Л. М. Крупчанов
Теория литературы
Введение
Состав и задачи учебника
Предлагаемый учебник ставит целью углубить и обобщить знания, полученные студентами при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История литературной критики», а также истории русской и зарубежной литератур, мировой художественной культуры. В учебнике с опорой на новейшие достижения литературоведческой науки раскрывается смысл и дается истолкование основных литературоведческих категорий и понятий, необходимых будущему учителю литературы в практической работе в школе. В процессе изучения теории литературы студенты приобретут навыки применения в школе и вузе сложных проблем современной литературоведческой науки. Учебник ориентирует студентов на самостоятельную работу с источниками, творческое осмысление теоретических понятий.
Содержание учебника определяется спецификой предмета – художественной литературы – как особого вида творческой деятельности. Последовательность освоения понятий и категорий литературоведения, принятая в учебнике, не будучи строго обязательной, представляется целесообразной, так как постепенно расширяет кругозор теоретического мышления студента.
Давая позитивное осмысление теоретических категорий, учебник вместе с тем выводит читателей на современный уровень понимания сущности этих категорий. В книге раскрываются проблемные вопросы, приводятся материалы новейших достижений отечественных и зарубежных ученых.
В учебнике в процессе дифференцированного изложения истории мировой литературоведческой науки акцентируется внимание на том, какой вклад в выработку основ этой науки внес тот или иной ученый, тот или иной литературоведческий метод, на возможностях использования предлагаемых научных подходов в новых условиях в качестве методологического принципа или приема исследования.
В центре изучения истории литературоведческой науки – вопросы методологии (философии, эстетики, социологии).
Каждый из рассматриваемых литературоведческих методов дан в учебнике в форме краткого обзора. Объективное изложение сущности методов (школ) содержит указание на их положительные тенденции, элементы, приемы, освоенные и развитые литературоведением.
Сложные вопросы специфики литературы и искусства, проблемы метода и стиля, поставленные в курсе «Введение в литературоведение», углубляются в курсе «Теория литературы». Имеются в виду вопросы нравственного, общественного значения литературы, специфики литературы, ее эстетических свойств – проблем художественного образа, художественности, родовидовой специфики. Уяснение сущности этих проблем повысит эстетические критерии будущих учителей в оценке литературы прошлого и современной русской и мировой литературы.
В учебнике рассматриваются способы системного анализа литературного произведения на основе диалектического соотношения категорий формы и содержания. При этом даются три уровня анализа: идейно-тематический, образный и речевой.
Особенности литературного процесса – качественно новый, более высокий и в то же время завершающий этап усвоения проблем теории литературы. Он позволяет выйти за рамки вопросов внутренней специфики литературы и отдельных произведений, ближе подойти к вопросам национально-исторического масштаба и характера, воспитательного значения литературы. Здесь обращается особое внимание на такие сложные для понимания и усвоения категории, как «художественный метод», «литературное направление» и «течение» и «художественный стиль».
Теория литературы развивается, уточняется, оттачивается в спорах и дискуссиях. Поэтому учебник вводит студентов в круг важнейших теоретических споров о предмете и содержании, методе и стиле, о сюжете, о соотношении слова и образа и т. д. В то же время завтрашние учителя получают четкую позитивную теоретическую программу, заложенную в учебнике, где раскрыты основополагающие принципы литературоведческой науки, убедительно свидетельствующие о ее достижениях и преимуществах.
Учебник включает шесть разделов.
В первом разделе прослеживаются пути развития науки о художественной литературе в Европе и в России от древности до начала XIX в.
Во втором разделе раскрываются особенности литературоведческой методологии в Европе и в России в XIX—XX вв. на уровне методов, систем, школ.
В третьем разделе художественная литература рассматривается как вид искусства. Здесь изучаются проблемы образности, художественности, принципы художественной типизации.
Четвертый раздел посвящен рассмотрению специфики содержания и формы литературно-художественного произведения и принципов его анализа. Изучаются вопросы тематики и проблематики, сюжета и композиции, идейного своеобразия, типа, характера, поэтического языка; особенности системного, структурного и других видов анализа литературно-художественного произведения.
В пятом разделе анализируются категории литературного процесса и принципы анализа его закономерностей. Предмет изучения здесь – категории художественного метода, стиля, направления, течения, жанра.
В шестом разделе на основе историко-литературных и теоретических данных освещаются проблемы изучения народности литературы, актуальные для любого этапа развития художественной литературы.
Теория литературы как наука
Термин «теория» в словарях характеризуется как «логическое обобщение опыта», «система» главных идей в той или иной сфере знаний, раскрытие ее закономерностей.
Всякая теория – единство двух уровней познания: а бстрактно-философского и опытного, эмпирического. Оба уровня соотнесены в тонкой диалектической связи, и любой перекос – дорога к односторонним выводам эмпириков-верификаторов, отдающих приоритет опытному знанию, либо конвенционалистов, опирающихся на абстрактные выводы вне опыта.
И хотя, по заявлению австрийского физика Л. Больцмана, «нет ничего более практичного, чем хорошая теория», выход от теоретической формулы к какому-либо практическому положению возможен лишь через ряд опосредованных ступеней, тонких переходов.
Но и теоретический вывод не всегда вытекает из практического примера. Так, не всегда можно подыскать литературное произведение с точной тематической или жанровой характеристикой.
Принято выделять три функции теории:
а) систематизирующую;
б) объяснительную;
в) прогностическую (предсказательную).
Эти особенности распространяются и на теорию литературы.
Предмет изучения теории литературы – художественная литература, которая представлена здесь в формах научных систем.
Совокупность научных знаний о художественной литературе в целом дана в науке, обозначенной как литературоведение, где теория литературы, наряду с историей литературы и литературной критикой, характеризует один из специфических аспектов художественной литературы.
Если история литературы изучает процесс развития художественной литературы, особенности ее периодизации, а литературная критика вырабатывает принципы и приемы ее оценки, то теория литературы – наука о специфике литературы как вида искусства, принципах и приемах анализа художественного произведения, творчества писателя в целом, особенностях литературного процесса и его категорий.
Опытный аспект теории литературы, как и других литературоведческих наук, представляет собой работу над текстом, который выступает в данном случае как единственная реальность художественного произведения. Теория литературы, таким образом, реализуется в текстологии, библиографии, источниковедении – науках вспомогательных.
В теории литературы широко используются наблюдения и выводы других наук: языкознания, истории, психологии, эстетики.
Методология теории литературы – это теория научного познания, научная диалектика в применении к художественной литературе и принцип историзма. Материал второго раздела данного учебника – изложение принципов различных литературоведческих школ и систем – можно рассматривать как методологический и применять к конкретным литературным явлениям.
Теория литературы как наука возникает в России наряду со своим предметом – с самой художественной литературой. Ее элементы можно найти у автора «Слова о полку Игореве» и у других представителей древней русской литературы; значительный вклад в теорию литературы внесли ученые, поэты и писатели XVIII в. Но как система научных теоретических принципов, опирающихся на общую теорию познания, философию, теория литературы формируется в работах А.С. Пушкина, в трудах революционных демократов, ученых академического направления. Разрабатываются учения о художественном методе, типизме, жанрах, стилях.
Раздел I
Становление и развитие науки о художественной литературе
Глава 1
Становление теории литературы в Европе
Наука о художественном творчестве, в том числе теория литературы, насчитывает несколько тысячелетий. Она возникает в Древней Греции и развивается параллельно с самим искусством; искусствознание и эстетика как наука о прекрасном также развиваются в параллельных рядах.
Первый этап. Античная наука Древней Греции
Ученые относят этот этап к VII в. до н. э. – V в. н. э. А.Ф. Лосев насчитывает в нем 12 столетий. История античной науки, в свою очередь, подразделяется на два периода:
А. Ранняя школа античной науки (VII—V вв. до н. э.). Здесь развиваются два направления:
1. Раннеантичная философия, представителями которой являются:
– Фалес (Милетский) (640—546 до н. э.). Представитель милетской натурфилософской школы. Мир, по Фалесу, состоит из четырех стихий: воды, воздуха, земли, огня. Единой первостихией считал воду, в которой представлял землю плавающей;
– Гераклит (540—480 до н. э.). Выдвинул концепцию изменчивости природы и теорию логоса как центрального понятия эволюции мира;
– Анаксагор (ок. 500—428 до н. э.). Автор труда «О природе», в котором разработал понятие ума;
– Демокрит (460—370 до н. э.). Впервые выдвинул учение об атомном строении мира – атомистику;
– Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н. э.). Принимает как природообразующие все четыре стихии: землю, воду, воздух, огонь.
Все эти раннеантичные философы, касаясь вопросов эстетики, рассматривают философию как эстетику, науку – как искусство.
2. Раннеантичная эстетика, где доминирует космологическая теория; искусство рассматривается как подражание космосу, красота – как совершенство и гармония. Представители раннеантичной эстетики:
– Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Ученик Анаксагора. Общался с софистами – Периклом, Еврипидом. Был обвинен в «развращении молодежи» и «поклонении ложным богам» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Ничего не писал. Его взгляды известны через «сократические» диалоги Платона и Ксенофонта. Сократ от интереса к чувственному в натурфилософии эволюционировал к познанию космоса. Рассматривал красоту как идею, присущую познанию человека. Его эстетические понятия – мера, гармония. Сократ открыл путь развития Платону и Аристотелю, выдвинув идею полезности прекрасного в справедливости, мудрости, мужестве;
– Платон (427—347 до н. э.). Ученик Сократа. Один из создателей античной эстетики и философии объективного идеализма. Платону принадлежит учение о сущности прекрасного – идея красоты как совершенства. Человеческие создания – лишь слабые копии красоты космоса, подражание космосу. Выдвинул идею «мимесиса» («мима») как «подражания природе». Платон отвергает эстетику трагедий и гомеровских сюжетов, рассматривая их как «чистое удовольствие». Однако же он готов принять красоту служебных искусств. Ему импонирует идея эмоционального творческого стремления (Эроса), неотделимого от прекрасного. Он выдвигает идею вдохновения (от Эроса), одержимости в творческом акте. От идеи Эроса Платон приходит к концепции духовности как истинной красоты искусства. У Платона широкое понимание прекрасного как присущего не только сознанию, но и как объективного принципа, образца, порождающего прекрасные вещи. «Сущность вещи» для него – идея. Платон впервые выдвинул теорию символа как способа передачи содержания в искусстве. Ему принадлежит разработка теории диалектического метода познания.
Труды Платона – его диалоги: «Пир», «Федр», «Ион», «Филеб», «Федон», «Софист», «Государство» и др.;
– Аристотель (384—322 до н. э.). Ученик Платона. Представляет период расцвета классики. Предложил логический принцип трактовки категорий прекрасного. Один из первых аналитиков.
В отличие от «идей» Платона, Аристотель видит в вещи материю, органически сосуществующую с идеей. Оформление и завершение материи происходит в ее «перводвижителе» – космосе. Рассматривая вопрос об отношении искусства к действительности, он принимает концепцию «мимесиса» – подражания искусства действительности. Аристотель не склонен резко различать искусство, ремесло, науку. Для него науки и искусства – равно продукты теоретического разума, в отличие от ремесел, где результаты – плоды чувственной практики. Итоговые философские выводы смягчаются у Аристотеля теорией вероятности.
Поэзию, как «общее», он противопоставляет истории – как системе «единичного». С этой точки зрения поэзия для него значительнее, серьезнее. Аристотелю принадлежит учение о «катарсисе» – очищении страстей в поэзии. Завершая эстетику космоса, Аристотель уже выдвигает проблему красоты человека.
В своей «Поэтике» Аристотель разрабатывает учение о художественном методе как подражании, о сюжете, родовой и видовой специфике поэзии.
Таким образом, раннеантичная эстетика сформулировала концепции: а) космогонии, б) «мимесиса», в) красоты как совершенства и гармонии.
Б. Поздняя школа античности (III в. до н. э. – V в. н. э.). Крупнейшей теорией здесь является неоплатонизм – учение о чувственном, телесном космосе, а его основателем стал Плотин.
Плотин (205—270) усложнил учение о космосе, выдвинув положения о диалектике единого и множественного. Красоту телесную (космическую) он отличал от красоты душевной, умственной и потому единичной. Плотину принадлежит учение о Едином как о Благе. Выстраивая иерархическую лестницу Красоты, он располагал последовательно понятия «тело», «душа», «ум». При этом все три ипостаси Красоты рассматривались как тесное единство.
В отличие от Платона, Плотин считал, что искусства не просто подражают природе, а «проникают в ее принципы», придавая ей специфику, субъективность.
Эстетику Платона в Средние века использовали Агустин, Василий Великий.
К постклассическому эллинистическому периоду развития эстетики можно отнести также Прокла (412—485).
В этот период космос трактуется в свете конкретных переживаний человека; средствами самоизучения у стоиков, эпикурейцев, скептиков становятся мера, гармония, ритм. У неоплатоников центральными понятиями оказываются Красота души, Божественное Благо, Единое Благо.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги