Николай Лукьянов
Оплата труда в сельском хозяйстве. Курс лекций
Лекция №1
. Вводная лекция
Труд – это целесообразная, планомерная деятельность человека, в результате которой выполняются определённые трудовые процессы, создаются материальные и духовные ценности.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.
Труд как экономическая категория измеряется временем. Исходя из этого, используются три основных показателя производительности труда, учитывающих фактор времени.
Производство продукции или выполнение объема работ в единицу времени. Например, тракторист на тракторе ДТ-75 вспахал за 1 час 0,7 га.
Затраты труда в чел. ч. на единицу продукции или работы (обратный показатель). В данном случае 1 чел. ч.: 0,7 га = 1,4 чел. ч./га.
Обобщающий показатель – производство валовой продукции в денежном выражении за год на одного среднегодового работника. Этот показатель необходимо сравнивать с годовым заработком работника. Например, на одного среднегодового работника произведено валовой продукции на 35 тыс. руб. Его годовой заработок по всем видам выплат составил 6 тыс. руб. (20% от стоимости валовой продукции). Такое соотношение можно считать удовлетворительным.
Научная организация труда (1) (НОТ) – это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.
Научная организация труда (2) – это наука, изучающая теоретические положения и практические мероприятия по обеспечению рациональной организации и высокой производительности живого труда, а также его материального стимулирования.
Объектом науки является рабочий человек в процессе труда – работник массовых профессий: механизатор, доярка, скотник, водитель и другие.
Инженерно-технические работники, специалисты и руководители всех уровней являются объектом исследований организации управленческого труда и к сфере интересов научной организации труда не относятся
Предмет организации и нормирования труда – организационные отношения, возникающие в процессе труда, формирующие систему организации труда в рамках отдельного коллектива и обеспечивающие определенное протекание трудовых процессов, функционирование рабочей силы, а также их совершенствование на основе определения необходимых затрат конкретного труда в определенных организационно-технических условиях, разработки и внедрения организационных нововведений.
Цель науки о труде – разработать теоретические положения и практические рекомендации по повышению производительности труда работников массовых профессий и одновременно с этим обеспечивать условия для формирования личности в процессе производства, так как на работе он проводит значительную и лучшую часть своей жизни.
Достижение главной цели науки предполагает комплексное решение задач, которые можно объединить в четыре группы: экономические, организационные, психофизиологические и социальные.
Экономические задачи состоят в постоянном повышении эффективности производства на основе роста производительности труда.
Во-первых, необходимо обеспечить экономию живого труда – рационально использовать способность человека к труду, сократить или совсем исключить потери рабочего времени. Время – деньги!
Во-вторых, важно обеспечить экономию овеществленного труда – техники и энергоносителей.
Организационные задачи состоят в проектировании и практическом внедрении в производство оптимальных моделей организации конкретных трудовых процессов и трудовых коллективов. В настоящее время разработаны карты организации труда на различных сельскохозяйственных работах (технологические карты, или на профессиональном сленге – технологички), а также рекомендации по оптимальной численности работников в зависимости от вида производства. Закон здесь очень простой – чем меньше людей, тем лучше.
Психофизиологические задачи сводятся к созданию нормальных условий труда для работников. Нормальные условия труда способствуют высокой производительности, определяют степень удовлетворенности трудом и его престижность.
Социальные задачи – это удовлетворение потребности в содержательном труде, его достойная оплата, обеспечение возможности повышения квалификации каждого работника, создание нормального социально-психологического климата в коллективе, соблюдение высокой трудовой дисциплины.
Наука о труде использует те же методы и приемы экономических исследований, что и любая другая экономическая наука. Основное значение имеют монографический, статистический, эксперементальный и расчетно-конструктивный методы исследований.
Монографический метод используется при описании опыта работы передовых работников и трудовых коллективов.
Статистический – при обработке массовых данных для расчета нормативов затрат рабочего времени, степени выполнения норм выработки и т.п.
Эксперементальный – при определении норм выработки по материалам хронографических наблюдений.
Расчетно-конструктивный – при разработке норм выработки (норм обслуживания) с использованием нормативов затрат времени, конструктивно-эксплуатационных характеристик используемой техники.
Лекция №2
. Условия труда в сельскохозяйственном производстве
Условия труда – это внешняя среда, производственная обстановка, а также конструктивно-эксплуатационные характеристики применяемой техники, воздействующие на человека и влияющие на его производительность в процессе труда.
Психофизиологические условия труда определяются следующими факторами: тяжестью труда или физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, монотонностью труда.
Тяжесть труда. Понимается как физическая или мышечная нагрузка. По тяжести труда различают работы: легкие, средние по тяжести, тяжелые и очень тяжелые.
Нервно-психическое напряжение. Зависит от сложности работы и применяемой техники, ответственности, объёма информации и контроля.
Монотонность работы. Зависит от степени специализации трудовых процессов, их содержательности.
Санитарно-гигиенические условия труда определяют воздействие на работника внешних факторов: атмосферных, техногенных, строительно-планировочных.
По характеру и степени воздействия внешних факторов на человека наука о труде выделяет три зоны условий:
зону благоприятных условий;
зону неблагоприятных условий;
зону недопустимых условий.
Факторы санитарно-гигиенических условий труда: Температура воздуха; относительная влажность воздуха; движение воздуха; загазованность; концентрация микробов; запыленность; вибрация; шум; освещенность; электромагнитное, ионизирующее и радиоактивное облучение; солнечная радиация.
Нормальные санитарно-гигиенические условия труда обеспечиваются совокупностью инженерно-технических, санитарно-медицинских и организационных мероприятий.
Производственная эстетика.
Эстетика – это наука о прекрасном.
Задачи эстетизации труда – внести элементы искусства в производство для развития эстетического чувства и вкуса, духовного обогащения работника в процессе труда.
Эстетическое чувство – это способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию окружающего мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности.
Эстетизация сельскохозяйственного производства включает следующие направления: архитектурно-планировочные решения; художественное решение интерьеров и рабочих мест; чистота и порядок на рабочем месте; максимальное озеленение рабочей зоны, производственных помещений, производственных территорий и зон отдыха; подбор окраски помещений и средств производства; применение функциональной музыки; световое оформление; спецодежда; уровень бытового обслуживания.
Лекция №3
. Рациональные режимы труда и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха – это научно обоснованное чередование времени работы и перерывов на отдых и другие надобности с учетом вида трудовой деятельности, условий труда, уровня механизации и действующих правовых норм.
Основные направления совершенствования режимов труда и отдыха на предприятии:
нормальная продолжительность смены и рабочего дня;
внутрисменное чередование труда и отдыха по научно обоснованным нормативам;
организация 2-3 сменной работы в растениеводстве и животноводстве;
своевременное предоставление выходных дней и отгулов;
обязательное предоставление оплачиваемых трудовых отпусков;
применение рациональных форм отдыха;
уменьшение затрат внерабочего времени, связанного с производством;
борьба со штурмовщиной и сверхурочными отработками.
Внутрисменный режим труда и отдыха.
Динамика работоспособности в течение смены. Многочисленными исследованиями, проведенными физиологами, нормировщиками и другими специалистами, установлено, что работоспособность человека в течение смены и рабочего дня подвержена большим колебаниям (рис. 1).
а
б
сменное время
производительность
обеденный перерыв
I
II
III
III
II
I
Рис. 1. Динамика работоспособности человека в течение смены:
а – до обеда: I – врабатывание (0,3-1,5 ч); II – устойчивая работоспособность (0,3-1,5 ч); III – нарастание усталости (0,2-0,3 ч);
б – после обеда: I – врабатывание (0,2-0,3 ч); II – устойчивая работоспособность (2-3 ч); III – нарастание усталости (1,0-1,5 ч)
Различают три фазы работоспособности: I фаза – врабатывание; II фаза – устойчивая работоспособность; III фаза – нарастание усталости.
Обеденный перерыв следует делать через 3,5-4 часа после начала смены. Нормальная продолжительность обеденного перерыва должна быть не менее 40 мин. Как правило, на сельскохозяйственных предприятиях обеденный перерыв длится 1 час.
Из-за особенностей сельскохозяйственного производства в напряженные периоды полевых работ механизаторы и другие работники работают весь световой день. Время часто становится решающим фактором получения и сохранения урожая. В связи с эти для учета времени необходимо различать понятия «смена» и «рабочий день».
Смена – это установленная государством продолжительность рабочего времени, на которую рассчитывается норма выработки или норма времени и тарифная ставка оплаты труда.
Рабочий день – продолжительность работы в напряженные периоды, устанавливаемая распоряжением по предприятию на ограниченный срок. Должно быть издано специальное письменное распоряжение (приказ) с указанием календарного начала и конца действия данного распоряжения, категорий работников, переводимых на рабочий день, и распорядка дня на 10 часов работы.
Продолжительность напряженных периодов обычно принимается:
на весенне-полевых работах – 10 дней;
уборке озимых и ранних зерновых культур – 15 дней;
вспашке зяби – 20 дней.
На рабочий день дается дневное задание, определяемое на основе пересчета 7 или 8-часовой нормы выработки. Например, дневное задание для тракториста на предпосевной культивации составит:
(норма выработки 35 га / сменное время 7 ч)*10 ч = 50 га.
Формы отдыха. Различают активный и пассивный отдых. Для исполнителей ручных физических работ более эффективна пассивная форма отдыха, а для работников умственных профессий – активная.
Суточный режим труда и отдыха. Устанавливается введением в напряженные периоды 2-3 сменной работы. Такие периоды бывают в растениеводстве и животноводстве. Работники переводятся на рабочий день с дневной и ночной сменами. Например, для механизаторов устанавливается следующий распорядок использования времени:
Утренняя смена:
Начало работы – 8-00
Обеденный перерыв – 12-00
Продолжение работы – 13-00
Полдник – 17-00
Продолжение работы – 17-30
Пересменка, ЕТО – 19-30
Конец смены – 20-00
Ночная смена:
Начало работы – 20-00
Обеденный перерыв – 24-00
Продолжение работы – 1-00
Завтрак – 5-00
Продолжение работы – 5-30
Пересменка, ЕТО – 7-30
Конец смены – 8-00
При такой организации труда пересменка и ЕТО проводятся совместно двумя трактористами прямо в загоне (на поле).
Недельный режим труда и отдыха. Определяется установленным временем работы в течение недели своевременным предоставлением выходных дней. В производстве сложились 6- и 5-дневная рабочие недели.
В сельском хозяйстве применяются 6-дневная рабочая неделя для механизаторов, водителей и других работников и 5-дневная – для работников животноводства, вспомогательных подразделений.
Общий выходной день – воскресенье. Нерабочий день по субботам устанавливается самим предприятием. Следовательно, в неделе может быть один или два выходных дня.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги