banner banner banner
Подростковый возраст
Подростковый возраст
Оценить:
 Рейтинг: 0

Подростковый возраст

Подростковый возраст
Динара Подгорнова

Когда рождается ребенок, у родителей появляется много забот, но основной проблемой остается детский кризис и переходный возраст. В книге описано как помочь ребенку справиться с непростым периодом.

Подростковый возраст

Динара Подгорнова

© Динара Подгорнова, 2024

ISBN 978-5-0062-8250-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Динара Подгорнова

Переходный возраст

Реклама

Вступление

Многие родители сталкиваются с такой проблемой как переходный возраст у детей. У каждого ребенка, такой период наступает по – разному. Так же он отличается по половой принадлежности. Мальчики и девочки по-разному переживают сложный этап. Но в основном это возраст от одиннадцати лет и до семнадцати. Такой термин как психология ребенка, можно объяснять неоднозначно. Потому, что с одной стороны психология это наука, которая направлена в данный момент на изучение поведения подростка в переходном возрасте, а с другой стороны, это специфика поведения и формирование психических устоев. Пубертатный период, у каждого протекает со своими особенностями. Кто – то становится бунтарем, у кого – то проявляется непостоянство в настроении. Эти все признаки означают, что ваш маленький ребенок переходит в тот период взросления. В этом возрасте уже не ребенок, а подросток начинает познавать свой собственный внутренний мир. Он формирует себя как взрослую личность. Это время для вас, несомненно, тяжелое но, и для него оно не легкое. Вы должны помочь преодолеть этот рубеж своему ребенку, но при этом не создавать конфликтных ситуаций. Постараться максимально обезопасить это время и сохранить теплые отношения.

Глава 1. Кризис трех лет

Готовь сани летом

Для того чтобы благополучно пережить кризис переходного возраста, нужно готовиться к этому заранее. Не за месяц и не за год, а с того момента как ребенок пошел своими ногами, и как только он начал понимать, что происходит вокруг. Да именно с того времени нужно правильно заложить в ребенка, что такое плохо, а что хорошо. Есть несколько стадий перехода. В 2 года тоже есть переходный возраст, когда малыши переходят из младенчества в более осознанный возраст. Появление ребенка в семье это серьезный шаг и испытание не только для родителей, но и для близких родственников. Самый сложный период, это до года. Тогда родители испытывают полный стресс, для своего организма. На это влияют постоянные недосыпания, плач ребенка, особенно в такие моменты, когда ребенок плачет, а родители не понимают, чего он хочет или что у него болит. Может, наступит депрессия, спорные ситуации на фоне постоянного эмоционального напряжения. Все эти моменты ребенок чувствует. Конечно, он еще не может этого понимать, но чувствует. С рождения у ребенка формируются привычки, и если вы, к примеру, будете на него постоянно кричать, то он просто к этому привыкнет, и если проще сказать, будет думать, что вы просто так громко разговариваете. Ну, вот вы справились с первым годом жизни своего малыша, холили и лелеяли. Наступает время, когда вашему малышу исполняется два года. Этот возраст тоже не очень легкий как для родителей, так и для малыша. В таком возрасте ребенок начинает понимать о границах и устанавливает их. При этом постоянно проверяет на прочность родительские границы. В этот период малыши становятся капризными и упрямыми. Так же повышается плаксивость. Многие родители не понимают, что в такой ситуации делать. У ребенка формируется характер. Он начинает понимать, что может манипулировать родителями и родственниками. Он понимает, что если в общественном месте, а возможно и дома, если он закатит истерику и потребует, что – то купить вы обязательно купите, чтобы не испытывать неловкость и стыд перед окружающими. Этим самым вы закладываете в подсознание ребенка, что если он, будет бунтовать, вы равно или поздно согласитесь с тем, что он требует. Таким поведением он требует, а не просит. Это тоже нужно понимать. Именно с самого маленького детства откладывается, понимание того, что в переходный возраст можно проявлять себя именно так.

Немного о развитии

Ребенок после года, постоянно осваивает, что то новое. Приобретает поведенческие и социальные навыки. Учится общаться с другими людьми и находить к ним подход. Формируется понимание его, как самостоятельной личности. Появляются свои предпочтения и вкусы.

Особенности развития в этом возрасте, это умение различать фигуры по длине и ширине, распознавать характеристики предмета по весу или высоте. Появляется интерес к рисованию, и желанию, чтобы увидели его творение и похвалили.

Постепенно к трем годам навыки ребенка усложняются. Усваиваются более сложные игры, рисунки становятся более осмысленными. Ребенок находит общий язык со сверстниками и активно с ними играет. Может, осознанно радоваться своим маленьким победам и огорчаться если, что то не получается.

Но самым главным навыком карапуза, является освоение речи.

В один год, может говорить только отдельными словами. В два года, появляются не сложные предложения из двух трех слов.

В три года, дети должны знать больше одной тысячи слов, разговаривать уверенными фразами. Уметь задавать вопросы и отвечать на поставленные им. Малыши в полном объеме понимают, что от них требуют и просят, Могут по картинке составить рассказ. В три года, дети становятся самостоятельными и могут выполнять некоторые функции по самообслуживанию, к примеру, одеться или раздеться. Появляются первые обиды и разочарования. Появляются настоящие желания и мечты.

Возрастной кризис, который происходит в три года, не является чем то ужасным. Скорее ее можно рассматривать как закономерность развития. Такой этап проходит каждый человек, переступая на новый уровень, своего развития. И если в семье благоприятная и любящая обстановка, то этот период перехода, может закончиться быстро, на протяжении двух, трех месяцев. В семьях где обстановка не очень благоприятная, когда ребенок может слышать скандалы родителей, и испытывать постоянный стресс от этого, то такой кризис перехода может затянуться на долго и тянутся еще два года.

Как помочь ребенку в три года преодолеть переходный кризис у мальчиков

Большая часть по воспитанию детей, лежит на мамах. Которым, не всегда удается эмоционально справиться со своим малышом. Такие мамы часто жалуются на то, что их дети капризны, упрямы и постоянно закатывают истерики. Сложность заключается в том, что они не могут ими управлять. Почему так происходит?

Во первых, есть темпераментные дети, их еще называют гиперактивными. Почему называют детей гиперактивными, потому что у них возникает дефицит внимания, когда им не хватает родительской любви ласки. И вследствие этого, ребенок постоянно пытается привлечь к себе внимание. Будет хорошо, если вы вовремя сможете определить гиперактивность ребенка, потому, что последствия всего этого могут быть обратимы. Синдром гиперактивности проявляется, если ребенок неусидчив, долго не может сконцентрироваться на поставленной задаче, импульсивен, постоянная двигательная активность. Все эти показатели могут привести к неврологическим и поведенческим нарушениям. Так же, нарушения скажутся потом, на подростковый переходный возраст.

Во вторых, ребенок становится неуправляемым, если в семье используется авторитетное воспитание. В такой семье дети могут проявлять больше негатива.

В третьих, много зависит от взаимоотношений между мамой и малышом. Чем теснее связь между ними, тем быстрей пройдет кризис.

В четвертых, самым сложным проявлением переходного этапа, считается деспотизм, упрямство и негатив. К примеру, ребенок может отказаться от еды, не смотря на то, что голоден. Начинает упрямиться, когда ему говорят идти спать, и, не смотря не на что, доделать свои дела. Когда на запрет, что то сделать, делает это специально.

В пятых, манипуляция. Когда в семье несколько детей, то проявляется ревность и желание, чтобы все делали только так как хочется самому маленькому. Он может обижать детей, отнимать вещи и игрушки, наговаривать на других детей, чтобы родители наругали старших. Этим самым он добивается того, чтобы родители обращали только на него внимание и делали, как он захочет.

Основной задачей родителей и близких родственников во время переходного этапа, это максимально прислушиваться к ребенку, именно прислушиваться, а не потакать капризам. В любой стрессовой ситуации для вас или ребенка, оставаться спокойным и настойчивым. Обстоятельства в жизни могут быть разными, но никогда не нарушайте границы дозволенного, которые вы установили до этого. Так же не стоит оказывать давление, это касается не только в кризисный период, но и на протяжении всего времени.

Общение с ребенком

Общаться с ребенком нужно обязательно. Не правильно думать, что с ним не о чем пока говорить. Такие суждения могут быть у родителей, которые до конца не понимают, как нужно воспитывать ребенка. Если родители разбираются в методах воспитания, им намного легче преодолеть все кризисные возраста. Потому, что у них правильно выстроены взаимоотношения. Вы должны знать, что упрямство и капризы в три года, это следствие не плохого воспитания, характера, а уж тем более не наследственности. Это особенность развития, данного периода. Этап развития этого возраста, можно сравнить с подростковым переходным возрастом.

Отношения между ребенком и родителями не должны становиться хуже, не смотря на все проблемы, которые возможно он создает. Отношения нужно перевести на другой уровень, и если родители не в силах справиться в одиночку, то стоит обратиться к психологам, которые обязательно помогут справиться с возникшими трудностями.

Конечно, сначала можно попытаться справиться самостоятельно, но нужно помнить, что во всем должна быть мера. Вот несколько советов.

– Вы должны дать своему ребенку больше самостоятельности, ведь в три года, они прекрасно могут справляться с несложным поручением. Например, положить вещи в стиральную машинку, убрать за собой посуду со стола, вытереть пыль. Они будут чувствовать себя востребованными, нужными. Начнут осознавать, что они умеют, что то делать сами.

– В любой ситуации сохранять спокойствие, даже если ребенок разбил дорогую и любимую вазу. Если родители слишком эмоционально реагируют на все шалости ребенка, то они будут, только усиливаться. Для ребенка это будет как игра, в которой он обязательно победит. Когда родители будут эмоционально уравновешены, это будет способствовать нормализации поведения.

– Право выбора должен у каждого человека, и, не смотря на то, что это совсем маленький человечек, у него тоже должно быть такое право. Если вы собираете ребенка в садик, но он отказывается одевать то, что вы ему предлагаете, то не стоит его заставлять, предложите ему другую одежду. Не лишайте своего кроху права выбора.

– Если вы идете в магазин с ребенком, всегда обговаривайте с ним, что вы можете позволить ему купить, а что купить не сможете. Возможно, это не сработает с первого раза, но потом ребенок привыкнет, и не будет закатывать истерик. Но вы всегда должны покупать то, на что договаривались. Этим вы покажите, что вы исполняете свою сторону договора.

– Когда ребенок находится в состоянии истерики, не нужно ему читать лекции о том, как плохо он себя ведет в данной ситуации. Разговаривать нужно после истерики, спокойно объяснить, что он сделал неправильно и как себя вел.

– Если истерика произошла в оживленном месте, то стоит отвлечь внимание ребенка или увести. Это снизит вероятность повторения, такого поведения в будущем.

– В три года дети проходят этап по формированию личности. Это важный этап, который останется на всю жизнь. Если ребенок чем, то увлеченно занимается, но пришло время укладывать его спать, нужно дать ему закончить свое дело до конца, по возможности можно ему помочь. Это сформирует в малыше ответственность, которая потом поможет ему во взрослой жизни доводить все свои дела до конца. Это своего рода привычка.

– Всегда давайте адекватную оценку сделанной работе. Чтобы ребенок привыкал к тому, что он может сделать, что то плохо. Чтобы у ребенка не сформировалась неадекватная самооценка. Потому что, во взрослой жизни, если работа будет выполнена неправильно, он может обидеться, думая, что него не правильно оценили.

– Старайтесь всегда одобрять начинания ребенка, потому что неодобрение, в дальнейшем может отразиться на самооценке.

– Родители должны понимать, что дети сами по себе не рождаются плохими или хорошими все, что ребенок делает, это сами родители закладывают в него с рождения. А дети только учатся жить и познавать этот мир.

Методы воспитания

У каждого родителя свой метод воспитания, и какой выбрать решать тоже родителям. Есть 4 стиля по воспитанию, которые используют все. Конечно, нельзя сказать, что все родители воспитывают своих малышей именно по шаблону. Бывают ситуации, когда снисходительные родители ведут себя жестко, а строгие родители идут на уступки для своего крохи. Но все же если родители, решили воспитывать в каком то определенном стиле, то на протяжении всей жизни придерживаются этого правила. Выбранный стиль воспитания отражается в первую очередь на самооценке, на знаниях, приобретенных навыках, на успехе.

Не вовлеченный

Родители, которые выбирают этот стиль, чаще всего не участвуют в жизни ребенка. Название стиля в этом случае говорит сам за себя. Они дают своему ребенку самый минимум внимания, обеспечивая только базовыми потребностями. Что дает ребенку, только физическое поддержание жизни. Что же касается эмоциональной стороны, то со стороны родителей нет ни какой поддержки. У таких детей нет хороших оценок или элементарной дисциплины, дома с таких детей не все это и не спрашивают. Малыши представлены сами себе. При опросах родители, которые придерживаются не вовлеченного стиля, отвечают:

– У нас в семье и так много проблем, поэтому времени на ребенка не остается.