Книга Архитектура. Коротко о главном. Знания, которые не займут много места - читать онлайн бесплатно, автор Марина Цейтлина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Архитектура. Коротко о главном. Знания, которые не займут много места
Архитектура. Коротко о главном. Знания, которые не займут много места
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Архитектура. Коротко о главном. Знания, которые не займут много места

Архитектура. Коротко о главном. Знания, которые не займут много места

Автор-составитель Марина Цейтлина

Энциклопедия быстрых знаний

Для тех, кто хочет все успеть



ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ И ИХ ШЕДЕВРЫ

СТИЛИ И ЭПОХИ

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

АРХИТЕКТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ



© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022

Вопросы, на которые дает ответ эта книга

ГДЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЖИЛИ ПЕЩЕРНЫЕ ЛЮДИ?

Человек предпочитал жить не в темных и сырых пещерах, он строил наземные жилища. Сначала в дело шли ветки и листья. Позже для строительства он использовал материалы, которые в современном мире уже давно не применяются: черепа, лопатки, тазовые кости и бивни мамонта.


ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА?

Ступенчатая форма пирамиды, как предполагают историки, символизировала путь, по которому фараон уходил в загробный мир.


ЧТО ТАКОЕ ЗИККУРАТ?

Зиккурат – священный храм. Это слово вавилонского происхождения и означает «вершина». Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества – хранителя города.


КАК РАССЧИТАТЬ НУЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО КОЛОНН ДЛЯ ЗДАНИЯ?

Любой древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн. Число колонн по бокам здания определялось по формуле 2р + 1, где р – количество колонн на переднем фасаде.


КАК ПОЯВИЛОСЬ ВЫРАЖЕНИЕ «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ»?

В древние времена Рим был центром великой империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы государства – нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.


КОГДА И ЗАЧЕМ ПОЯВИЛИСЬ ВИТРАЖИ?

Первые витражи появились в романскую эпоху. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.


ПОЧЕМУ ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПОХОЖИ?

Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Строители переезжали из города в город, из государства в государство, делясь друг с другом профессиональными секретами.


ЧТО ВОЗРОЖДАЛОСЬ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА?

Наследие античной эпохи. На смену сложным по своему облику и конструкции готическим соборам пришли ясные и спокойные формы, которые были характерны для античной архитектуры.


КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА В ЭПОХУ БАРОККО?

Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и в России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре.


ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕРУССКИХ ХРАМАХ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ?

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕКОР В СТИЛЕ АМПИР?

Архитектура в стиле ампир была обильно украшена лепниной с военной символикой – щитами, мечами, колчанами со стрелами. Также для ампира характерны лепные орнаменты в виде львов, сфинксов и императорских орлов.

Предисловие

Архитектура моложе человечества. Ведь человек не сразу начал строить. Но это искусство – бессменный свидетель истории, ее многовековой летописец. Ведь именно архитектурные памятники, будучи участниками шествия исторических эпох, оказались способны донести до нас информацию о мирных временах и войнах, о том, что люди ценили в момент их созидания. По этим каменным страницам истории мы можем узнать о том, что именно в каждую эпоху являлось эталоном красоты, каков был сам человек. В этом несложно убедиться.

Каменные колоссы рабовладельческих государств древнего мира давали почувствовать и величие, и ничтожество человека. Античная архитектура говорит о человеке, разгадавшем секрет красоты и совершенства и уверенном в собственных силах. А современные небоскребы отражают дух эпохи бурного технического развития. Они, в свою очередь, оставят потомкам образ человека с бесконечными возможностями воплощения в реальность самых смелых идей и проектов.

Каждая историческая эпоха развивалась в своем собственном, уникальном стиле. Благодаря небольшому экскурсу в историю архитектурных течений, станет гораздо интереснее путешествовать: через архитектуру – к открытию мира и человека!


Архитектура – летопись мира

Глава I

Доисторическая архитектура: тайны пещер и пляска каменных великанов

Жизнь первобытных людей была суровой и опасной. От холода и диких зверей они укрывались в пещерах, но постоянно там не жили. Они строили гигантские таинственные сооружения, но зачем – историки до сих пор не знают наверняка. Что же это была за архитектура?


МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ПЕЩЕРУ АРХИТЕКТУРОЙ?

Древний мир – это первый и самый долгий период человеческой истории. Условия существования первых людей были чрезвычайно неблагоприятными: похолодания и потепления сменяли друг друга, четыре раза наступали и отступали ледники. Человеку нужно было где-то спасаться от непредсказуемой природной стихии. Но способен ли был первобытный человек сам построить себе жилище? Скорее всего – нет.

Широко бытует мнение, что изначально человек нашел спасение в пещерах, его и называли одно время троглодитом, то есть пещерным человеком. Для этого определения были все основания: в XIX веке в Европе был открыт ряд пещер с удивительными изображениями на стенах и следами длительного пребывания в них людей.


Марселино Санс де Саутуола


Сейчас мало кто сомневается в том, что первые люди умели рисовать.

В Великобритании самый большой менгир, или древний обелиск, находится в деревне Радстон в Йоркшире. Его высота около 7,5 метра, а вес 40 тонн

Но в позапрошлом столетии ученые отказывались признавать авторство первобытного человека. В этом отношении очень показательна история археолога-любителя Марселино де Саутуолы. Ему принадлежит открытие пещеры Альтамиры в Испании – находка, которая произвела настоящий переворот в археологии.

Капову пещеру башкиры называют Шульган-Таш – «Вода, ушедшая под камень». Название «Капова» производят обычно от слова «капище»: возможно, в древности в пещере проводились ритуалы

Впрочем, сам Саутуола поначалу ничего интересного, кроме нескольких черных знаков, не увидел. А вот его восьмилетняя дочь Мария благодаря маленькому росту сумела попасть вглубь пещеры и рассмотреть десятки огромных изображений животных – таких реалистичных, что казались живыми. Бизоны, лошади, кабаны – первобытные художники с огромной наблюдательностью и точностью запечатлели их внешность, сумели передать движение и силу. Однажды посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры – всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ

Хенджем называют доисторическое ритуальное сооружение: кольцеобразный земляной вал с несколькими входами. Соответственно Стоунхендж – «Каменный хендж»

Восхищенный Саутуола попытался поделиться своим открытием, но был высмеян ученым миром. Троглодит – художник? Нелепо! В 1888 году любитель древностей умер, а о пещере забыли.

Спустя некоторое время подобные изображения нашли и в других пещерах Испании, Франции, России. Самые известные из них – Ляско, Фон де Гом, Капова пещера на территории нашей страны. А Альтамира, открытая Саутуолой, и вовсе была названа Сикстинской капеллой первобытного искусства. И ученые на время решили, что пещеры и есть прообраз первых жилищ.


ПЕРВЫЕ ЖИЛИЩА

Когда ажиотаж вокруг удивительных находок немного спал, ученые задались вопросом: а для чего же, собственно, предназначались эти пещеры? Версия о том, что люди использовали их для жилья, недолго оставалась основной.

Что же заставило усомниться в этом? Ведь, казалось бы, пещера – идеальное место для обустройства жилища. Она легко защитит от ветра, дождя и снега, а при необходимости в ней можно спрятаться и от хищников. Что еще нужно бедному троглодиту?

БРИТАНСКАЯ ЗАГАДКА

С какой целью возводился Стоунхендж – неясно до сих пор. Возможно, он связан с астрономическими наблюдениями. Обнаружены на его территории и захоронения

Но это не совсем так. Темное и сырое пространство нужно постоянно освещать и обогревать. К тому же чем глубже и больше была пещера, тем более неблагоприятный для человека микроклимат в ней создавался. Вдобавок в пещерах довольно часто селились летучие мыши и другие животные – такое соседство было очень опасным, и древние люди это прекрасно понимали. Да и наскальные рисунки в большинстве своем несли определенно сакральный смысл. Поэтому под сводами гигантских природных пещер обычно устраивались святилища или погребения.

Так где же все-таки проживал троглодит?

Согласно результатам раскопок, дольмены в большинстве своем играли роль гробниц. Но, возможно, использовались и в религиозных обрядах

Человек предпочитал жить не в темных и сырых пещерах, он строил наземные жилища. Сначала в дело шли ветки и листья. Позже для строительства использовал он и такие материалы, которые в современном мире уже давно не применяются: черепа, лопатки, тазовые кости и бивни мамонта. Крупные кости древнего гиганта шли на укрепление жилища.

Кости ног мамонта, длина которых иногда превышала средний рост человека, часто находят в вертикальном положении. Это говорит о том, что они использовались как столбы. Жилища были округлыми, овальными или конической формы. Для большего тепла их покрывали шкурами.

Так что пещеры – это не жилища! Нельзя назвать «первобытным домом» и другие архитектурные творения древнего человека – мегалитическую архитектуру.


МЕГАЛИТЫ, ИЛИ ПЛЯСКА ВЕЛИКАНОВ

Мегалитами называют древние сооружения из больших каменных блоков. Слово «мегалит» греческого происхождения и переводится как «большой камень». Однако, при всей похожести, каменные сооружения значительно отличаются друг от друга.

Различить их очень несложно. Самые простые из них – менгиры – одиночные вертикально стоящие высокие камни. Название произошло от бретонского men – камень и hir – длинный. Другой вид мегалитических сооружений – дольмены, чье название тоже кельтского происхождения, точнее бретонского: toL – стол и men – камень, вместе получается «каменный стол». Действительно, по виду камни напоминают этот привычный для нас предмет мебели. Благодаря этому сходству родилась гипотеза о том, что кельтские дольмены служили алтарями или жертвенниками жрецов-друидов.

КТО ЭТО ПОСТРОИЛ?

Конструкции, состоящие из больших каменных глыб, не связанных раствором, иногда называют «циклопической кладкой»: древние греки приписывали их создание великанам-циклопам

Кроме менгиров и дольменов, существуют и более сложные постройки – кромлехи. Кромлехом принято называть круги из камней.

В заповеднике Гамла в Израиле находится Гиват-Базак – поле дольменов: там на площади 3,5 км2 расположено более 700 подобных сооружений

Самое известное мегалитическое сооружение, относящееся к кромлехам, – это знаменитый Стоунхендж. Он находится на Солсберийской равнине, в 130 километрах к юго-западу от Лондона. Его камни настолько огромны, что строительство сооружения приписывали то мистическому Мерлину, то допотопным гигантам. А жители древней Великобритании образно назвали это сооружение «Пляской великанов».

Так что если в путешествии вы заметите груду наваленных камней – приглядитесь внимательней: может, они так поставлены не случайно, и вы видите еще не известный историкам древний менгир или дольмен?..

В ЭТИХ ПЕЩЕРАХ ОБНАРУЖЕНЫ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

• Ниах-Кейвз (Малайзия)

• Шове (Франция)

• Лене-Хара (Восточный Тимор)


Наскальная живопись. Пещера Альтамира, Испания


Кромлех Стоунхендж. Англия. Эпоха бронзы

Глава II

Архитектура Древнего Египта: гимн пирамиде

Египет славится своими таинственными легендами, могущественными жрецами и гигантскими пирамидами. Поражают взор путешественника суровый страж пирамид – Сфинкс и храмы, высеченные прямо в скалах. До сих пор ученые не могут до конца понять, как были построены эти древние исполины. Но очевидно, что для этого нужно было обладать совершенными знаниями в области архитектуры.


САМО ВРЕМЯ БОИТСЯ ПИРАМИД

Была в Египте особенность, не характерная для других цивилизаций древности. Верховного правителя – фараона – египтяне почитали как бога. У него просили защиты от всех бед, ему поклонялись – и ему же строили гигантскую усыпальницу-пирамиду. Именно эти каменные исполины должны были стать последними пристанищами тела и вечной обителью души правителей. На столетия они превратились в олицетворение египетской архитектуры.


Геродот, «отец истории», причислил египетские пирамиды к чудесам света


Гробницу начинали строить еще при жизни фараона. Строительство велось долго – согласно источникам, некоторые из пирамид строились двадцать, а то и больше лет.

Устройство пирамиды на первый взгляд несложно. В центре находилась погребальная камера с саркофагом и телом усопшего фараона. Но вот найти ее было очень непросто. Внутри гигантских сооружений создавались лабиринты тайных ходов и подземелий. Помещение, где находился саркофаг с мумией фараона, скрывалось от посторонних особенно тщательно. Сами пирамиды были построены из огромного количества каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу.

«Именно в этой загадочной и таинственной стране… родились многие виды и формы искусства, которые впоследствии получили развитие в Азии и Европе. Они послужили основой и для античной эстетики…»

(П. П. Гнедич)

Чтобы фараон ни в чем не нуждался в загробном мире, внутри пирамиды размещались камеры-сокровищницы. Они заполнялись разными предметами быта, мебели, статуэтками рабов и золотыми украшениями.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

• Кирпич-сырец

• Известняк

• Песчаник

• Гранит

Впервые о пирамидах узнали благодаря древнегреческому историку Геродоту, жившему в V веке до н. э. Путешествуя по Египту, он был поражен знаменитыми пирамидами Гизы и тут же причислил одну из них, посвященную Хеопсу, к Семи чудесам света. До сих пор эти древние сооружения считаются непревзойденными архитектурными шедеврами.


ПИРАМИДА ДЖОСЕРА, ИЛИ ПО СТУПЕНЯМ В ВЕЧНОСТЬ

Пирамида фараона Джосера признана самой древней из сохранившихся египетских усыпальниц и первой каменной ступенчатой пирамидой. Когда начались раскопки, она была уже сильно разграблена. Но даже по сохранившимся остаткам археологи поняли, что перед ними архитектурный шедевр – свидетель древней культуры. Сохранилось имя зодчего пирамиды, высеченное на цоколе статуи Джосера, – это архитектор и приближенный фараона Имхотеп.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги