Ольга Лесная
МИШУТКА В ШКОЛЕ И ДОМА
Итоговая контрольная
Самое страшное – итоговая контрольная, потому что какую оценку за нее получишь, такая, считай, и будет у тебя в году.
В школе особенно строгой была учительница географии – такая строгая, что даже другие учителя помягче приглашали ее наводить порядок, когда кто-нибудь вел себя слишком дерзко. Поэтому подготовка и ожидание контрольной по географии были волнительными для Мишутки, который не любил вопросов типа «Какую долю в экономике региона занимает такой-то вид промышленности?». Зато дома у него на стене висели сразу две карты: политическая и физическая, и он мог, не глядя, сказать, какая столица у какого государства или где находится какое-нибудь море или пустыня.
В общем, мало хорошего ждал Мишутка от этой контрольной, потому что при такой строгой учительнице никто никогда и не подумал бы списывать, а на все вопросы Мишутка ответов не знал. И вот когда наступил день контрольной, ребята из параллельного А класса сообщили, что строгую учительницу срочно отправили на курсы повышения квалификации в другой город, и заменять ее до конца года будет молодой учитель, о котором только известно, что он с увлечением про моря и пустыни на прошлом уроке В классу рассказывал.
У Б класса затеплилась надежда, что контрольной не будет. Но тщетно. Молодой географ сразу же приступил к делу: «Итак, мы проведем сегодня итоговую контрольную. Предлагаю три варианта заданий: для тех, кто претендует на пятерку, – самое сложное задание; для тех, кто на четверку, – среднее и самый простой вариант для тех, кто знает на тройку. Прошу всех пересесть так, чтобы сидящим в ряду у окна я мог дать первый вариант, сидящим в среднем ряду – второй, а сидящим у стены – третий».
В классе началось движение и метание, которое через пять минут закончилось тем, что отличники заняли ряд у окна, большинство заполнило средний ряд, и небольшая группа тех, кто не хотел связываться с трудными заданиями, заняла ряд для троечников.
Мишутка сначала мучился выбором между средним рядом и рядом троечников, но когда вспомнил, что молодой географ увлеченно рассказывал про моря и пустыни, занял место в ряду с отличниками. Когда все успокоились, учитель торжественно произнес: «Вот вы сами себя и оценили. Для годовых оценок этого достаточно. Передавайте дневники мне на стол, начиная с ряда у окна».
После этой фразы многие ученики поняли, как выглядит немая сцена, завершающая Гоголевский «Ревизор», по которому они совсем недавно писали итоговую контрольную.
Учитель литературы
Было время, когда Мишутке стало совсем тяжело находиться в школе. Интерес к учебе пропал, двойки по разным предметам сыпались одна за другой, и свой протест против ненавистной школы он стал выражать плохим поведением, в следствие чего многие учителя в один голос заговорили об отчислении.
Мишутка так возненавидел школу, что ему было все равно – пусть делают, что хотят, только пускай отстанут. Получая очередной выговор за плохую отметку или за какую-то шалость, он слышал от учителей: «Мишутка, ты как всегда в своем репертуаре. Вот выгонят тебя из школы, пойдешь улицу мести, раз не хочешь учиться». Да еще и военкомат запросил характеристику от классной, которой в то время была учительница биологии.
Мишуткин друг Шура, прочитав то, что она там написала, сказал: «Да, Мишутка! С такой характеристикой тебя возьмут разве что в дисциплинарный батальон, в лучшем случае в стройбат».
Как-то, в очередной раз не сделав домашнее задание, Мишутка явился на урок литературы. И его, конечно же, вызвали. Выслушав сбивчивое блеяние Мишутки, робко выдаваемое им за ответ, учитель сказал: «Что это с тобой Мишутка? Это так на тебя не похоже! Ты ведь в прошлой четверти блестяще написал сочинение на похожую тему. Я верю, что, если ты захочешь, ты сможешь и лучше!»
Мишутка не верил своим ушам. На фоне постоянных укоризн и запугиваний отчислением ему впервые за последнее, такое трудное время сказали, что он может, что он способен, что в него верят и не кто-нибудь, а учитель литературы, которого в школе все уважали за справедливость и профессионализм.
Вдохновленный словами учителя, Мишутка решил как следует подготовиться к его следующему уроку и принялся за работу. На уроке он ответил так, что не только получил отличную оценку, но и побудил учителя и на других уроках литературы вызывать Мишутку в те моменты, когда никто не знал ответа. «А что думает по этому поводу Мишутка?» – спрашивал он. Как правило, Мишутка справлялся, но даже если он чего-то не знал, учитель внимательно выслушивал его и в диалоге раскрывал то лучшее, что знал по теме мальчик.
Вскоре на родительском собрании, на котором присутствовал также и учитель литературы, классная спросила: «А кто сейчас лучше всего успевает по литературе?» «Мишутка», – ответил учитель, чем вызвал у классной шок удивления и дал стимул к пересмотру общественного мнения о сорванце.
На волне вдохновения Мишутке удалось неплохо закончить четверть, а в начале следующей классным руководителем назначили учителя литературы. Что и говорить, что в атмосфере, которую он создавал, Мишутка расцвел и показал совсем другие результаты. А еще из военкомата пришел повторный запрос на характеристику от классного руководителя, потому что первая где-то затерялась. Когда Мишутка прочитал то, что написал о нем учитель литературы, он подумал: «Как все-таки хорошо, когда в тебя кто-то верит».
Десять секунд
После пятого класса Мишутку отправили на море, да не просто так, а в летний лагерь со всем классом. Он очень обрадовался этому, ведь со своими одноклассниками гораздо дружнее и веселее, чем с незнакомыми ребятами.
Атмосфера в лагере царила свободная, потому что все друг друга знали и даже учителя, которые переквалифицировались в вожатых, понимали, чего можно ожидать от каждого. Кто-то, как, например, Мишуткин одноклассник Егорка, целый день проводил на море, кто-то отправлялся путешествовать за территорию лагеря и исследовал прибрежные скалы, фруктовые сады и доты, оставшиеся со времен второй мировой (в дотах можно было насобирать гильзы или даже огромные пули от крупнокалиберных пулеметов); а кто-то, как, например, девчонки целый день проводили в лагере.
Мишутка не любил долго загорать на солнце, поэтому, искупавшись, отправлялся на спортплощадку, где за лето научился подтягиваться с пяти до двенадцати раз, делать выход силой и подъем переворотом. После спортплощадки он вместе со своим другом Кириллом отправлялся путешествовать за территорию.
Как-то Егорку занесло на спортплощадку и, увидев прогресс Мишутки на перекладине, он тоже захотел научиться так подтягиваться и стал одолевать его вопросами, что и как делать. Несколько дней Мишутка объяснял все, что знал сам, но, когда на четвертый день у Егорки все еще ничего не получалось, и при этом он в очередной раз повторил тот же вопрос, Мишутка не выдержал и нагрубил мальчику, что, мол, чего тут вообще спрашивать, делай все сам, я за тебя ничего делать не буду.
Нагрубил Мишутка и тут же огорчился, потому что не в первый раз срывал он свое нетерпение на людях, не одного Егорку так обидел и переживал об этом тоже не в первый раз.
Уходя со спортплощадки огорченным, Мишутка чуть не врезался в усатого учителя физкультуры, который весело спросил:
– Мишутка, ты чего замечтался? Влюбился что-ли?
– Да нет, Виктор Юрьевич, я от злости на людей бросаюсь, а потом огорчаюсь от этого.
– А… Я тоже, – честно признался учитель.
– По вам этого не скажешь, – неуверенно произнес Мишутка.
– Это потому, что мне помогает «правило десяти секунд».
– Как это? – удивился Мишутка.
– А вот так: когда хочешь вспылить или просто ответить, прежде сосчитай до десяти и в это время подумай о том, как поступить правильно – совесть тебе подскажет. Отвечай только после этого. Помни, у тебя всегда есть эти десять секунд!
– Спасибо, Виктор Юрьевич, я попробую, – пробормотал Мишутка и поплелся дальше.
На следующий день после полдника Мишутка с двумя своими одноклассниками играл мячом в «Квадрат». Эту игру он любил больше всего. Тут подошел местный парнишка, желая присоединиться к мальчишкам. У Мишутки вновь все забурлило внутри, ведь у ребят дружба с местными до сих пор не складывалась, и он не хотел лишаться комфортной игры только со своими. Мишутка уж было думал сказать что-то резкое, как вдруг вспомнил «правило десяти секунд», стал считать и успел подумать, что ведь это прекрасная возможность наладить отношения с местными, подружиться с этим парнишкой, да и просто сделать ему приятное.
– Конечно, становись! – произнес успокоившийся Мишутка.
В квадрат продолжали играть уже вчетвером. «А все-таки оно работает, – подумал Мишутка. – Спасибо Виктору Юрьевичу! Надо будет еще и с Егоркой на спортплощадке позаниматься».
Можем сказать НЕТ
Каждый день Мишутка отправлялся за территорию летнего лагеря исследовать окрестности. В этот раз они с одноклассником Кириллом шли вдоль береговой линии, располагавшейся слева от лагеря. Ребятам встречались и пустынные пляжи, вдоль которых песчаными обрывами нависал крутой берег, и огороженная забором территория, которую приходилось обходить по верху, и санаторные пляжи, которые едва заметной границей переходили в стихийные, куда отдыхающие заезжали даже на машинах. Подходя к одному из таких пляжей, юные путешественники неожиданно встретили своего одноклассника Дениса, который, видимо, уже произвел свое собственное исследование местности и возвращался в лагерь с очень довольным видом.
– Здорова! Что там дальше интересненького? – спросили ребята.
– Дальше этого пляжа я не ходил, но в самом его конце стоит вагончик, где один моряк татуировки не дорого делает. Я уже! – Денис приподнял рукав футболки и с гордостью показал, какого красивого змея сделал ему моряк на плече.
– Хотите отведу вас к нему? У него столько разных вариантов рисунков!!!
Мишутка с Кириллом поначалу обрадовались, что такие удивительные вещи происходят где-то рядом, и, движимые любопытством, вместе с Денисом отправились к вагончику.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги