Тайлин Дрим
Разоблаченное Таро
От автора
Если вы однажды взяли в руки карты Таро, то, поверьте, вы будете возвращаться к ним снова и снова. Возможно, вы еще даже не осознаете, куда вас могут занести все 78 Арканов, насколько они могут повлиять на всю вашу судьбу и мировоззрение. Потому что Таро – это одно из самых концентрированных знаний о мироустройстве. В нем есть ответы на все вопросы. Однако, чтобы их получить, на Таро надо смотреть с разных сторон и постоянно задаваться вопросом: «А что если?».
Меня зовут Тайлин Дрим, и эту книгу я написала в благодарность Таро системе за то, куда она меня привела, и кем я стала. Вы не представляете, сколько прозрений у меня было, пока я изучала Таро. Я смеялась и плакала от него, а иногда мне было страшно от того, насколько оно точно передает информацию. Я исследовала Таро полностью самостоятельно, но при этом у меня уже была база знаний по алхимии, оккультизму и эзотерике. Глубокое изучение Арканов я решила оставить на десерт, потому что так же как и многие была скептиком, уверенным в том, что это всего лишь гадательная система. Потом я заметила совпадение символов Таро с алхимией, и только тогда мне стало по-настоящему интересно разгадать тайну Арканов.
В этой книге есть три раздела: один теоретический и два практических.
• В теоретической части под названием «Разоблаченное Таро» я рассмотрела Арканы с абсолютно разных сторон, а именно через призму искусствоведения, истории, физики и эзотерики. Огромное внимание я уделила структуре Таро, ведь именно в ней кроется разгадка того, как устроен мир.
• В разделе «Кастовая Матрица Судьбы» вы получите мой авторский инструмент прогнозирования судьбы, через который можно узнать прошлое, настоящее и будущее любого человека на Земле и его духовные уроки. Каждый сможет использовать этот инструмент для себя и своих близких.
• В практическом разделе «Разоблачение тарологов» я раскрыла свои профессиональные секреты того, как делать самые точные расклады, как работать с клиентом, как именно действовать, исходя из ответа карт Таро.
• Кроме того, вы найдете полезные медитации и технику получения ответа на любой вопрос без карт Таро.
Очень надеюсь, что эта книга вам досталась в цветном варианте, ведь в таком случае вы сможете полностью насладиться иллюстрациями от ИИ. Их можно увидеть в начале некоторых глав. Кроме того, здесь больше ста изображений…
Приготовьтесь к тому, что вы выйдете на новую ступень духовного и интеллектуального развития, например, начнете понимать физику и научитесь получать ответы через медитации. Всестороннее развитие обеспечено.
Миссия книги «Разоблаченное Таро» – дать вам опору в этом хаотичном мире. Приятного погружения!
© Тайлин Дрим, 2022 г.Разоблаченное Таро
Таро – это «Симпсоны», в нем тоже все уже было…
Что такое Таро, если смотреть достаточно широко?
Если смотреть на Таро достаточно широко, то окажется, что человек, который понял и расшифровал структуру 78 Арканов, понял весь мир. Это не преувеличение. Проблема Таро в том, что наука пока не спешит находить в нем свое отражение и не изучает его с разных сторон. При этом вполне может оказаться, что Таро является универсальной системой, которая могла бы объяснить любую науку как учебник. Например, есть статьи о том, что Старшие Арканы могут быть связаны с химией, и их последовательность в какой-то степени объясняет логику и структуру элементов в таблице Менделеева.
Какие еще науки нашли свое отражение в Таро? Вот они:
– философия
– математика
– астрономия
– история
– мифология
– химия
– физика
– психология
– культурология
– социология
– алхимия
– искусствоведение
– семиотика – наука о символах.
Если Таро можно изучить с точки зрения всех этих наук, то, представляете, насколько это универсальное знание, ведь оно может идеально вписаться в большинство научных воззрений. Поэтому изучать Арканы стоит не только с точки зрения эзотерики.
При этом ученые и исследователи все-таки пытались ответить на вопросы: что такое 78 Арканов, и для чего их создали изначально? Для начала давайте рассмотрим уже существующие концепции и взгляды на Таро.
1. Таро – это игра.
Считается, что Таро изначально было игровой системой и первым прототипом игральных карт. На итальянском игра называлась «Tarocchi». Она зародилась в Италии, и в ней использовались все 78 карт.
2. Таро использовалось только для картомантики.
Картомантика – гадание с использованием карт.
Некоторые считают, что Таро изначально было системой гадания. В 1540 году в Италии вышла книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некий Франческо Марколино да Форли, написал целый трактат о 78 Арканах как о предсказательной системе. Это первое упоминание о гадании с использованием карт.
3. Таро – это просто иллюстрация.
Есть мнение, что изначально Таро было иллюстрацией к пьесе Ф. Петрарки «Триумфы». Только потом якобы оно приобрело ауру мистицизма, и его начали ассоциировать с египетскими знаниями. Самое интересное, что Таро изначально называлось «Триумфы», что говорит о частичной достоверности этой информации.
4. Таро – это процесс алхимии.
Не важно, какую колоду вы возьмете в руки – Уэйта или более старые версии, если вы хоть немного разбираетесь в алхимии, то вы заметите, что в каждой колоде есть алхимические символы природных стихий и животных (быка, орла, льва). Есть версия, что в Таро зашифрованы знания алхимии о том, как создать философский камень, или как самому им стать. Об этом писали и Алистер Кроули, и Папюс, и многие другие оккультные идеологи.
5. Таро – это путь развития Души.
Эта концепция исходит из предыдущей. Дело в том, что Карл Юнг очень любил алхимию, у него есть несколько книг об этом. Одна из них – «Мистерия объединения». Она о том, что алхимия – это процесс объединения дуальностей в человеке. Он также первым провел параллель между Таро и архетипами. Карл Юнг увидел, что 22 Старших Аркана показывают процесс развития человеческой души, через который должен пройти каждый человек, объединив в себе дуальности по аналогии с алхимией.
6. Таро – это тайное знание.
Есть версия, что в Таро зашифрованы знания мудрецов Атлантиды. Жрецы Египта якобы вспомнили свои прошлые жизни и осознали, что когда-то были атлантами, обладавшими фундаментальными знаниями об устройстве мира. Они решили сохранить их в игровой форме, полагаясь на азартную природу человека. Ведь знания в виде рукописей можно уничтожить или потерять, а игра будет передаваться из рук в руки веками.
Говорят, что в Египте уже существовали прототипы масонского общества. Арканы Таро – это фрески на стенах храма для посвящения в тайные знания. Их размещали попарно, как бы символизируя двойственность. Ученик должен был стоять между ними на каждой стадии посвящения. Впервые об этом написал Поль Кристиан в книге «История магии».
7. Таро – это мудрость Каббалы.
Масоны Ордена Золотой Зари также повлияли на Таро. Элифас Леви заявил, что оно содержит мудрость Каббалы, и соотнес 22 Старших Аркана с символикой 22 букв еврейского алфавита, как описано в «Сефер Йецира». Правда, колода Марсельского Таро плохо подходила для такого соотношения. Дело в том, что порядок Марселького Таро и планетарный, стихийный и зодиакальный символизм карт не состыковывался с символикой простых, двойных, материнских букв так, как это было описано в «Сефер Йецира». Поэтому создается Таро Уэйта, в котором карты Сила и Справедливость меняются местами.
8. Таро – это 78 смыслов, идей, сюжетов, на которые способен человеческий мозг.
Эту теорию я услышала в институте. Она о том, что все сюжеты фильмов, книг и любых произведений, особенно их завязка, развитие, кульминация и развязка четко отражаются Арканами Таро. Некоторые сценаристы именно так и придумывают сюжеты, вытягивая четыре карты, которые соответствуют этим главным составляющим драматургии. Правда в том, что в мире нет ни одной концепции или события, которые нельзя было бы соотнести с конкретным Арканом Таро. В этом ощущается грустная правда человеческого бытия, что мы не в состоянии думать за пределами 78 смыслов. Это об ограниченном восприятии мира человеческим мозгом.
Здесь я собрала все концепции, которые уже хорошо известны человечеству, но что, если это еще не все?
Вот мы и переходим к моим теориям:
1. Таро – это объект искусства.
2. Таро – это альтернативная история.
3. Таро – это связь между законами физики.
4. Таро — это тайное знание о том, как править миром.
5. Таро – это Кастовая Матрица Судьбы.
Каждая глава в этом разделе полностью раскроет мои концепции. Поэтому пристегнитесь, вас ждет много шокирующего.
Таро как объект искусства
Начнем с самого прекрасного – с искусства. Я – менеджер культуры по образованию, поэтому мне очень важно, чтобы вы перестали воспринимать Таро только как инструмент для прорицания. Почему-то сегодня многие забывают о том, что Таро является произведением искусства в первую очередь. Мне кажется это странным, потому что именно сейчас многие художники создают свои колоды просто для того, чтобы поделиться с миром своим художественным видением сюжетов Таро. Даже создаются NFT- коллекции на основе Арканов.
В этой главе я хочу с вами рассмотреть через призму искусства четыре традиционные колоды разных школ: Таро Уэйта, Тота, Папюса и Марсельское Таро. Я буду обращать внимание не только на художественную ценность этих колод, но и на то, какие социальные и исторические предпосылки повлияли на их сюжеты – это самое интересное. Здесь мы немного стряхнем с Арканов пыль мистики и попытаемся посмотреть на них со стороны материализма.
Чтобы понять, что перед нами именно произведение искусства, а не посредственность, есть несколько принципов:
1. Произведение должно быть новаторским;
2. Оно должно показывать высокий уровень мастерства;
3. Произведение должно быть социально актуальным, т.е. протестовать, бунтовать, поднимать социальные темы;
4. Оно должно иметь свой авторский стиль, т.е. быть узнаваемым;
5. Произведение должно обладать психологизмом, т.е. заставлять нас испытывать эмоции;
6. Оно должно обладать композиционной гармонией, т.е. быть читаемым и не иметь ничего лишнего;
7. Произведение искусства должно обладать глубоким смыслом;
8. Оно должно быть интерактивным, т.е. в нем мы сами додумываем смысл или концепцию.
Теперь давайте пройдемся по общим моментам, которые относятся ко всем колодам мира – это два последних пункта: №7 и №8.
7. Произведение искусства должно обладать глубоким смыслом.
Абсолютно все колоды мира обладают глубоким смыслом, на то Таро и считается тайным знанием, которым владели лишь посвященные. Есть целые книжечки к Таро с интерпретациями карт. По сути, это и есть тот самый глубокий смысл, который каждый создатель колоды видит по-своему. Только Оракулы могут не всегда обладать глубоким смыслом, но это уже совсем другая история, не относящаяся к Таро никоим образом.
8. Произведение искусства должно быть интерактивным, т.е. в нем мы сами додумываем смысл или концепцию.
Все колоды мира обладают интерактивностью. За рубежом очень популярно интуитивное Таро чтение. У нас эта тенденция тоже развивается. Смысл интуитивного чтения Таро – трактовать карты, опираясь на их сюжет и символы, без чтения книжечек с интерпретациями. Эта практика полностью основана на интуиции, воображении и жизненном опыте таролога. На самом деле, это очень спорный момент: круто ли читать Таро интуитивно, или же это просто лень современных тарологов заучивать интерпретации? Так или иначе сюжеты абсолютно всех колод заставляют нас додумывать смысл.
Теперь я предлагаю вам баттл: какая из колод четырех классических школ является объектом искусства и соответствует всем критериям произведения искусства? Я буду проводить анализ этих колод по критериям выше в той же последовательности.
Марсельское Таро
Кто создал?
До сих пор неизвестно, кто точно является автором этой колоды, есть лишь предположения, что это был Марсилио Фичино. Известно, что примерно в таком виде колода была создана в XVI – XVII веках. До этого, в XV веке существовали колоды Таро Висконти-Сфорца и Сола-Буска, которые могли быть прототипами Марсельского Таро.
1. В чем новаторство колоды?
Минимализм. Это выражается в символичном изображении Младших Арканов, в эмоциях героев сюжетов Старших Арканов, в использовании всего четырех цветов. Видно, что колода создавалась больше для передачи знаний, чем для эстетики. Возможно, именно за счет такого минимализма производство колоды удешевлялось, и она становилась доступной для более широкого круга лиц.
2. В чем заключается мастерство автора?
Нельзя не заметить, что Младшие Арканы в масти Мечей образуют взаимосвязанный симметричный узор, который начинается окружностью из одной линии, а заканчивается толстым массивным кольцом из нескольких слоев (рис. 1). Идеальная симметрия, контрастные и яркие цвета – главная особенность Марсельского Таро. В этом его и узнаваемый авторский стиль.
Рис. 1. Масть Мечи в Марсельском Таро
3. Социальная актуальность
По Марсельскому Таро мы можем судить о том, во что были одеты люди во времена Ренессанса.
Глядя на Аркан Шут, мы можем узнать, как в то время относились к людям с психическими расстройствами. Например, в Таро Висконти-Сфорца Шут явно имеет пороки развития и не способен двигаться по жизненному пути, ведь у него даже штаны спущены (рис. 2). Он несколько угрожающе держит дубинку. Потому что в эпоху Средневековья людей с пороками развития боялись, а Таро Висконти-Сфорца создано именно в это время.
Рис. 2. Шут в Золотом Флорентийском Таро
В Марсельском Таро Шут – это уже представитель своей профессии. Он уже явно придворный шут, потому что одет респектабельно, а ярмарочные шуты тех времен, наоборот, одевались в лохмотья (рис. 3). Тут возникает интересный вопрос: если это придворный шут, то почему он вдруг решил стать странником? Разве он не должен развлекать знать и короля? Ответ на этот вопрос можно поискать в истории. Шутов прекратили нанимать в эпоху Реформации в XVI – XVII века. Именно в это время и создается Марсельское Таро. Поэтому все сходится. Перед нами Шут, который потерял свою работу и вынужден скитаться.
Рис. 3. Шут в Марсельском Таро
В Марсельском Таро Верховная Жрица – это Папесса. В XIII веке ходила легенда о женщине, которая жила в XII веке и одевалась как мужчина. Она сначала была нотариусом, а потом дослужилась до Папы. Правда, после разоблачения она была жестоко казнена народом. Самое важное во всем этом то, что в XIV – XV веках ее считали исторической личностью (больше об этом вы узнаете в главе «Таро как альтернативная история»). Поэтому, скорее всего, именно ее образ был помещен на Таро Висконти-Сфорца, а потом уже и на Марсельское Таро (рис. 4). Является ли это протестом для того времени со стороны создателей колод? Безусловно. Именно в эпоху Ренессанса женщины активно начали отстаивать свои права на образование, на владение собственностью, на доступ к государственным должностям. Можно сказать, это было зарождением феминизма. Создатели Марсельского Таро явно шли в ногу с новыми тенденциями.
Рис. 4. Высшая Жрица в Марсельском Таро
4. Узнаваемость
Без сомнений, Марсельское Таро узнаваемо.
5. Психологизм
Все хорошо в Марсельском Таро, кроме того, что эмоций оно совсем не вызывает. Все герои Старших Арканов имеют спокойные лица. Даже люди, падающие из башни, делают это так, словно постигли Дзен (рис. 5).
Рис. 5. Башня в Марсельском Таро
6. Композиция
Гармоничная. Все минималистично и лаконично.
Вывод: Является ли Марсельское Таро произведением искусства?
Я бы назвала Марсельское Таро попсой своего времени с точки зрения изобразительного искусства. Потому что все максимально упрощено и сделано это для удешевления производства.
Эта колода не вызывает какого-либо отторжения, от нее вообще невозможно испытать какие-либо эмоции.
Поэтому Марсельское Таро в большей степени инструмент, чем произведение искусства. Несмотря на то, что я назвала эту колоду попсой, не все люди могли им воспользоваться без предварительной подготовки как раз из-за отсутствия сюжетов в Младших Арканах. Это означает, что для большинства непосвященных людей того времени в изображениях карт Марсельского Таро было мало смысла, ведь оно было интуитивно понятно лишь частично.
Таро Папюса
Я даже не буду разбирать эту колоду с позиции искусства, потому что она изначально задумывалась как инструмент. Таро Папюса – это не что иное, как иллюстрации от художника Габриэля Гулина к книге «Предсказательное Таро» Папюса. Карты надо было вырезать и приклеить на картон, чтобы получить свою колоду. Изображения были черно-белые схематичные (рис. 6). Сейчас по рынку Таро тоже ходит якобы Таро Папюса, но это пиратское переиздание как раз того, что было в книге, и оно сильно отличается от оригинала.
Рис. 6. Таро Папюса
Таро Уэйта
Кто создал?
Колода относительно молодая и создана в 1910 году. Ее дизайнером был Артур Уэйт, а художницей была Памела Колман Смит. Именно она внесла свой огромный художественный вклад в создание колоды, который часто приписывается только Уэйту. В своей работе художница вдохновлялась колодой Таро Сола-Буска, созданной в XV веке. В отличие от Марсельского Таро в этой колоде уже были сюжетные Младшие Арканы (рис. 7). Поэтому суждение, что именно колода Уэйта стала первой, которая начала изображать Младшие Арканы сюжетно, является распространенным заблуждением.
Рис. 7. Таро Сола-Буска
Памела работала над своей колодой на чистом энтузиазме за ничтожные для такой работы деньги. После издания карт ее имя нигде не указывалось среди авторов, часто ее называли просто «молодой художницей». Возможно, между Памелой и Уэйтом был конфликт, связанный с авторскими правами. Если вы присмотритесь к картам, то в углу каждой стоит именно ее автограф (рис. 8). Самое странное в ее биографии то, что эта колода поставила крест на ее карьере иллюстратора: ее работами престали интересоваться издательства. Поэтому она стала общественной активисткой, и умерла в нищете.
Рис. 8. Таро Уэйта
1. В чем новаторство колоды?
Таро Уэйта взяло все самое лучшее от своих колод-предшественниц. От Золотого Флорентийского Таро и Таро Сола-Буска у колоды появились сюжеты в Младших Арканах. От Марсельского Таро колода взяла четкие композиции, симметрию и яркие контрастные цвета.
Сами Младшие Арканы – это новое художественное видение Памелы, которого еще не было. Она сделала сюжеты простыми, понятными и без лишних деталей.
Колода, кажется, не имеет времени. Если в Марсельском Таро мы судим о том, что Шут был при дворе по его одежде, то по Арканам Уэйта тяжело понять, к какому веку относятся сюжеты на картах. Поэтому многие тарологи ошибочно ее считают средневековой или эпохи Ренессанса, а она создана всего-то в предыдущем веке. За счет чего Памела смогла добиться такого эффекта? За счет стиля фэнтези. Если мы возьмем в руки карту Колесница, то мы увидим, что на ней едет то ли Фаэтон, то ли Аполлон, а его колесница запряжена сфинксами (рис. 9). Это исторический контекст? Нет, это мифология. Очень многие Арканы основаны на греческой и библейской мифологии. Плюсом ко всему, колода щедро заправлена оккультными символами. Сейчас в эпоху постмодернизма для нас сочетание несочетаемого – привычное явление, но тогда соединение христианства, оккультизма и мифологии в Таро было новаторским ходом. Именно поэтому колода быстро стала популярной. Она не противопоставлялась религии, не была слишком мрачной и отталкивающей для оккультизма и содержала всем знакомые с детства образы из мифов.
Рис. 9. Колесница в Таро Райдера – Уэйта
2. В чем заключается мастерство автора?
Памела Колман Смит как художник-иллюстратор отличалась тем, что могла нарисовать за неделю 94 рисунка. При этом уровень качества ее работ не зависел от скорости. Именно этот навык ей пригодился при создании колоды, и поэтому она смогла нарисовать все карты за год.
Ее мастерство заключается еще и в тщательной проработке цвета. Некоторые тарологи даже придают этим цветам дополнительные значения при интерпретации карт.
3. Социальная актуальность
Как мы уже выяснили, колода Уэйта не привязана к историческому контексту. К чему тогда она привязана? К мировоззрению западного человека в конце XIX – начала XX века, а точнее, к модным трендам в оккультизме. Начнем с того, что Артур Уэйт был членом ордена Золотой Зари, в котором адептов обучали Герметической Каббале. Она включала в себя еврейскую каббалу, западную астрологию, алхимию, языческие религии (особенно египетскую и греко-римскую), неоплатонизм, гностицизм, енохианство, ангельскую магию, герметизм, тантру и символику Таро. Очень многое из этого нашло свое отражение в Таро Уэйта.
Кроме того, именно на рубеже XIX—XX вв. в массовом сознании формируется оккультизм именно в том виде, в каком мы его сейчас знаем. Все благодаря учению Елены Блаватской и ее Теософскому обществу. Это была первая попытка объединить научный подход с эзотерическими знаниями и посмотреть на религию и мифы объективно. Кстати, не путайте эзотерику и оккультизм. Это абсолютно разные вещи, и они имеют разные цели. Эзотерика – восточное направление, цель которого достичь просветления или познать Дзен. Оккультизм – западное направление, его цель – управлять реальностью. Эзотерика – это о стремлении все постигать через чувства, а оккультизм – это познание мира с помощью интеллекта. Блаватская как раз стремилась применить именно рациональный подход к изучению восточной эзотерики. Зачем это делалось? Основной целью Теософского общества было найти какую-то общую связь между всеми древними и научными знаниями, которая бы показала человеку его место во Вселенной и дала бы всему логичное объяснение.
Таким образом, само историческое развитие оккультизма, которое заставило его соединить в себе абсолютно разные и противоречивые направления: науку, религию, мифологию, магию, алхимию, эзотерику и философию – породило Таро Уэйта именно с таким же сложным и противоречивым сочетанием концепций в себе.
4. Узнаваемость
Благодаря чему колода получилась настолько узнаваемой? Благодаря тому, что карты нарисованы в японском стиле. Наставником Памелы Колман Смит был Артур Доу – эксперт в японском средневековом искусстве и известный художник. Он оказал сильное влияние на ее творчество. Поэтому в ее иллюстрациях, помимо Таро Уэйта, часто встречаются японские мотивы (рис. 10).