В учебном пособии приводятся основные сведения о качестве и свойствах природных вод, рассматриваются методы химического анализа воды и водных растворов, описываются методики выполнения лабораторных работ. Для студентов бакалавриата и специалитета, изучающих дисциплину «Химия воды и микробиология», а также для магистрантов, осваивающих программы «Водоотведение и очистка сточных вод», «Водоснабжение городов и промышленных предприятий».
В методическом пособии приведены три методики расчета региональных предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах и водотоках: методика С. А. Патина, методика Д. Г. Замолодчикова и методика Е. В. Веницианова и соавторов. На основе принципа санитарного максимализма обоснован оптимальный метод расчета региональных ПДК (ПДКРЕГ) – метод, разработанный Е. В. Венициановым и соавторами.
Предназначено для студентов, аспирантов и специалистов по окружающей среде и лиц, участвующих в управлении и использовании водных объектов.
Практическое руководство посвящено газохроматографическому анализу природного горючего газа, сжиженного газа, попутных нефтяных газов, газоконденсата, а также газов нефтепереработки и газообразных мономеров для нефтехимического синтеза. Рассмотрены варианты газохроматографического определения компонентов природного газа на насадочных, микронасадочных и капиллярных колонках WCOT с силоксановыми стационарными фазами, а также PLOT с цеолитами, силикагелем, оксидом алюминия и углеродными молекулярными ситами. Описано применение модулей с универсальными и селективными детекторами для идентификации и количественного определения серы. Приведены методики рутинных лабораторных анализов в процессах очистки, транспортировки, хранения и переработки нефти и газа.
Для работников газовой промышленности, студентов и аспирантов нефтяных и нефтехимических специальностей технологических вузов.
В практическом руководстве обсуждаются методология и практическое использование газовой хроматографии в анализе загрязненного воздуха (атмосферный воздух, промвыбросы, воздух рабочей зоны и промплощадок заводов, воздух жилых помещений и административных зданий, выдыхаемый воздух). Подробно обсуждаются все этапы аналитической процедуры (отбор проб, пробоподготовка, хроматографирование, детектирование, приготовление стандартных смесей веществ, идентификация, количественный анализ и метрологическая оценка). Приводятся рутинные и стандартные (эталонные) методики определения приоритетных загрязнений в воздухе.
Для химиков-аналитиков, специалистов СЭС и других специализированных лабораторий, а также студентов химических вузов.
В учебном пособии обсуждаются общие вопросы аналитической химии как науки и химического анализа как средства решения производственных, экологических, медицинских, криминалистических и других задач, выдвигаемых практикой. Рассмотрены основные понятия и структура аналитической химии, система ее методов, средства анализа, особенности анализируемых объектов. В центре внимания актуальные тенденции – внелабораторный, проточный или неразрушающий анализ, автоматизация, распознавание общего образа объекта. Кроме того, обсуждаются вопросы подготовки кадров, методологические аспекты, перспективы развития аналитической химии.
Для химиков-аналитиков и всех, кто связан с аналитической химией и химическим анализом, прежде всего исследователей, а также преподавателей вузов, студентов и аспирантов химических специальностей, работников контрольно-аналитических лабораторий.
Рассматриваются основные теоретические положения качественного и количественного анализа, химические методы обнаружения и определения неорганических веществ. Приводятся схемы систематического анализа, а также важнейшие качественные реакции катионов и анионов. Дается описание хода лабораторных работ по бумажной хроматографии, гравиметрическому и титриметрическому методам.
Для студентов учреждений высшего образования по химическим специальностям. Может быть полезна студентам по фармацевтическим, медицинским, сельскохозяйственным специальностям.
Приведены условия задач по основным темам курса «Аналитическая химия» для выполнения домашних заданий.
Для студентов специальностей 20.03.01 «Техносферная безопасность» и бакалавров по профилям 20.03.01_01 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», 20.03.01_02 «Инженерная защита», 20.03.01_03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
Приведены типовые вопросы и задачи по четырем темам аналитической химии «Оптические методы количественного анализа. Абсорбционная спектроскопия», «Хроматография», «Экстракция», «Электрохимические методы анализа».
Для студентов 2-го курса, обучающихся по специальностям «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Рассмотрены основные единицы измерения, применяемые в аналитической химии. Приведены краткие теоретические сведения по разделам «Равновесия в растворах кислот и оснований», «Равновесия в растворах малорастворимых электролитов», «Равновесия в растворах комплексных соединений», «Выбор индикатора в методе нейтрализации. Построение кривых титрования».
Для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся по специальностям «Техносферная безопасность / Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Техносферная безопасность / Инженерная защита окружающей среды».
Изложены теоретические основы конструирования и функционирования энантиоселективных химических и биологических сенсоров, приведены примеры их практического применения. Рассмотрены возможности сенсоров в решении задач химии, биологии, медицины, фармацевтического анализа. Большое внимание уделено новым направлениям в конструировании и применении энантиоселективных сенсоров – использованию углеродных и композитных материалов на основе фуллеренов, графена и нанотрубок, наночастиц металлов, ионных жидкостей, биоматериалов, полимеров, самоорганизующихся и мультиэлектродных систем типа «электронный язык», детектированию оптически чистых соединений в биологических жидкостях и лекарственных средствах.
Для научных работников и специалистов, работающих в области аналитической и фармацевтической химии, биологии и медицины, а также для преподавателей, студентов и аспирантов химических, биологических и медицинских специальностей вузов.