Владислав Зритнев
Код Кирандии
Мы продолжали наш словесный поединок, в конце которого стало очевидно, что мы оба прекрасно знали об этих посланиях. «Почему же вы их не опубликовали?» – снова спросил я. Последовал решительный ответ: «Потому что мы подумали, что кому-нибудь вроде вас было бы интересно обнаружить все это самому».
М.Бейджент, Р.Ли, Г.Линкольн, «Священная загадка»
Введение. О чем пойдет речь
Оглядываясь в прошлое, можно сделать удивительные открытия. В обычной жизни лучше смотреть вперед, но в некоторых случаях ретроспектива позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом.
Компьютерная игра «Легенда Кирандии» появилась в 1992 году и для своего времени казалась настоящим шедевром. Впрочем, она хорошо смотрится и сегодня. Оценить ее смогут те, кто не обделен тонким вкусом и умеет получать удовольствие от винтажных вещей. «Легенда Кирандии» тщательно проработана, обладает запоминающимся стилем и хорошей музыкой. Эта игра стала одной из самых любимых для многих представителей моего поколения.
Я впервые познакомился с ней в 1998 году. И тогда считал, что это лишь увлекательная волшебная сказка. Много лет спустя я с изумлением обнаружил, что «Легенда Кирандии» – это нечто другое… Но обо всем по порядку.
В 1982 году вышла книга «Священная загадка»1, написанная Майклом Бейджентом, Ричардом Ли и Генри Линкольном. Авторы опирались на теории, которые за пятьдесят лет до этого разработал немецкий исследователь средневековья Отто Ран. В 1933 году им был опубликован труд «Крестовый поход против Грааля», обобщающий результаты его изучения древних легенд. Также авторы «Священной загадки» использовали в своей работе материалы так называемого «Секретного досье» (в настоящее время оно признано мистификацией) и книгу 1967 года «Проклятый клад Ренн-ле-Шато».
Если кратко обобщить идеи, высказанные на страницах «Священной загадки», то они таковы:
– со времен Первого Крестового похода действует тайное общество под названием «Приорат Сиона»;
– им создан Орден тамплиеров, выступавший в качестве военного подразделения общества;
– целью Приората Сиона является реставрация власти Меровингской династии, правившей в Раннем Средневековье;
– Святой Грааль – это Мария Магдалина и род монархов, который был произведён ей на свет – династия Меровингов;
– некоторые известные деятели искусств, в частности – Леонардо да Винчи, Никола Пуссен – зашифровали в своих работах разгадку тайны Грааля посредством символов;
– в конце XIX века священник Беранже Соньер в ходе реставрации древней церкви Ренн-ле-Шато нашел секретные документы, спрятанные в колонне храма. Обнаруженные им документы, предположительно, содержали сведения (генеалогические таблицы) о потомках Меровингов, имевших право претендовать на корону Франции.
В 1988 году итальянский писатель Умберто Эко в философском романе «Маятник Фуко», используя сатиру, развенчал поднятые в «Священной загадке» темы.
В 2003 году американский писатель Дэн Браун в книге «Код да Винчи», напротив, популяризировал их и попытался утверждать об истинности идей «Священной загадки».
Между этими двумя датами появилась компьютерная игра «Легенда Кирандии». Которая, на первый взгляд, не имела к истории о Меровингах никакого отношения…
Часть I. Семиотическая игра
Как уже было сказано, загадка Грааля оказывается связана с Ренн-ле-Шато – небольшой деревушкой, расположенной у подножия Пиренеев на юге Франции. Действие «Легенды Кирандии» происходит на сказочном острове, панорама которого возникает в первом кадре игры.
Где-то в окрестностях Ренн-ле-Шато – пик Бюгараш2:
Где-то в Кирандии:
Горная гряда имеет отчетливое сходство на обоих изображениях. Возможно, попытка искать параллели в данном случае оказывается слишком спорной. Но это далеко не единственное странное совпадение.
В начале игры главный герой, которого зовут Брэндон, приходит домой и обнаруживает своего деда обращенным в камень. Однако до этого дед успел оставить внуку заколдованное послание, прочесть которое можно только в Храме Кирандии. Следует упомянуть, что дом, где живет Брэндон, находится внутри дерева.
Внезапно дерево оживает и обращается к Брэндону. Тот, потрясенный, спрашивает у него: кто оно? И получает ответ:
Брэндон недоумевает:
Древо рассказывает:
Затем дерево сообщает, что исправить это и противостоять злу должен Брэндон.
Когда Брэндон спрашивает, почему такая роль досталась именно ему, древо говорит, что он – избранный. Причем понять сказанное можно так, что Брэндон – избранный, потому что является внуком Каллака (это имя дедушки главного героя).
То есть, из слов дерева можно сделать вывод, что избранность Брэндона связана с родом, к которому он принадлежит.
Рассмотрим весь эпизод подробней. Начать следует с вопроса: почему вообще с Брэндоном говорит «дерево от имени земли»?
Попробуем выстроить смысловые ассоциации. В мире символов земля – это стихия, принимающая предыдущие поколения. И в таком значении обозначает предков и прошлое. С учетом этого, к слову «древо» так и хочется добавить уточнение – «генеалогическое». Получается, что говорящее дерево – это прямое указание на генеалогические таблицы, спрятанные в церкви Ренн-ле-Шато и проливающие свет на происхождение королевской династии Меровингов. Таким образом, символически с Брэндоном «разговаривает» семейный архив.
Продолжим анализировать диалог. Представившись, «генеалогическое древо» посвящает Брэндона в суть «фамильной проблемы». Оно упоминает о некоем договоре.
Для прояснения этого момента обратимся к цитате из книги «Священная загадка»:
«Известно, что в 496 году между ним (Хлодвигом из династии Меровингов) и святым Ремигием произошло несколько тайных встреч, после которых немедленно последовало надлежащим образом оформленное согласие между франкским королем и римской Церковью. Для Рима это была беспрецедентная политическая победа, которая обеспечивала выживание его Церкви и устанавливала ее высшую духовную власть над всей Западной Европой. Инструментом этой духовной гегемонии, мечом из плоти и крови католической Церкви, ее светской рукой, ощутимым проявлением ее власти впредь должен был стать Хлодвиг.
Что, в свою очередь, выигрывал король франков?
Что касается его, то он получал титул «Нового Константина» («Novus Konstantinus»), а также – разрешение править объединенной империей, «священной римской империей», предназначенной заменить империю Константина, незадолго до того разрушенную вандалами и вестготами.
Теперь между духовной властью и светским государством существовала нерасторжимая связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны друг с другом навсегда».
Об этом договоре и пытается сказать Брэндону дерево, а также сообщает, что он был нарушен – новая династия сместила старых королей. Вновь процитируем «Священную загадку»:
«Пепин Короткий, майордом короля Хильдерика III (Меровинга), действительно без колебаний завладел троном с помощью и поддержкой римской Церкви. Кто должен быть королем? – предварительно спросили у папы Захарии его послы. Тот, кто по-настоящему правит, или тот, кого поддерживают, но не имеющий королевской власти? Папа, необдуманно предав пакт, заключенный между Хлодвигом и Церковью, высказался в пользу майордома. Так, в силу разрешения верховной власти, Пепин получил титул короля франков. Он низложил Хильдерика III и запер его в монастыре.
Будучи коронованным в Понтионе в 754 году, Пепин Короткий открыл собой династию Каролингов, имя которой пошло от (его отца) Карла Мартела, а не, как принято думать, от Карла Великого. Этот последний, в свою очередь, был провозглашен великим римским императором в 800 году, но, в силу пакта , подписанного с Хлодвигом три века тому назад, этот титул, в принципе, должен был принадлежать исключительно представителю меровингской династии. В 496 году Римская католическая Церковь навсегда связала себя с родом Меровингов. Сажая Пепина (Каролинга) на франкский трон, она предавала пакт ».
Итак, суть конфликта ясна, и состоит она в нарушенном феодальном праве. Но что это за «волшебный камень», о котором сказало «генеалогическое древо»?
Это первое появление в игре символики Святого Грааля. Грааль описывался разными авторами в различных образах. Например, Кретьен де Труа3 не дает на этот счет никаких уточнений. Из его книги мы узнаем только, что Грааль приносит «очень красивая, стройная и нарядная» девушка, и что он «сделан из чистейшего золота» и украшен «разными каменьями, самыми богатыми и драгоценными, какие только можно было найти под водой и на земле».
Робер де Борон4 сообщает, что Грааль – это чаша с тайной вечери, которую затем Иосиф из Аримафеи наполнил кровью распятого Христа и которая тем самым приобрела магическую силу.
Неизвестный автор «Перлесвауса» говорит, что Грааль принимает различные формы и эти превращения могут быть истолкованы по-разному.
А Вольфрам фон Эшенбах5, написавший романа «Парцифаль», описывает Грааль как камень: «Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он тоже называется Граалем»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Другое название книги – «Святая кровь и Святой Грааль».
2
В данном очерке использованы цитаты из книг «Священная загадка» (1982 г.) М.Бейджента, Р.Ли, Г.Линкольна и «Код да Винчи» (2003 г.) Д.Брауна. Также в качестве цитат использованы скриншоты из компьютерной игры «Легенда Кирандии» (1992 г.), разработанной Westwood Studios. Указанные цитаты применяются в соответствии со статьей 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Также в соответствии со статьей 1281 «Срок действия исключительного права на произведение» Гражданского Кодекса Российской Федерации в исследовании приводятся:
цитаты из книг «Персиваль, или Повесть о Граале» (XII век) Кретьена де Труа, «Парцифаль» (XIII век) Вольфрама фон Эшенбаха, «Графиня де Монсоро» (1846 г.) А.Дюма;
фотографии З.Фрейда (XIX век), А.Дюма (XIX век), изображение Жака де Моле (XIX век), изображение картины «Акколада» (1901 г.) Э.Лейтона.
Кроме того, используются:
фотография горы Бюгараш (ID стоковой фотографии: 669559166, правообладатель arenysam roquefort-de-sault) и изображение уробороса (ID стоковой иллюстрации: 479572514, правообладатель mariaflaya) по стандартной лицензии, приобретенные на сайте «istockphoto.com»;
фотография Башни Магдала (автор Итто Огами) по лицензии Creative Commons, взятая на сайте «commons.wikimedia.org».
3
Кретьен де Труа – средневековый французский поэт, основатель цикла произведений о рыцарях Круглого стола, родоначальник темы Святого Грааля в литературе.
4
Робер де Борон – средневековый французский поэт, участник Четвертого Крестового похода, автор романов о Граале.
5
Вольфрам фон Эшенбах – средневековый немецкий поэт, творчески переработавший на немецком языке поэму о Граале Кретьена де Труа, создав в итоге оригинальное произведение.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги