Книга Зачем учить ребенка рисованию. Книга для любящих родителей - читать онлайн бесплатно, автор Нина Квасова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Зачем учить ребенка рисованию. Книга для любящих родителей
Зачем учить ребенка рисованию. Книга для любящих родителей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Зачем учить ребенка рисованию. Книга для любящих родителей

Нина Квасова

Зачем учить ребенка рисованию. Книга для любящих родителей

Зачем ребенку рисовать?


Введение


Меня зовут Нина Фёдоровна Квасова. Я – преподаватель в созданной мной художественной школе.

Люблю отвечать на вопросы заинтересованных людей: когда человек задаёт вопрос, у него живой, пытливый взгляд, ему интересен ответ. Он соотносит с этим ответом свой опыт, свои наблюдения и выводы, убеждается в их правильности или принимает решение подумать над ответом, – возможно, чтобы изменить, скорректировать свои выводы. Неважно, сколько лет этому человеку – моему собеседнику. Его возраст и образование имеют значение только как повод найти ответ на вопрос на понятном ему языке.

За 43 года работы с людьми я ответила на множество вопросов, связанных с моей работой в художественных школах. Однажды эти вопросы выстроились передо мной “в линеечку”, как на построении перед началом спортивной эстафеты, и явно по разноцветным командам, готовым маршировать под музыку в одном направлении.

В этом строю я выделила команду любящих родителей, которые стараются дать своим детям достойное образование (в моём случае – художественное), и постаралась в своей книге ответить на самые распространенные их вопросы в надежде, что мои ответы окажутся им полезны. Эта книга для заинтересованных и пытливых современных родителей детей от года до шестнадцати лет.

Детский спонтанный рисунок – это окошко в мир ребенка. Недаром психологи повсеместно используют на своих занятиях рисуночные тесты для диагностики, изучают, делают выводы, корректируют выявленные с их помощью проблемы. Это специальная область, оставим ее специалистам-психологам. Я постараюсь рассказать про свои личные наблюдения и про то, как советую родителям относиться к рисункам детей.

Немного о себе. 43 года в общеобразовательных и художественных школах, в разных студиях я преподавала живопись, графику, композицию, керамику, декоративное искусство. Работала со студентами Института искусств как ведущий преподаватель практики, была доцентом кафедры ДПИ в Новосибирском педагогическом университете. 15 лет назад создала и развиваю частную художественную школу “Крылья”, сейчас в ее четырех филиалах обучается около 350 детей, подростков и взрослых. Мы учим не только хорошо рисовать, но и добиваться своей реализации, уметь получать от жизни творческие силы и энергию. Являюсь продюсером классной команды преподавателей и основателем успешной школы юных модельеров. Конечно, все эти годы с удовольствием наблюдаю, как растут наши юные дарования, за процессами, которые часто важнее результатов.

Стараюсь помочь родителям найти для своих детей возможность получения качественного художественного образования (как с помощью профессионалов, так и с помощью самих родителей), в том числе и написанием этой книги.

Моя миссия – развитие детского творчества, повышение уровня прикладных художественных навыков детей, включение их в ту часть человечества, которая не только потребляет, а может и созидать – это качественно другой уровень жизни и энергии. Уверена, что регулярные занятия рисованием, каллиграфией, декоративным творчеством не только развивают мелкую моторику (а уж это качество давно известно всем), но и формируют хороший вкус, эмоциональный интеллект и, как следствие, повышают IQ.

Есть конкретная практическая польза от любых творческих занятий именно сейчас, в эпоху развития искусственного интеллекта, при все нарастающей скорости перемен. Как говорит статистика, человек осваивает за год до 100 000 новых слов и сведений – это примерно трехсотстраничная книга (всего несколько десятилетий назад было 28 000 слов и понятий, почти вчетверо меньше).

При всех “пугающих” цифрах наш мозг вполне способен справляться с этим шквалом новой информации, появилось модное нынче понятие “эластичное, или гибкое мышление”. Еще его называют когнитивной гибкостью. Оно позволяет решать задачи и думать о чем-либо разными способами. Умение приспосабливаться и решать задачи по-новому, нетрадиционно нужно, как никогда прежде. Учить ребенка этому сейчас просто необходимо.

«Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить» (Стендаль)


Рядовые исполнители вряд ли будут нужны – искусственный интеллект постепенно будет замещать таковых. При высоком уровне требований стать дизайнером, посмотрев несколько роликов в YouTube, увы, не получится!

Именно теперь необходимо становиться не просто специалистом, а суперспециалистом, креативным двигателем в выбранной профессии, быть на порядок выше по уровню – таких искусственный интеллект не сможет заменить в обозримом будущем. И главное: адаптация к переменам – это расцвет возможности рождать новые идеи, исследовать неизвестное.

Иногда родители говорят, что их ребенок не склонен к языкам, к освоению рисования, к музыке, что он понимает и принимает только активные виды спорта, что он “терпеть не может” читать. Эти склонности точно не всегда являются данностью от природы, мой опыт говорит, что очень часто это просто нежелание что-то менять, леность, не более того. Эти так называемые склонности при желании и определенном усердии можно изменить, конечно же, не применяя насилия.

Для того, чтобы творческие способности были развиты, чтобы ваш ребенок имел навык решения неординарных задач и стал конкурентоспособным, развивать их нужно с детства разными способами. И никто, кроме вас, не заложит вашему малышу в раннем возрасте тягу к неординарному решению творческих задач.

Искренне считаю, что выражение “красота спасет мир” – это не просто слова! Действие, заключенное в этой фразе – действие спасения – побуждает меня всю жизнь искать способы увеличения той совершенной по качеству и объёму красоты, которая могла бы стать на это действие способной.

У меня в копилке много опыта и много историй. Будто стою в красивом лесу на солнечной полянке с разнотравьем, могу выбрать любую тропинку, идущую в глубину, пройти по ней и рассказать о том, что вижу по дороге. Эти тропинки – вопросы от родителей, в этой книге я стараюсь ответить на некоторые из них. Если читателям будут полезны мои ответы-истории, с радостью проведу их и по другим тропинкам – историям в следующей книге.

Я благодарна прекрасной команде преподавателей Артстудии «Крылья», моим друзьям Марине Червовой и Евгении Цвеклинской, моему наставнику Евгении Королёвой за помощь в создании этой книги.

Все фотографии сделаны Арсением Квасовым с детских рисунков, выполненных в нашей студии. Авторам от трех до четырнадцати лет, и они, и их родители с радостью согласились на эту публикацию.




«Лес», Буракова Эльвина, 7 лет


Когда начинать заниматься рисованием вашему ребенку?


Уверяю вас, что потребность малышей от годика и старше разрисовать каракулями новые обои – врожденная, дети без всякого приглашения с вашей стороны найдут, каким карандашом или фломастером и на каком участке квартиры самовыразиться. Это потребность. Я не физиолог, но точно знаю, что все дети, которым природа подарила зрение и руки, задолго до появления осмысленной речи начинают рисовать.

Наука утверждает, что это и есть замена коммуникаций в доречевой период – дети “рисуют” будущие слова и фразы, а с обретением связной речи проговаривают многократно словами описание того, что рисуют. Строя свои образы из начальных каракулей и головоногов, осмысливают, проговаривают, присваивают себе окружающий мир. Детский рисунок – это и потребность, и насущная необходимость. Рисунок – это друг, он передает наблюдения и переживания.

Вы сами наверняка помните, как в детстве радовались разноцветным линиям карандашей, как сладковатый запах новеньких красок в картонной коробочке взлетал и щекотал нос, когда кисточка своим влажным касанием наливалась цветом, как волнительно было проводить ею по белому-белому листу.

Рисование – одна из радостей, которыми наполнено детство. Это самое первое и доступное средство для выражения ребенком своих мыслей и чувств. Дети рисуют то, что для них важно, что вдохновляет, впечатляет, привлекает их внимание. Дети обращаются с нарисованными персонажами легко и свободно, действуют, “живут” в своем рисунке, играют и разговаривают.

Если вы попросите рассказать ребенка о том, что он нарисовал, он наверняка опишет историю, которая только что произошла в его воображении, а теперь разворачивается перед вами на листе бумаги. Слушайте, записывайте, ставьте на обороте рисунков даты их создания, храните эти драгоценные произведения.

Ваши взрослые дети наверняка скажут вам спасибо, а пока они остаются маленькими, используйте рисунки для теплого общения и дружбы со своим ребенком. Сочиняйте вместе с ним истории про его рисунок – так вы поможете ему увеличить словарный запас и научиться связно рассказывать о событиях. Рифмуйте вместе с ним!


А вот и июнь пролетел и растаял,

Мечты и рисунки на память оставил -

Про сны акварельные яблок зеленых,

Про синих стрекоз на лужайке у дома.


История про точку


…Однажды точка, сидевшая неподвижно в середине белого листа бумаги, решила отправиться в путешествие.

Очень робко, ненадежными, маленькими кривыми шажочками она начала исследовать окружающий мир. Вправо… влево… вокруг… Вроде никаких препятствий! Заскользила смелее… Ещё смелее… Пошла колесить! Запрыгала от радости, превращаясь в скачущие ломаные линии. Ей понравилось!

Точка самозабвенно скакала, чтобы острые храбрые штрихи нарисовали колючки на ёжике, кружилась на месте, чтобы превратиться в ежиный глаз или нос… Кстати, на ежином носу она увлеклась сама собой, своей отвагой, и нос получился… ну очень выразительным!

Нос выражал собой радостное познание мира через нюх, он мог с помощью самозабвенного фырканья обозначить все свои эмоции… Классный нос! Точка была довольна…




«Ёжик». Квасова Алёна, 3 года


Как организовать занятия рисованием дома?


Дайте ребенку возможность рисовать так, как он хочет! Творчески подойдите к процессу, придумайте многоходовку, которая даст малышу способы развиваться и сохранит ваши мебель и обои!

Например, часть оставшегося от ремонта (или специально купленного) рулона обоев прикрепите по всему свободному периметру комнаты так, чтобы поднятая рука с карандашом у ребенка не была выше верхнего края. Когда он справится со всем пространством раскатанных обоев и там уже не будет “живого места”, просто поменяйте рулон. Лист ватмана обычно не спасает стену – у ребенка есть непреодолимое желание выйти за очерченный листом край, и это очень хорошее желание!

Можно давать ему кисточку и краски, налив теплой воды по щиколотку в ванной, и пусть рисует на кафеле (предварительно проверьте, не оставляют ли после смывания краски на кафеле и ванной следы). Дети обожают рисовать большой кистью! Следите за температурой воды, чтобы художнику было комфортно. Когда поймете, что он устал, просто вымойте под душем и ребенка, и стену. Не забудьте перед этим сфотографировать или снять на видео процесс и результат – получите удовольствие!

Летом пусть рисует на песке, выкладывает из камешков любимых героев и причудливые тропинки-орнаменты. Пусть строит из мокрого песка замки.

Давайте ему тесто, когда печете пироги, или специально замесите для него соленое тесто – оно приятнее на ощупь, с ним легче работать, чем с пластилином, его проще отмыть “в случае чего”.

Старайтесь получить из процессов спонтанного развития художественного творчества как можно больше позитива, радости, дружеского совместного участия.


Сколько времени ваш ребенок может рисовать самостоятельно?


Эти современные реактивные дети-дошкольники вовсю пользуются телефонами и планшетами, сами находят музыку в интернете, “всесамизнают”!

⠀Удивительно помолодели и наши занятия – именно потому, что реактивные дети сегодня осваивают многое из того, что еще лет десять назад не было доступно их сверстникам.

Хорошо помню, как в самом начале моей деятельности в качестве школьного учителя рисования по программе первого класса нужно было за 45 минут (а это полноценный урок!) нарисовать флажок, четко отмерив серединку, вырезанную по треугольнику, и аккуратно его закрасить.

А теперь резвые пятилетки целый город, украшенный разноцветными флажками, нарисуют за 45 минут! И решат графические, композиционные и цветовые задачи не по шаблону, интересно и индивидуально. Поэтому черчение с осями симметрии они легко освоят в старших классах, когда абстрактное мышление уже будет преобладающим. Думаю, что не нужно им вычерчивать на творческом уроке геометрические фигуры, тем более что по расписанию в школе урок рисования всего один в неделю!

Недавно четырехлетний Семён писал гуашью и большой кистью Заиньку. Всерьёз. Самозабвенно. Глаза светились. Наносил мазок за мазком, вытаскивая кистью из белого листа поэзию движения, победу над пространством, удивление перед жизнью.

Вчера наблюдала за художником Костей. Ему уже четыре года, небольшая картавость и рыжий цвет волос придают ему дополнительный шарм и прелесть.

Чем дольше шло занятие, тем глубже становились мое изумление и радость. Занятие длится полтора часа – художнику четыре года, напоминаю. Ни одного отвлечения, никаких посторонних телодвижений…

Я становлюсь сентиментальной? Поэтому меня это умиляет до слёз? И нет, и да – я не очень сентиментальна, Костик действительно очень хорош.

Эти талантливые маленькие художники дают радость и надежду на будущее – уверенность, что у этого поколения обязательно все будет хорошо.

Вспомнились чудесные, редкие теперь стихи Ильи Сельвинского. Прочитайте их своим детям – у них точно взгляд станет теплым…

Спи, зайчонок-заинька,

Зверушонок маленький.

У, какая зюзика,

Серенькая пузика!

За окошко на сугроб

Лапо-тапо-точки

Топ-топ-топ.

Шухи-шухи-перешухи,

Каплеухенькие ухи.

Через речку мостик -

Там пуховый хвостик.

Сам зайка-егоза,

Удивлённые глаза.

Не ждите, начинайте художественное образование вашего малыша как можно раньше! Количество времени, которое он будет самостоятельно занят рисованием, будет увеличиваться вместе с его возрастом. Да, оно зависит и от темперамента малыша, и от мотивации, и от вашего внимания. По моим наблюдениям, за 20-30 минут, которые отводятся на занятия малышей в детском садике по программе ИЗО, ребенок только-только успевает сосредоточиться, входит в творческий процесс, но… не успевает нарисовать задуманное.

За неделю до следующего занятия он успевает «остыть», забыть то, что так хотел выразить, и новую тему даст воспитатель. И часто лежат на столике для родителей многочисленные будущие шедевры, которые стать таковыми просто не успели. А дома, даже если вы заняты своими делами, изредка проявляйте интерес и внимание к его рисунку, а когда он устанет, вы точно заметите и сможете переключить его на другие занятия.




«Зайчик», Егиазарян Эдгар, 6 лет


Почему детям надо рисовать?


«Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Зачем учить ребенка рисовать? И самое главное, надо ли учить ребенка рисованию? Если задать этот же вопрос вам, родителям, то многие думают, что если у ребенка нет таланта к рисованию, то тогда зачем и время на это тратить. А другие считают, что, если даже их ребенок и не станет в будущем художником, но занятия рисованием принесут ему огромную пользу.

А что об этом думают педагоги, психологи, ученые с сайта medaboutme.ru:

“Про мелкую моторику не слышал сегодня только самый отсталый родитель. Ее все развивают в раннем возрасте «для речи», но зачем она нужна потом?

На самом деле навыки делать небольшие, но разнообразные движения пальцами помогают многому. В Техасском университете, например, провели исследование детей, которые рисовали по заданиям экспериментаторов, и выяснили, что чем лучше ребёнок рисует, тем:

Лучше он будет писать (не удивительно, но приятно);

Тем лучше будет общая координация движений, ловкость, баланс;

И тем выше будут развиты творческое и пространственное мышление.

Кроме того, эксперты связали навыки водить карандашами по бумаге даже со способностью планировать время!

Рисование и речь


Тут карандаши с мелками «убивают сразу двух зайцев».

Во-первых, кончики пальцев отличаются огромной концентрацией рецепторов – на каждом миллиметре как минимум один. И все эти рецепторы постоянно сообщают мозгу, что они уловили. Чем разнообразнее сигналы к мозгу, тем быстрее этому «управляющему центру» придется начать развитие речи – потому что сигналы от пальцев поступают в область, которая рядом с «речевым» отделом мозга, и ей приходится активизироваться вслед за пальцами.

Кроме того, рисование само по себе занятие, которое стимулирует речевую активность. Ребёнку хочется рассказать, что он будет создавать на бумаге, а потом показать результат и получить обратную связь. Еще лучше, если при этом взрослый попросит рассказать, что там нарисовано и почему – это прекрасное упражнение для речи и креативности.

Для рисунка нужна интеллектуальная деятельность


Давно известно, что дети (как и взрослые) не просто водят пером по бумаге. Рисунок появляется на свет в результате весьма интенсивной интеллектуальной деятельности: приходится мысленно сравнивать множество образцов, искать ассоциации с реальным миром, выстраивать мини-концепцию. И это даже у самых маленьких художников!

Подобная деятельность – переход от образного к логическому мышлению, которое потом совершенствуется. Так что первые невнятные каракули, на которых «как будто кошка» – огромный шаг для ребёнка. Который он делает дома, без специальных занятий и совершенно бесплатно.

Рисование помогает делать выбор и решать проблемы


Не верите? Попробуйте сесть и что-то нарисовать, а в процессе отслеживать свои мысли. Они будут примерно такими:

С чего же начать – со стола или стула?

Каким цветом рисовать?

Как вообще нарисовать эту кошку?

Рыжую кошку уже рисовал Дали, моя пусть будет фиолетовой в крапинку.

Все это – постановка и решение задач. И пусть эти решения приводят к тому, что на картинке резвятся фиолетовые кошки, важно не осуждать выбор и не наставлять, как должно быть. А спрашивать – почему кошка? Почему именно такая? Так можно дополнительно обучать искусству аргументировать и объяснять свою точку зрения.

Развиваем креативность


Модное слово «креативность» известный во всем мире советский психолог Лев Выготский не знал – не то время было. Поэтому в его трудах рисование развивало фантазию и воображение. А сравнивал он этот процесс с игрой: чтобы что-то нарисовать, надо придумать эмоционально насыщенную историю, изобразить ее, потом поделиться ею со взрослыми и получить в ответ информацию.

А вот эта ответная информация будет влиять на развитие воображения («креативности») у ребенка. Можно отмахнуться или скупо похвалить, а можно расспросить, а потом помочь превращать самые обыденные происшествия в истории: к примеру, рассмотреть птиц на прогулке, придумать про них сюжет и потом зарисовать.

Рисование и самооценка


Классика первых (а порой и не первых) рисунков: ребенок с гордостью показывает творение, на котором непонятно, что изображено. Арт-терапевты считают, что поддержать и похвалить усилия и старания нужно в любом случае. И уж точно не сообщать, что «голова у кошки квадратной не бывает». Тогда становление самооценки у ребёнка будет идти правильным путем. Кстати, не опасайтесь слегка перехвалить ребёнка: до средней школы у детей нормой считается завышенная самооценка. С возрастом она сама подстроится под адекватное восприятие, а малышам положено считать, что они лучше если не всех, то хотя бы многих других детей.

Рисование и эмоциональная зрелость


Ребенок пришел домой расстроенным и нарисовал обидчика темными оттенками, а затем закалякал? Попытки перенести свои эмоции на бумагу – не только положительные, но и после ссор – это не только нормально. Подобную практику используют в психотерапии, а дети неосознанно самообучаются справляться с негативными эмоциями, учатся их принимать и перерабатывать. Так развивается эмоциональная зрелость ребёнка.

Как каракули улучшают память


Даже для обычного рисунка ромашки или домика придется напрячься и повспоминать, как они выглядят, как крепятся листочки и выглядят окна. Этот процесс – концептуальная визуализация, в ней задействованы память, внимание и образное мышление. Но активнее всего – память.

Так что чем больше ребёнок проводит времени с карандашами, мелками, красками, тем больше приходится памяти трудиться и предоставлять все новые детали для переноса на бумагу.

Зрительно-пространственное восприятие


Срисовывать дети учатся позднее – этот навык повторения узоров считается одним из признаков готовности к школе. Да и школьники прекрасно понимают разницу между копированием и самостоятельным рисунком (пусть даже «по мотивам» увиденного). А чтобы нарисовать что-то самому, это надо вообразить.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги