banner banner banner
Осмысленный взгляд
Осмысленный взгляд
Оценить:
 Рейтинг: 0

Осмысленный взгляд

Осмысленный взгляд
Эргас Дарио

Книга-размышление, написанная философом и общественным деятелем Дарио Эргас Бенмайор. Читателю предлагается заглянуть внутрь самого себя внутреннего. Не физического, а экзистенциального человека. Живущем в мире, который создал не он, но именно ему доверено этот мир или развивать всё дальше и дальше. Или же погубить. Вместе с собой, и со всем остальным человечеством.

Дарио Эргас

ОСМЫСЛЕННЫЙ ВЗГЛЯД

СВОБОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Писать предисловия к книгам – часть моей издательской деятельности. Поэтому, когда Дарио Эргас попросил меня написать предисловие к этой книжке, я задумался и тут же понял, до чего же нелёгкая и в то же время захватывающая задача мне предстоит.

Эта книга никак не хочет вписываться в классические рамки литературных жанров. Это не роман, потому что не следует привычным правилам повествования. Несмотря на несколько включённых в книжку стихотворений, это не поэтический сборник. Может, это эссе? Ну да, что-то в духе этих глубокомысленных антропологических или философских очерков, вот и название вроде подходящее. Или что-нибудь мистическое? Их немало выпускается в наши дни, этих «священных книг». Вроде похоже, но форма изложения совсем другая.

Так что же это? Думается, это новый способ письма. Здесь нелишне будет уточнить, что это не первый опыт такого рода; во-первых, потому, что это вторая книга автора – в предыдущей, «Смысл бессмысленности», он уже испробовал такой способ изложения; во-вторых, некоторые приметы подхода, который порождает такой способ общения, мы можем найти в некоторых работах Сило – например, в книге «Гуманизировать жизнь на Земле» или в его «Письмах к друзьям» – взять хотя бы вот этот отрывок, в котором говорится о человеке:

«Итак, поговорим о человеческой жизни. Когда я вглядываюсь в себя – не с физиологической, а с экзистенциальной точки зрения – я вижу себя, помещённого в этот мир – мир, который я не строил и не выбирал. Я вижу себя в контексте ряда феноменов, носящих неизбежный характер – начиная с моего собственного тела».[1 - Сило, «Письма к друзьям», Obras completas, Vol. I., carta N? 4, p. 651]

Главное здесь заключено в словах «когда я наблюдаю за собой» – то есть когда я подключаюсь к собственному опыту, к тому, что мне довелось пережить. Это – точка отсчёта любого гуманистического дискурса: всё начинается с частного, личного опыта, чтобы потом сообщить что-то, что может иметь общечеловеческое значение.

Другая особенность такой манеры изложения – это подчёркнуто уважительное, доверительное отношение к читателю, которому предлагают на равных поучаствовать в искреннем диалоге. Здесь нет ощущения законченности; то, что автор хочет сказать, не носит абсолютного и вечного характера, оставляя возможность для свободной интерпретации, которая может быть очень плодотворной.

Итак, для чего написана эта книга? Для того, чтобы поделиться опытом и размышлениями, которые могут пригодиться на пути к освобождению – пути, который, без сомнения, должен пройти каждый из нас.

    Оливье Турке

ПРЕДИСЛОВИЕ

Бессмысленность – вот что преследует меня всю жизнь и не даёт мне покоя.

Есть ли на самом деле смысл у жизни – у моей жизни?

В своей книге «Смысл бессмысленности» я попытался поговорить о самых мучительных состояниях сознания и найти способ выбраться из тёмных лабиринтов, в которых этому сознанию так легко заблудиться. Наша задача заключалась в том, чтобы освободиться от страдания, чтобы оно не мешало нам правильно поставить перед собой вопрос и жизни и её смысле.

Цель этой новой книги – уже не решить ряд конкретных вопросов, а получить доступ к опыту Смысла.

Мы попытаемся совершенно по-новому взглянуть на происходящее в нашей жизни. До сих пор, чтобы одержать победу над страданием, нужно было долго и мучительно брести, увязая в бессмысленности, пытаясь выбраться из неё. На этом пути нас всегда подстерегали ловушки – попадёшь в такую, и сразу летишь в пропасть, из которой, казалось только что выбрался. Очутившись на самом дне, мы снова были вынуждены браться за нелёгкую задачу – подняться, чтобы выбраться к свету из тьмы сознания.

Подойдём к этому вопросу по-другому. Мы предположим, что у жизни действительно есть смысл, и попытаемся угадать, что может нам облегчить доступ к этому опыту. Иными словами, если жизнь имеет смысл – а мы утверждаем, что это так – нам следовало бы найти способ приблизиться к нему и осознать его. Если на этом пути нам предстоит пережить опыт, подтверждающий эту гипотезу, значит, она верна; опираясь на это знание, мы попытаемся приблизиться к осмысленности. Повторяю, нам нужен именно опыт, а не просто интеллектуальное понимание – там мы неминуемо забредём в область сомнительного и спорного.

Итак, если нам удастся подтвердить эту рабочую гипотезу, последствия будут огромны. Неважно, как мы себя чувствуем в этот момент, неважно, что мир кругом рушится, что какое-то обстоятельство кружит нам голову, неважно, что удушающая рутина не оставляет времени остановиться и задуматься. Чтобы ни творилось в твоей жизни, когда ты будешь читать эту книгу, прими как гипотезу, что жизнь не бессмысленна, что она не кончается со смертью, что всё не напрасно.

Если в жизни человека действительно есть что-то по-настоящему важное, это «что-то» должно каким-то образом заявить о себе; должен также быть какой-то способ до него добраться. Раз уж мы предположили, что это «что-то» действительно существует, значит, стоит поискать к нему дорогу. Логично также будет спросить себя: если есть на свете что-то настолько большое и настоящее, дающее смысл нашему существованию, почему познать его и объяснить – настолько трудная задача? Мы знаем, куда хотим прийти, но не знаем пока, как это сделать и что именно мы там найдём; тем не менее, при таком подходе наш поиск будет становиться всё интенсивнее.

Есть ли в человеке что-то не зависящее от тела, или мы – это только наше тело и больше ничего?

Если то, что не зависит от тела – не выдумка, если оно существует до появления тела и продолжает существовать после него, как познать его, как до него добраться?

Если оно действительно существует, то должно подавать какие-нибудь сигналы, и нам необходимо узнать, каким образом мы можем их уловить. Раз такой сигнал поступает, сознание наверняка как-нибудь его интерпретирует, и он находит отражение в каком-нибудь человеческом проявлении.

«Познай самого себя». К чему на самом деле призывает меня эта древняя фраза Дельфийского оракула? Что же такое надо узнать, чтобы тебе открылось будущее? И как мне познать самого себя, если предполагается, что я сам с собой сосуществую. Может, это самое важное из того, что сказал оракул. Может, я живу с кем-то, кого не знаю? Может, рядом со мной, с тобой, с ним живёт кто-то очень важный по имени «я сам», и т. д. – моя, твоя, его сущность, кто-то, кого я, ты, он совсем не знаем? Если во мне живёт что-то бессмертное, сущностное, то, что было до появления на свет моего тела и останется жить после его смерти, интересно было бы с ним познакомиться. Привет, дорогой незнакомый друг, мы идём к тебе.

* * *

Говоря о Смысле (Sentido), мы используем это слово как минимум в двух значениях. Во-первых, sentido – это «смысл, значение» – жизнь, обретающаяся за пределами собственной эволюционной механики, жизнь, представляющая из себя нечто большее, чем островок посреди пустоты, имеет смысл. А ещё мы употребляем это слово в другом значении; sentido как «направление»; у жизни есть направление, она движется «куда-то» и «откуда-то». Спросить, есть ли у чего-то sentido – значит задать сразу два вопроса: «есть ли в этом смысл?» и «в каком направлении оно движется?».

Если в жизни есть смысл, появление человеческого начала – не случайно. Мы привыкли рассматривать человека и человеческое начало как продукт эволюции. Жизнь эволюционирует, усложняется, порождает сознание и мы предполагаем, что человеческое начало и сознание – это почти одно и то же. Но так ли это?

Когда оно возникло, человеческое начало? Когда гоминид впервые встал на две ноги? Или оно уже присутствовало задолго до этого?

Возможно, человеческое присутствовало с самого начала, с тех пор, как зародилась жизнь. Возможно, это именно оно, человеческое начало, прокладывало себе дорогу, пока не дошло до сознания. Человеческое, извечный спутник жизни, искра свободы, вспыхнувшая миллионы лет тому назад в мозгу какой-нибудь неведомой нам обезьяны, встряхнувшая её, пробудившая от животного сна. Человеческое начало, которое прокладывает себе путь сквозь сознание, и не устанет подгонять и тормошить его, пока не добьётся своего полного воплощения в мире.

Обычно мы ставим перед собой цели и следуем за ними, добиваясь их исполнения. Такую погоню за целью мы часто путаем со смыслом. Нам кажется, что у нашей жизни есть смысл, потому что мы поставили перед собой некую задачу. На выполнение этой задачи у нас может уйти время – может, даже немало лет. Когда наконец мы выполним её, будет ли это означать, что мы реализовали свой смысл жизни? Потому что жизнь – она ведь не оканчивается после достижения цели. Достигнув её, мы не умираем. Жизнь продолжается, мы снова будем искать что-нибудь, что даст нам смысл, но в чём же тогда он заключается? Может, мы выдумываем его себе? Кроме того, если у всего, что мы можем себе вообразить, есть ограниченный срок для выполнения и время это оканчивается со смертью, которой всё равно, насколько мы близки или далеки от цели, мы не сможем реализовать его после смерти. А если есть что-то, что продолжается после смерти, если это действительно так – есть ли у нас цель?

Мы привыкли мерять свой путь маленькими отрезками времени и считать, что смысл заключён в этих целях, которые мы ставим перед собой по дороге. Мы предполагаем, что цель будет достигнута примерно к концу пути. Но если у дороги нет конца, как пройти её целиком? Как идти по дороге, которая никуда не приведёт, дороге, чья суть – в том, чтобы просто быть дорогой? Долгой-предолгой дорогой домой. Неважно, с какими трудностями нам предстоит столкнуться, неважно, что дорога порой будет пролегать через унылые места, будет петлять и сворачивать куда-то вбок; всё равно это – долгая дорога домой. Вот он, мой дом; я подхожу поближе, и он тает в воздухе – передо мной снова дорога, уходящая вдаль.

Под влиянием послания Сило, который он распространил в конце 2001 года, описания упражнений по работе с внутренней силой и медитаций о «Пути» у меня постепенно менялся взгляд на действительность. Я почувствовал, что могу выбирать – продолжать смотреть на жизнь с точки зрения Бессмысленности и мучительно пытаться из этой Бессмысленности выбраться, или взглянуть на неё с точки зрения Смысла и преодолеть препятствия, преграждающие нам путь к этому опыту.

Я напишу тебе изнутри себя – из самой моей глубины.
Не спеши
бежать от моих слов.
Не беги, если они испугают тебя, не беги, если вдруг обожгут.
Не думай, что всё, что я говорю, ты давно уже знаешь.
Я открою тебе своё сердце; каждое сердце – особое,
непохожее ни на какое другое.
Иди за моими словами,
услышь, как они отзовутся в тебе,
почувствуй их.
Чтобы стать ближе к тебе, я отправляюсь в далёкий край —
не каждый осмелится
забраться в такую даль.
Всё, лишь бы найти тебя,
лишь бы найти.

ЭПОХА[2 - Основано на исследовании, проведённом совместно с Франсиско Руисом Тагле для Комиссии проектов будущего в рамках ассамблеи Гуманистического движения в конце 2001 года.]

Движение во времени. Разочарование Запада. Направление или смысл истории

Почему так трудно ощутить смысл жизни?

Потому что ты – это твоя эпоха, а она несёт на себе печать разочарования.

Ты чувствуешь то же, что чувствует твоя эпоха, вы с ней мечтаете об одном и том же, ты веришь в то, во что верит она.

Твоё поколение путешествует по времени вместе с тобой. Ты – всего лишь кусочек времени, уместившийся между твоими родителями и твоими детьми – вернее, теми, кем станут твои дети. Эта волна экзистенции, которая движется, чтобы с грохотом разбиться о меняющуюся реальность.

В рассветные часы истории занимающееся солнце освещает всё вокруг первыми утренними лучами; на заре мы видим его очертания в небе, мы ощущаем Бытие и предвкушаем радость от его выражения в жизни.

Когда наступает полдень, солнце – над нашими головами, и нам его уже не видно. Мы просто знаем, что оно там; Бытие занимает собой всё пространство, но если попытаться взглянуть на него в упор, можно ослепнуть. Нам нужно поймать его, удержать, уяснить себе его суть, прийти к нему через тень, порождаемую солнечным светом при столкновении с нами – с человеческим началом.