banner banner banner
Философия Кулаковского
Философия Кулаковского
Оценить:
 Рейтинг: 0

Философия Кулаковского

В исследовании был применен структурный метод. Суть в том, что этим методом раскрыта схема ментальной структуры сознания, которая служит внутренним организующим фактором олонхо и других фольклорных, особенно мировоззренческих произведений. Эта схема называется МЕНТАЛЬНОЙ СХЕМОЙ ПРОЯВЛЕННОCТИ. Она существует в фольклоре как архетип. Сказитель их использует по привычке почти бессознательно. У Кулаковского рефлексия была гораздо больше, чем у народных сказителей или певцов. Он сознательно использовал в своей поэзии так называемый фольклорный материал, точнее – народный способ мышления.

Новизна исследования кроется в методике. Культурологический подход дает нам рассмотреть объект исследования в цельности, а структурный метод – выделить более существенные признаки.

Практическая значимость работы. В настоящее время в республике, особенно в культуре и образовании, развивается дисциплина культурология. Первый этап освоения духовности мы почти прошли. Сейчас приступаем ко второму этапу. Идет упорядочивание и систематизация культурологических идей. На основе этого культурология приобретает все более духовное содержание.

Это исследование – как исследование по выявлению онтологических оснований философии народа саха – сыграет в этом процессе большую роль. В советское время знание народного менталитета не требовалось.

Вся культурология называлась фольклором или этнографией. Знание фольклора или этнографии не поддерживалось или рассматривалось как знание ради знания. Потому что в советское время в них не видели практической пользы. В настоящее время преодолевается этот негативный подход. В недрах культурологии развивается духовное содержание, которое в современной жизни становится все более востребованным. Результаты работы будут использованы в научных разработках, в практической деятельности культурных и образовательных заведений для воспитания молодежи.

Апробация результатов исследования. Автор данной работы вначале занимался изучением религиозно-философского мировоззрения народа саха. В 1993 году вышла книга «Айыы ??рэ?э» (Учение Айыы) [44]. В этой книге впервые были системно изложены духовные небеса и духовные понятия. В целом, в этом труде описана ментальная схема проявленности. В 1995 году автор опубликовал книгу «Курууппа ойуун к?р??лэрэ» (Мировоззрение шамана Курууппы) [45]. Советские фольклористы в основном обращали внимание на фольклорные произведения, мало внимания уделяли духовному миру действующих тогда (в 30-х, 40-х годах) шаманов. Материалы о шамане Курууппе привлекали автора тем, что сам шаман рассказывал о своем внутреннем духовном мире. Она в целом подготовлена как доказательный материал книги «Айыы ??рэ?э». В этом же году вышла другая книга автора «Алампа ??рэтиитэ» (Учение Алампа) [46]. Здесь рассмотрена поэзия А.И. Софронова-Алампа как своеобразное этическое учение. Здесь впервые был применен анализ авторской поэзии на основе ментальной схемы проявленности. Поэт был оценен как философ, исследующий душу человека. Автор при исследовании народной мудрости обратил внимание на запреты под названием аньыы, которые применялись для воспитания детей. В свое время И.С. Гурвич дал запретам аньыы северных якутов весьма высокую оценку: «Из этих правил незаметно слагался своеобразный кодекс поведения человека тайги и тундры…» [47, 120]. Результаты исследования были опубликованы в книгах «Сиэрдээх буолуу» (Нравственность) [48], «?оп-паа» (Крик удачи) [49], «Айыы сиэрин тутус» (Соблюдай правила Айыы) [50]. В 2000 году вышла книга «Оло?холорго ки?и анала» (Предназначение человека в олонхо) [51]. Автор исследовал духовное содержание олонхо на основе книги В.В. Емельянова «Сюжеты якутских олонхо» и пришел к выводу, что ментальная схема проявленности является внутренней конструкцией этого величайшего произведения народа. В 2002 году вышла книга «Айыы Суола» (Дорога Айыы) [52]. Здесь в кодифицированном виде изложена метафизика народной философии саха. В 2005 году вышла книга «Айыы туомнара» (Обряды Айыы) [53]. В организации обрядов тоже внутренней конструкцией служит ментальная схема проявленности.

Автор постоянно обращал внимание на феномен философии А.Е. Кулаковского и посвятил этому несколько статей. В статье «Сайын кэлиитэ – Айыы ??рэ?ин т?рд?» (Наступление лета – основа Учения Айыы) [54] анализирована поэма «Сайын кэлиитэ» (Наступление лета) А.Е. Кулаковского. Здесь в честь богов-айыы был посвящен гимн, в котором перечисляются все небесные создатели-айыы, живущие на девяти духовных небесах. По сути, поэт наиболее точно и полно описывает ментальную схему проявленности, которая составляет основу народной философии. В статье «ХХ ?йэ уонна «Ойуун т??лэ» (ХХ век и «Сновидение шамана») [55] обращено внимание на пророчество Кулаковского. Автор делит его пророчество по перспективе на две части: тактическая и стратегическая часть. Тактическая часть – призыв к обладанию образованием – выражена вербально наиболее четко, стратегическая часть – соблюдение закона айыы (созидания) – выходит из всего контекста произведения и обращено ко всему человечеству. В статье «Айыы ??рэ?эр ыал ?йд?б?лэ» (Понятие семьи в Учении Айыы) [56] анализируются два произведения Кулаковского: «Красивая девушка» и «Благословение среднего поколения». Здесь описаны идеальные девушка и мужчина – лучшие люди народа саха. Автор обращает внимание на тирады (народные поэтические формулы), использованные поэтом, и на основе этого приходит к выводу, что Кулаковский написал в этих стихотворениях кодекс семьи. В статье «„Кы?ыл Ойуун“» бэйиэмэни „Ойуун т??л?гэр“ уонна „Книга мистерий“ диэн кинигэ?э тэ?нээн к?р??» (Сравнительное изучение поэмы «Красный шаман» со «Сновидением шамана» и «Книгой мистерий») [57] автор раскрывает преемственность философской традиции у писателей А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского и И.М. Гоголева. Каждый писатель пытался найти ответы на вызов времени на основе духовности своего народа. Этим доказывается, что народная философия как основа духовной культуры никогда не прерывалась. В 2005 году опубликована монография «Доктрина Кулаковского» [58]. Здесь автор приступает к анализу философии Кулаковского и выделяет основные категории его философии. Эти категории в целом составляют ментальную схему проявленности. Тем самым, автор доказывает народную основу философии А.Е. Кулаковского. При этом Кулаковский актуализирует некоторые понятия, находившиеся раньше в б ? ?, ? ? олее пассивном состоянии, и вводит понятие ортоку олук (средняя поступь), созданное им самим, в результате народная практическая философия превращается в авторскую.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, пяти глав и результата.

Во введении кратко излагаются основные принципы работы. В первой главе анализируется образовательный кругозор Кулаковского. Во второй главе обозревается история критики поэтических произведений Кулаковского. В третьей главе рассматривается фольклорность поэтических произведений поэта. В четвертой главе исследуется структура традиционного мышления народа саха, выраженная в фольклорных произведениях. В пятой главе выясняются базовые категории философии Кулаковского. В шестой главе анализируются социальные категории. В результате резюмируются основные выводы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кулаковский А.Е. Научные труды. – Якутск, 1979.

Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. – 2-й том.

Ксенофонтов Г.В. 2-й том.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. – М.: Наука, 1977.

Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. – Север-Юг, 1992.

Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления.

Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. – М.: Наука, 1977. – 247 с.

Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов. Сибири. – Новосибирск : Наука, 1980. – 318 с.

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX— начале XX в. – Новосибирск : Наука, 1975. – 199 с.

Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск : Наука, 1984. – 233 с.

Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.

Гоголев А.И. Якуты. – Якутск, 1993. – 200 с.

Пекарский Э.К. Словарь якутского языка.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Ленинград : Наука, 1969. – 439 с.

Серошевский В.Л. Якуты. – М.: 1993. – 736 c.

Маак Р.К. Вилюйский округ. – М.: Яна, 1994. – 592 с.

Башарин Г.П.

Алексеев Е.Е.

Эрчимэн.

Сыромятников Г.С. Литературно-художественная критика в Якутии (1939–1975 гг.). – Якутск, 1990. – 360 с.

Кулаковский А.Е. в контексте историко-культурного развития в ХХ веке. – Якутск, 2004. – 320 с.

Кулаковский А.Е. и время. – М.: Арт-Флекс, 2003. – 448 с.

Лукьянова

Чанышева

Мартынова А.С.

Саввинов А.С.

Саввинов А.С.

Новикова А.Н.

Михайлова В.Д.

Уткин Д.К.

Тэрис. 1993 г. Айыы ??рэ?э (Учение Айыы).

Афанасьев Л.А. Курууппа ойуун к?р??лэрэ. – 1995.

Афанасьев Л.А. Алампа ??рэтиитэ.

Гурвич.

Афанасьев Л.А. Сиэрдээх буолуу.

Афанасьев Л.А. ?оп-паа.

Афанасьев Л.А. Айыы сиэрин тутус.

Тэрис. Оло?холорго ки?и анала.

Тэрис. Айыы Суола (Дорога Айыы).

Тэрис. Айыы туомнара (Обряды Айыы).