banner banner banner
Античные Герои на службе Российского флота
Античные Герои на службе Российского флота
Оценить:
 Рейтинг: 0

Античные Герои на службе Российского флота


Первым командиром СДВ радиостанции «Геркулес» стал капитан 1 ранга Козлов Валентин Федорович. Валентин Федорович родился в 1914 году в Московской области. После окончания первого курса Авиационного института поступил в Высшее военно-морское гидрографическое училище им. С. Орджоникидзе, которое окончил в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны, служил командиром БЧ-4 легендарного эсминца «Гремящий», флагманским связистом штаба кораблей ОВР ВМБ Кронштадт и ВМБ Пиллау.

После завершения войны он окончил Военно-морскую академию Кораблестроения и Вооружения им. А. Н. Крылова и был направлен на Тихоокеанский флот, где служил, сначала начальником связи Порт-Артурской ВМБ, а затем начальником связи Совгаванской ВМБ.

В 1958 году, с началом строительства СДВ радиостанции на Дальнем Востоке, его назначают начальником этого строящегося объекта. Сначала объект назывался «СПДРЦ №14», затем «радиостанция №14», а после ввода в строй – «СДВ радиостанция «Геркулес».

Валентин Федорович был высокообразованным человеком с большим опытом службы на руководящих должностях в службе связи, поэтому ему и было поручено руководство строительством этого важного, уникального и очень сложного объекта.

К чести капитана 1 ранга Козлова Валентина Федоровича, с поставленной задачей он справился, затем успешно руководил «Геркулесом» до своего увольнения в запас.

За годы руководства радиостанцией он сумел воспитать плеяду прекрасных офицеров, ставших впоследствии высококлассными специалистами в области использования сверхдлинных волн, это: капитан 1 ранга Сырников Эдуард Васильевич, капитан 1 ранга Уткин Глеб Николаевич, капитан 1 ранга Тарасов Владимир Николаевич, подполковник Карлов Олег Афанасьевич, майор Озеров Яков Ильич и многие другие. Их опыт в дальнейшем был использован при создании и эксплуатации новых СДВ радиостанций.

Первым главным инженером действующей радиостанции стал подполковник Самойлов Николай Александрович, а первыми сменными инженерами – Горбунов Б. К., Карабин А. А., Тарасов В. Н., Сырников Э. В., Карлов О. А., Кузнецов Б. И.

В разные годы радиостанцией руководили:

– капитан 1 ранга Шохор Яков Абрамович

– капитан 1 ранга Уткин Глеб Николаевич

– капитан 1 ранга Пехов Василий Васильевич

– капитан 1 ранга Дикарев Виктор Николаевич

– капитан 1 ранга Капилевич Геннадий Аркадьевич

– полковник Картуков

– полковник Лукьянцев Аркадий Иванович

– полковник Шевченко Валерий Владимирович.

Сегодня на радиостанции служат офицеры и мичманы, старшины и матросы, а также гражданские специалисты, осуществляющие эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану этого сложнейшего комплекса связи.

Рядом с радиостанцией находится военный городок, с благоустроенными служебными квартирами, в которых проживают военнослужащие и гражданский персонал радиостанции со своими семьями.

Совсем недавно радиостанция пережила своё второе рождение. В рамках программы модернизации вооружения и военной техники на объекте проведена масштабная реконструкция, позволившая значительно улучшить характеристики объекта связи и привести их в соответствие с современными требованиями к системе связи Военно-Морского Флота.

В настоящее время СДВ радиостанцией «Титан» руководит опытный офицер – подполковник Мамай Юрий Юрьевич. Юрий Юрьевич имеет большой опыт службы на объектах связи Военно-Морского флота. Он Окончил Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники, начинал службу в войсках ПВО Московского военного округа, командовал Зональным узлом связи ВМФ в Киргизской Республике, СДВ радиостанцией «Геракл», а с 2017 года возглавляет СДВ радиостанцию «Титан».

Подполковник Мамай Ю.Ю.

Подполковник Мамай Юрий Юрьевич с уверенностью заявляет: «После модернизации „Титан“ ещё долго будет служить Военно-Морскому флоту России. Служить добросовестно и честно, так же, как несут вахту вдали от Родины её доблестные моряки».

Непревзойдённый «Антей»

Антей в греческой мифологии – великан, сын Геи и Посейдона. Никто не мог победить Антея в единоборстве, когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери – великой богини Земли

Отличный «Антей» в лесах Белоруссии

В конце пятидесятых годов прошлого века на вооружение Военно-Морского флота поступили атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами.

Для управления атомными ракетоносцами в Мировом океане необходимо было создать единую, глобальную, постоянно действующую систему связи ВМФ. В рамках этой системы предусматривалось строительство серии сверхдлинноволновых радиостанций, способных охватить глобальной связью все районы, где несут боевую вахту наши корабли. Как в подводном, так и в надводном положении.

Первые две такие радиостанции уже были созданы и успешно выполняли боевые задачи, но всё более нарастающая угроза ядерной войны требовала укрепления оборонного потенциала страны, и в первую очередь, его морской ядерной составляющей.

В интересах обеспечения надежного и непрерывного управления силами флота, на удалении в тысячи миль от своих командных пунктов, шестого августа 1958 года Постановлением Совета Министров СССР за номером 880—414сс было принято решение о строительстве в интересах Военно-Морского флота третьей сверхдлинноволновой радиостанции.

Проведенные изыскания показали, что для строительства этого объекта наиболее полно отвечает требованиям технических условий площадка на территории Белорусской ССР, северо-западнее Минска.

Для возведения объекта был отведен участок площадью более шестисот гектаров в десяти километрах от белорусского города Вилейка.

Почему именно здесь решили строить стратегически важный объект? Уж очень серьезные преимущества имела площадка. Во-первых, она находилась на значительном удалении от крупных городов промышленного значения. Во-вторых, представляла собой болотистую местность, которая обладает характеристиками, так называемой, «хорошей земли» по её непосредственному влиянию на излучаемую мощность. И, наконец, находилась в необходимой близости от железнодорожной станции, шоссейных дорог, местных источников строительных материалов и электроснабжения.

В составе радиостанции предусматривалось также строительство коротковолнового приёмо-передающего радиоцентра.

Предварительно территорию очистили от взрывоопасных предметов – в годы Великой Отечественной войны здесь шли тяжелые бои. Некоторые находки – остатки оружия, гильзы, части боеприпасов, найденные тогда саперами, представлены сегодня в музее воинской части.

Строительство объектов радиостанции велось военно-строительным отрядом под командованием подполковника Храмкова Н. В.

Разработчиком и изготовителем аппаратуры радиостанции стал Российский институт мощного радиостроения (РИМР имени Коминтерна).

От Военно-Морского флота, ответственность за строительство технической части объекта и своевременный ввод его в эксплуатацию, была возложена на первого главного инженера радиостанции подполковника Бочкарёва Г. Ф.

Летом 1961 года было уложено заземление антенн – около трёхсот километров медного провода диаметром три миллиметра и шины по всей территории антенного полотна на глубину от десяти до тридцати сантиметров. Работы выполнялись вручную, поэтому в создании так называемого «антенного контура» принимали участие около трёхсот человек.

Для строительства технического здания, антенных павильонов, анкеров и оснований для антенных мачт на технической территории был возведен бетонный завод, на котором изготавливался бетон в необходимых количествах.

По завершении строительства начался монтаж комплекса оборудования и аппаратуры радиостанции. К концу 1963 года радиостанция была построена, и пятнадцатого ноября того же года был произведён первый пробный выход радиостанции в эфир.

Окончательно радиостанция введена в строй двадцать второго января 1964 года. Она стала ещё более грандиозной, чем её предшественники и получила название «Антей».

На протяжении более полувека радиостанция «Антей» обеспечивает связь Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и, частично, Тихого океанов на сверхдлинных волнах. «Антей» также работает в интересах других видов Вооружённых Сил и родов войск: РВСН, ВВС, Космических войск, передавая в эфир эталонные сигналы частоты и времени.

В настоящее время на объекте служат офицеры и мичманы ВМФ России, а также вольнонаёмные граждане Республики Беларусь, осуществляющие военизированную охрану.

Главной достопримечательностью СДВ радиостанции, безусловно, является СДВ радиопередатчик, созданный по образу и подобию немецкого «Goliath». Мощность передатчика радиостанции – 1000 кВт, он обеспечивает дальность связи на расстоянии более десяти тысяч километров.

СДВ радиостанция «Антей» гораздо крупнее и совершеннее трофейной – немецкого «Goliath». Высота центральных опор увеличилась до трёхсот пяти метров, высота боковых решетчатых мачт достигла двухсот семидесяти метров. Помимо передающих антенн, на территории объекта расположен ряд технических строений, высокозащищенный подземный бункер.

Антенный комплекс состоит из пятнадцати решетчатых опорных мачт высотой двести семьдесят метров и трёх «круглых» антенных (излучающих) мачт высотой триста пять метров. Мачты поддерживают антенное полотно зонтичного типа, которое состоит из натянутых тросов общей массой девятьсот тонн. Диаметр «круглых» мачт составляет более двух метров при толщине металла в два сантиметра. Для обслуживания мачт каждые десять дней на них поднимаются антеннщики-верхолазы. Они утверждают, что, оказавшись наверху, можно увидеть даже Минск.

Трёхсотметровые вышки антенн над лесом привлекают внимание не только жителей окрестных деревень. Треугольник антенного поля с более чем километровыми габаритами хорошо виден даже из космоса. Присматриваются к нему и в Пентагоне, ведь СДВ радиостанция «Антей» – важное стратегическое звено в системе управления Военно-Морского флота России.

Под каждой мачтой находится антенный павильон с комплексом оборудования, обеспечивающим работу радиостанции.

Помещения радиостанции располагаются в фортификационном сооружении и заглублены под землю.

Снаружи внутрь «Технического здания №1» уводит длинный пятнадцатиметровый коридор, в котором по мере удаления от наружной двери, становится всё более сыро и холодно – конденсат скапливается на потолке и стенах, ощущение, будто спускаешься в погреба Массандры или Абрау-Дюрсо. Но вот, наконец, порог и тяжелая стальная дверь с винтовыми запорами и памяткой: «1 удар – разрешите вход, 2 удара – вход разрешаю, 3 удара – ждите».