banner banner banner
Изобретатель
Изобретатель
Оценить:
 Рейтинг: 0

Изобретатель


Сели. Сразу подали трап и автобус – подозрительно быстро. Выхожу на трап, а в левом двигателе уже механики копаются. Так значит надо. А в автобусе подумал – двигатель-то ещё должен быть горячим. Ну и что ж – их же три.

Вот тогда промелькнула в мое голове мысль – о «Непрочности бытия…»

– — – — – — – — – — – — – —

Случилось всё вышесказанное много лет назад, и, значит уже быльём поросло.

А рассказ поведу про моего знакомого, известного в узком кругу профессионалов, инженера-изобретателя.

О моём герое

Звали нашего изобретателя, Семён Владимирович Леонтьев.

Родился и жил на Камчатке, где служил его отец. Мать работала в медицине. Переехали в Россию на Большую Землю в шестидесятые и отец вскоре умер. Так и жил с матерью в родительском доме в Воронеже.

Поступил, учился и закончил Ленинградский электротехнический институт ЛЭТИ им. В.И.Ульянова-Ленина. Авторитетный и престижный ВУЗ в Советском Союзе, в котором в своё время преподавал и был избранным ректором российский изобретатель Радио Александр Степанович Попов.

Приставку им. В. И. Ленина институт получил в 1918 году потому, что по преданиям там в одной из аудиторий за дверью скрывался от полиции В.И.Ленин.

После успешного окончания института распределился на работу по месту жительства в Воронежский ОКБА (опытное конструкторское бюро автоматики).

Город Воронеж всегда был славен НИИ (научно исследовательскими институтами), авиазаводом, заводами связанными с освоением Космоса, Нефтехимией и Атомпромом.

Выбор места работы был сделан не случайно. Родительский дом находился на окраине города, когда семья переехала с Дальнего Востока.

Ходить в школу пришлось далековато, но парень был к этому привычен.

Город Воронеж быстро разрастался и захватывал недавние окраины. Рядом с домом обосновался завод Промавтоматики. Завод взял шефство над школой, в которой учился Сёмка. Для школьников организовывали экскурсии на завод и многие после окончания школы и ПТУ соответствующего профиля шли на завод работать.

Семён уже в школьные годы отличался творческими наклонностями: пилил, строгал, мастерил механические приспособления для домашнего хозяйства, паял радиосхемы.

Обычную ламповую радиолу превратил в радиопередатчик и гонял в эфире грамофонные пластинки, а затем транслировал песни В. Высоцкого распростронявшиеся в народе на магнитофонных катушках.

Песни эти звучали на улице из транзисторных приёмников его близких друзей. Один такой транзистор был усовершенствован Семёном, как радиопередатчик для дуплексной (двухсторонней) связи.

Однажды гуляя по парку недалеко от дома владелец радиопередатчика-приёмника Володька Вечёркин заметил машину радиопеленгатора медленно двигавшуюся по улице. Володька в панике заорал в микрофон Семёну:_Аттас, выключай шарманку!

ЛЭТИ, главный корпус института

Поступление в Ленинградский электротехнический институт ЛЭТИ им. В.И.Ульянова-Ленина и годы учёбы, да ещё в культурной столице страны положительно повлияла на характер Семёна.

Он прекратил, как он выразился – заниматься ерундой.

Учился легко и с удовольствием. Занимался в студенческом НТО (научно-техническом обществе), получил хорошую практику выполняя в коллективе сотрудников договорные работы по внедрению НИР (научно-исследовательских разработок) в народное хозяйство.

Вот только осмотром и изучением достопримечательностей Города на Неве почти не занимался. Простое времяпровождение было не в его характере. Всё свободное от учёбы и сна время Семён проводил в библиотеках, в лабораториях и в заводских цехах.

Свою дипломную работу Семён защищал на немецком языке и этому предшествовало следующее. Когда в школе с пятого класса начинали изучать иностранный язык, был выбор – английский или немецкий. Семён без всяких сомнений пошёл на немецкий. Несомненно повлияли на него книги и фильмы о войне. Многие делали такой выбор и в английские классы были недоборы школьников.

В институте преподаватель немецкого языка, Элла Семёновна Певзнер, выделяла его из остальных студентов, хотя особого рвения к изучению языка Семён не проявлял. Элла Семёновна смогла уговорить его продолжать изучение языка факультативно, когда после второго курса закончилось обязательное изучение. Эффектной, весёлой, красивой молодой женщине трудно было отказать в любой просьбе. Да и старше Семёна она была всего на пять лет. Факультативы проходили после всех остальных занятий в институте. Часто они встречались и днём в институтской столовой. Элла Семёновна всегда искренне возмущалась: _Почему в студенческой столовой нет ножей? Как будущие инженеры должны осваивать застольную культуру? Сама она всегда вытребовала у столовских работников нож для себя и для Семёна, когда случалось сидеть за одним столом. Отношения у них сложились вполне товарищеские и обращения друг к другу уже были Сёма и Эля. Несмотря на такой длительный срок знакомства отношения не переходили определённой черты – Эля не позволяла себе нарушить преподавательскую этику.

Защитив на отлично дипломную работу Семён Владимирович Леонтьев не использовал положенный ему после окончания ВУЗ-а 2-х месячный отпуск, а сразу приступил к работе в Воронежском ОКБА. Неплохое знание разговорного немецкого не раз позволяло Семёну проявить себя при встречах с иностранными делегациями, при изучении технической литературы на немецком языке.

ОКБА

Опытное конструкторское бюро автоматики (ОКБА) на базе завода Промавтоматика по рангу соответствовало Научно-исследовательскому институту (НИИ).

По соседству находились сразу два крупных завода: ПО «Воронеж нефтеоргсинтез» и Воронежский авиазавод.

Чтобы подчеркнуть, какие это были значимые для людей и страны времена напомню, что как раз в те годы шли испытания нового сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144.

Я, будучи студентом, проходил преддипломную практику в ОКБА и был счастливым свидетелем следующих событий:

Услышав специфический звук-рёв самолётных турбин, молодые работники ОКБА бросались к окнам дабы раз за разом видеть взлёт этого красавца. Самолёт можно было сравнить с белым лебедем с опущенным чёрным носом на взлёте и посадке. В полёте на сверхзвуковой скорости нос самолёта поднимался уменьшая сопротивление встречному потоку воздуха.

Пассажирский сверхзвуковой самолёт Ту-144

В соответствии с принадлежностью завода Промавтоматика и ОКБА Миннефтехимпрому СССР исследования и разработки его коллектива выполнялись в основном для предприятий связанных с переработкой нефти и газа, нефтехимических заводов синтетического каучука и разнообразных продуктов синтезируемых из полимеров.

Для того чтобы иметь представление о работе Семёна в ОКБА кратко опишу одну из первых его разработок —

«Повышение надёжности контрольно-измерительного самопишущего прибора».

Лентопротяжный механизм бумажной ленты самописца работал безотказно, что нельзя было сказать о каретке с чернильным пером, которая могла в любой момент встать из-за обрыва тросика тянущего каретку.

Рационализаторы на предприятиях где эксплуатировались эти приборы умудрялись вместо тканевого тросика ставить тонкую проволоку, но тогда выходили из строя колёсики направляющих, либо проволочный тросик слетал с колёс.

Семён, тогда ещё молодой специалист после института, не пошёл традиционным путём улучшения конструкции, а придумал, разработал и выполнил чертежи деталей преобразующих вращательное движение электродвигателя в поступательное движение каретки вообще без тросика. По его чертежам в Электромеханической мастерской (ЭММ) токари и фрезеровщики изготовили детали механизма перемещения каретки самописца с регулятором температуры.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)