Книга Проповеди - читать онлайн бесплатно, автор Алексий Московский Святитель
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Проповеди
Проповеди
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Проповеди

Алексий Московский

ПРОПОВЕДИ

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ

«Бысть Иоанн, крестяй в пустыни и проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов». (Мк.1:4)

Все вы, дорогие, без сомнения благоговейно чтите Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Но вникали ли сердцем своим в его проповедь, которая некогда подвигала всю страну Иудейскую на берега Иордана и приготовила людей к принятию Спасителя? Не для одного своего времени, а для всех времен он есть великий учитель покаяния. Слово его имеет великую силу смирять сердца и располагать их к принятию спасительной благодати.

«Покайтеся, приближается бо Царствие Небесное» (Мф.3:2) – вот начало проповеди Предтечевой.

Царство Божие близко ко всем нам, но от нашей собственной воли зависит то, чтобы оно к нам пришло, для нас настало. Первое условие к принятию благодати спасения есть покаяние. Отложив гордость, забыв все мирские почести и преимущества, каждый из нас должен сознаться, что он тяжко неправ пред Богом, что если Господь не подаст ему руки помощи, как некогда Петру, утопавшему, он погибнет в бездне греховной, в таком сознании к Нему, Единому Ходатаю нашего спасения, устремить все сердца, с надеждою помилования и избавления.

«Уже бо и секира при корене древа лежит; всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10). Страшны эти слова: ах, если бы мы чаще вспоминали их! Помни, каждый человек, что секира гнева Божия лежит у корня твоей жизни… Одно слово, одно мановение Владыки – и жизнь сразится косою смерти. И тогда все кончено: после смерти покаяния нет! Между спасенными и погибшими утвердится непроходимая бездна, и целые века безполезных раскаяний и мучительных страданий настанут для того, кто вовремя не хотел смириться и раскаяться.

«Емуже лопата в руце Его, и отребит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим» (Мф.3:12). Теперь Господь терпит и худых людей наравне с добрыми, и будет терпеть до Второго пришествия. Но тогда очистит Царство Свое от всех нечестивых. Никакая скверна в нем не потерпится. Одни только благословенные Отца останутся в Его Царствии, а те, которые не вняли голосу благодати, призывавшему ко спасению, а погубили свою жизнь в суете, в служении страстям, будут ввержены в страшный геенский огонь.

Но покаяние, по слову великого учителя, должно состоять не в одних словах и воздыханиях. «Сотворите убо плод достоин покаяния» (Мф.3:8).

Искренно, от всего сердца пожелайте отстать от тех беззаконий, которые сознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра и правды.

Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо, как спасение нашей души? «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12), – сказал Спаситель наш. Показать Господу исправление жизни может каждый в пределах того звания, в которое поставлен Провидением. Креститель не осуждает должности мытарей, которая была в презрении у евреев, а требует только, чтобы они не брали больше надлежащего (Лк.3:12–13). Воинам внушает, чтобы они никого не обижали, не клеветали бы и были довольны своим жалованьем (14). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией: это дела милосердия. «У кого две одежды, – говорит Креститель, – тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (11).

Дорогие! Недавно вступили мы во врата нового года; в эти минуты, которые так трепетно мы встречаем, не сказала ли нам совесть: надо бы обновиться душой, надо бы многое и многое оставить или изменить в проведенной доселе жизни?

Да коснется же нашего сердца проповедь Предтечи, которою открылось на земле Царство спасительной благодати! Аминь.

1915 г., января 4 дня.[1]

СЛОВО В ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ[2]

Перенесемся мыслию, дорогие, на то священное место, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа. И вот нашему взору предстает глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина Иорданского события. Когда Иисусу Христу минуло 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ, и сказал, что Он тоже пришел креститься.

Бог открыл Иоанну, Кто был подошедший к нему, и он воскликнул: «Мне надо креститься от Тебя». Но Иисус ответил: «Не удерживай Меня, ибо так должны мы исполнить волю Божию». При этих словах Он сошел в воду, и когда Он погрузился, то открылось небо, и Святой Дух сошел на Него в виде голубя, послышался Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Иоанн крестил народ крещением покаяния. Но неужели и у Безгрешного, Святейшего Богочеловека Иисуса Христа были грехи, были такие привычки?

Разумеется, нет. У Него не было грехов. Ему не в чем было каяться… Да, у Него не было Своих личных грехов, но на Его Божественной совести тяготел мировой грех. Основатель Нового Царства, основа которого – самоотверженная любовь, по которой познаются члены этого Царства, с самого начала Своего служения дает миру образец этой любви. Как пастырь, когда пред ним кается грешник – духовный сын, берет на себя его сердечные, покаянные боли и возносит эти плачи к Господу как бы свои собственные, так и Христос, Божественный Пастырь, когда застонала Палестина покаянными воплями, Всевидящим Оком Своим видя всю пучину греховного мира, преклонил Свою Главу под руку Предтечеву, слагая под нее Свою молитву об этом покаянии и очищении мира греховного. Вот, дорогие, как надо любить ближних! Надо страдать его скорбями, болеть его болезнями. Дивное зрелище! Царь Вселенной крещается от раба, Творец морей и вод нуждается в воде крещения, Содержащий рукою всю тварь преклоняется под руку Предтечеву. И всё – нас ради, человек! Бог умаляется паче всех сынов человеческих. Вот какова Христова любовь. Вот в чем закон, вот в чем правда сей любви.

Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Тот, кто не умеет смиряться перед рабом своим ради спасения ближнего, кто не умеет забывать своей личности, когда дело идет о благе ближнего, тот не имеет в себе духа истинного смирения, а где нет смирения, не может быть никакой добродетели. А тут, как бы желая усилить страдания Иисуса Христа, Сам Бог Отец вещает с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», а Дух Святой нисходит в виде Голубине. И Сей-то Истинный Сын Божий, полнота Духа Святаго смиряется, научая и всех нас этому смирению. Идем, дорогие, да узрим Христа Избавителя от Предтечи крещаемого в струях Иорданских; придите, встретим явившегося Владыку. Аминь.

1915 г., январь.

[3]†28.1.1568) – уроженец Вологды. После смерти жены поступил в обитель, основанную прп. Димитрием Прилуцким. Замыслив основать обитель в полюбившейся ему Тотьме, испросил благословение на открытие Спасо-Суморинской обители (1554), где провел остаток дней в подвигах. Братию он поучал прежде всего житием своим. Первая икона прп. Феодосия появилась уже в 1626 г., служба – в 1729 г., а нетленные мощи были обретены 2.9.1796 г., когда в обители стали копать рвы под фундамент для постройки новой каменной Вознесенской церкви.

Угодник Божий был прославлен в 1798 г. И Батюшка (о. Алексий – С. Ф.) и о. Сергий особенно чтили мало известного широкому кругу верующих святого – преп. Феодосия Тотемского, частица мощей которого была в храме у Батюшки. К этому Преподобному у о. Сергия была особенная близость. В последнее свое свидание с одной духовной дочерью он сказал ей: «До сих пор вы просили меня молиться за вас, а теперь просите преподобного Феодосия. Он всегда был скоропослушлив к моим просьбам. Верю, что и вас, моих духовных детей, он не оставит своей помощью» (Надежда. Вып.16. С.98).» [Проповедь произнесена 28 января (день памяти прп. Феодосия), до революции.

Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.

Прп. Феодосий Тотемский (Суморин, †28.1.1568) – уроженец Вологды. После смерти жены поступил в обитель, основанную прп. Димитрием Прилуцким. Замыслив основать обитель в полюбившейся ему Тотьме, испросил благословение на открытие Спасо-Суморинской обители (1554), где провел остаток дней в подвигах. Братию он поучал прежде всего житием своим. Первая икона прп. Феодосия появилась уже в 1626 г., служба – в 1729 г., а нетленные мощи были обретены 2.9.1796 г., когда в обители стали копать рвы под фундамент для постройки новой каменной Вознесенской церкви. Угодник Божий был прославлен в 1798 г.

И Батюшка (о. Алексий – С. Ф.) и о. Сергий особенно чтили мало известного широкому кругу верующих святого – преп. Феодосия Тотемского, частица мощей которого была в храме у Батюшки. К этому Преподобному у о. Сергия была особенная близость. В последнее свое свидание с одной духовной дочерью он сказал ей:

«До сих пор вы просили меня молиться за вас, а теперь просите преподобного Феодосия. Он всегда был скоропослушлив к моим просьбам. Верю, что и вас, моих духовных детей, он не оставит своей помощью» (Надежда. Вып.16. С.98).]

Радуйся, яко верный раб пред Господем во вся дни благочестно шествовавый.

Из акафиста[4] преп. Феодосию Тотемскому.

При прославлении святого он невидимо присутствует с нами и поучает нас.

Преподобный (Феодосий) как бы так говорит всем нам:

Вы, дорогие, собрались почтить мою память, и я пришел к вам.

Смотрите, я был такой же человек, как и вы, но старался в течение всей земной жизни искать Цар.[ствия] Б.[ожия] и правды Его, но это все мне приложилось, заповедаю и всем: ищите прежде Царствия Б.[ожия] и правды Его [и] все приложится вам.

Начало помрачения ума прежде обнаруживается в лености к Божией Службе и молитве (Исаак Сирин).

Сколько ты велик, гов.[орит] Пис.[ание], столько и смиряйся и найдешь благодать у Бога. Много высоких и славных, но Бог прославляется чрез смирение. Чрез меру труда себе не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай.

• Религиозн.[о-]нр.[авственное] воспитание.

• Страх Божий.

• Живя в супруж.[естве] иск.[ал] Бога. Честно исполнял обязанности.

• Не надеялся на свои силы, просил преп. Димитрия [Прп. Димитрий Прилуцкий (†11.2.1392) – «спостник и собеседник» прп. Сергия Радонежского, восприемник одного из сыновей блгв. Вел. Кн. Димитрия Донского.

Основал в 1380-е гг. в пяти верстах от Вологды первый в этих пределах общежительный мужской Спасо-Прилуцкий монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса, установленного блгв. Вел. Кн. Андреем Боголюбским в 1164 г. в память о чудесной помощи, дарованной образами Спасителя и Владимирской Божией Матери во время битвы с волжскими булгарами (в житии именуемыми «татарами»).].

• Смиренно думая о себе, с уважением относился к другим. Постоянно думал о Боге, на варницах о Боге: «Бог прогнев[ается], Бог не велит это[го]», и образуется любовь к доброму.

• Придет юность, раскр. с трепет[ом] и вот будут полез…

Дор.[огие] бр.[атие], припадая с молитвою к мощам преп. Феодосия, примем от него наставление и самим жить и детей воспитывать и всех, кого можем, руководствовать в страхе Божием. Только Он, привлеченный духом любви, может и частную и общую жизнь нашу устроить, умирить, направить ко благу, к счастию земному и вечному блаженству. h4 (Чудеса преп. Феодосия):

• Монах Уар из Тотемского монастыря долгое время лежал в постели, у раки Преподобного почувствовал себя здоровым.

• В 1658 г., когда пошли на Иордань, загорелся пол. Сгорел пол и решетка.

• Импер.[атор] Петр I посетил 17 июля 1693 г. монастырь и возложил на изображение Преподобного янтарный образ Расп.[ятия] Христ.[ова] с позол.[оченной] цепью.

• Через 228 л.[ет] Вознесен.[ский] хр.[ам], постр.[оенный] в 1757 г., осел и потреск.[ался], в 1795 г. был разобран. 16 авг.[уста] 1796 г. копали фундамент для нового хр.[ама]. 2 сент.[ября] гроб найден, отломилась крышка и увидели схимника.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Мытарь и фарисей пришли в церковь помолиться, фарисей во время молитвы своей хвалился своими делами и осуждал других, а мытарь, в глубоком сознании своего недостоинства, молился так: «Боже, милостив буди мне, грешному». Первого осудил Господь, а последнего оправдал, говоря:

«Всякий возносящийся уничижен будет, а уничижающий себя – возвысится».

Дорогие, если смотреть на внешние поступки, а не на внутреннее расположение сердца, то фарисея никак нельзя назвать дурным человеком. Во всяком случае, он был человек безпорочный в гражданском смысле и наружно благочестивый. При всем том молитва его была отвергнута. Напротив, мытарь был не без грехов и пороков. Он сам сознает свою греховность и, однако же, молитва его была услышана. Почему же это так? А вот почему: фарисей молился высокомерно, – с таким настроением духа, в котором он сам весь обнаружился. Ведь в молитве люди высказываются такими, какие есть на самом деле и как живут. К жизни евангельского фарисея и его молитве можно применить слова Апостола: «Люди самолюбивые, сребролюбивые, гордые, надменные, злоречивые, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся» (2 Тим.3:2–5). Фарисей с надменностью держал себя по отношению к Богу.

Гордо вошел он в храм, стал впереди всех, на видном месте. В нем не заметно было никакого признака подобающего благоговения к Богу и Его Дому, он презрительно обращается с ближними. Считая себя праведным, он называл других людей дурными: хищниками, неправедными, прелюбодеями (судя об этом по внешним поступкам, ложно и превратно истолковывал их), – а не по внутреннему расположению сердца. Так гордость везде поступает. О себе самом думает высоко, а о других – низко.

Молитва фарисея была греховная молитва. Он благодарил Бога, но без смирения и сознания собственных немощей – благодарил не за избавление от тяжких искушений к греху и грубых пороков, а за то, что он не таков, как прочие люди. В его устах слышался голос гордости, которая кичится своею праведностию и обращается к Богу не с молитвой покаяния, а с молитвою самовосхваления. Каяться, по мнению фарисея, ему было не в чем. В действительности, вся молитва фарисея была обращена к собственному кумиру гордости…

И Бог ее не слышал.

Молитва мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи, и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. И Бог с благоволением внял ей, ибо Он видел человека, требующего Его помощи, сознающего собственное безсилие для обновления своей природы.

Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией. Мытарь встал вдали в храме и не смел даже поднять очей своих на небо. Он не шел вперед, хотя был человек должностной, собиратель пошлин и, вероятно, с хорошим состоянием. В церкви нет различия. Все имеют равные права. Самое невидное место вполне достаточно для того, чтобы возноситься в молитве к Творцу.

Мытарь ударял себя в грудь. Истинная, пламенная молитва не может быть без внешнего выражения. Внутренние движения сердца невольно проявляются вовне. Мытарь молил Бога о помиловании. Боже, милостив буди мне, грешному. Его единственное желание – получить прощение грехов. Словом, в своей молитве мытарь выказывался таким, каким он был на деле и как жил. Он молился со смирением. «А смиряяй себе вознесется».

Дорогие! Пред нами в жизни две дороги: мы или пойдем стопами фарисея к собственному покою, внешнему почету, ко всему, чем питается тщеславие и услаждается гордость, или же выступим вслед мытаря, с его сокрушенным сердцем, смиренным духом, заставляющим его в смущении перед живою совестью опускать глаза долу, в сокрушении бить себя в перси. Первый путь земного благополучия – путь к погибели в вечной жизни; второй, стезя горькая и темная здесь, приведет нас к источнику света и правды.

Избегайте фарисейской гордости, которая искушает и извергает людей в погибель, делает их слепыми. Ведь слепой не видит пути и спотыкается. Не образ ли это нам и современной нашей жизни? Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы и грех остается в нас!

Фарисейство – наша слепота губительная. Всякий фарисей, оставь свою гордость, приди со смирением мытаря ко Христу, и в Нем найдешь просвещение.

1915 г., января 11 дня.[5]

СЛОВО В НЕДЕЛЮ 3-Ю СВ. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ[6]

Ныне вспоминаются страдания Спасителя на Кресте, а читаемое ныне Евангелие указывает на Крест, как на орудие нашего спасения. Посмотрите, дорогие, какой скорбный и тяжелый путь Христос Спаситель наш должен был пройти, пока Он, выйдя из судейского дома Пилата, дошел до Голгофской горы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Произнесено 4.1.1915 г. в Неделю 30-ю по Пятидесятнице пред Богоявлением.

Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публикация: Отец Алексей Мечев. С.336–338.

2

Произнесено 6.1.1915 г. Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публ.: Отец Алексей Мечев. С.338–339.

3

Материалы к проповеди в день памяти прп. Феодосия Тотемского

4

Первый акафист прп. Феодосию был составлен в 1802 г. ржевским священником о. Иоанном Алексеевым, другой – в 1833 г. послушником Григорием Патоковым.

Однако оба они были отвергнуты Св. Синодом. Был одобрен анонимный акафист 1860 г., в следующем году отправленный в печать. Однако указанные слова в нем отсутствуют.

5

Произнесено 11.1.1915 г. Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публ.: Отец Алексей Мечев. С.340–341.

6

Слово произнесено в Неделю Крестопоклонную Великого поста. Год неизвестен.

Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публикация: Отец Алексей Мечев. С.342–343.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги