banner banner banner
Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки и тайны
Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки и тайны
Оценить:
 Рейтинг: 0

Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки и тайны


В 2003 году во время сноса старого здания, расположенного неподалеку от Серафимо-Алексиевской часовни, рухнули деревянные перекрытия, таившиеся глубоко под землей. В образовавшемся схроне строители нашли несколько армейских ящиков с холодным оружием, ассигнациями и серебряными монетами царской чеканки, что дало повод вновь заговорить о нераскрытой по сей день тайне адмирала Колчака.

Новосибирск

Несмотря на свою относительную «молодость», подземные сооружения столицы Сибири города Новосибирска также хранят немало загадок, над которыми исследователи-энтузиасты бьются еще с середины девяностых годов XX века. В частности особый интерес для диггеров представляет загадочное четырехэтажное сооружение под Театром оперы и балета, напоминающее громадный бункер. По свидетельствам историков и краеведов это сооружение было построено в 1943 году по особому приказу из Москвы, и, вполне возможно, являлось одним из многочисленных подземных убежищ, предназначавшихся для высшего руководства СССР. В 2001 году исследователи новосибирских подземелий сумели обнаружить тоннель с проложенной в нем узкоколейкой, которая вела к комплексу сооружений железнодорожной станции Новосибирск и зданию Речного училища. В том же году во время рытья траншеи неподалеку от училища проходчики наткнулись на галерею кирпичной кладки, куда вскоре ради любопытства спустились двое курсантов училища. По словам одного из них, пройдя несколько десятков метров, курсанты увидели, как галерея расширяется, и вскоре они очутились в огромном тоннеле, напоминавшем метро, с электрическими лампочками и железнодорожной колеей. По мнению диггеров, этот тоннель в сороковые-шестидесятые годы прошлого века вел в сторону городского аэропорта, охватывая здания штаба Сибирского военного округа и ВВС, а также школу КГБ на Красном проспекте, являясь одним из наиболее засекреченных подземных объектов Новосибирска. Увы, но с развалом СССР полная информация о данном объекте, как и о многих других аналогичных загадочных сооружениях, в наши дни, к сожалению, оказалась безвозвратно утерянной.

4. Предания о Золотой Бабе

В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия. Солнечная Баба озаряет ослепительным светом окрестности, куда стекаются пастухи, охотники, воины и вожди племен для священного поклонения. Наступает день, когда солнечное божество издает громогласный звук, похожий на звук тысяч труб и извергает из своего чрева дух плодородия. И в тот же миг зеленеет земля, дают приплод и дикие звери и домашние твари, а у счастливых матерей рождаются долгожданные дети!

В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.

Еще одно повествование, относящее к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние…

* * *

Эти, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента – Золотой Бабой. Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к «Софийской летописи» 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, живущим в северных лесах и поклоняющимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г.Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе, как «Золотая Баба». В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг-друга едяшех и молящихся идолу златому».

Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А.Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор. Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, также лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу. Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности Ю.Крижанич пишет, что доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом». Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца по рассказам местного населения узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.

* * *

История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г.Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов. М.Алексеев уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки. Новосибирский историк Н.Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов. Ряд же других исследователей выдвигают версию того, что Золотая Баба есть ни что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золото истукана для украшения строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.

Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров, который выполнял у северных народов функцию, аналогичную Новгородскому вече.

* * *

Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов, и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле есть объект внеземного происхождения – робот изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки. По мнению уфологов этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практических всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал. В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившемся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.

Со временем, считают уфологи, загадочный механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине семидесятых годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры установленной на вертолете, в районе города Салехард. Но сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным. В середине восьмидесятых годов группа Томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.

5. Байкальские легенды

«Славное море – священный Байкал!..» – эти слова из известной народной песни как нельзя лучше характеризуют отношение коренных и пришлых народов Сибири к крупнейшему на планете пресноводному озеру.

С Байкалом связано множество легенд, накопленных коренными народами за тысячелетия их соседства с уникальным озером. Так, в частности не одно столетие бытует предание о том, что Байкал связан неким сакральным тоннелем с Охотским морем, отстоящем от Байкала почти на полторы тысячи километров. Народности, проживающие по берегам Байкала верят в то, что души их праведных умерших сородичей живут в водах озера. И если уплыть далеко от берега, то иногда их бестелесные лики можно наблюдать парящими над водной гладью. С этим преданием тесно связано поверье о том, что ни в коем случае нельзя тревожить гнезда байкальских чаек, ибо считается что эти сильные птицы могут выклевать глаза у умершей души, чьи живые родственники нанесли им вред.

Еще одна легенда имеет отношение к знаменитому Вороньему камню – огромной гранитной глыбе, свисающей с каменистого утеса над прозрачными водами озера. Считается, что когда наступит конец времен, Вороний камень упадет в озеро и его воды неудержимыми потоками начнут затоплять землю. После сильного землетрясения 1926 года старейшины опасались того, что гранитная глыба скатится в Байкал, и тогда неминуемо наступит конец света. К счастью в тот раз Вороний камень устоял. Однако туристы и исследователи, занимающиеся изучением природы Байкала, уже в конце 80-х годов прошлого века заметили у основания Вороньего камня трещины и разломы, что свидетельствовало о начале разрушения подножия камня. Вполне возможно, если в тех краях произойдет очередное землетрясение, гранитный монолит все же упадет в озеро. Вот только что случится на земле после этого – предсказать не берется ни кто.

* * *

Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно нему глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась Золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах гор и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что многие века спустя огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству. Однако постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от его почитания у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний…

Отголоски этой легенды находили свое отражение в ритуальных обрядах бурятов, монголов, агинцев вплоть до первой четверти XX века. Известно, что монгольские армии, двигавшиеся с юга на северо-запад в XII–XIV веках, приносили кровавые жертвы байкальскому божеству, вырезая окрестные селения и сбрасывая трупы их жителей в воды озера. Тем самым монгольские военачальники пытались привлечь на свою сторону ратную удачу. Эвенкийские, ненецкие и якутские царьки до времени окончательного освоения Зауралья Россией в XVII веке, слали послов с богатыми дарами к берегам Байкала, которые, соорудив ладью и поместив на нее жертвенных животных, меха и самоцветы, отправляли ее в плавание по озеру.

Уже в XX веке некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что легенда об огненном драконе имеет под собой реальную основу. В частности сохранилось немало свидетельств встреч рыбаков, путешественников и исследователей-энтузиастов с необычным крупным существом, обитающем в Байкале. Проведенные в конце 80-х годов эхолокационные обследования дна озера зафиксировали некий крупный движущийся объект, длина которого составляла более тридцати метров. Однако до настоящего времени документально подтвердить существование легендарного огненного дракона так и не удалось.

* * *

Более пяти столетий назад вместе с традиционными языческими верованиями в байкальской местности начал распространяться буддизм. Во многом этому способствовали кочевые племена маньчжуров, монголов и других народностей Центральной Азии. Именно в это время Байкал становится одним из древних центров буддистской религии. На его многочисленных островах возводились храмы-дацаны, особая энергетика священного озера притягивала к себе монахов и отшельников, искавших просветления среди суровой и одновременно неповторимой природы Байкала. С некоторыми из них связан ряд поздних легенд и преданий. Так на рубеже XIX–XX веков большую известность приобрел буддистский отшельник Хан Будак, живший на Байкале на острове Ольхон. Случайно обнаруженный рыбаками-староверами, этот человек на долгие пятнадцать лет стал объектом поклонения людей разных вероисповеданий. Хан Будак обитал в пещере и его никто и никогда не видел. Лишь только его необычно высокий гортанный голос, вещавший из-за каменной перегородки с узким отверстием, указывал на его существование.

Согласно многочисленным слухам и преданиям, возникшим вокруг Хана Будака, этот отшельник имел не то бурятские, не то эвенкийские корни и говорил на очень древнем наречии, на котором когда-то общались все азиатские народы. Местное население приносило в пещеру к невидимому отшельнику дары – рыбу, пушнину, дичь. Однако, по свидетельству паломников, все принесенные продукты оставались нетронутыми, и потому употреблялись в пищу приезжавшими за помощью к Хану Будаку людьми. Само же общение паломников с таинственным отшельником строилось по следующему принципу: если гость задавал вопрос о каком-либо действии или поступке и не слышал в ответ никакого звука, то этого делать не следовало. Если же на заданный вопрос отшельник начинал что-то бормотать – вопрошавший находился на правильном пути.

В рождественскую ночь 1914 года отшельник вдруг замолчал. Как оказалось, навсегда. Старики стали утверждать, что исчезновение Хана Будака – есть предвестие страшных бедствий. Была вскрыта каменная перегородка, из-за которой вещал отшельник. В небольшом каменном гроте, не имевшем никаких ходов, исследователи наткнулись на деревянные башмаки очень маленького размера. Более ничего не указывало на недавнее присутствие в этой мрачной камере таинственного предсказателя…

* * *

Уже в наши дни, отплыв далеко от берега, многие туристы и путешественники становятся свидетелями необычного явления, когда в тумане вдруг появляются очертания скачущей конницы. Местные жители связывают с этим явлением еще одну легенду. Согласно ей несколько столетий назад, когда зима выдалась настолько холодной, что все озеро покрылось толстым слоем льда, грозный и жестокий бурятский правитель Хасан Чосон, собрав несметную армию, двинулся покорять эвенкийские племена. Чтобы сократить путь, конница правителя направилась по льду Байкала к противоположному берегу. Но, видимо, боги разгневались на жестокого бурятского царя. Когда армия Чосона оказалась уже на самом центре озера, лед треснул и тысячи его воинов пошли ко дну. С тех пор, будто бы неупокоенные души воинов этого безрассудного правителя, пытаются сделать то, что им не удалось совершить при жизни – перейти озеро.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)