banner banner banner
Буддийский ответ на климатический кризис
Буддийский ответ на климатический кризис
Оценить:
 Рейтинг: 0

Буддийский ответ на климатический кризис

Я надеюсь, что это издание внесёт важную лепту в изменение взглядов и действий русскоязычного читателя в отношении нашего общего дома, планеты Земля, и тем самым поможет сберечь и улучшить жизнь огромного множества населяющих её существ. У человечества сегодня действительно есть всё необходимое для того, чтобы предотвратить климатическую катастрофу, и поэтому крайне важно всем вместе безотлагательно предпринять для этого разумные и действенные меры.

Елена Сауткина

PhD, профессор,

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики», Москва

Издательство «Виздом пабликейшнз» (Wisdom Publications) выражает благодарность Фонду семьи Херши (Hershey Family Foundation) за щедрую помощь в издании этой книги.

Благодарности

Khor Yug («окружающая среда»)

Каллиграфия-посвящение Трангу Ринпоче

В этой книге представлены труды и пожелания выдающихся буддийских учителей, и мы выражаем глубокую благодарность каждому из них. История этой книги началась в конце 2006 года, когда Кхенчен Трангу Ринпоче написал особую молитву-благопожелание и призвал нас подготовить и издать общебуддийский ответ на угрозу глобального потепления (изменения климата) в совокупности с точным изложением соответствующих научных данных и возможных решений. Вскоре после этого мы обсудили данную тему с Кьябдже Дуджомом Ринпоче в Бодхгае. Он написал молитву-благопожелание, дал ключевое наставление и предложил на первом этапе создать сайт проекта.

В течение 2007 года Рингу Тулку Ринпоче давал большое количество интервью и в ходе всего проекта предлагал финансовую поддержку. Интервью и одобрение дали Чокьи Ньима Ринпоче, Цикей Чоклинг Ринпоче и Цокньи Ринпоче. При поддержке Ламы Джигме Тензина Дзонгсар Кхьенце Ринпоче написал молитву-благопожелание для защиты мировой окружающей среды. Через посредничество Кунсанг Ламы из Дарджилинга мы получили молитву от уважаемого Кьябдже Чатрала Ринпоче. Ринчен Ато организовала одно из ключевых интервью – с её отцом Ато Ринпоче в Кембридже. Дзигар Конгтрул Ринпоче подробно обсудил с нами эту тему во время своего визита в Ирландию. Глубокую молитву-устремление мы получили от 41-го главы традиции сакья – Кьябдже Сакья Тридзина. Эти и другие монламы[1 - На настоящий момент сайта с таким доменным именем уже не существует, однако функционирует одноимённая страница в сети Facebook. – Прим. науч. ред.] были профессионально переведены нашим соредактором Гьюрме Дордже.

В 2008 году, на тибетский Новый год, благодаря незаменимой помощи Александра Венегаса, мы запустили сайт Ecological Buddhism: www.ecobuddhism.org. Он продолжает привлекать значительное внимание международного буддийского сообщества. Буддийский философ Дэвид Лой присоединился к нам в качестве соредактора, открыв проект для таких жизненно важных традиций, как дзен-буддийская и прочие. Важные и глубоко трогающие материалы мы получили от одного из старейших американских дзен-буддийских мастеров Роберта Айткена Роши и от Джоанны Мэйси, уважаемого лидера буддийского движения за мир, справедливость и глубинную экологию. Эдди Стэк умело помог нам подготовить промежуточную цифровую версию книги.

В ноябре 2008 года мы встретились с Его Святейшеством Далай-ламой в Дхарамсале, чтобы кратко осведомить его о чрезвычайной ситуации в области климата, особенно о быстром разрушении великих ледников Тибетского плато, от которых зависят основные реки и водоснабжение Азии. При поддержке Рингу Тулку мы также смогли обсудить эти вопросы с Его Святейшеством Гьялвангом Кармапой. Встреча этих двух великих духовных лидеров ознаменовала собой благоприятный переломный момент, после которого этот проект вышел на более глобальный уровень. Поэтому как нельзя кстати – и это большая честь для нас, – что Далай-лама написал вводную главу этой книги, а эссе Гьялванга Кармапы открывает раздел под названием «Взгляд азиатских буддистов». Получается, что в этом разделе также воссоединяются четыре великие реинкарнации лам и глав линий передач, которые в период с 1959 по 1981 год открывали тибетский буддизм миру за границами Страны снегов – это Далай-Лама, Гьялванг Кармапа, Сакья Тридзин и Дуджом Ринпоче.

Мы счастливы, что другие признанные западные учителя буддизма также предложили свои замечательные материалы для этой книги. В наше время благодаря передаче учения, преданности последователей, научным исследованиям и практике буддизм стал поистине всемирной религией. Это совершенно ясно показывает оригинальный и аутентичный дух эссе, которые мы получили от Бхиккху Бодхи и Джозефа Голдстейна (представляющих традиции тхеравады и медитации прозрения, или випассаны), Тайгена Дэна Лейтона, Сьюзен Мёрфи, Алана Сенауке и Лина Дженсена (представляющих дзен-буддийскую традицию) и Матьё Рикара (монаха, переводчика и западного учителя тибетского буддизма).

Прекрасно, что мы можем завершить эту работу узнаваемо красноречивым эссе Тхить Нят Ханя. Тем самым книга начинается и заканчивается взглядами двух буддийских лидеров, которые приносят универсальную сущность учения Будды в самое сердце современного мира.

Мы выражаем благодарность Джошу Бартоку, Лоре Каннингем и Тони Лулеку из Wisdom Publications, которые, понимая духовное и практическое значение буддийского ответа на климатический кризис, собственным трудом содействовали появлению этой книги.

Книга с почтением посвящается:

Грядущим поколениям людей,

Нашим спутникам, царству животных земли, моря и воздуха,

Великому царству растений, которое питает нас всех,

Одноклеточным и грибкам, которые перерабатывают и преобразуют вещество,

Всем, кто не имеет голоса,

И с кем мы связаны воедино

В этой сети благородной энергии, в живом мире.

Джон и Дайан СтэнлиГолуэй, Ирландия

Введение

Дэвид Р. Лой и Джон Стэнли

Буддадхарма и планетарный кризис

Если мы продолжим наносить вред Земле, как мы делаем сейчас, наша цивилизация, несомненно, будет уничтожена. Чтобы изменить ситуацию, требуется просветление, пробуждение. Будда достиг личного пробуждения. Теперь мы нуждаемся в коллективном просветлении, чтобы прервать эту цепь разрушения. Цивилизация погибнет, если мы продолжим потакать борьбе за власть, славу, секс и наживу.

    Тхить Нят Хань [1]

Ныне мы живём в эпоху великого кризиса, сталкиваясь с самой серьёзной проблемой, которая когда-либо возникала перед человечеством, – экологическими последствиями нашей собственной коллективной кармы. Учёные неопровержимо доказали, что человеческая деятельность вызывает разрушение окружающей среды в масштабе всей планеты. В частности, повышение средних температур на Земле происходит значительно быстрее, чем прогнозировалось.

Всё большее число ведущих учёных во всём мире соглашаются с Тхить Нят Ханем, что сейчас на карту поставлено выживание человеческой цивилизации – возможно, даже человечества как вида. Мы достигли критического момента в своей биологической и общественной эволюции. Как буддизм может повлиять на наш ответ в этой сложной ситуации? Могут ли буддийские традиции помочь нам успешно преодолеть этот вызов? Этих неотложных вопросов больше нельзя избегать.

Наша физическая среда меняется быстрее, чем в любой период за последние сотни миллионов лет, за исключением тех редких катаклизмов, в которых погибала большая часть живых существ на Земле.

    Кен Калдейра, Стэнфордский университет [2]

Мы любим думать об экологическом кризисе не больше, чем о том, что все мы – смертные существа. Основная реакция на него человечества – как отдельных людей, так и общества в целом – отрицание. Мы вытесняем эту тему из своего сознания, но такое вытеснение обходится дорого. Преследуемые смутными страхами, мы всё больше увлекаемся соревнованиями за прибыль, власть, славу и секс. Многие психологи считают, что люди, живущие в развитых индустриальных обществах, в результате оторванности от природы приобрели душевное онемение и не в состоянии в полной мере ощущать красоту мира, а также реагировать на его боль. Реклама, влияющая на нас повсеместно, обещает заполнить эту пустоту, и мы тратим время на поиски товаров-заменителей, которые не приносят полного и долгосрочного удовлетворения. Ведь никогда нельзя полностью удовлетвориться тем, чего вы на самом деле не хотите.

Для того чтобы наше внимание не попадало в подобные ловушки, необходим сознательный выбор, основанный на большей осведомлённости об экологической ситуации. Словами экофилософа и буддийского учёного Джоанны Мэйси, само отрицание происходящего – это величайшая опасность, с которой мы сталкиваемся. Как ни печально, но нашу коллективную склонность к отрицанию во многом усиливают и эксплуатируют экономические и политические силы, чьи отлично финансируемые кампании, рекламные и по связям с общественностью, намеренно вносят путаницу в вопрос об изменении климата.

В июне 2008 года Джеймс Хансен, директор Годдардского института космических исследовании? НАСА и один из самых уважаемых в мире климатологов, призвал привлечь к суду исполнительных директоров крупных компаний, занимающихся ископаемым топливом, дабы обвинить их в преступлениях против человечества и природы. 30 лет назад своей революционной речью перед Конгрессом США Хансен предупредил о тяжких угрозах глобального потепления, связанных с использованием человеком углеродного топлива[2 - К распространённым видам углеродного топлива относятся, например, уголь, нефть и природный газ. – Прим. науч. ред.]. С тех пор глобальный климатический кризис только усугубился в связи с тем, что уровень углекислого газа в атмосфере продолжает стремительно возрастать. При сохранении текущих тенденций к середине века объём выбросов углекислого газа увеличится вдвое. Нужно немедленно предпринять радикальные действия, если мы хотим избежать неуправляемого повышения температур на Земле. Мы не только должны сократить выбросы парниковых газов, но и найти способы поглощения избытка углекислого газа, который уже присутствует в атмосфере.

Выразительный пример той опасной ситуации, в которой мы находимся, являют собой полюса нашей планеты, где глобальное потепление происходит быстрее всего. Задолго до появления на Земле человека Северный Ледовитый океан имел ледяной покров площадью с Австралию. Теперь из-за повышения температур воздуха и океана он быстро тает. В 2007 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) сделала прогноз, что Арктика может потерять летний морской ледяной покров к 2100 году. Теперь очевидно, что летний лёд в Арктике может исчезнуть в течение ближайшего десятилетия. В отсутствие эффекта альбедо, связанного с тем, что этот белый ледяной покров отражает лучи Солнца, Северный Ледовитый океан будет поглощать ещё больше солнечного излучения. Это ускорит потепление Гренландии, и если полностью растает один лишь её массивный ледниковый щит, то уровень Мирового океана поднимется на 7 метров.

Арктику часто называют первой ласточкой глобального потепления… и теперь эта ласточка умерла.

    Джей Цуолли, гляциолог НАСА [2]

Другой регион, который находится в критической опасности из-за глобального потепления, – Тибетское нагорье. В горных цепях, которые окружают его, берут свой исток реки, обеспечивающие водой почти половину населения мира, например Ганг, Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы и Хуанхэ. Горные ледники поддерживают эти речные системы, зимой накапливая лёд и медленно оттаивая летом. Гималайские ледники исчезают быстрее, чем любые другие, и, вероятно, могут исчезнуть к 2035 году или даже раньше, если Земля продолжит нагреваться с нынешней скоростью.

Неблагоприятное влияние на леса, связанное с перенаселением и появлением различных химических элементов в атмосфере, приводит к нерегулярности дождей и глобальному потеплению. Глобальное потепление приводит к климатическим изменениям, в частности к таянию вечных снегов в горах, тем самым отрицательно сказываясь не только на людях, но и на других формах жизни. Старики говорят, что эти горы были покрыты плотным снегом в годы их молодости, а сейчас снега становится меньше, что может быть признаком апокалипсиса. Пагубные последствия для атмосферы, вызванные выбросами в индустриально развитых странах, – очень опасный знак.

    Далай-лама XIV [3]

Экстремальные погодные явления с 1950-х годов стали возникать в четыре раза чаще. Планетарный гидрологический цикл потерял устойчивость, что вызывает в некоторых областях аномальные наводнения, в других – расширение опустынивания. Однако последние 30 лет наши корпорации, политики и средства массовой информации, которые они в значительной степени контролируют, – «нечестивая троица» – активно противостояли всё более убедительным научным данным о причинах и последствиях глобального потепления. Но как отреагировали корпорации и правительства государств на внезапное исчезновение арктического ледяного покрова? Нефтяные компании радуются перспективе доступа к новым месторождениям. Государства используют махинации, чтобы завладеть новыми территориями, ископаемое топливо и недра которых вскоре можно будет разрабатывать. Такое поведение обнажает разрыв между современными экономическими и политическими системами и системами, в которых мы нуждаемся. С экологической точки зрения подобная реакция – такое же безумие, как действия алкоголика, который думает, что сможет решить проблему похмелья, если с утра выпьет ещё немного спиртного.

Глобальное потепление, или изменение климата, – лишь одна из разновидностей экологических кризисов, но оно оказывает значительное влияние на большинство других – например на исчезновение многих видов растений и животных, которые разделяют с нами Землю. Почти все учёные сходятся в том, что Земля в настоящее время сталкивается с массовым вымиранием видов, шестым по счёту в её геологической истории. Эдвард О. Уилсон из университета Гарварда, один из самых уважаемых в мире биологов, – один из тех учёных, которые предсказывают, что сохранение подобной динамики приведёт к вымиранию половины всех видов в этом столетии. Для буддиста, возможно, это самая отрезвляющая статистика. Что значит для бодхисаттвы, который даёт клятву спасти всех живых существ, тот факт, что из-за нашей экономической и технологической деятельности большинство из них оказываются на грани исчезновения?

Успешность дезинформации о глобальном потеплении, за которую в ответе корпорации, показывает, что основной элемент нашей беды – отсутствие осознанности, что снова отсылает нас к буддизму. Буддийский путь предполагает пробуждение от наших заблуждений. Сегодня мы нуждаемся в коллективном пробуждении от коллективных заблуждений – в том числе тех, которые умело внедряются корпорациями, занимающимися ископаемым топливом, и обходятся в сотни миллионов долларов в год. Популярные СМИ – так сказать, наша коллективная нервная система – это корпорации, чьей первоочередной задачей является получение дохода от рекламы, а не просвещение людей о происходящем с Землёй. Мы не можем просто довериться современным экономическим и политическим системам при решении этой проблемы, поскольку в значительной степени они сами являются её источниками.

Таким образом, у буддистов возникает всё более острая необходимость в размышлении о сложной экологической ситуации и привлечении ресурсов наших замечательных традиций. Экологический кризис – это также кризис для буддизма, потому что буддизм – это религия, которую больше всего беспокоит связь устранения заблуждений с облегчением страданий (дуккха) всех живых существ, а не только людей. Иными словами, буддизм способен внести свою уникальную лепту в этот ключевой момент, когда человечество должно проявить лучшие качества, которым оно научилось в ходе своей истории.

То общество потребления, которое мы сегодня считаем само собой разумеющимся укладом жизни, настолько отрицательно влияет на окружающую среду, что, ничего не предпринимая, мы ставим под угрозу собственное выживание. Чтобы преодолеть одержимость потреблением, требуются иные перспективы, которые откроют иные возможности. Одни лишь новые технологии не смогут спасти нас в отсутствие нового мировоззрения, которое заменит современное стремление к бесконечному экономическому и технологическому росту стремлением к оздоровлению отношений между человечеством и Землёй.

Какой же именно вклад должен внести буддизм в эту столь актуальную дискуссию? Традиционные буддийские учения не предлагают лёгкого решения проблемы экологического кризиса, но они задают верное направление, известные своей критикой алчности, злонамеренности и иллюзии существования отдельного «я» – трёх ядов, которые сегодня действуют на уровне как институтов, так и отдельных личностей. Кроме того, поскольку буддизм сосредоточивается на непостоянстве, взаимозависимости и отсутствии «я», он способен поставить проницательный диагноз относительно истоков нашей проблемы. В значительной мере сегодняшняя экологическая ситуация – более масштабный и драматичный вариант извечных человеческих трудностей. На коллективном и индивидуальном уровне мы страдаем из-за ощущения «я», отчуждённого от других людей и самой Земли.

Говоря современным языком, ощущение собственного «я» – это психологический и социальный конструкт, не обладающий самостоятельным существованием или реальностью. Основная проблема этого «я» – присущее ему иллюзорное ощущение двойственности. Создание отдельного внутреннего «я» отчуждает меня от мира, который будто пребывает снаружи и отличен от меня. Особенность буддийского взгляда – акцент на страдании, дуккхе, пронизывающем эту ситуацию. Такое чувство отделённости неприятно, поскольку по своей сути обманчивое, лишённое реального существования «я» неустойчиво. В итоге мы начинаем зависеть от вещей, которые (как мы надеемся) дадут нам контроль над ситуацией, особенно от конкуренции за власть, прибыль, секс и славу. Как ни странно, такие занятия обычно усиливают наше проблематичное чувство отделённости.