Андрей Башун
Беседы с учениками
Самое большое преступление, какое может совершить человек в своей жизни, – прожить её зря.
Вы держите в руках книгу, которая является своеобразным продолжением «Беседы с ангелом». Но не спешите сразу откладывать эту книгу в сторону из-за того, что Вы не читали предыдущую. Ведь если она попалась Вам на глаза, значит, для чего-то это нужно.
Эта книга полноценна сама по себе, по своему содержанию, несмотря на то, что герой – Михаил Воробьёв – пришёл сюда со своим багажом из прошлой книги. Поэтому, если у Вас и возникнут поначалу какие-то трудности в понимании сюжета, по мере продвижения по тексту они исчезнут.
Эта книга не детектив и не роман с закрученной интригой, в которой главное – уследить за развитием сюжетных линий. В ней Вы найдёте скорее повод для серьёзных размышлений, нежели средство для приятного времяпровождения (или «убивания» времени). Это чтение другого характера.
Между написанием первой и второй книги прошло около двух лет. За это время изменилось многое, и изменился сам Михаил. Он нашёл учителя – Генадия (да-да, в его имени одно «н», это не грамматическая ошибка), и уже принялся осваивать азы практических знаний совершенствования человека. Поэтому, возможно, те, кто знакомы с ним по первой книге, могут удивиться его некоторой «бесцветности». Ведь раньше Михаил спорил, активно возражал, а тут – сплошные «спасибо» да «извините». Но это не результат его бесхарактерности, просто он начал заниматься практикой, многое узнаёт, понимает, пересматривает…, меняется и его отношение к окружающему, к жизни. Как меняется? Об этом Вы можете узнать из книги.
Дорогой читатель, приглашаю Вас заглянуть за грань обыденного опыта и посмотреть на многие вещи совсем другими глазами.
Очень хочется, чтобы читающий тоже думал, сопоставлял прочитанное со своим опытом и устремлениями. И из-за этого очень не хочется всё «разжёвывать»…
И пусть Вас не смущает манера изложения и подачи информации, просто примите всё как есть.
Андрей Башун
ГЛАВА 1-я , в которой сразу, без прелюдии, берётся, хоть и на детских примерах, но далеко не детская тема – что означает понимать жизнь?
– Учитель, скажите, пожалуйста, что это значит – понимать жизнь? Что это значит – общаться с ней?
– Миша, пожалуйста, зови меня просто Генадием. Ни тебе, ни мне эта официальность в общении, а ещё, не дай Бог, подобострастность, не очень приятна, да и ни к чему. Лучше называй меня по имени. А на твой вопрос давай-ка посмотрим вот с какой стороны: ты меня внимательно сейчас слушаешь?
– Да. Стараюсь, по крайней мере.
– А если ты вдруг о чём-то своём задумаешься? Прямо сейчас, пока я говорю. Попробуй… и продолжай меня внимательно слушать. Ведь жизнь хочет от тебя… Миша, аллё! –
Генадий с улыбкой пощёлкал пальцами перед моим носом. Я даже чуть не вздрогнул от такой неожиданно резкой перемены.
«А ведь он прав, – подумалось мне, – действительно, слушая кого-либо, особенно если говорится что-то малозначительное, мы запросто можем как бы уплыть в сторону от темы. А потом приходится опять въезжать в неё и даже извиняться перед собеседником и просить повторить последнюю фразу». – Я действительно, как и «заказал» Генадий в тот момент, взял и вспомнил о своей семье: как они там? И тут же потерял нить беседы. Генадий, заметив, что я его больше не слушаю, просто вынужден был вернуть меня обратно в наш разговор.
– Ну и как? – спросил он меня.
– Отвлёкся, по полной программе. И как-то совсем незаметно, что даже не понял, в какой момент, – ответил я Генадию.
– А теперь проведи аналогию: жизнь хочет от тебя того же, что и я – что бы ты был к ней внимателен и понимал её. Точно так же, как и в общении со мной, но только во много раз серьёзней. И когда отвлекаешься, она тебя сразу же начинает «трясти». Сначала потихоньку, а потом всё сильнее.
– Генадий, в общении с человеком вроде всё просто, а вот как этот диалог в жизни с самой жизнью происходит? Я ведь не веду постоянной беседы… ну… скажем, с каким-то внутренним голосом. Вы уж простите меня за очень даже может быть глупейшие параллели, – ну просто я так это пока понимаю. Или выйдя, на ту же улицу, увижу развешанные тут и там транспаранты, мол, «Миша, сюда не ходи, а ходи туда»? Или что-то такое в этом роде… Как?
Генадий улыбнулся, и я сразу вспомнил Ивана. Ангел часто так же улыбался, когда я начинал кипятиться, выражая своё нетерпение, и не понимая чего-то очень простого, блуждал где-то рядом с ответом, не находя его.
– Хорошо, пойдём от простого, – прервал он мои воспоминания. – Хотя и с человеком, поверь, не всё так просто. Ведь если ты действительно захочешь его понять, ты однозначно будешь относиться к нему, по крайней мере, уважительно. Не перебивать его, не перекрикивать, не требовать чего-то. А посмотри на эту проблему ещё и с другой стороны – он должен захотеть с тобой общаться, раскрыться тебе. И это впрямую зависит от твоего поведения и твоего к нему отношения. Так ведь?
– Безусловно, да.
– Но вернёмся к Жизни. Скажи мне, как ты узнаёшь о том, что хочешь есть?
– Ну… Чувство голода, аппетит появляется. – У меня возникло ощущение, что я начинаю догадываться, куда клонит Генадий. – Чувствую нехватку внутренней энергии.
– То есть, ты «услышал» свой организм?
– Ну да… И в машине, если я не заметил сигнала о том, что кончается бензин, я могу где-нибудь застрять. Во! Точно! Значит, в следующий раз буду внимательнее!
– Естественно. И улицу лучше переходить на зелёный свет светофора, а то могут быть неприятности. Но со светофором и с сигнализацией в машине всё просто. Эти сигналы прямо перед носом. На различных курсах тебя даже учат…, да прямо с детского садика…, правилам дорожного движения и тому подобное. Ну, тут всё, по-моему, ясно. А наверняка у тебя бывали ситуации, когда ты, грубо говоря, «пролетал»?
– И не раз, – чуть смущённо улыбнувшись, я ответил Генадию. – Порой как рыба об лёд бьёшься, а толку – ноль.
– К примеру, пришёл с чем-то к чиновнику, а тот…
– Ну да.
– Многое, конечно, в этой ситуации зависит и от того, насколько ты к ней сам подготовился. Ведь, если ты недостаточно владеешь темой, то – пара вопросов в сторону, и ты становишься очень неубедительным. Поэтому просто на одном энтузиазме, ворвавшись в кабинет, многого не выжмешь. Предмет, тему, вопрос, с которым ты пришёл, желательно знать основательно. В принципе, это даже проявление неуважения к этому же чиновнику – просто отнимать у него время. Ты должен чётко знать, что ты хочешь, и уметь это выразить по возможности кратко. Но, вернёмся к «пролётам». Наверняка ты играл с маленьким ребёнком в кубики?
– Да, – ответил я Генадию, а сам поймал себя на мысли, что уже не совсем и чувствую, куда он всё-таки клонит.
– Ты наблюдаешь, как малыш, сопя, высунув язык от усердия, старательно что-то выстраивает из этих кубиков. А потом, улучив момент, когда он отвернётся и потянется за очередным «кирпичиком», возьмёшь и, шутки ради, снимешь или переставишь какой-нибудь кубик. Бывало?
– Конечно. Мне даже было интересно понаблюдать за его реакцией. Заметит ли изменения? Что предпримет?
– И какие реакции ты у него наблюдал?
– Хм… сейчас… ну, первое – это удивление. Как так, всё сделал, а оно вдруг не такое, как хотел. Потом…, наверное, пока он просто не замечал моего вмешательства – упорство в том, чтобы сделать всё по-своему. А разок-другой, видать, когда я его сильно утомил, он просто расплакался. После этого я уже был осторожней, зная его реакцию.
– Подожди, подожди, Миша. Ты сейчас сам будь внимательнее. Неужели так сразу и расплакался? Малыш, что, твоего присутствия не учитывал или не замечал тебя?
– Нет, ну конечно, он меня видел, и даже смотрел на меня, не понимая, зачем я это сделал, зачем кубик убрал…
– Ну и…
– Поправьте меня, Генадий, если я не туда поверну… Он на меня смотрел, чтобы понять мою реакцию на свои действия? Как я…, что я хочу ему… нет, что я от него хочу? Так?
– Именно! Он по выражению твоего лица – а на нём вырисовываются все твои эмоции – силился понять, одобряешь или нет, ты его действия. Так ведь? Как ему поступать в дальнейшем? Упрямиться или уступить? А может, ты ожидаешь от него другого способа решения?
– Вот теперь, пожалуй, я «въехал». Может, я опять самонадеянно тороплюсь, но, Генадий, послушайте, если мне что-то не удаётся, то… хм, тут, наверное, есть несколько вариантов. Так?
– Давай, давай. Я тебя внимательно слушаю, – подбадривающе кивнул мне Генадий.
– Так… Первое – жизнь проверяет мою устремлённость. Сверну ли я, опущу ли руки, расхнычусь ли. Так?
– Хорошо, продолжай.
– Далее… она мне пытается показать…, нет, даёт понять, что можно попробовать этот желаемый результат достичь каким-то другим способом.
– Очень хорошо. Ещё что-нибудь есть?
– Ну и, наверное, что-то типа такого: стоп, это не для тебя, можешь не соваться, или не вовремя, или, тебе ещё рано. Так? Вроде больше ничего на ум не приходит.
– Не забывай ещё одного – мы ведь про чиновника разговор затеяли, – Генадий, взглянув на меня и убедившись в том, что он не ошибся, продолжил.– Так вот, этот чиновник хорошо воспитывает тебя. А ты, в свою очередь, хорошо воспитываешь его самого. Встречаясь, общаясь, доказывая, споря и тому подобное. Но повторюсь, если ты сразу подойдёшь к нему с неуважением, то диалога не будет. Именно этого, для начала, он от тебя и потребует. Без этого диалога вообще не будет. И это нормально. Ты бы на его месте точно так же поступил. Вообще-то, такое отношение должно быть выработано ко всем без исключения, а не только к лицам высокопоставленным. Здесь я имею в виду корректное, уважительное отношение к человеку, а не какие-то крайности: заискивание, наглость или что-либо подобное. Вот хотя бы начальный момент воспитания. Дальше – больше. Чтобы наладить с ним взаимоотношения, ты будешь стараться его почувствовать, понять. И этот процесс налаживания общения будет идти столько, сколько необходимо. И может, даже не с первого раза. Пока вы не найдёте общего языка и не станете доверять друг другу, хотя бы на начальном уровне. Я сейчас не говорю о технической стороне дела. Только о твоей готовности к началу общения. Тут пока всё ясно?
– Даже слишком. Только одно маленькое «но».
– Какое?
– Я понимаю, что жизнь, этой, вроде бы на первый взгляд, неудачей…что-то показывает. Я правильно понял? – сделав акцент, уточнил я у Генадия.
– Да. Любой опыт, даже отрицательный, всё равно хороший опыт, он ведь чему-то учит. Но, продолжай.
– Показывает. Это-то я понял. Но, что именно!? Какой из трёх вариантов? Хотя, я так понимаю, их, наверное, всё же больше? Как вот это, главное, понять? Какой вариант выбирать-то?
– Вот тут, Миша, пора вспомнить, как твой маленький сын заглядывал в твои глаза, пытаясь разобраться в том, что ты от него хочешь. Он искал в них или одобрение, или подсказку. Теперь понял?
– Значит, я должен увидеть это же самое у жизни?
– Да.
– Но как?!
– Надо замолчать.
– Не понял. Что значит замолчать?
– Я имею в виду не просто прекратить разговаривать, а замолкнуть внутренне. Когда твой интеллект перестаёт быть похожим на котелок с кипящим супом, жизнь сможет подкинуть тебе интересную и нужную идею. И она к тебе в этом случае, меж твоих бесконечных мыслей, сможет пробиться. Велик шанс того, что ты её заметишь. Теперь яснее стало?
– А чем я тише, тем интереснее мысли мне будут приходить?! Кажется, теперь всё ясно, – удовлетворённо подытожил я.
– Не торопись, – притормозил меня Генадий, из-за чего я немного напрягся – да неужели я настолько самодовольно глуп? Блин, с ангелом постоянно утыкался носом, теперь и тут также? – это только начало. Если ты занимаешься практикой своего развития, тренируешь свой организм, готовишь его к этому – всё более глубокому затиханию, ты этот уровень можешь пройти довольно быстро. И дальше, кроме мысленных подсказок, ты сможешь видеть эти подсказки во всём, что тебя окружает. Надо быть только очень внимательным.
– Генадий, извините, не понял. Что значит – во всём?
– Допустим, мимо тебя прошли два беседующих человека, и ты услышал какую-то часть брошенной фразы, и она натолкнула тебя на решение твоей проблемы. Да хоть газетный заголовок, случайно увиденный на витрине киоска, обрывок песни, комбинация цифр на номере автомобиля, который обдал тебя грязью из лужи. Масса вариантов, но… только если готов и хочешь видеть, слышать и понимать.
– Да-а…
– Тут, Миша, только в мистику не впадай. Не стоит сразу выскакивать на улицу и выискивать эти самые знаки судьбы. В принципе, если готов, то увидишь и услышишь всё, что нужно, не сходя с этого места, – засмеялся Генадий…
***
ГЛАВА 2-я . Как лучше всего относиться к жизни.
– Мы разговариваем не с жизнью, а с тем, что стоит за жизнью… Жизнь азартна, иначе она была бы неинтересна. И нас подталкивают к тому, чтобы так к ней и относиться. То есть, как к игре, пусть и азартной. Не драматизировать и не преувеличивать серьёзность, но и не игнорировать её.
Взрослые воспитывают ребёнка через игру. Малыши играют, но за игрой стоит воспитатель. И, когда необходимо, вмешивается. Если перенести эту схему на наше общество, то сегодня мы играем в капитализм, как вчера играли в социализм. А необходимо выйти из игры и перейти к учёбе.
…В церкви к НИМ обращаются – к тем, кто стоит за жизнью. В основном это просьбы. Но у НИХ. Мы же стремимся навести «мост» к НИМ. И, при правильном отношении, мы всё получим. Всё, что нужно. ОНИ же видят, что нам действительно надо. Как любая нормальная мать «видит» своего ребёнка, чувствует его. Так и здесь, только в миллион раз глубже. ОНИ нас знают лучше, чем мы сами себя знаем! Вот это, Миша, не забывай… Тут трудность в одном – нужно время, чтобы подготовить свой организм к этому диалогу с НИМИ. А ИХ помощь – это единственный способ, как быстрее пройти ПУТЬ к выходу из игры.
ОНИ заинтересованы в том, чтобы на Земле было больше ИХ представителей. ОНИ ждут нас…
***
– Миша, а что лежит в основе любой религии?
– Вера. Это мы еще с Иваном проходили.
– Правильно. База всему – ВЕРА. Я или верю, или не верю. Другого нет. Ведь, если я не верю, то со мной нет смысла о чём-то серьёзном говорить – это будет просто пустой тратой времени… Чем серьёзней разговор, тем значимей фактор веры. В первом классе разговор ведётся на уровне первого класса, и темы десятого там поднимать нет смысла – только голова распухнет. Но по мере роста будут даваться новые знания и новые возможности. Но, повторюсь, чем серьёзней разговор, тем значимей фактор веры. Не фанатизма, а веры… То есть, не просто вырвать цитату из текста и тупо этому следовать, не пытаясь даже добраться до истинного смысла сказанного.
На определённом этапе обучения я всё равно подойду к этому. Это как в комнату невозможно зайти на 30 или 70 процентов. Я или зашёл, или не зашёл. Я или полностью иду на процесс обучения, то есть, абсолютно доверяю ему, или в чём-то сомневаюсь – в нём, в себе, в учителе, или ещё Бог знает в чём, но только в сторонке. Пока сомнения не пройдут…
***
– Миша, а ты можешь купить своему сыну знание таблицы умножения? Не отвечай, по-моему, всё ясно. Ты можешь нанять толкового репетитора, который подскажет ему, как освоить её быстрее, но саму таблицу будет осваивать твой сын. Сам. Так и в практике – можно, скажем, приобрести право доступа к ней, но осваивать её придётся только самому, своим трудом.
Это как покупать здоровье… Можно заплатить за рецепт, за совет, рекомендации, но следовать им придётся самостоятельно. Это так, и только так. Если через жизнь тебе дали шанс подойти к Знаниям, надо этим дорожить. Другого такого раза уже может и не быть.
***
– Пока «кубики» для тебя представляют большую ценность, ты за них цепляешься. Ты ищешь любые подсказки только из-за того, чтобы с этими кубиками поменьше «пролетать». Это естественно… пока естественно. Но потом, с возрастом, ты будешь понимать, что задача жизни, а вернее тех, кто стоит за ней… Подожди… Чтобы было более ясно, вернёмся снова к кубикам и детскому саду. Дети играют, а за игрой, напомню, наблюдает взрослый. Эту игру, соответствующую их возрасту, он им и даёт. Цель – через эту игру что-то в детях развить, какие-то необходимые в жизни качества. И не просто номинальные качества, такие как: сила, ловкость, реакция и так далее, а… Смотри, даже сказки, которые мы читаем нашим детям, пусть наивные, пусть фантастические – это неважно, ориентированы на что?
– Генадий, я, наверное, долго ответ жевать буду.
– Смотри, как всё просто – в них ведь высмеиваются все негативные качества человека. Зависть, злоба, страх, глупость, жадность… Ну, ты понял. И ориентируются они на положительные качества. То есть, мы детям прививаем подход к жизни с позиции добра. Но, вернёмся к играм. В них, как мы уже выяснили, дети оттачивают какие-то необходимые грани – смекалку, ловкость, силу, ну и так далее. И когда игра перестаёт отвечать уровню развития ребёнка или его темпу роста, то воспитатель даёт другую, более серьёзную игру. Но ЦЕЛЬ всех этих игр не направлена на то, чтобы выявлять самого «крутого» игрока, как ты понимаешь, а, так или иначе, подготовить человечка к школе, где он будет уже учиться. Ты, как мне кажется, уже уловил, что жизнь, в принципе, – это и есть заданная игра, только серьёзная и азартная. И на пределе возможностей. Чтоб не расслаблялись. И с нами ОНИ через жизнь, то есть – «игру» – и общаются. Уж очень огромная разница между НИМИ и людьми, поэтому общение и идёт через игру-жизнь. Так ИМ удобнее. И задача этой игры – вывести человека на самостоятельную учёбу. Как ты теперь понимаешь, проще это делать непосредственно с ИХ помощью – тех, кто стоит за игрой. Но для этого надо подготовиться к ОБЩЕНИЮ, а это определённый труд по перестройке всего организма. Часто в обществе такой труд называют духовным, но это всё же не достаточное, не полное определение, к тому же очень тесно связанное с религией. А практика развития человека, через развитие сознания, с религией никак не связана… хотя выражение – «развитие сознания», тоже не совсем корректно, но прими его пока таким. Просто так пока удобнее. Дальше, занимаясь, ты будешь понимать весь этот процесс значительно глубже и яснее.
– Генадий, а если человек по каким-то причинам не хочет или не может учиться?
– На Востоке так говорят: «Человек недостаточно хочет, поэтому и не может». Всему можно научиться. А игры жизнь будет менять в зависимости от возраста игрока.
А как бы ты сам, Миша, повёл себя на ИХ месте? Тебе, предположим, дана задача – подготовить группу детишек к школе. Ну, тем, кому год-два, Бог с ними – время ещё терпит, а тем, кому через 4-5 месяцев в школу? И опоздать невозможно. И вот ты пытаешься им что-то передать, чему-то научить, а им, мягко говоря, не до тебя. У них, понимаешь, кубики, формочки. Да так всё, понимаешь, серьёзно, что даже не подходи. Только фантики летят в разные стороны. Короче, они по уши во всём своём, и ты в их схему ну никак не вписываешься. Каковы будут твои действия?
– Понял. Придётся, где надо, гаечки подкрутить, режим, дисциплинку наладить, может даже придётся особо ретивых наказать. Что и для примера, кстати, хорошо будет.
– Верно. То есть, ты заставишь их обратить на тебя внимание и считаться с тобой. Вот и проводи аналогии с жизнью в нашем обществе. Только в виде «гаечек» будут различные формы страдания – болезни, несчастья, войны и тому подобное. Ведь страдания хорошо меняют человека. А цель всего этого одна – чтобы человек развернулся лицом к жизни да начал понимать и делать то, что она от него хочет. Для чего он, собственно-то, и родился здесь…
***
ГЛАВА 3-я. Кто, кому и что доказывать должен? Что есть движитель развития? Все мы, каждый по-своему, гладиаторы.
– А как это доказать людям?
– Что доказать, Миша?
– Что эта духовная практика поможет человеку.
– Миша, слово «духовное», как я уже говорил, к данной практике отношение имеет очень опосредованное. Это определение относится к религиозной деятельности. Этим термином можно определить участок развития человека только до уровня чистого сознания. А практика готовит его к становлению на Путь и движению по нему значительно, значительно дальше, чем этот первый рубеж. Кстати, этот первый рубеж часто называют Пробуждением, что тоже неверно. В социуме пока нет должного понимания в этой сфере, поэтому часто неверно, используют различные термины и понятия. Но давай более подробно вернёмся к этому немного позже.
– Я понял, Генадий.
– Но, вернёмся… Так вот, это человек должен доказывать свою готовность к практике, а не наоборот. Попробуй получить образование в престижном ВУЗе, устроиться на престижную работу. Ведь тебя будут проверять. Годен ли, соответствуешь ли? Или не так?
– Да, но в данном случае это уже сложившаяся традиция. А практика – нечто новое, даже подозрительное.
– Какая же это традиция? Это обычный здравый смысл. И здесь то же самое. Но, хорошо, Миша, а как ты себе представляешь доказательства, скажем, профессора математики в детском саду? Он что, матрицы и интегралы на доске рисовать будет? Поражать воображение детей дифференциацией и интегрированием? Да они этого просто не поймут. Даже как «чудо» у них это не пройдёт. Просто не поймут. Ну, а то, что учиться в школе придётся, и той же математике, у тебя, у взрослого, надеюсь, сомнений не возникает?
– Естественно, нет.
– Поэтому профессора в детские сады и не ходят. Там достаточно нянечки и воспитательницы. И эта система работает. Но сам профессор профессором не сразу родился. Он ведь этой науке учился. И где? Да в этой же системе образования, куда детский сад, как начальное звено, и входит. И теперь этот профессор является в обществе примером и авторитетом в своей области. И пусть даже при этом ох как далеко не все понимают то, над чем он трудится и, что он говорит, особенно в детском саду.
За его словами стоят дела. Это и делает его авторитетом. Так и в нашем с тобой случае – обществу нужен пример. И не просто пример чудес заезжих мастеров. Скажут: ну, это у них там всё такое особенное. То есть, такой ход не пройдёт. Нужен свой пример, местный. Наши люди. И не один-два, а хотя бы 30-40 для начала. Тогда им поверят. Не сразу, но поверят. Да и чудеса они смогут показывать, какие захотят. Если захотят! Главное, покажут пример отношения к жизни, как жить счастливо и зачем жить, а то ведь многие даже не знают, что это такое. Нужен пример.
В некоторых регионах Востока уважительное отношение к духовной практике и практикующим сохранено в традициях, в культуре. Это закладывается в воспитании. И там самой практике не надо ничего доказывать…
Посмотри, как можно поставить дело – подрастающее поколение видит впечатляющие результаты в спорте, науке, искусстве и так далее, в любых областях, и для них это что-то на уровне чуда. И мастера, которые это делают, ко всему прочему, ещё и СЧАСТЛИВЫЕ люди. Молодёжь тоже захочет так уметь. И они пойдут постигать мастерство. Но сразу будет говориться, что уровень гениальности и помощь от СТАРШИХ возможны только в случае глубокой гармонии с жизнью. А это значит, что сразу автоматически подтягиваются и все лучшие человеческие качества. То есть, человек, для начала, должен становиться очень честным, порядочным и к другим, и к себе, и к жизни. Вот чему сразу учить надо, что изначально закладывать надо. Тогда можно рассчитывать на помощь от НИХ. А ОНИ, как ты уже убедился сам лично, многое могут.
– Да. Я бы даже сказал, что не многое, а ВСЁ.
– Для нашего уровня, да – ВСЁ. Но ОНИ… знаешь, ведь правильно говорят: чем умнее человек, тем он больше учится. ОНИ тоже учатся. Чтобы идти ещё дальше, чтобы знать, уметь, мочь ещё больше. ОНИ это поняли. Собственно, поэтому ТАМ и находятся. И нам ещё помогают… Давай вернёмся к спорту. Основная его задача – воспитание человека через физическую культуру. Значит, этот процесс важен, как процесс воспитания и становления человека. Но если процесс превращается только в систему зарабатывания денег или «эгоистических достижений», то он выхолащивается и, в принципе, теряет смысл. Я имею в виду смысл с точки зрения жизни. Посмотри на само слово СПОРТ – это «СПОР» и «Т», то есть, «Т» – «Тупик». Так даже в правилах дорожного движения тупик обозначают – «Т» – проезда не будет. Значит спорт – это ни что иное, как «спор втупую». Это становится обычной профессией со всеми издержками, но никак не искусством или творчеством. И на этом развитие человека заканчивается. Всё постепенно сводится к обычной, рутинной работе, которая со временем становится просто в тягость. Даже возьми само слово «работа» – там же корень – «раб». Он постепенно становится просто заложником.