banner banner banner
Культура патриотизма и ее формирование в современной России
Культура патриотизма и ее формирование в современной России
Оценить:
 Рейтинг: 0

Культура патриотизма и ее формирование в современной России


Ценностно-эмоциональный компонент патриотического воспитания должен быть направлен на формирование у россиян чувства гордости за свою Родину, любви к своему Отечеству и национальной культуре, оптимистического восприятия будущего страны.

Поведенческий компонент патриотического воспитания должен быть связан с формированием у россиян готовности принимать активное участие в жизни страны, защищать целостность Российского государства, ориентироваться в своей деятельности, не только на личные интересы, но и интересы государства и общества. Важнейший критерий сформированности патриотизма-осознание человеком неразрывности связи между своей судьбой и судьбой Отечества.

В конечном итоге, результатом патриотического воспитания должно являться не только формирование знаний у субъекта о достоинствах Родины, как основного объекта патриотизма, но и позитивного отношения к нему, как на сознательном, так и на бессознательном уровне, готовности воспринимать мир, трактовать реальность через призму патриотических чувств.

Итак, патриотизм определяется В.А. Кольцовой и В.А. Сосниным как чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности. Это та духовная сила, которая поддерживает единство народа – национальную культуру и религию, историческую традицию, неприкосновенность территории.

Высокий уровень патриотизма в обществе является важнейшим элементом, обеспечивающим эффективное функционирование социальной системы на любом ее уровне. Именно высокий уровень патриотизма в обществе обеспечивает высокий уровень согласованности действий всех социальных субъектов, направленных на обеспечение благополучия общества в целом, а не отдельных его представителей. Снижение уровня патриотизма в обществе однозначно свидетельствует о нарастании кризисных явлений в нем, росте социального эгоизма. Высокий уровень социального эгоизма в обществе всегда, в конечном итоге, приводит к его деградации и распаду, а значит и к гибели народа как такового.

В процессе патриотического воспитания важно ориентироваться на этно-функциональный подход[4 - Сухарев А.В., Сухарева А.П. Роль этнической функции образов природы в динамике нравственно-психологических особенностей личности (на примере осужденных за насильственные преступления) // Пространство и Время. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-etnicheskoy-funktsii-obrazov-prirody-v-dinamike-nravstvenno-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti-na-primere-osuzhdennyh-za], в рамках которого вводится понятие «этнически маргинальной личности». Различные представления, ценности и установки, закрепленные в сознании такого типа личности, имеют в своей основе различные этнические культуры и их сущностное содержание может противоречить друг другу, что выступает в качестве благодатной почвы для возникновения внутриличностных конфликтов.

В итоге этнически маргинальные личности, находящиеся в состоянии перманентного внутриличностного конфликта, становятся не только не способными к здоровой социальной активности, но и невосприимчивыми патриотическому воспитанию. Именно поэтому в процессе разработки программ патриотического воспитания важно учитывать этнокультурную принадлежность и регион проживания его объекта. Патриотические настроения личности должны базироваться на этнической культуре человека, а не противоречить ей.

Теоретико-методологической помощью на этом пути выступает психологическое наследие выдающегося отечественного философа И.А. Ильина[5 - Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 235 с.]. В развитии философских идей Ильина, послуживших фундаментом его психологического наследия, важного для раскрытия темы духовных основ патриотизма, выделяют два этапа.

Первый отмечен интересом к политологии, праву, социологии, философии, антропологии. Второй период его жизни начался после высылки из страны в 1922 г. и характеризуется обращением к предметам, составляющим сердцевину русской религиозно-философской мысли. В центре познавательных интересов выдающегося мыслителя встали проблемы России, ее истории, вопросы нравственного, духовно-религиозного становления личности, выбора человеком жизненной и гражданской позиции[6 - Звездина Г.П., Звездина Е.Ю. Особенности осмысления патриотизма современной молодежью // Таврический научный обозреватель. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osmysleniya-patriotizma-sovremennoy-molodezhyu].

Рассматривая все эти проблемы, И. А. Ильин показал глубину отечественной духовной традиции, ее особую роль в раскрытии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. Соответственно, сам философ всей своей жизнью показал себя как истинного патриота своей Родины. Поскольку центральным понятием в наследии мыслителя является понятие «духовная личность», идеи И. А. Ильина способны обогатить проблематику патриотизма именно духовно-нравственным подходом. Духовная личность обладает высоконравственным патриотизмом[7 - Мочалов Е.В. Патриотические идеи в творчестве И.А. Ильина // Социально-политические науки. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskie-idei-v-tvorchestve-i-a-ilina].

С этих позиций и надо подходить к мыслям философа по проблематике национального сознания. Тема становления национального сознания / самознания занимает значительное место в наследии философа. Русские люди, как утверждает мыслитель, должны, в первую очередь, научиться русскому национальному самосознанию. И.А. Ильин концептуально-терминологически разводит понятия «национальное самосознание» и «национальное самочувствие». Сначала в России сформировалось национальное самочувствие, главенствующую роль в котором занимала вера. Вера охватывала все сферы жизни, а потому «все было знаком веры» – обряд, семейный уклад, форма власти, праздники, быт, национальное одеяние.

Переход России к национальному самосознанию начался после эпохи Петра I. Русскому человеку предстояло внести христианский дух в создание своей светской цивилизации – в науке, искусстве, в правосознании и государственности и др. Ростки национального самосознания в России начали просматриваться только в XIX в., но революции XX века говорят о том, что духовное самосознание в ней помрачилось. К тому же ослаб инстинкт национального самосохранения. «Народ с колеблющимся инстинктом национального самосохранения и помраченным духовным самосознанием – не может отстаивать свою жизнь на земле.

Народ должен чувствовать в глубинах своей души свое единство, свою неразрывную связь и сопринадлежность, свою самобытность и духовную драгоценность своего своеобразия перед лицом Божиим; он должен чуять свое «мы» и его величие; он должен верить в свои силы, в свою правду и свою богоблагословенность». По замечанию И.А. Ильина, Россия перед революцией оскудела силою духа. В стране «крепла наука, цвели искусства». Но во всем этом не было зрелого самосознания, не хватало национального воспитания и характера. «В России было множество хороших и добрых людей; но хорошим людям не хватало характера, а у добрых людей было мало воли и решимости[8 - Ильин И.А. Родина и мы: сборник / Сост., вступ. ст. и коммент Ю.Т. Лисицы. Смоленск: Посох, 1995. С. 316.].

В России было немало людей чести и честности; но они были рассеяны, не спаяны друг с другом». Но И.А. Ильин пророчески предвидел крах строительства коммунизма в нашей стране. Он был сыном Отечества, который никогда не терял надежды на возрождение России, и своим творчеством создавал бесценное теоретическое основание для будущей практической работы[9 - Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.].

Мыслитель указывал, что Новой России предстоит выработать новую систему национального воспитания и именно «от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь». И.А. Ильин подчеркивает роль национальной культуры в воспитании ребенка. Воспитание детей – это пробуждение их к национальному духовному опыту. Всему вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие, понятие о чести и пр.) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига и т. п., – желательно быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей.

Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей»[10 - Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.]. Люди, как утверждает И.А. Ильин, связаны в единую нацию и создают единую Родину в силу подобия их духовного уклада, который вырабатывается исторически из «эмпирической данности»: внутренней (раса, темперамент, душевные способности и т. д.) и внешней (природа, соседи и т. д.). Внутренняя и внешняя «эмпирическая данность», полученная народом от Бога и исторически сформированная, должна быть «проработана» духом. Это одухотворение у каждого народа совершается своеобразно, но в результате возникает единый национально-духовный акт.

В каждом народе по-своему вступают в брак, рождают, болеют, умирают, трудятся, отдыхают, рассуждают и доказывают; по-своему строят дома и храмы; по-своему молятся и т. д. У каждого народа свои чувство права и справедливости, дисциплина, представление о нравственном идеале, политическая мечта, «государственный инстинкт».

Осмысляя сущность национального единения людей, И.А. Ильин приходит к выводу, что самое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из «единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти», из одинакового созерцания, из единого языка, из «однородной веры и из совместной молитвы».

Национальное чувство создает единение людей в духе и любви и прикрепляет сердца к высшему на земле – к Дарам Духа, даруемым каждому народу и по-своему претворяемым им в истории, в культурном творчестве. Национальный характер народа определяется его творческой обращенностью к сфере божественного. Этим каждый народ утверждает свое бытие. «Всей своей историей, всей культурой, всем трудом и пением своим каждый народ служит Богу, как умеет; и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведущими народами в истории».

И каждый народ осуществляет этот процесс по-своему, имеет свой священный путь. «Путь особенный национальный путь не мнимый, а истинный, приводящий, открывающий и дарующий, и постольку для всех народов и времен – призывный, и научительный, и строящий. Он обретается и прокладывается из поколения в поколение, ценою вековых исканий, ценою падений и неудач, ценою с виду неосмысленных страданий»[11 - Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993. С. 94–126.]. Этот путь созидают те, кто, в верности Божественному, утверждая свой личный характер, осуществляет «духовный ритм своего народа», указывает ему верный путь. Утратить этот путь – значит погубить свою духовность и погибнуть.

Пребывая же в этом ритме, народ духовно растет и процветает, «не влачится за колесницей истории, а правит ею». Эти мысли особенно актуальны сегодня в России, гражданам которой предлагают согласиться с ее переписанной, а потому ложной историей. И. А. Ильин подчеркивает, что каждая нация вычерчивает свой особый идеал человеческого облика. Этот идеал открывается каждому народу не через отречение от национальных черт, а через их принятие и целостное одухотворение. Идеал – не отвлеченная схема, «которая уходит в пустоту и возносится только потому, что пренебрегла живым содержанием». Такой уход осуществляется фантазией и создает мертвую абстракцию. Только слабый дух мечтает об «общечеловеческом» идеале, минуя «национальный ритм».

И.А. Ильин подчеркивает, что каждая нация вычерчивает свой особый идеал человеческого облика. Этот идеал открывается каждому народу не через отречение от национальных черт, а через их принятие и целостное одухотворение. Идеал – не отвлеченная схема, «которая уходит в пустоту и возносится только потому, что пренебрегла живым содержанием». Такой уход осуществляется фантазией и создает мертвую абстракцию. Только слабый дух мечтает об «общечеловеческом» идеале, минуя «национальный ритм». Для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта своего народа, но любовь к его духу.

Истинный патриот исходит из признания объективного достоинства, присущего его Родине. Патриотизм рассматривается И.А. Ильиным как любовь к Родине, которая является духовной реальностью, воспринимаемой духовным опытом. Любить Родину – значит любить в ней то, что действительно заслуживает любви. В этой связи особо значима идея И.А. Ильина о том, что для обретения «чувства Родины» человеку нужно обрести личную духовность. Именно это поможет избежать попадания в ловушку национального шовинизма.

Чувство Родины, нравственный патриотизм – это глубокая уверенность в том, что «мой народ тоже получил дары Духа Святого», принял их, творчески претворил. Народ должен отстаивать свою жизнь как драгоценную духовную «самосиянность». Патриот принимает многовековое творчество своего народа как отправной пункт своего собственного творчества. И.А. Ильин особо подчеркивает значимость инстинкта национального самосохранения, который должен бодрствовать в народе, а не дремать. Этот социальный инстинкт помогает преодолевать кризисы в обществе. В инстинкте национального самосохранения философ подчеркивает роль духовного начала[12 - Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993. С. 94 –126.].

Однако многие недооценивают всю важность вопросов национальной безопасности страны, будучи убаюканными разговорами о создании различных систем коллективной безопасности в мире. Вслед за И.А. Ильиным отметим, что природные, исторические, кровные и бытовые связи должны приобрести духовное значение, которое сделает их достойным предметом патриотической любви. Тогда они наполняются для человека внутренним священным значением.

Люди воспринимают через них «как бы тело или жилище, или колы бель, или орудие и средство, или материал для духа», но не только для своего, а «для духа своих предков и своего народа». Когда человек так воспринимает духовную жизнь и духовное достояние своего народа, он обретает Родину и становится истинным патриотом. Такая личность совершает акт духовного самоопределения, которым она отождествляет «в целостном и творческом состоянии души» свою судьбу с духовной судьбой своего народа. Для того чтобы любить Отечество, его необходимо найти и «реально испытать». И.А. Ильин отмечает, что это испытание дается большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим условиям жизни. Поэтому духовная сущность патриотизма остается очень часто неосознанной: любовь к Родине существует в душах в виде «неразумной, предметно неопределенной склонности».

Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства – и не обрести своей Родины; его душа будет «патриотически пустынна и мертва», и эта неудача приведет его к своеобразному «духовному сиротству», к творческой беспочвенности и бесплодности. «В современном мире есть множество таких несчастных безродных людей, которые не могут любить свою Родину потому, что инстинкт их живет лично-эгоистическим или эгоистически-классовым интересом, а духовного органа они лишены».

Обретение Родины есть акт духовного самоопределения, указывающий человеку его собственную творческую почву и обусловливающий поэтому духовную плодотворность его жизни. «Слияние патриота с Родиной ведет к чудесному и плодотворному отождествлению их духовных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном духовном подъеме; и это взаимное питание, удесятеряя силы, дает человеку непоколебимую веру в его Родину». По убеждению И.А. Ильина, «национально-русский» духовный акт сложился под влиянием четырех великих факторов: природы, славянской души, православной веры и исторического развития. Ведущим формирующим фактором национальной культуры является религиозно-духовный фактор – православие. Эту веру И.А. Ильин считает главной и определяющей «на судьбоносных путях» русского народа, так как она духовно руководила народом в течение столетий, закладывая основания его культуры в прошлом и для будущего.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)