творчества. Мы обращаем внимание на содержательную сторону фольклорности произведений Кулаковского. Этот подход дает нам понять степень вовлеченности в его поэтическом труде народной практической философии.

Выявление структуры самой народной мудрости, так называемой практической философии. Как известно, онтолого-гносеологические понятия в культуре саха существуют в скрытом виде, как конструкты традиционного мышления. Мы должны эти понятия вычленить из мифолого-художественных образов. Мы понимаем народную философию через поэтическое творчество А.Е. Кулаковского. Именно он своим творчеством раскрыл, что так называемый фольклор народа саха содержит в себе бесценные духовные ценности, которые нужны современному саха.

Выявление системы взглядов Кулаковского, выраженной в философских категориях. Эти категории тоже существуют за мифолого-художественными образами, как конструкты. Здесь мы должны выяснить, как он использовал традиционные конструкты и ввел дополнительные свои конструкты. Эти исследования дадут нам понять, во-первых, творческие переработки народной практической философии, во-вторых, цельную картину современного со стояния философии народа саха.

Выяснение онтологических оснований философии народа саха. Народную практическую философию мы получаем в более современном виде, благодаря творческой, новаторской деятельности А.Е. Кулаковского.

В свое время в 1830 году Иван Киреевский – один из основателей славянофильства – заявил: «Нам необходима философия» [2]. Мы сегодня осознали, что современный мир мы должны понимать на современном уровне. Таким образом, мы тоже обращаем внимание на философию. Онтологические истоки философии у народа существуют в мифолого-художественном виде. Мы из этого наследства должны вычленить наиболее общие, существенные понятия.

Объект исследования – фольклор народа саха и поэтические произведения А.Е. Кулаковского.

Предмет исследования – онтологические основания философии народа саха.

Методологическая и теоретическая основы исследования. В данной работе методологическое значение имеют подход и методы. Подход определяет на теоретическом уровне направление исследования, а методы выбираются на основе подхода.

Мы большое внимание обращаем на поэтические произведения А.Е. Кулаковского.

Поэтические произведения Кулаковского в основном изучались литературной критикой. В последующие времена включились историки. В это время тотально господствовал классовый подход к действительности. Поэтому в огромном отрезке времени – с 1926 по 1990 годы – он был почти единственным.

Г.П. Башарин проявил себя как исследователь произведений Кулаковского во время некоторого ослабления классового подхода. Он чутьем уловил, что интерес к общедемократическим ценностям возрастает. Пользуясь этим моментом, раскрыл в произведениях Кулаковского, Софронова и Неустроева общедемократические ценности. Но при этом он осознанно или неосознанно вышел даже за рамки этой дозволенной границы. Он переходил на культурологический подход. Культуру народа саха он представлял как народную философию, а Кулаковского считал философом, вышедшим из народа. Советская критика в целом не могла смириться с такой оценкой, потому что в рамках классового подхода такая оценка была недопустима.

В постсоветское время разрабатываются новые подходы. Они пока четко не оформились, но по очертанию их можно узнать. В первую очередь, набирает темп социологический подход. Здесь роль катализатора сыграло письмо Кулаковского «Якутской интеллигенции» [3, 4, 5, 6, 7].

Заметное очертание имеет мистический подход. Представители этого подхода подчеркивают, что интуитивное озарение Кулаковского стало основой создания поэмы «Сновидение шамана». В таком походе не может быть и речи о философии Кулаковского. Потому что они воспринимают Кулаковского как действующего шамана, а его поэму – автоматическим письмом, созданным в результате мистического, эзотерического озарения.

Набирает темп культурологический подход. Некоторые представители этого подхода обращают внимание на выяснение культурного уровня Кулаковского, а другие на основе аналогии находят название для философии Кулаковского.

Мы наблюдаем, что сама философия Кулаковского остается нетронутой, исследователи как бы находятся вне этой сферы. Они ищут следы философии Кулаковского [8, 9, 10, 11].

Современные исследователи в основном говорят о философии Кулаковского, при этом забывая, что Г.П. Башарин считал, что философию Кулаковского невозможно отделить от народной философии. Таким образом, они, обращая внимание лишь на философию Кулаковского, сужают предмет исследования почти до невозможности. Вот поэтому философия Кулаковского почти всегда остается нетронутой, нераскрытой.

Наш краткий анализ показывает, что культурологический подход к исследованию произведений Кулаковского наиболее продуктивный. Этот подход более последовательно применен Г.П. Башариным и в настоящее время не исчерпал свою внутреннюю возможность. Мы в сольклоре, чтобы раскрыть внутренние организующие принципы традиционного мышления.

В области методики можно выделить два признака, которые способствовали бы выработке подлинно-научных методов исследования. Во-первых, освобождение от зависимости каких бы то ни было корпоративных или идеологических влияний. Во-вторых, признание неотъемлемой частью философии Кулаковского народной философии саха.

Методика исследования зависит от подхода. В культурологическом подходе обычно исследуется семантика – внутреннее содержание исследуемого объекта. Здесь более подходящим является структурный анализ, потому что содержание всегда имеет структуру.

В классовом подходе в анализе произведений выделяли лишь те аспекты, которые их интересуют, т.е. исследование имело узкий линейный характер. В структурном анализе, прежде всего, раскрывается система исследуемого объекта. Отец структурного исследования в этнологии Клод Леви-Стросс о своей методике исследования пишет: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей, 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе, 3) исследование явления производится непременно с учетом его вариативности – в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила трансформация» [12, 10].

В настоящее время подобный метод применяется в культурологических исследованиях. Предмет нашего исследования – менталитет народа саха и содержание поэтических произведений А.Е. Кулаковского. Вся тема принадлежит явлению культуры. Конечно, культурологический подход до сих пор не имеет четкого очертания. Каждый специалист прорабатывает свой способ исследования в соответствии с изучаемым предметом. В исследовании менталитетов народов постепенно складывается почти единый метод. Он выражен в понимании мира, который имеет следующий структурный вид: двухчастная структура, трехчастная структура, пятичастная структура, девятичастная структура. Эти ментальные структуры складывались исторически, но существуют в данном моменте духовности народа в целостном единстве. В целом этот метод можно назвать методом мировоззренческого анализа. Данный метод в своем исследовании наиболее последовательно использовал А.Е. Лукьянов [13]. Мы в своем анализе применяем именно его метод – метод мировоззренческого анализа.

Информационная база исследования. Работа в основном основывается на пяти группах исследования.

Первую часть исследования занимают фольклорные и этнографические труды по народу саха: «Материалы для изучения верований якутов» А.Е. Кулаковского [14, 7-101], «Ураангхай сахалар» [15; 16], «Эллэйада» [17], «Шаманизм» [18] Г.В. Ксенофонтова, «Народная мудрость: знания и представления» [19] Д.С. Макарова, «Культура северных якутов-оленеводов» [20] И.С. Гурвича, «Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири» [21], «Традиционные религиозные верования якутов в 19 – начале 20 в.» [22], «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» [23] Н.А. Алексеева, «Сюжеты якутских олонхо» [24] Н.В. Емельянова, «Якуты» [25] А.И. Гоголева и т. д.

Вторая группа трудов – исследование этнографии народа саха дореволюционными исследователями: «Словарь якутского языка [26] Э.К. Пекарского, «Краткое описание Верхоянского округа» [27] И.А. Худякова, «Якуты» [28] В.Л. Серошевского, «Вилюйский округ» [29] Р.К. Маака и т.д.

Третья группа исследований касается непосредственно творчества Кулаковского: Здесь большую роль играют труды Г.П. Башарина [30], Е.Е. Алексеева [31], Эрчимэна [32] и «Литературно-художественная критика в Якутии (1939–1975 гг.)» [33], Г.С. Сыромятникова, и последующие сборники «А.Е. Кулаковский в контексте историко-культурного развития в 20 веке» [34] и «Кулаковский А.Е. и время» [35] и т.д.

Четвертая группа трудов – сугубо философские сочинения: древнекитайская, древнеиндийская и древнегреческая философии деятелей эпох Возрождения, Просветительства, Нового времени, Классического периода, последующие исследования и сочинения представителей русского космизма. В данном исследовании работы А.Е. Лукьянова [36], А.Н. Чанышева [37] и А.С. Мартынова [38] использованы как методологические основы для анализа структуры традиционного менталитета саха.

Пятая группа трудов – исследования современных философов, д. филос. н. А.С. Саввинова [39, 40], А.Г. Новикова [41], В.Д. Михайлова [42] и К.Д. Уткина [43], затрагивающих те или иные аспекты менталитета народа саха. А.С. Саввинов является не только руководителем данного исследования, он изучал опорные понятия менталитета народа саха. Его методы исследования по выявлению понятий использованы в этой работе в переработанном виде.

Научная новизна исследования. Научной новизной данного иследования является раскрытие онтологического основания философии народа саха. Сложность в том, что философские категории были скрыты за художественными образами, потому что творчество Кулаковского представляет собой поэзию.

В советское время тоже говорили о философии народа саха и Кулаковского. Но в это время подлинной философией признавался лишь диалектический материализм. Народная философия и близкая к народной философия Кулаковского представляли собой наивную форму сознания. Поэтому подлинное исследование философии Кулаковского не состоялось. Г.П. Башарин вплотную подошел к раскрытию внутренней системы понятий Кулаковского. Но тогдашняя критика не дала ему развернуть исследования по нужному для этого направлению.