banner banner banner
Подростковый возраст
Подростковый возраст
Оценить:
 Рейтинг: 0

Подростковый возраст


– Я не могу контролировать своего ребенка, когда его нет дома.

– Я родитель, поэтому я принимаю решение, что должен делать и заниматься мой ребенок.

Такой стиль воспитания негативно влияет на ребенка, большой удар приходится на психику. Самооценка у таких детей в разы ниже, чем у сверстников. Самооценка формируется в маленьком возрасте. Но в этом стиле у родителей и ребенка нет контакта между собой, нет тех разговоров, которые могли бы поддержать ребенка в нужный момент. Появляется неуверенность в себе, ненужность. Для детей учится, всегда было тяжело, в семьях, где нет контроля, дети всегда учатся плохо, у них нет стремления, достичь чего – то в жизни, потому что их этому ни кто не научил. Привыкая к такому методу воспитания, родители все меньше стараются проводить время со своими детьми. Некоторые даже чувствуют неловкость, все потому, что со временем теряется ниточка контакта, и общих тем и увлечений тоже нет. Невовлеченые родители рады, когда их ребенок целый день сидит за видеоиграми и не трогает их.

Дети, которые выросли в такой семье, склонны к суициду, депрессии, у них повышенная тревожность. В стрессовых ситуациях они не способны самостоятельно справиться с эмоциями. Есть родители, которые по сложившимся обстоятельствам не могут уделять много времени ребенку, заняты работой или по состоянию здоровья, такие ситуации не считаются, что родители не вовлечены в воспитание. Но если это повторяется систематически, то с уверенность можно сказать, что ребенок не получает родительского внимания и предоставлен самому себе.

Снисходительный

Этот стиль про родителей, которые любят своих детей, и относятся к ним очень тепло. Но как таковому воспитанию внимания не уделяют, тотального контроля, у таких детей нет. Ребенок предоставлен самому себе, ему дают все права для принятия самостоятельного решения, даже если родители понимают, что принятое решение может навредить ему, они не возражают. В семьях со снисходительным воспитанием нет наказаний и конфликтов. Родители таких детей чаще стараются откупиться от ребенка. Дают деньги, для того чтобы ребенок хорошо вел себя в школе или чтобы не мешал родителям в определенных ситуациях. Такие родители не пользуются авторитетом у своего ребенка, скорей это более дружеские отношения. При опросе снисходительные родители говорят:

– Я не могу отказать своему ребенку, по какому бы вопросу он не обратился.

– По причине того, что я очень люблю своего ребенка, у него нарушена дисциплина.

– У нас нет к нашему ребенку конкретных требований, он человек и может сам принять решение.

– Если даже мой ребенок совершает ошибки, то я думаю, что на ошибках учатся. Ошибется, потом сам поймет, что так делать не стоит.

Дети в таких семьях, более адаптированы к проблемам, потому что привыкли принимать решения сами. И с самооценкой у них все хорошо. Но и у этого стиля воспитания есть свои «но». Если у ребенка нет дисциплины, то возникают проблемы с самоконтролем и мотивацией. У маленьких детей, таких родителей, часто бывают проблемы со здоровьем. Распространенными заболеваниями является кариес и ожирение. Это происходит потому, что взрослые не принимают большого участия в выборе правильного питания для малыша, им дозволено кушать все и сколько хочется. Но, так как маленький ребенок не может контролировать самостоятельно свое питание, у него появляются проблемы с пищеварением.

Отношение со сверстниками у детей такого стиля складываются плохо. Обычно остальные дети обзывают и мягко сказать недружелюбны. Когда дети сразу получают все что хотят, в обществе, как правило, они не могут отстаивать свои интересы.

Авторитарный

Такой стиль отличается от двух предыдущих, тем, что он строгий. Для родителей самым важным в воспитании этого стиля является послушание. Совершенные ошибки и погрешности наказываются по всей строгости, как правило, мнение ребенка в таких семьях не учитывается. Родители, которые придерживаются данного стиля воспитания часто прибегают к критике, практически не проявляют заботу, и совсем не хвалят за какие то достижения и победы. На опросе родители авторитарного стиля ответили:

– Я все решил, чем будет заниматься мой ребенок, его будущее в моих руках, как скажу, так и будет.

– Я терпеть не могу, когда дети шумят, или не слушаются и делают ошибки, а потом оправдываются.

– Чтобы ребенок вырос человеком, его нужно наказывать, чтобы знал свое место.

– Если не будет контроля, то он просто сядет нам на шею и ножки свесит.

Дети в таких семьях не ценят, такого воспитания, и, как правило, у них всегда есть проблемы с поведением. Им сложно найти общий язык со сверстниками, потому что такие дети, всегда замкнутые, недоверчивые. Родители, привыкли устанавливать свои правила, без всяких объяснений, а ребенок должен выполнять поставленные задачи, не задавая лишних вопросов. Такое воспитание действует до определенного момента, пока ребенок не наберется смелости и не начнет бунтовать, делая все вопреки всем правилам. Родители же не являются авторитетами для своего ребенка. Бунтовать ребенок начинает больше в подростковом возрасте. Когда он четко для себя уяснил, что следовать законам больше не хочет. Дети у авторитарных родителей, чаще совершают различные правонарушения. Воруют, пьют, дерутся, ломают общественное имущество. В учебе, тоже нет больших успехов. И самооценка занижена. Дети авторитарных родителей чаще всего страдают от депрессии, психического расстройства. Во взрослой жизни, они несчастны, чаще в жизни они не могут найти свой путь.

Авторитетный

Авторитетный стиль воспитания является самым оптимальным и правильным. Родители всегда оказывают поддержку ребенку в любой сложившейся ситуации. Уделяют особое внимание к нуждам и потребностям своего чада. В такой семье есть четкие правила и дисциплина. Правила в доме обсуждаются, и разъясняются, почему они установлены и что будет в наказание при неисполнении их.

Контроль всегда присутствует, родители поощряют самостоятельность и всегда прислушиваются к мнение и просьбам ребенка, поэтому требования могут быть изменены на более гибкие. Допустим, ребенок не согласен с тем, что в выходные он должен поехать к бабушке в деревню. Потому, что он договорился с друзьями поиграть в футбол против соседнего двора. Родители уважают его решение, и учат держать слово, поэтому они меняют свое решение. На опросе авторитетные родители дали такие ответы:

– В семье решения должны приниматься совместно со всеми, у нашего ребенка есть право голоса, он может, не боясь, поделится своим мнением.

– Мы не скупимся на похвалу, если наш ребенок слушается, и у него хорошее поведение.

– Я ни когда не буду заставлять своего ребенка выбрать профессию, которая нравилась бы мне, но помогу определиться, чего он хочет, и добиться этого.

– Я уважаю, выбор своего ребенка, и при покупке какой – то вещи для него спрашиваю его мнение и пожелания.

Дети из авторитетных семей, не имеют проблем с поведением, в школе учатся хорошо, стараются участвовать в общественной жизни людей. С раннего детства дети в таких семьях любознательны и уверенны в своих силах. Учебный материал дается им легко, они больше успешны, чем их сверстники. Во взрослой жизни, они хорошо зарабатывают, редко употребляют алкоголь и не курят.

Как стать лучшим родителем для своего ребенка

В этой жизни каждый имеет право на ошибку. Так уж устроено, что нет идеальных и совершенных людей, поэтому ошибаться могут не только дети, но и их родители. Признать свои ошибки может, только сильный духом человек. Когда ребенок уже сформировался как личность, то менять стиль воспитания бывает уже поздно. Но не стоит отчаиваться, ведь вы всегда можете помочь друг другу измениться. Если вы поняли, что для своего ребенка вы не авторитет, то не надо кидаться в крайности и отчаиваться, вы должны постараться изменить свои взгляды на воспитание. Вот несколько советов:

– Всегда слушайте своего ребенка, чего он хочет, помните, что он такой же человек, как и вы, и тоже имеет право выбора.

– Обсуждайте его выбор и спокойно разъясняйте, если на ваш взгляд выбор сделан неправильный, выслушайте доводы ребенка по этому поводу, возможно, ошибаетесь именно вы, а ваш ребенок. Такие разговоры научат ребенка принимать правильные решения, и доверять родителям.

– Уважайте чувства ребенка. Если ваш ребенок грустит, а вы думаете, что это детские глупости не пренебрегайте ими, ведь то, что для взрослого кажется ерундой, и нет причины для грусти, для ребенка это может много значить. Постарайтесь поговорить с ним и объяснить, что испытывать негативные эмоции, это нормально. Но нужно учиться их контролировать и не выплескивать свое плохое настроение на окружающих.

– Всегда хвалите ребенка за его достижения, и даже маленькие победы.

– Не обвиняйте и не ругайте ребенка за совершенную ошибку, он только учится жить, лучше объясните, почему он ошибся, и помогите исправить. Родительская поддержка очень нужна детям.

– В доме должны быть правила, которым должны следовать все члены семьи. Детям нужно объяснять, почему именно такие решения были приняты. Не стоит вводить какие – то правела без объяснения, просто потому что вы родитель и ваше слово закон.

Глава 2. Кризис 7 лет у мальчиков

Прощание с детством

Выбор стиля воспитания чаще всего зависит от того как воспитывали самих родителей. В основном они выбирают тот метод, через который прошли сами. Но бывают случаи, когда натерпевшись в детстве и став родителями, они воспитывают своих детей наоборот. Если в детстве они за малейшую ошибку, расплачивались наказанием, то своих детей они не будут наказывать или если родители им запрещали кушать много вредной еды, то своим они будут позволять кушать все что нравится. Такой противоположный метод воспитания, тоже не принесет хороших плодов. Во всем должна быть мера.

В отличие от трехлетнего кризиса, который вызван стремлением быть в первую очередь независимым. И желанием быть во всем верным и первым. То кризис семи лет, проходит тяжелей не только для ребенка, но и для родителей. Ведь перестраиваться на новый этап приходится всем. Этот сложный этап начинается с шести лет и может продлиться до восьми. Это этап психического развития между дошкольным и школьным возрастом. Появляется стремление к изучению нового, переход на новый уровень общения со сверстниками и окружающими. Желание выполнять социально значимую роль в обществе. В этом возрасте начинает проявляться подражание взрослым, появляется упорство, своевольность, манеры, которые ни кто не прививал. Манеры могут появиться не только плохие, но и хорошие. Так же может утратиться наивность и непосредственность. Перед началом школьного этапа, родителям рекомендуют обратиться к психологу для консультации и рекомендации, как легко преодолеть кризисный этап. Психолог проведет ряд диагностик, побеседует с ребенком и выяснит готов ли ребенок эмоционально к новой ступени его жизни. Психолог даст нужные рекомендации в изменении отношения к ребенку, которые помогут скорректировать негативные симптомы поведения во время кризиса.

Общие сведения

По мере своего взросления, ребенок переживает как стабильные моменты своей жизни, так и кризисные. Стабильные периоды протекают спокойно, в эти моменты ребенок постепенно усовершенствует свои навыки. В моменты кризисного обострения изменяется психика ребенка, которая затрагивает не только личность, но и отношения к окружающим. Это шаг от беззаботного детства, когда можно было только играть, и не было ни каких четких обязанностей. Переход в настоящего школьника, когда появляются определенные и четкие обязанности. Родители начинают требовать от него, не только чтобы он был хорошим школьником, но и послушным сыном. На него взваливается очень много обязанностей, с которыми ему тяжело справиться. Когда родители требуют от него всего и сразу у мальчика начинается своеобразное раздвоение личности. Мальчик начинает протестовать, вести себя как маленький, но в тоже время высказывать совсем взрослые мысли. Продолжается такое состояние в среднем от шести месяцев и до года.

Почему возникает кризис

– Начало кризиса совпадает с началом учебной деятельности.

– Изменяется внутренняя психика, это происходит из-за смены социального развития. Если ребенок до школы не посещал детский сад, то адаптироваться в новой социальной среде, среди сверстников, мальчику сложней.

– В этом возрасте, ребенок испытывает потребность, реализовать себя в новой роли. В этом нет ни чего плохого, если у ребенка правильное воспитание, и он понимает как вести себя в коллективе. Проблемой будет, если ребенок привык получать все по одному только требованию.

– Если у ребенка отсутствует понимание об ответственности за свои поступки, могут возникнуть конфликтные ситуации с преподавателями.

В период кризисного возраста, ребенок может столкнуться, с такими трудностями, как принятия определенных правил и запретов. Потому, что появляются права и обязанности ученика. Пока он не поймет как вести себя в той или иной ситуации он будет изучать это методом проб. Из сложных для него ситуаций он будет выходить отрицанием, противостоянием на требования взрослых и игнорированием поставленных задач. Все это может произойти не с каждым ребенком, все зависит от психического состояния ребенка, психологической среды семьи и стиля воспитания. Очень сложно дается переход детям в семьях, которые выбирают авторитарный метод воспитания, или при гиперопеки со стороны родителей.

Еще одной особенностью периода является освоение новой роли, при этом отторгается прежний уклад жизни. Выражено это тем, что ребенок отказывается выполнять прежние свои обязанности, примеру поиграть с младшей сестрой или ложиться спать вовремя. Это все связано с учебной деятельностью, и чувства взрослости.

Патогенез

Изменения, которые происходят во время кризиса, имеют физиологическую основу. Потому, что с шести лет, активно начинает развиваться лобные доли коры больших полушарий. Они отвечают за произвольность, которая отвечает за умение планировать, отвечают за контроль выполненных действий и прогнозирование последствий, каких то действий. В связи с развитием лобной коры, появляется гиперактивность, проявляется неусидчивостью и непоследовательностью.