banner banner banner
Горная Дхарма. Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление. Часть II. Путь
Горная Дхарма. Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление. Часть II. Путь
Оценить:
 Рейтинг: 0

Горная Дхарма. Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление. Часть II. Путь

Кроме того, поскольку в данной сутре вид пустотности абсолютной дхарматы излагается снова

и снова, вы должны внимательно взглянуть на эту окончательную сутру срединного пути. Вы не должны думать, что поскольку Ангулимала был порочным человеком, то его речь не является истинной, ведь он является буддой. Далее в этой сутре сказано, что на юге страны, на обширных землях будд, которых так же много, как песчинок в шестидесяти двух реках Ганги, есть страна, называющаяся «Украшенная всеми драгоценностями», где находится Будда по имени Радостно видящий весь мир, открытое и благородное великое усилие ('jig rten thams cad mthong na dga' ba mngon par phags pa brtson pa chen po), который воплотился как Ангулимала.

II.2.2.2.2.1.1.2 Виды пустотности: пустота пустого и пустота не пустого

Более того, если бы все было пустым от себя, тогда дхармакая Освобождения также была бы пустой от себя. Если это принимается, тогда она также становится полностью несуществующей. Таким образом, это [воззрение] соответствует иноверческим системам обнаженных [джайнов] и прочих. В «Сутре великой паринирваны» детально объясняется:

Кроме того, Освобождение является пустотой не пустого (mi stong ba'i stong). То, что называется пустотой пустого (stong ba'i stong), – это отсутствие всего (ci yang med pa). Отсутствие всего подобно Освобождению обнаженных. Поскольку обнаженные на самом деле не освобождаются, то это называется пустотой пустого. Так как истинное Освобождение не таково, то оно называется пустотой не пустого. Пустота не пустого [то есть абсолютная пустота-от-другого] – это истинное Освобождение. Истинное Освобождение – это татхагата.

Точно так же Освобождение не пусто. Например, хотя маленький сосуд для воды, масла, простокваши, пива или меда находится без воды, масла, простокваши, пива или меда, он называется маленьким сосудом для воды и т. д. Этот маленький сосуд не называется пустым или не пустым. Он не может быть назван пустым, ведь тогда можно сказать, что он не имеет видимой формы, запаха, вкуса и осязаемости, {136} и он не может быть назван не пустым, поскольку тогда получается, что в нем есть вода и т. д. Освобождение таково же: его нельзя назвать формой, не формой, пустотой или не пустотой.

И еще:

Это так, поскольку состоящее из двадцати пяти частей существование – все беспокоящие чувства, все страдания, все признаки и все факторы обусловленного ('dus by as kyi 'du byed) – не существует, подобно несуществованию простокваши в маленькой чашке, это называется пустотой. Что же касается называющегося не пустым, то истинные формы (yang dag pa'i gzugs) – постоянные, блаженные, самосущие (bdag) и чистые – не двигаются и не перемещаются, подобно тому как маленькую чашку называют не пустой, поскольку у нее есть форма, запах, вкус и осязаемость. Таким образом, Освобождение (main par grolba) похоже на маленький сосуд. Однако маленький сосуд может расколоться при определенных обстоятельствах, тогда как Освобождение не таково – оно нерушимо. Нерушимость – это и есть истинное Освобождение. Истинное Освобождение – это татхагата.

В той же сутре, используя пример того, что коня нет в корове, а в корове нет коня, говорится, что абсолютная дхармата, великая нирвана, является пустой от другого, но непустой от себя. Здесь также сказано:

Это так, сын благородной семьи. Нирвана не является прежде несуществующей, подобно несуществованию посуды в глине. Она не является несуществующей после прекращения, подобно несуществованию посуды после ее разрушения. Она также не является полностью несуществующей, подобно волосам черепахи или рогам кролика. Скорее, она соответствует несуществованию одного в другом.

Как ты утверждаешь, сын благородной семьи, коня нет в корове, однако неверно утверждать, что корова не существует; а также коровы нет в коне, однако неверно говорить, что конь не существует. Нирвана такова же. Нирваны нет в беспокоящих чувствах, и беспокоящих чувств нет в нирване. Следовательно, речь идет о несуществовании одного в другом.

II.2.2.2.2.1.1.3 Виды пустотности: [пустота] случайных загрязнений и [не пустота] сугатагарбхи

Кроме того, в «Сутре великой паринирваны» сказано о верном разделении между пустыми формами и прочим, а также не пустыми формами и т. д.:

Форма [случайных загрязнений] пуста, Каундинья, и при условии прекращения эта пустая форма достигает Освобождения, как не пустая [от собственной природы] форма [сугатагарбхи]. Это следует понимать более широко в связи с ощущением, различением, формирующими факторами и сознанием.

В связи со сказанным, соответственно, случайные загрязнения формы и прочего пусты от своей собственной природы, что является пустотностью отсутствия вещественного (dngos po med pa stong pa nyid); тогда как формы и прочее сугатагарбхи являются абсолютной пустотой другого, пустотностью природы отсутствия вещественного (dngos po med pa'i ngo bo nyid stong pa nyid).

II.2.2.2.2.1.1.4 Виды пустотности: установление отличия великой пустотности глубокой Тайной мантры

В присутствии славного Ваджрапани (dpalphyag na rdo rje'i zhalnas) было сказано:

Таким образом, отсутствие аспектов, наделенное всеми аспектами, это причина, которая называется совершенством мудрости или великой пустотностью, наделенной высочайшими из всех аспектов. Следовательно, это пустотность, сопровождаемая восприятием (dmigspa).

«Пустотность, наделенная высочайшими из всех аспектов» – это положение, соответствующее абсолютной пустоте другого. Пустые от себя формы и прочее не могут быть с этим связаны, поскольку качества, считающиеся неизмеримыми, не полны в [самопустых] формах и прочем.

Точно так же то, что называется великой пустотой, пятью слогами, пустой каплей (thig le stong pa) и шестью слогами, не является пустым собой, поскольку сказано, что это принадлежат великой мандале Ваджрного пространства, самовозникающей изначальной мудрости за пределами зависимого возникновения, то есть другим скандхам, другим элементам, другим чувственным способностям, другим объектам и всему тому, что с самого начала лишено препятствий, имеет одинаковый вкус, нерушимо, имеет ваджрную природу и совершенно чисто.

Далее, опираясь на «Светильник глубоких сущностных наставлений», нужно понять, что все упоминания определенной и окончательной пустотности в глубоких собраниях тантры наподобие:

Не состоящее из частей и вездесущее,

Великое и наделенное десятью аспектами могущества,

{138} Ваджрное солнце великого проявления,

А – высочайший из всех слогов,

Высшая природа всех вещей,

Бесформенное совершенство прекрасной формы…

– соответствуют абсолютному, пустоте другого, пустотности, которая является природой отсутствия вещественного. Точно также этапустотность описывается в возвышенных и безупречных сутрах, тантрах и трактатах, как равная и тождественная всем многочисленным [описаниям абсолютной реальности]: таковость, предел реальности, пространство без признаков, абсолютная истина, дхармадхату, абсолютная бодхичитта, слог Е, таинство, великое таинство, элемент пространства (mkha' khams), бхага, источник явлений, рожденное из воды, ваджра, треугольник, слог А, львиный трон, место блаженства (bde ba'i gnas), Сукхавати, Махамудри, Праджняпарамита, Вишвамата, Ваджраварахи, Ваджранаиратмья, имеющее многообразные формы и т. д. Все это не просто является пустым от себя или пустотой отсутствия вещественного, но соответствует базовой пустотности, абсолютной пустоте-от-другого и пустотности природы отсутствия вещественного.

II.2.2.2.2.1.2 Установление [видов пустотности] посредством детального объяснения их смысла в девяти частях

II.2.2.2.2.1.2.1 Установление основы пустотности и того, от чего пусто

Этот способ верного установления пустотности через разделение на пустое от себя и пустое от другого также описывается благородным Асангой, проповедником великой срединности. В его «Своде высшего учения» (chos mngon pa) окончательной мадхьямаки сказано:

Каков характер пустотности? То, в чем нечто не существует, достоверно рассматривается как пустое от этого. То, что остается (lhag ma) здесь, достоверно и адекватно узнается как существующее. {139} Это достоверно и адекватно Qi Ita ba), а также безошибочно, и называется вхождением в пустотность.

Что и в чем не существует? Постоянный, устойчивый, длящийся и неизменный субъект (chos can), «я» и мое, не существует в скандхах, дхату и аятанах, поэтому они пусты от него.

Что же здесь остается? Только отсутствие самости. Таким образом, самость не существует, но отсутствие самости – пустотность – понимается как существующее. В связи с этим Высочайший Победоносный сказал: «Я полностью, достоверно и адекватно узнаю существующее как существующее, а несуществующее как несуществующее».

Это означает, что основа пустотности (stong pa'i gzhi), в которой не существуют какие-либо пустые явления, достоверно рассматривается как пустая от этих явлений. Основа пустотности – полностью установленная дхармата, являющаяся остатком (lhag vna) пустотности этих явлений, достоверно, адекватно и полностью узнается здесь как всегда существующая. Такое постижение пустого явления как пустого от себя, а основы пустотности – как пустой от другого, называется достоверным, адекватным и безошибочным вхождением в пустотность. Если же утверждают, что все является лишь пустым от себя или же все является пустым от другого, то смысл такого высказывания не безошибочен.

А не описывается ли здесь основа пустотности себя и своего как скандхи, дхату и аятаны? И почему здесь утверждается, что основа пустотности является истинно установленной дхарматой?

Хотя он [Асанга] и говорит, что скандхи, дхату и аятаны, относящиеся к зависимому от другого (gzhan dbang), являются основой пустотности, но в итоге даже основа пустотности воображаемого (kun brtags), себя и моего, а также основа пустотности зависимого утверждается как совершенно установленная дхармата. Кроме того, сказано, что таковость также находится в некоторых дхату и аятанах, относящихся к необусловленному. И несмотря на сказанное, что таковость является основой пустотности себя и моего, в итоге основа пустотности является полностью установленной дхарматой. Поэтому здесь нет ошибки.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)