banner banner banner
Трактаты
Трактаты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Трактаты

Трактаты
Леонардо да Винчи

Великие идеи
Леонардо да Винчи всемирно известен как гениальный художник, мыслитель, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Всех поражает разносторонность его научных интересов: физика и математика, астрономия и геология, ботаника и анатомия. Большое место в творчестве Леонардо занимают гидротехнические проекты, так и не осуществившиеся при его жизни. Он предначертал программу нового, экспериментального естествознания.

В этой книге собраны избранные произведения Леонардо по науке. Благодаря вступлению и примечаниям В.П. Зубова – философа, переводчика и комментатора трудов Леонардо да Винчи – читатель сможет глубже проникнуть в тексты Леонардо из его записных книжек.

Леонардо да Винчи

Трактаты

© ИП Сирота, текст, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * *

Леонардо да Винчи полагал, что практика без науки:

1. Вообще не может существовать.

2. Удел ремесленников.

3. Замедляет развитие общества.

4. Похожа на кормчего, у которого нет руля и компаса.

___________

Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…

Леонардо да Винчи

(1452–1519)

«Вкусив свободу полета, всегда ты будешь ходить по земле, смотря в небо…»

Что известно нам о Леонардо да Винчи?

С одной стороны, этот человек стал своего рода символом эпохи Ренессанса. Художник, изобретатель, писатель, медик, инженер, философ… Наверное, нет такой области знаний, в которой не проявлял бы себя «титан итальянского Возрождения». С другой – биография Леонардо большей частью состоит из легенд, предположений, а зачастую и откровенных баек. Вот уже пятьсот лет многочисленные почитатели и исследователи ищут «второе дно» в литературных произведениях Леонардо да Винчи, в его исследованиях и в его картинах.

Почему он часто зашифровывал свои записи? Чем объяснить тот странный факт, что многие документы, составленные рукой Леонардо да Винчи, написаны справа налево «зеркальным» почерком? И, наконец, каким образом этому загадочному человеку удалось на века опередить свое время, создав проекты летательных аппаратов и подводных лодок? Все эти вопросы, на которые нет однозначных ответов, приводят к появлению самых разных теорий – подчас весьма странных. Начиная от предположения, что под именем Леонардо да Винчи объединились результаты работы целой группы художников и ученых, и заканчивая версией о контактах итальянского гения с инопланетным разумом.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году, прожил по тем временам довольно долгую жизнь – 67 лет – и оставил после себя множество учеников. Но у него никогда не было ни семьи, ни детей (во всяком случае, согласно официальным версиям). «Вкусив свободу полета, всегда ты будешь ходить по земле, смотря в небо», – сказал однажды художник. Ощущение полета давали ему наука и творчество…

15 апреля 1452 года – Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился в селении Анкиано.

1466 – Леонардо становится учеником художника Андреа Верроккьо.

1481 – первый большой заказ – создание алтарного образа для монастыря Сан Донато а Систо.

1487 – создаются чертежи летательной машины – «орнитоптера».

1489 – Леонардо много работает над изучением человеческого тела, пишет наброски к произведению по анатомии.

1490–1491 – художник создает одну из самых известных своих картин – «Мадонна Литта».

1490 – начало работы над картиной «Мадонна в гроте».

1506 – начало службы у французского короля Людовика XII.

1507 – к этому году относится большинство текстов, связанных с изучением человеческого глаза.

1512 – Леонардо да Винчи поселяется в Риме под покровительством папы Льва X.

1519 – Леонардо умирает во французском замке Кло-Клюсе во Франции.

Василий Павлович Зубов – переводчик и комментатор научных трудов Леонардо да Винчи

Василий Павлович Зубов (1900–1963) – выдающийся русский мыслитель, историк науки и искусства, ученый-энциклопедист, которого можно назвать русским Леонардо. Подобное сравнение не случайно. С итальянскими гуманистами В. П. Зубова роднит природная одаренность, глубина и разносторонность научных интересов, приверженность изучению античной науки и философии и их влияния на последующую культуру. В. П. Зубов на протяжении всей своей жизни изучал научное наследие Леонардо да Винчи. В России и за рубежом его по праву считают одним из крупнейших исследователей и знатоков естественнонаучных трудов Леонардо.

В. П. Зубов окончил философское отделение Московского университета в 1922 г. Весной 1923 года он стал сотрудником философского отделения Государственной академии художественных наук (ГАХН) и работал там до упразднения академии в 1939 году. Сохранился план работ 1920-х годов философского отделения ГАХН по истории оптики, которой занимался В. П. Зубов. Во втором пункте плана подчеркивалось: «Главное внимание должно быть сосредоточено… на эпохе классических трактатов по теории пространственных искусств с XV по XVII вв. (Альберти, Леонардо до Винчи, Дюрер)».

В начале 1930-х годов В. П. Зубова приглашают в Академию архитектуры для работы над переводами трактатов архитекторов эпохи Возрождения и подготовки комментариев к ним (в т. ч. Альберти, Барбаро, Леонардо да Винчи). Здесь он сотрудничает с А. Г. Габричевским, Ф. А. Петровским, И. В. Жолтовским, А. И. Венедиктовым. В 1935 г. в издательстве ACADEMIA вышел двухтомник избранных произведений Леонардо да Винчи[1 - Леонардо да Винчи. Избранные произведения, в 2 т. М., ACADEMIA, 1935.]. В первый том вошли сочинения Леонардо да Винчи по различным отраслям науки. Вступительная статья, перевод отрывков и примечания сделаны В. П. Зубовым. Книга и фрагменты из нее переиздаются до настоящего времени.

В книге: «Леонардо да Винчи. Избранное»[2 - Леонардо да Винчи. Избранное. М.: Гослитиздат, 1952. Научная проза – перевод В. П. Зубова, стр. 175–235; Комментарий: Научная проза Леонардо да Винчи. В. П. Зубов, 248–255.] был опубликован подготовленный В. П. Зубовым раздел: «Научная проза». В 1952 г., в связи с юбилеем Леонардо да Винчи, Василий Павлович написал статьи для научных журналов[3 - Великий ученый эпохи Возрождения. (К 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи) // Природа. 1952, № 4, стр. 21–36; Научное наследство Леонардо да Винчи // Вестник АН СССР. 1952, № 4, стр. 20–32.], а позднее в Большую советскую энциклопедию[4 - Леонардо да Винчи // БСЭ. Изд. 2 (1953), т. 24, стр. 573–578.]. В 1954 г. была опубликована его статья «Леонардо да Винчи и работа Витело „Перспектива“»[5 - Леонардо да Винчи и работа Витело «Перспектива» // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР, 1954, т. 1, стр. 219–248.].

В 1955 году Академия наук СССР в серии «Классики науки» издала книгу (1027 стр.!) «Избранные естественнонаучные произведения Леонардо да Винчи»[6 - Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения, М.,1955, 1027 стр.], редакция, перевод, статья и комментарии В. П. Зубова.

В 1956 году В. П. Зубов впервые принял участие в международном научном конгрессе в Италии. Он посетил городок Винчи и подарил музею великого мыслителя переведенную им и изданную в 1955 г. книгу Леонардо да Винчи.

В 1959 г. В. П. Зубов написал статью об Альберти и Леонардо для «Raccolta Vinciana»[7 - Статья «Leon Battista Alberti et Lеonard de Vinci» была опубликована в 1960 г. – Estratto da «Raccolta Vinciana». Milano, 1960, fasc. 18, p. 1–14.] – журнала, посвященного жизни и творчеству Леонардо, издаваемого научным сообществом, объединенным вокруг одноименного крупнейшего книжного и рукописного фонда. В 1960 г. на общем собрании сообщества Raccolta Vinciana за выдающийся вклад, внесенный им в изучение наследия Леонардо да Винчи, В. П. Зубова заочно избрали его членом.

В 1961 г. вышла в свет монография В. П. Зубова «Леонардо да Винчи. 1452–1519»[8 - Леонардо да Винчи. 1452–1519. М., Издательство АН СССР, 1961. 372 стр. (АН СССР. Научно-биографическая серия).]. Книга была переведена на английский язык[9 - Leonardo de Vinci. Cambridge (Mass.), 1968. 335 р.]. Она сразу стала достоянием мировой научной общественности – в том же году на книгу была опубликована рецензия, написанная известным историком искусства Эрнстом Гомбрихом[10 - E. N. Combrich. In Search of Leonardo // New York Review of Books, 5 December 1968.]. Позднее книга была переведена на болгарский язык[11 - Леонардо да Винчи. София: Наука и искусство, 1980. 351 с.].

На Международный симпозиум в Брюсселе, посвященный истории культуры Возрождения, В. П. Зубов уже не смог приехать из-за тяжелой болезни. 8 апреля 1963 г. его доклад на французском языке «Солнце в трудах Леонардо да Винчи» прочитал выдающийся историк науки Анри Мишель[12 - Текст доклада В.П. Зубова был опубликован на французском языке: “Le Soleil dans l’oeuvre scientifique de Lеonardo de Vinci” // Le Soleil ? la Renaissance. Sciences et mythes. Colloque international tenue en avril 1963. Bruxelles; Paris, 1965, pp. 179–198; текст на русском языке впервые был опубликован только в 2008 г. в приложении ко второму, дополненному изданию книги: В.П. Зубов Леонардо да Винчи. 1452–1519. М.: Наука, 2008, стр. 329–341.]. В этот же день Василий Павлович Зубов скончался.

В декабре 1963 года Общество историков науки США посмертно наградило В. П. Зубова медалью имени Джорджа Сартона. В России В. П. Зубов был первым, кто удостоился этой почетной награды, присуждаемой за выдающиеся исследования в области истории науки.

    М. В. Зубова

Леонардо-ученый

В 1796 году, после итальянских побед консула Наполеона Бонапарта, двенадцать существеннейших рукописей Леонардо были привезены во Францию и по распоряжению Директории переданы Национальному институту. Итальянец Вентури один из первых подверг их изучению и уже в следующем, 1797 году, 6 февраля, сделал о них сообщение в Национальном институте, в заседании класса физических и математических наук. Этим сообщением был заложен первый камень той традиции, которая надолго сделалась господствующей: Леонардо предстал как зачинатель новой науки, как предшественник Бэкона, пророк нового естествознания. В Леонардо-ученом сразу же была подчеркнута обращенность к будущему. Именно с Вентури берет начало образ Леонардо-предтечи, Леонардо-предвосхитителя.

Не говоря уже о предвосхищении таких современных изобретений, как аэропланы, автомобили, ядовитые и удушливые газы, Леонардо предугадывает ряд важнейших технических и научных открытий XVI–ХVII веков: он изучает законы сопротивления материалов, которые позднее будет изучать Галилей, законы гидростатики, изучаемые в середине XVII века Паскалем, законы трения, изучаемые Амонтоном (1699) и Кулоном (1781), кладет начало теории волн, позднее разрабатываемой Ньютоном, л’Эми и другими, формулирует основные принципы теории окаменелостей, которой на протяжении всего XVI и XVII веков придется бороться за свое признание, изучает законы филлотаксиса до Броуна (1658), пепельный свет Луны до Местлина (1596); он занимается определением центров тяжести тел, в частности пирамиды, до Коммандино и Мавролика, приближается в статике к понятию статического момента, ему известно сложение и разложение сил; в динамике, изучая падение тел, он приходит к установлению пропорциональности скоростей временам, in nuce находим в его механике принцип возможных перемещений. Он упоминает о дифракции света, наблюдает явления капиллярности, предвосхищает закон сохранения энергии, отвергая возможность perpetuum mobile. Многие изобретения, которые приписывались другим, как пропорциональный циркуль, анемометр, механический вертел, уже описаны в его манускриптах. Многие, как, напр., ряд изобретений военно-технических, всплывают позднее независимо в других странах, так же, как, напр., тип мельницы с подвижной верхней частью, становящийся обычным во Фландрии к середине XVI века. Ряд машин и орудий – сверлильная, прокатная, стригальная, овальный патрон для токарного станка и много других – заново изобретены позднее. И всё венчают мастерские анатомические рисунки, сделанные опытною рукою художника, с целой программой сравнительно-анатомических и физических исследований[1].

Лишь долго спустя после доклада Вентури, с развитием исторической науки и с опубликованием Леонардовых манускриптов, открылась историческая глубина. Труды Равессона, Дюэма, Сольми, Марколонго, де Тони, Кальви и многих других <…> открыли другого Леонардо: Леонардо на фоне прошлого. «В истории науки нет самопроизвольного зарождения» – с этим положением Дюэма вряд ли можно не согласиться; и, отвергая со всей решительностью попытки всецело «осредневековить» Леонардо, следует признать, что он, умевший учиться у бомбардиров («Справиться у Джованнино, бомбардира»), умевший черпать всюду, даже у домохозяек (см. отрывок 10), не мог же вовсе пройти мимо школьной науки и средневековых трактатов.