Книга Ключевые идеи книги: Практика. Творчество с доставкой на дом. Сет Годин - читать онлайн бесплатно, автор Smart Reading
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ключевые идеи книги: Практика. Творчество с доставкой на дом. Сет Годин
Ключевые идеи книги: Практика. Творчество с доставкой на дом. Сет Годин
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ключевые идеи книги: Практика. Творчество с доставкой на дом. Сет Годин

Ключевые идеи книги: Практика. Творчество с доставкой на дом. Сет Годин

Оригинальное название:

Practice. Shipping creative work


Автор:

Seth Godin


www.smartreading.ru

Правила, которые нас останавливают

Мы живем в обществе, которое управляется несколькими твердыми установками:


• каждый из нас – часть системы;

• следуй определенным принципам, инструкциям, стандартам – и получишь запланированный системой результат;

• результат – это все, процесс не так важен.


Но как только в голову одному из нас приходит свежая идея, он обнаруживает, что с этими правилами что-то не так. Чтобы создать нечто по-настоящему вдохновляющее, многообещающее, живое – инструкций мало. Пятая симфония Бетховена и «Звездная ночь» Ван Гога создавались не по готовым рецептам. А главное – Бетховену и Ван Гогу никто не гарантировал результат.

Конечно, даже самые рьяные бюрократы и формалисты не могут отрицать, что творчество живет по своим законам. На этот случай нашим обществом изобретена другая идея: для занятий творчеством нужен талант, это штука врожденная и дается не всем, а уж если ты по какой-то случайности стал его счастливым обладателем, жди приливов вдохновения, без него ничего не выйдет.

Начните думать так, и вы проиграли. Гонитесь за предсказуемым результатом, и ваша жизнь превратится в конвейер. Конвейер Форда – выдающееся изобретение, но он позволяет выпустить только еще один такой же автомобиль. Если вы хотите создать автомобиль другого типа, вам нужно учиться не у Генри Форда, а у Илона Маска[1].

Маск – опытный бизнесмен, он понимает, что Tesla будет убыточным проектом, по крайней мере в ближайшее время, и покорение космоса тоже весьма ненадежная штука. Результат не гарантирован. Но Маск верит не только в результат – он всей душой отдается процессу. В этом – сила творчества. Оно не дар свыше, а повседневная практика.

Доверяйте себе

Правильный вопрос

Итак, вы нацелены на то, чтобы создать нечто новое – запустить бизнес, написать роман, записать музыкальный альбом. Вы знаете, что четких инструкций и однозначных рецептов не существует. И никто не обещает успех. Что же у вас есть? Самое главное – доверие к себе.

Добраться до него весьма сложно, хотя это чувство живет в каждом. Секрет в том, чтобы разбудить его правильным вопросом. Не спрашивайте себя: «Могу ли я создать нечто новое?» Вы уже создавали нечто новое, и неоднократно. Ваши прежние бизнес-проекты. Или свежее решение, которое позволило в три раза эффективнее решить надоевшую проблему. Или даже остроумная реплика. Однажды вы уже попробовали, и небезуспешно (ну или не так ужасно, как вам тогда показалось).

Поэтому зададим вопрос иначе: «Достаточно ли меня волнует это дело, чтобы взяться за него снова?»

Если вы чувствуете это волнение, вы готовы. Если идея не дает вам уснуть, вы готовы. Если вы спешите рассказать о ней другим, вы готовы.


• Вам могут возразить, что вам недостает таланта. Зато вы можете освоить нужные навыки.

• Вам могут возразить, что ваше мнение не очень-то весомо. Но тысячи людей в разные времена так про себя не думали. Именно поэтому мир знает Лютера или Нельсона Манделу.

• Вам могут возразить, что без гарантий победы не стоит и начинать. Но когда речь идет об открытиях, гарантий никто дать не может. Вот, допустим, Колумб. Клятвенно обещал испанскому королю найти путь в Индию. А приплыл в Америку. Вышло даже интереснее.


Творчество – это не то, что делается по разрешению. Творчество – это выбор собственного голоса.

Мы – это наши действия

Да, вам будут возражать, а главное, вы сами себе будете возражать. Наши эмоции очень убедительны, даже агрессивны. Но они только изображают диктаторов – на самом деле они халифы на час.

Мы – не то, что мы чувствуем. Жизни нет никакого дела до наших переживаний. Мы можем целый день с грустным видом смотреть в окно, а жизнь за окном будет идти себе мимо. Мы – то, что мы делаем. Если вам не нравится ваш нынешний статус, ваши нынешние привычки, ваша нынешняя жизнь, сделайте что-то иначе.

Сначала ваш разум будет сопротивляться, саботировать. Но если вы делаете что-то иначе довольно долго и последовательно, разуму придется принять это к сведению. И через некоторое время вам будет казаться, что иначе быть не могло.

Не ждите более подходящего шанса, опыта, возраста. Того, что вы знаете, уже достаточно, а остальное вы узнаете по ходу дела. Начните с того, что есть.

Самый несносный, сложный, непредсказуемый начальник, который может у нас быть, – это мы сами. Такого типа мы бы и врагу не пожелали! Но сами каждый день с удовольствием занимаемся самобичеванием, сетованием на жизнь, пережевыванием прошлого. Все это управляет нашими поступками. Посмотрим же на себя со стороны. Хотим ли мы терпеть такого босса?

«Кто я такой?»

Каждый из нас – сочинитель[2]. Мы рассказываем сами себе историю собственной жизни. Сплетаем ее из повседневных фактов и случаев в соответствии с теми сценарными установками, которые заложены генами, воспитанием, опытом. Жизнь – это не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем.

В ком-то живет Вуди Аллен, а в ком-то и Хичкок. Сочинителей-оптимистов не так много. Но этот сценарный навык можно корректировать. Задайте себе два вопроса:

1. Насколько моя история соответствует реальному ходу вещей? Скажем, если вы неизменно беспокоитесь по поводу того, что случится нечто плохое с близкими, но ничего не происходит, то дело в вашей истории.

2. Помогает ли моя история достигать намеченных целей? Именно для этого она и нужна. Сила человеческого ума – в планировании. Если же цели остаются недостигнутыми, это знак, что внутреннего сценариста пора поменять.

Чтобы это сделать, важно отличать в жизни данность и выбор. «Я голубоглазый блондин» – это данность. «Я писатель (повар, музыкант…)» – это выбор. Писатель, повар – не раз и навсегда утвержденные роли, это действия. Начните писать, и в этот момент вы станете писателем. Начните готовить, и в вас проснется повар. Делайте, а потом будьте.

Если хотите укрепиться в этом ощущении, заявите об этом. Как можно чаще говорите о себе как о том, кем собираетесь стать. Пишите об этом в блоге, хотя бы под вымышленным именем. Рассуждайте об этом в кругу знакомых. Давайте обещания (в разумных пределах).

«Не самозванец ли я?»

И вот вы начали. Написали первую главу романа, составили бизнес-план, выступили на сцене. Но разум, который слишком долго питался инертными, «конвейерными» установками, так просто не проведешь. И он включает синдром самозванца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Читайте саммари Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее».

2

Читайте саммари книги Рона Бизенбаха «Расскажите историю! Как использовать силу сторителлинга, чтобы покорить сердца, изменить мнения и получить результаты».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги