Коллектив авторов
Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ
© OOO «Издательство АСТ», 2019
1. Человек и общество
1.1. Природное и общественное в человеке
Антропогенез – процесс происхождения и становления физического типа человека.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.
Индивид – человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность – специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность – высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
Структура личности:
• социальный статус – положение человека в социальной иерархии;
• социальная роль – образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
• направленность – определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Виды мировоззрения:
• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;
• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;
• научное, основанное на рационально обработанном опыте;
• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.
1.3. Виды знаний
Знание – результат познавательной деятельности.
Познание – деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
• субъект (тот, кто осуществляет познание – человек или общество в целом);
• объект (то, на что направлено познание);
• знание (результат познания).
Виды знаний:
• обыденное – знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;
• мифологическое – образное знание, передаваемое из поколения в поколение;
• религиозное – знание, основанное на вере в сверхъестественное;
• художественное – основанное на субъективном творческом откровении;
• научное – систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;
• псевдонаучное – знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
1.4. Понятие истины, ее критерии
Истина – соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина – истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина – истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина – полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
1.5. Мышление и деятельность
Мышление – процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
• социальный характер;
• связь с языком;
• опосредованный характер;
• личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Деятельность – форма активности, присущая исключительно человеку.
Структура деятельности:
• Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
• Объект – то, на что направлена деятельность.
• Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
• Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
• Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность.
• Результат – изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Виды деятельности.
• Учение.
• Общение.
• Труд.
• Игра.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
1.6. Потребности и интересы
Потребность – фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.
Нужда – актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.
Интерес – направленность человека на условия доступности предмета потребности.
Мотив – потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей
I. Основная классификация:
• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) – потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);
• социальные – потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);
• идеальные (духовные) – потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).
II. Пирамида А. Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Базовые:
• естественные (еда, сон, безопасность…);
• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).
Вторичные:
• социальные;
• престижные;
• духовные.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода может пониматься как:
• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;
• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;
• осознанная необходимость;
• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода – «свобода от» – свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода – «свобода для» – условие роста и развития человека.
Необходимость – это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.
Ответственность – осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность – поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Общество в широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.
2. Общество в узком смысле – совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.
3. Общество как система – это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):
• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;
• целостность, общество является единым целым;
• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;
• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;
• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;
• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.
Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).
1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства – распределение, обмен, потребление материальных благ.
2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.
3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.
4. Духовная сфера – это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.
1.9. Основные институты общества
Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
• Институт семьи.
• Государство.
• Производство.
• Духовные институты (религии, науки, морали).
• Образование.
Институты необходимы для:
• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
• социализации личности
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности
«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура – совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура – совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.
Разновидности культуры.
Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
1. Народная культура – культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
• простота, доступность;
• анонимность, создается всем народом;
• стабильность, неизменность;
• связь с национальными корнями;
• служит для национальной самоидентификации;
• возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура – культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
• сложность, доступность только для избранных;
• создается определенными авторами;
• создается профессионалами;
• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
• постоянно развивается, усложняется;
• интернациональна.
3. Массовая культура – культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».
Особенности:
• коммерческая направленность;
• простота и доступность форм;
• создается профессионалами;
• интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
1.11. Наука
Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт – система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство – особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний – упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Выделяют два уровня научного знания – эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания – научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
• наблюдение;
• эксперимент;
• измерение;
• описание;
• сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания – закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
• дедукция;
• индукция;
• абстрагирование;
• идеализация;
• систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
• аналогия;
• анализ;
• синтез;
• классификация;
• моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача – объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги