banner banner banner
Мир в тени дракона. Чему китайский бизнес может научить Россию
Мир в тени дракона. Чему китайский бизнес может научить Россию
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мир в тени дракона. Чему китайский бизнес может научить Россию

Огромный размер Китая и его быстрое экономическое развитие означают, что он впереди по многим показателям, это неоспоримо. Китай встал на путь технологического прогресса и бросает вызов лидерству Запада в мировой экономике, подобно тому, как Америка доминировала в индустриальной и информационной революции в прошлом веке.

Рынок кардинально изменится, если Кремниевая долина не распознает эти множественные признаки смены власти и не ответит на них. Пока США остаются «королями технологической горы», но стали появляться другие Кремниевые долины: в Тель-Авиве, Лондоне, Бангалоре – по всему миру, но особенно мощно – в Китае.

Китай удваивает усилия по достижению своей цели: мировое лидерство с национальными высокотехнологичными чемпионами, которые конкурируют на глобальном рынке. Формируются два полюса влияния: Китай в Азии и США на Западе. Китайские технологические гиганты с высокой скоростью развиваются в быстро растущем азиатском регионе, чему способствует географическая близость, высокая узнаваемость китайских брендов и продвинутый цифровой функционал. Технологическая вселенная будущего будет представлять собой региональные инновационные центры влияния, развивающиеся параллельно. Ни один из центров не будет доминировать во всем мире.

С чем американские технологические лидеры ничего не могут поделать, так это с неравными рыночными условиями – американские компании не могут преодолеть Великую китайскую стену интернет-цензуры и выйти напрямую на китайских потребителей.

Марк Цукерберг из Facebook встречается с китайскими лидерами, устраивает пробежки около Запретного города, учит мандаринское наречие, но Facebook остается заблокированным в Китае.

Заблокированными также остаются и Google, Twitter, Instagram. Хотя Google и планировал повторный выход в Китай со своим спорным проектом Dragonfly, поисковым приложением, которое подчиняется китайским законам о цензуре, однако под давлением со стороны Белого дома был вынужден свернуть проект. В результате китайские интернет-бренды владеют рынком на огромной технологической арене. Не могу описать, как много раз я чувствовала раздражение, пытаясь найти информацию в Китае без доступа к Google.

Лишь некоторые преуспели здесь. За бортом остались eBay, Groupon, Google, Facebook и Pinterest. Однако Tesla, WeWork, Airbnb, LinkedIn, Starbucks и другие продолжают пробивать себе дорогу в Поднебесную с переменным успехом.

Воровство интеллектуальной собственности и подделки

Что может пойти не так и привести к крушению китайской мечты о технологическом подъеме? Множество всего. Торговые войны и борьба за власть. Недовольство тем, что американские компании вынуждены играть по правилам китайского правительства, предоставляя свои ключевые технологии и соревнуясь с местными компаниями, которые получают государственные субсидии.

Президент Дональд Трамп демонстрирует все более жесткий подход к взаимодействию с Китаем. Увеличивающиеся американские пошлины на китайские товары для выравнивания дисбаланса в американо-китайской торговле. Усиление контроля за экспортом передовых технологий в Китай. Более жесткая процедура одобрения или блокировки Вашингтоном зарубежных инвестиций в высокотехнологичные американские компании. Применение суровых мер в отношении кибермошенничества и несоблюдения прав на интеллектуальную собственность, как, например, недавние обвинения в уголовных преступлениях, выдвинутые США компании Huawei. Усиление Америкой визовых ограничений для китайских студентов научных направлений. Блокировки в областях, где Китай сильно зависит от разработанных в Америке полупроводниковых чипов от таких поставщиков, как Qualcomm, Marvell и Intel. Эти проблемы стали очевидны, когда китайского производителя обвинили в краже созданных в США компанией Micron Technology чипов, использованных для строительства новой китайской производственной площадки, [29] и когда китайскому гиганту телеком-индустрии ZTE временно запретили покупать американские детали из соображений национальной безопасности.

Эти инциденты усилили решимость Китая сократить зависимость от американских технологических достижений и самостоятельно заполнить пробелы, создав свои собственные ключевые технологии. Однако на это потребуются годы, и сделать это будет не так просто.

Целый ряд проблем способен притормозить денежные вливания в китайские стартапы: ограничения на китайские венчурные инвестиции в американские технологические стартапы, более высокая планка для китайских компаний, которые желают разместить акции на американских биржах и затем использовать этот капитал для расширения в Китае.

Надвигаются крупные геополитические проблемы. Национализация и распад китайских технологических титанов. Военные конфликты из-за нерешенных проблем в Южно-Китайском море и претензий Китая на Тайвань. Слабая реализация государственных реформ на местном уровне. Растущая критика колониализма в китайском стиле, как, например, использование займов для получения контроля над стратегически важными точками, в частности – порта в Шри-Ланке и окружающих земель. Вполне возможно, что Китай откажется от капиталистических реформ, которым положил начало китайский лидер Дэн Сяопин в конце 1970-х, и вернется к коммунизму председателя Мао, существовавшему несколько десятилетий назад.

Разногласия вокруг вопросов национальной безопасности и технологического лидерства, без сомнения, участятся при дальнейшем наступлении Китая. Технологии, которые мы используем каждый день – Siri, сенсорный дисплей, GPS, интернет, iPhone, – основаны на военных разработках Министерства обороны США и финансируемых государством ученых.

«Любой, кто стремится понять современный Китай, не вникая, что происходит с инновационной точки зрения или что происходит с китайскими предпринимателями, поступает необдуманно, – утверждает Гарри Ришель, лидер мнений в области венчурных инвестиций и предпринимательства. – Это огромная слепая зона многих американских специалистов по государственной политике в отношении Китая». [30]

«Торговая политика не исправит тот факт, что Китай много инвестирует в технологические разработки и образование, в то время как США урезают бюджеты».

    Мерит Джаноу,
    декан факультета международных и общественных отношений Колумбийского университета

Мерит Джаноу, декан факультета международных и общественных отношений Колумбийского университета и бывший торговый вице-представитель в Китае и Японии, предлагает свою экспертную оценку: «Торговая политика не исправит тот факт, что Китай много инвестирует в технологические разработки и образование, в то время как США урезают бюджеты. Китайские инновации набирают обороты благодаря крупным кластерам технологических хабов и государственной поддержке».

Стремление Китая стать мировым лидером в применении пятого поколения мобильной интернет-связи 5G является одним из ключевых полей битвы. Этот новый прорыв ускорит соединение и обмен данными со смартфонами, ноутбуками, холодильниками, собачьими ошейниками, медицинскими устройствами и машинами, что изменит работу наших домов, автомобилей, заводов, больниц и городов.

Добиваясь преимущества первопроходца, Китай с 2015 года потратил на беспроводную инфраструктуру и узлы сотовой связи примерно на 24 миллиарда долларов больше, чем США, и планирует инвестировать еще 400 миллиардов в тестирование и развитие 5G в последующие 10 лет. [31]

Что мешает Поднебесной, так это США и их союзники, из соображений безопасности блокирующие для национальных сетей сделанное в Китае оборудование. Запрет может привести к тому, что Китай разработает независимые 5G-сети, что приведет к фрагментации рынка и повышению цен для потребителей и телекоммуникационных компаний. [32,33]

В основе достижений китайской технологической экономики лежит целый ряд социоэкономических и культурных проблем, которые могут помешать Китаю занять законное, по его мнению, место ведущей экономической державы мира, одной из самых богатых, обеспеченных и трудолюбивых стран вплоть до XIX века.

В сфере образования приоритет отдается запоминанию и тестированию, а не креативному мышлению. Стареющая нация и снижение доли трудоспособного населения после десятилетий запрета китайского правительства на многодетность. Несмотря на разрешение с 2016 года заводить двоих детей, показатели рождаемости все еще отстают.

Информационная цензура и блокировка американских сетевых брендов в Китае ограничивают доступ к знаниям, препятствуют творческому самовыражению и способствуют скорее подчинению, чем нестандартному мышлению, так необходимому для инноваций. Помимо всего этого Китай вынужден бороться с загрязнением, социальным неравенством и проблемными кредитами китайских банков.

Являетесь ли вы любителем панд или драконов, сложно игнорировать выход китайских технологий в центр внимания. Китай представляет примерно треть участников крупнейшей ежегодной «Международной выставки потребительской электроники CES» в Лас-Вегасе, где десятки компаний со всего мира демонстрируют свои товары. Большинство руководителей китайских технологических предприятий свободно говорят на английском, и при этом обратное неверно, за исключением, возможно, Марка Цукерберга, который учит китайский.

Технологическое лидерство, сектор за сектором

Китайские стартапы и технологические гиганты схожи в том, что они отчетливо фокусируются на наиболее прогрессивных идеях в сегодняшнем цифровом мире. Они бросают вызов США в инновациях и бизнес-моделях. Например:

• Искусственный интеллект: компания Baidu становится лидером в области искусственного интеллекта с технологиями для беспилотных автомобилей и умных устройств с голосовым управлением. США обладают технологическим лидерством, но у Китая больше возможностей в области инноваций, учитывая большее количество собираемых данных. У США и Китая равные шансы обогнать друг друга.

• Новые модели ритейла: компании Alibaba и JD.com первыми представили магазины без наличной оплаты и кассиров. Они оцифровывают китайский ритейл и логистику, добиваясь более эффективной торговли, цен и маркетинга, а также предоставляют доставку на супербыстрых скутерах и с персональным подходом. В футуристических магазинах продуктов Freshippo работают роботы. Эти магазины более продвинутые, чем немногочисленные автоматизированные магазины Go от Amazon в США.

• Мобильные платежи: Китай сегодня – общество без наличных. На рынке мобильных платежей Китая лидируют WeChat Pay и Alipay, использование которых уже превысило уровень распространения кредитных и дебетовых карт в США.

• Финтех: Ant Financial, аффилированная компания Alibaba – гигант финансовых услуг «все в одном», который использует большие данные и машинное обучение для доминирования на денежных рынках, а также в кредитовании, страховании, мобильных платежах, блокчейн-услугах и управлении капиталом.

• Социальный рейтинг: новая спорная система социального рейтинга в Китае оценивает благонадежность граждан, используя технологии слежения, и поощряет соблюдение правил. Социальный рейтинг может влиять на доступ к кредитам, вакансиям, школам и путешествиям.

• Экономика совместного потребления: изобретенные в Китае бизнес-модели шеринга велосипедов, зарядных устройств и даже зонтиков, баскетбольных мячей и кухонь популяризируются десятками стартапов.

• Онлайн-стриминг: сайты видеостриминга, схожий с Netflix сервис iQiyi от Baidu и инноватор в сфере развлечений YY преуспевают и создают онлайн-звезд, которым фанаты платят виртуальными подарками.

• Виртуальная реальность: развлекательные центры в китайских городах переполнены, как американские парки развлечений. Они предлагают побег в виртуальную реальность по цене билета в кино.

• Электромобили: создатели машин на полностью электрическом двигателе, таких как NIO и Xpeng Motors c возможностями автономного вождения и встроенными развлекательными приложениями, хорошо финансируются государственными субсидиями, направленными на поощрение чистой энергии. Все это ведет к становлению Китая Детройтом для электромобилей. Поднебесная уже проявила себя как крупнейший производитель и продавец электромобилей. Десятки китайских производителей машин, работающих на новой энергии, создали свои центры в Кремниевой долине для вывода на новый уровень исследований и разработок полностью электрических беспилотных автомобилей нового поколения.

• Социальная торговля: находчивая компания Pinduoduo позволяет покупателям напрямую покупать со своих мобильных телефонов товары у продавцов, получать купоны, выигрывать в розыгрышах призы и зарабатывать скидки при групповых покупках со своими знакомыми.

За последнее десятилетие технологический прорыв Китая обеспечен обилием венчурного капитала, часто поступающего из западных пенсионных фондов, эндаумент-фондов, семейных офисов и организаций.

Китай продолжает бить рекорды по размеру финансирования, первичному размещению акций, количеству сделок и отдаче от инвестиций (смотрите главу 5, страница X). Китайский лидер в сфере пассажирских перевозок Didi Chuxing с момента основания в 2012 году привлек 21 миллиард долларов инвестиций, а в 2016 году даже приобрел своего соперника Uber в Китае в результате прорывной сделки на 35 миллиардов долларов. [34]

Некоторые технологические единороги осуществили первичное размещение акций с огромным успехом: китайский производитель смартфонов Xiaomi достиг рыночной капитализации в 54 миллиарда долларов, приложение для доставки еды Meituan оценивается в 51 миллиард долларов, а приложению для покупок Pinduoduo потребовалось всего три года, чтобы подняться с нуля до IPO с оценкой в 24 миллиардов долларов в Нью-Йорке.

Еще больше китайских технологических компаний планируют разместиться на фондовой бирже, и инвесторы ждут их с нетерпением. Венчурные инвесторы, которые стояли за ростом этих технологических гигантов, нажили огромные состояния – примером может служить тридцатикратная отдача от инвестиций в Alibaba, которая стоила 8 миллионов долларов в 2013 году. Те, кто вложился в акции Alibaba, удвоили свои инвестиции после выхода компании на IPO в 2014 году. С разгоном китайского технологического рынка будет заработано еще больше.

На передовой технологического бума Китая – его доморощенные гиганты Baidu, Alibaba и Tencent, вместе известные как группа BAT. Они владеют китайским поисковым бизнесом, электронной коммерцией, социальными медиа и игровым бизнесом, а также новаторствуют в широких областях технологической экономики.

Прямо за ними стоит другая группа китайских творцов – усиленный искусственным интеллектом агрегатор новостей Toutiao и видеоприложение TikTok, суперприложение услуг Meituan Dianping, лидер пассажирских перевозок Didi, производитель смартфонов Xiaomi и другие многообещающие компании в области искусственного интеллекта, электромобилей, дронов и т. д.

Китайские технологические гиганты жаждут власти. Они становятся больше путем слияний и поглощений и консолидируют разные бизнесы под одной крышей. Недавно Meituan приобрела стартап по совместному использованию велосипедов Mobike за крупную сумму в 2,7 миллиарда долларов, и все для того, чтобы добавить своему сервису больше вариантов доставки.

Лихорадка поглощений

Выход на глобальные рынки – следующий шаг концентрирующихся на Китае технологических гигантов. Они инвестируют в стартапы и прорывные технологии и приобретают их по всему миру. Профинансированные венчурными подразделениями Сэнд-Хилл-роуд, они организуют лаборатории разработок максимально близко к пулам инженеров. Эти компании добились результатов в кинопроизводстве, направленном на достижение «мягкой силы»[9 - «Мягкая сила» – это способность государства достигать желаемого за счет собственной привлекательности, добиваться того, чтобы другие государства хотели того же, чего хочет оно. – Прим. ред.], и делают это лучше Голливуда.

Китайские гиганты проинвестировали в американские технологические компании 51,4 миллиарда долларов в период с 2010 по 2018 год. Самыми крупными были вложения в американские компании Uber, Lyft и Magic Leap. [35] Недавние преграды со стороны американских регуляторов и ужесточение мер в отношении крупных сделок с высокой долей заемных средств снизили активность техногигантов. Но инновационный двигатель продолжает работать, а венчурный капитал из Кремниевой долины и Китая продолжает подливать топливо.

На волне ужесточения правил и возникшей неопределенности китайские технологические дельцы переходят к менее крупным транзакциям в США, но с высоким стратегическим приоритетом, а также поворачиваются в сторону более дружелюбных международных рынков. [36] Такие гиганты, как Baidu, Alibaba и Tencent, направляют свои стратегии в сторону Израиля и Юго-Восточной Азии, опережая США в этих бурно развивающихся благодаря инновациям регионах, которые обещают повторить успех Китая.

Раскол центров силы: Запад и Восток

Пока США испытывают трудности в попытке «сделать Америку снова великой», поддерживаемый государством прорыв Китая в современность также встречает свои трудности.