Ю.А. Разенкова, М.Н. Андросова, С.И. Груничева
Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой
Благодарим за помощь в составлении сборника всех взрослых, активно участвовавших в родительских конференциях на сайтах karapuz.com, 7ya.ru и др.
© ООО Издательский дом «Карапуз», 2012
От издателя
Для детей игры – важное занятие. Играют только взрослые.
Анри БарбюсКакая разница, чем заниматься, – лишь бы получать удовольствие от игры.
Макс ФрайВсему в нашей жизни приходится учиться. Даже для игры в куклы и кубики есть руководство.
ИД «Карапуз»Когда женщина становится матерью, особенно если это первый ребенок, ответственность ее за беспомощное, хрупкое существо не имеет предела. Оберегать, кормить, следить за здоровьем и физическим комфортом… От этого неопытная мама испытывает постоянную тревожность. Тем более ей как-то неловко, бросив серьезные домашние дела, «застревать» у кроватки малыша, когда ему вроде бы ничего не нужно, – чтобы просто полюбоваться им, поймать взгляд, улыбнуться, потрогать, «поговорить».
Но мама должна твердо знать: вот это «лишнее»-то как раз необходимо ребенку не меньше, чем, например, кормление.
В этой книге мы ведем разговор об эмоциональных запросах вашего крохи, о том, какое общение ему нужно, чтобы чувствовать себя счастливым.
Наши игры в этой книжке – как не требующие специальных игрушек, так и те, для которых необходимы мяч, пирамидка, кубики, сортер или набор строительного материала, – помогут маме ориентироваться в эмоциональных потребностях малыша, которые меняются месяц от месяца и которые понять оттого сложнее, что кроха пока не может выразить их словами.
Родителям нужно помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.
Играя вместе с ребенком, знакомя его с новыми предметами, обучая различным действиям, не подменяйте общение безликим руководством, манипулированием и «натаскиванием» малыша. Получайте удовольствие от совместных игр и занятий.
Ю.А. Разенкова, канд. пед. наук
Игры с платочком, зеркальцем и тем, что под рукой
Первый год жизни во многом определяет и дальнейшее физическое здоровье ребенка, и его душевную устойчивость, и успешность в отношениях с людьми. Условием полноценного психического развития младенца является тесный эмоциональный контакт с мамой. Без их прочного настроя друг на друга, без формирования общего переживания «мы» невозможно нормальное индивидуальное развитие ребенка.
Чего же хочет ребенок?
1–2-й месяц. Самые первые формы общения мамы и малыша можно описать как непосредственное заражение эмоциональным состоянием друг друга в обычных каждодневных ситуациях ухода. Поэтому так важны для младенца присутствие мамы, ее лицо, голос, прикосновение. Мама, чутко настроенная на состояние ребенка, ощущает, насколько эти общепринятые нормы удобны и приятны самому малышу, и приспосабливает их для него. Так постепенно складываются их общие предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режим дня.
В 2–3 месяца у ребенка начинает преобладать проявление положительных эмоций. Это поддерживает маму, она чувствует себя все более уверенно.
3–6-й месяц. На первый план выходит потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике. Как известно, само лицо человека с первого месяца жизни младенца является для него важнейшим и сильнейшим впечатлением. Теперь, однако, все более значимыми становятся выражение лица, улыбка близкого.
Замечено, что дети чаще и дольше смотрят в лицо матери.
Любимой в этом возрасте становится бесконечно повторяемая и изменяемая игра в «прятки» – появление и исчезновение из поля зрения малыша лица взрослого. Эта игра обычно вызывает особый восторг и переживается наиболее остро.
Причем ребенок получает удовольствие не только от своих действий, но и от реакции мамы.
С 6 месяцев. Со второго полугодия жизни дети начинают воспринимать выражение взрослым неудовольствия как очень значимое и соответствующим образом реагируют на него – сами хмурятся, отстраняются, обиженно плачут. Они истолковывают эмоциональную реакцию взрослого как оценку происходящего вокруг и собственных действий.
Но то, что ребенок начинает ориентироваться на эмоциональные проявления близкого взрослого, на самом деле делает его более защищенным, душевно устойчивым, потому что его восприятие происходящего как бы эмоционально опосредуется мамой. И она не просто успокаивает или подбадривает, а уже направленно организует его поведение.
В игре малыш все больше ценит новизну: «Сейчас я тебя съем!», «По кочкам, по кочкам, в ямку бух», – он получает новый опыт переживания удовольствия от неожиданности, от «шутки».
9–12 месяцев. Ребенок начинает активно исследовать ближнее пространство. И это вызвано не только возможностью передвигаться, но и появлением любопытства. Именно интерес лежит в основе исследовательского поведения. Теперь детке любопытен не только какой-то предмет, но и препятствия на пути к нему. Он начинает не только учитывать их, но и думать, как их преодолеть. Он пытается отодвинуть препятствие, дотянуться до нужной вещи палочкой, другой игрушкой, т. е. использовать орудия, а это огромное достижение в познавательном развитии ребенка.
В это время очень важным становится все более длительное объединение внимания малыша и взрослого на каком-то общем действии, например, рассматривании картинки в книжке, показе петушка или собачки, «разговоре», слушании довольно длинных детских стихов.
Овладение ходьбой резко меняет всю жизненную ситуацию: ребенок становится физически менее зависим от взрослого; он сам передвигается и все чаще остается один на один в непосредственном взаимодействии с окружающим.
При этом малыш может становиться неосторожным, терять чувство опасности. Мама пытается его усовестить и сталкивается с упрямством, капризами и даже агрессией.
На самом деле в таком поведении ребенка «виновата» его «захваченность» происходящим вокруг. Словами и запретами тут не обойдешься. Понимая это, нужно пытаться переключать его внимание на другое яркое впечатление.
Развивающие игры
От рождения до трех месяцев
Игра с настольной лампой
Поднесите ребенка к настольной лампе, включите ее, воскликнув: «Ой! Огонек!» Выключите лампу, сказав: «Нет огонька, погас!» Повторите игровые действия несколько раз. Ваш малыш научится фиксировать свет лампы, в вертикальном положении располагаясь на ваших руках.
Игра с зеркалом
Возьмите малыша на руки спиной к себе, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с ним, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте: показывайте его отражение в зеркале и, поднимая его выше зеркала, говорите: «Ой! Нет детки (имя ребенка)». И вновь подносите его к зеркалу, восклицая: «Вот, вот детка (имя ребенка)!»
Рукавичка
Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых вы крепко пришьете колокольчик, а к другой – бубенцы. Положите малыша на животик через свое колено. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает, а потом вы можете его погладить рукавичкой и снова привлечь внимание к ней.
От трех до шести месяцев
Под платочком
Вам понадобится цветной платок или пеленка. Положите малыша на диван или большую кровать, а сами лягте напротив него. Закройтесь платочком, позвав малыша по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и мамочка!» Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя платочек, повторив малышу все, что вы ему только что говорили. Играйте в эту игру, и ваш малыш научится узнавать вас по голосу.
Ку-ку, вот и я
В эту игру с ребенком играют двое взрослых – один держит его на руках, а другой прячется под прозрачным платочком. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его, приоткроет лицо взрослого. Играя в эту игру снова и снова, вы учите малыша узнавать близких людей и радоваться им.
Кусочки ткани
Для игры вам будут нужны кусочки ткани размером с детский носовой платочек, различные по фактуре и цвету. Взрослый предлагает малышу кусочки ткани, протягивая их над рукой (поочередно правой и левой). Легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка кусочком ткани, а когда он раскроет пальчики – к их кончикам. Ребенок схватит край ткани – предоставьте ему возможность ее ощупать и подержать в руке. С каждым занятием ваш малыш будет все увереннее схватывать и удерживать кусочки ткани, протянутые ему.
Игра с шарфиком
Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь.
Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими свое лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!» Выгляньте, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!» Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.
Переложите малыша на пеленальный стол, наклонитесь над ним, смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.
Забавы с зеркалом
Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: «Кто там?» и восклицая: «Вот наша детка!» Предоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите ручку ребенка за локоток, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошка до нее дотронулась. Проведите ею вдоль всего лица ребенка. Кулачок раскроется, и малыш будет ощупывать свое лицо.
Затем, держа кисть ребенка «раскрывшейся», проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что ребенок следит за своими действиями в зеркале!
Дотроньтесь еще раз до своего рта ручкой малыша, пропойте звуки: «а-о», вытягивая губы «трубочкой», спойте: «У-у-у». Если малыш перестал следить за вами, постучите по зеркалу и вновь рукой ребенка проведите по своему лицу, распевая гласные звуки.
Высоко подняв голову
Положите малыша на живот перед зеркалом. Обхватите своей рукой его подбородок, слегка потянув его голову назад. Это будет способствовать распрямлению рук и формированию опоры на ладони. Привлеките внимание малыша к его отражению в зеркале, тогда он будет дольше лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, высоко подняв голову.
Игра с колечками
Вам понадобится плоское кольцо. Это может быть зубное кольцо, продающееся в аптеке, или кольцо от детской игры «Серсо». Проделайте в нем отверстие, прикрепив к нему колокольчики и ленту, за которую вы будете держать колечко.
Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» – лицом к лицу. Покажите малышу колечко, покрутите его, потрясите. Перемещайте его по кругу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за движением игрушки.
С шести до девяти месяцев
Я спрячу тебя!
С шести месяцев прятать можно и ребенка. Под одеяло или платок. Чтобы он научился правильно прятаться в дальнейшем, вначале вам все придется делать самим. НО! Если просто накинуть на малыша одеяло и ждать – это для него конкретный стресс! Мир исчез – просто УЖАС для малыша. Все должно быть максимально тактично.
Играем лежа. Легкий полупрозрачный платочек легонько накидываем детке на голову и быстро снимаем, чтобы не успел испугаться. Повторяйте это упражнение неоднократно, потихоньку увеличивая паузу перед сдергиванием платка. Ловите момент, когда ребенок сам попытается снять платочек хаотичными движениями. А именно такими малокоординированными они и будут. Всячески поощряйте словами успехи.
Дальше – больше. Играем сидя на диване. Сдергивать сами уже научились. Несмотря на месяц-два игры, платок, наброшенный на голову и закрывший глаза, вызывает просто панику, если первые попытки сдернуть неудачны. Помогайте немедленно!
В какой-то момент истинное удовольствие получается не из-за факта набрасывания, а из-за предвосхищения этого факта, из-за его ожидания, осознания его скорой неизбежности! Обратите внимание на мимику ребенка. Как он ждет этого момента, как он эмоционально к нему готовится, мысленно приближая этот миг.
Все – глаза, брови, рот – говорит о грядущем восторге и желании начать «срывание» сразу же, как только эта тряпочка опустится на головку. И искренняя радость от свершения! Просто СУПЕРразвлечение на протяжении всего второго полугодия!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги