Михаил Диденко
Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу
Автор приносит благодарность Владимиру Попову и Григорию Соколову за предоставленные материалы
Памяти В. Антипова и В. Кудревича
© Диденко М., текст, 2022
© Скотников И., изображения, 2022
© В оформлении обложки использована фотография:
© Sergey Tinyakov / Shutterstock.com.
© Используется по лицензии от Shutterstock.com
© ООО «Издательство «Эксмо», 2022
Введение
Русский стиль выживания отличается от западного подхода тем, что человек надеется не на приборы и аксессуары, а на себя – свои навыки и смекалку. По этому методу человек не отгораживается от природы палатками, раскладушками с тентом, примусами и термическими грелками, а наоборот – старается слиться с природой, раствориться с ней, снова стать ее частью. На это есть причины:
– Во-первых, любой прибор может поломаться, и если ты не умеешь сделать удочку, кружку и нож из «ничего», из подручных средств, из буквально того, что валяется под ногами, – ты обречен. А можешь наловить рыбу без сетей, зажечь огонь без спичек, напилить дрова без пилы? Если ты знаешь и умеешь все это, то тем более ты отлично справишься, имея снаряжение. Если не знаешь, то читай дальше.
– Во-вторых, если ты настороженно относишься к природе, такой настрой тоже может сыграть злую шутку – отношение к лесу как к чему-то темному и зловещему, какому-то источнику опасности будет держать тебя в напряжении и незаметно подтачивать твои силы. По крайней мере, ты будешь тратить энергию на это напряжение, сам того не зная. Если же ты считаешь лес учителем и любишь его, сама природа будет идти тебе навстречу. Ты будешь слышать разговоры деревьев, ветерок будет приветствовать тебя, грибы не станут от тебя прятаться, и птицы будут делиться с тобой радостью бытия в своих песнях.
– В-третьих, этот метод, по сути, воинская подготовка. В древности подростков специально отправляли в лес или горы одних, чтобы они могли закалить свой Дух, научиться использовать все свои ресурсы, выйдя на острую грань выживания… Этот метод берет начало в поистине доисторических практиках. Есть версия, что они берут начало еще в эпохе палеолита – эпохе камня, до металла. Именно в эту эпоху зародились боевые и целительские навыки, которые постепенно исчезли в новую эпоху неолита, оставшись в основном в труднодоступных местах Земли – Китай, Тибет…
Но и в России есть целые регионы, где знание сохранилось с первобытных глубин! Это тайга и тундра, и местные жители – эвенки, ханты, чукчи и другие, которые донесли свои знания до наших дней – 80-х годов XX века, и которые живут здесь с времен палеолита (как эскимосские племена). Например, клинки северного оружия «пальма» изначально изготавливались из расколотых трубчатых костей крупных животных, живших еще в эпоху плейстоцена (мамонты, шерстистые носороги). Кстати, эскимосы (частично проживающие и в России) имеют в том числе гены палеоантропов Денисовской пещеры – то есть «денисовцев», отличающихся и от кроманьонцев, и от неандертальцев… И эта необычайно развитая воинская культура дошла до современности. В принципе у каждого народа была высокоразвитая воинская и физическая культура[1] – но благодаря удаленности северных народов от «цивилизации» они свою культуру смогли сохранить – а мы можем ей воспользоваться.
Это и русские старообрядцы, которые ушли в тайгу от царей и которые живут здесь последние 500 лет. Это люди, по сравнению с которыми меркнут даже опытные, родовые охотники (не говоря уже о туристах). И наконец-то последнее время спецназовцы стали использовать опыт выживания старообрядцев, обучаясь у них (иными словами, изобрели велосипед).
Не стоит пугаться слова «первобытный» – наконец-то и до современных ученых стало доходить, что образ, созданный надменными творцами современного мира – косматый запуганный дикарь в шкурах, – мягко говоря, не соответствует действительности. Да, квантовых микроскопов и айфонов у пращуров не было. Но отсутствие технического прогресса вовсе не говорит об отсутствии духовного поиска и мудрости. (А может, и наоборот, это говорит о том, что они были мудры.) Они жили на воле, родами, где все были друг другу свои. Земля давала им все, что нужно для жизни – реки, полные рыбы, леса, полные дичи и ягод. Они не задыхались от злости и смога в перенаселенных «вавилонах», где все друг другу чужие, где за «органические» продукты надо платить вдвое больше и где такие банальные для лечения вещи, как гусиный жир, – это жуткий дефицит.
Так что можно сказать, что это первобытный стиль. Кроманьонский стиль.
Также в книге затронуты партизанские рецепты времен ВОВ – со снабжением у них не всегда все было хорошо. А воевать, жить и лечиться было нужно.
Данный метод – это нечто большее, чем курс выживания. Это воинские практики и техники для цельного развития духа и тела. Выживание здесь не самоцель, а, скорее, инструмент для внутреннего развития. Это действительно система – в том плане, что здесь есть методическая последовательность. Это не бессвязный набор приемов. Это опыт многих тысяч людей за десятки тысяч лет. И хотя его всегда можно восстановить на практике, лучше этого не делать – потому что придется пройти весь тысячелетний путь заново. Причем одно дело боевые навыки, а как насчет целительства? Там все намного сложнее.
Выживание – это только часть воинской системы (хотя и важная и неотъемлемая часть). Но в этой книге нами было решено осветить лишь ее выживательскую грань. Такие вещи не для всех, и не надо думать, что в эпоху Интернета можно узнать все обо всем. Некоторые вещи не разглашаются и не продаются.
Но:
– из-за глобализации и изменения мышления современных людей интерес к древним знаниям пропадает, а интерес к блестящей коммерческой мишуре повышается, и не хотелось бы, чтобы эти знания ушли;
– учитывая обстановку в мире, хочется поделиться действительно полезными, настоящими практиками – с надеждой, что они не пригодятся;
– в нашем обществе катастрофическое положение в области мужского воспитания – а эти методы как раз полезны для воспитания характера;
– если человек заинтересуется и будет искать, он найдет и другие элементы системы, а если нет – то хватит и того, что написано в этой книге; и так здесь освещено многое…
Да и умение выживать само по себе очень сильно повышает уверенность человека, позволяя ему потом достигать жизненных высот, становиться «островком», к которому тянутся другие люди. И самое смешное, что все это очень просто – но и в тот же момент трудно. Лес – это лучший учитель и гигантский бесплатный тренажер.
Конечно же, все нижеописанные практики проверены автором, его друзьями и знакомыми на своем личном опыте – и ничего кроме пользы они не принесли. Да и не могли. Интересно, что практически любой человек, волей случая попавший в примерно такие же ситуации, получает такие же ощущения и приходит к тем же выводам – и это не случайно, потому что система основана на обобщенном опыте тысячелетий.
Эта книга о выживании в условиях России одного человека с минимумом (а то и отсутствием) снаряжения – это самый трудный вариант выживания. Здесь выживание является не самоцелью, а инструментом для внутреннего развития, а жизнь в лесу – медитацией. В этой книге нет теоретических описаний растений и грибов, она максимально практична и полезна.
Нам трудно сейчас, физически трудно, но мы отдыхаем душой. Смятение нас не терзает, мы уверены, что рано или поздно, но найдем выход из леса. Мы даже подготовлены морально к тому, что это может случиться не скоро. Зато здесь мы испытываем чудесное, уже позабытое чувство: мы часть всего, что вокруг.
ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»Часть первая
Закалка духа
Глава 1
Знакомство с лесом
(Успокоение)
Здесь, в тайге, время течет по-иному. Для человека, в ней потерявшегося, оно несется скачками. А потом безнадежно, медленно тянется. Всякая поспешность чужда тайге. Все в ее жизни вершится неторопливо. Она живет как бы в другом измерении времени. Если бы человеку было дано проникнуть в него, в иной жизненный ритм, и пожить в нем немного, он бы увидел странные, любопытные вещи. Он бы увидел, как, вспучивая землю, шевелятся, движутся, вырастая вглубь и вширь, корни деревьев. Как стволы раздаются и поднимаются к небу. Как набухают и лопаются почки ранней весной и как из них появляются листья и тотчас почти опадают, сраженные холодом осени… В том измерении и вся-то земля преображается заметно для глаза.
Но это увидеть нам не дано. У нас свой жизненный ритм. Мы предпочитаем спешить, бежать, опаздывать, снова спешить… И сами не замечаем уже, как в нашей жизни остается мало времени для того, чтобы подумать о ней.
ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»К сожалению, нам, современным людям, нужно заново знакомиться с лесом, с природой! Человек оторван от своей естественной среды обитания и живет в искусственных клетках городов. Если конкретно, то, во-первых, наш опорно-двигательный аппарат не предназначен для бега по искусственному покрытию типа асфальта – это «убивает» голеностоп, колени (самые хрупкие и важные суставы), поясничный отдел позвоночника. А попробуйте побегать по лесным тропинкам или вообще по мягкому мху в сосновом бору! Никакая резина не сравнится. А воздух? В лесу он содержит более двухсот биологически активных летучих веществ, которые значительно улучшают умственную и физическую деятельность всех систем организма (включая сердечно-сосудистую!), повышают устойчивость организма к инфекциям и токсинам, повышают содержание гемоглобина в крови, нормализуют частоту пульса, улучшают легочную вентиляцию. Фитонциды в лесном воздухе подавляют размножение болезнетворных бактерий. Больше всего фитонцидов выделяют пихта, сосна, ель, можжевельник, черемуха, дуб, береза и клен. Наибольшая концентрация фитонцидов наблюдается в июне, после полудня, в молодом лесу.
Также фитонциды оказывают положительное влияние на иммунную систему, дыхание и кровообращение. Но это еще не все! Лесной воздух наполнен отрицательно заряженными аэроионами, которые благотворно действуют на весь организм, повышают интенсивность газообмена, регулируют дыхание. Больше всего воздух насыщен аэроионами вблизи дубов и берез. А в городе? Гарь и вонь выхлопных труб. Офисная жизнь также отрицательно сказывается на зрении, позвоночнике, приводит к гиподинамии в целом. А ведь человеку нужно минимум 3 часа физической активности в день. И, кстати, – тренировки по этой системе требуется проводить только в лесу! Почему – см. дальше.
Но самое страшное не это. Самое страшное в рассинхронизации биоритмов. Каждый, кто хоть неделю жил в деревне, знает, что там вечером хочется спать, а утром действовать, трудиться. В отличие от города, где все наоборот… В деревне человек приближается к природе – он видит и слышит, как вечером все стихает, а утром наоборот – петух возвещает о начале нового дня, встает солнце и так далее. Так вот – нам предстоит не приблизиться к природе, а войти в нее. Деревня – это все-таки обжитое, уже человеческое место. Лес – это особая стихия. Пусть лес средней полосы не такой дикий, как тайга или горные леса Тянь-Шаня, все же он живет своей жизнью. Там и есть средоточие природы. В лесу к ночи достаточно резко наступает тишина. А утром, примерно в 4.30, как по команде начинают петь птицы и чувствуется, что солнце уже раскаляется за деревьями.
И там человек может начать свое исцеление – гармонизируя свои биоритмы, так как на природе он неизбежно начинает подстраиваться к природным, естественным ритмам. Лес – это еще и целитель. Нужно просто прийти туда. Кстати, с точки зрения науки биоритмологии (хронобиологии) очень вредны перелеты на самолетах, потому что они просто сбрасывают ритм. Одно дело, когда ты провел ночь в клубе, а на следующий день спишь до обеда. Или когда ты хронически не высыпаешься из-за работы, из-за того, что нужно рано вставать, чтобы не застрять в пробке, а вечером, как всегда, сидишь в Интернете допоздна. А другое дело, когда тебя резко перебрасывают из одной зоны, к которой ты худо-бедно привык, в другую. А что происходит с людьми, которые по работе летают чуть ли не каждый день? Остается только догадываться. Но каждый выбирает сам – здоровье или карьера[2].
Лес – это гигантский камертон.
Современный человек – расстроенный музыкальный инструмент. Научные исследования показали, что внутренние биологические ритмы фибробластов участвуют в различных метаболических функциях (например, в синтезе белков цитоскелета, контроле клеточного цикла, синтезе ферментов и др.)[3]. Если по-простому, то у человека с расстроенными биоритмами (а это практически все городские жители) даже ферменты синтезируются не так как нужно! Да и иммунитет зависит от ритма сна и бодрствования[4]. Но это вроде все уже знают.
Итак, нам надо постепенно вернуть гармонию с природой. Для начала нужно просто прогуляться в лес. Это, помимо вышеупомянутой синхронизации, даст еще и успокоение, позволит подумать о своей жизни, отрешившись на время от всего насущного… Не зря даже современный человек с мозгами, забитыми бетонной пылью, инстинктивно тянется на природу, отдыхает там.
Но можно сказать, что это еще и своего рода аскеза. Только не восточная, а наш метод. Тут все индивидуально – надо прислушиваться к себе, своим ощущениям. В этом данная система отличается от современных, где все расписано по полочкам и уложено в таблицы. Здесь все интуитивно, тонко и по ситуации.
Естественно, ехать надо не на машине, а электричкой. Или, по крайней мере, оставить машину в какой-нибудь деревне и в лес уже идти пешком. Никаких бутылок (водки, пива и т. п.), консервов и прочего. Желательны максимально натуральные продукты. Поездка не должна превращаться в балаган – это тихий отдых, во время которого идет напряженная внутренняя работа. Настрой участников должен быть соответствующим. Разумеется, весь мусор нужно будет потом забрать с собой. Кроме органики, которую нужно будет зарыть. Конечно же, нельзя сломать ни ветки без нужды (то есть реальной потребности). Количество участников – минимальное. Можно (и иногда нужно!) поехать и одному. Количество вещей – тоже. Это не туристический поход, а своего рода медитация – очистка от ментального сора, приведение мыслей в порядок или вообще отдых от мыслей.
Одежда – никаких ярких цветов (пускай это противоречит требованиям техники безопасности для туристов, которых в случае чего легче найти по кричащим расцветкам). Одежда тоже должна быть в максимальной гармонии с окружающей средой. Необязательно рядиться в камуфляж, но штормовка, комбинезон серого, зеленого, коричневого цвета будут в самый раз. Посмотри на природу вокруг тебя – ты не должен выделяться, ты должен хоть на время стать ее частью, а не чужеродным элементом, от которого будут шарахаться птицы. Да, здесь важна любая мелочь.
Найди приятное место и расположись там – вдали от шума поездов, линий электропередачи, тропинок и следов. Антропогенный фактор должен быть сведен к минимуму. Естественно, не должно быть никакой музыки (особенно в духе тынц-тынц) – так делают только те, кто боится тишины, боится быть наедине с собой (или в принципе не способен любить природу). Это не пикник. Не должно быть никакого шума, громких разговоров, смеха. Нужно исключить все технические средства – телефон можно взять только на крайний случай, для вызова спасателей. Никакого Интернета. Нужно хотя бы на время отрешиться от обычного замкнутого круга мыслей, шаблонов, поступков. Побыть в покое, тишине и сосредоточении. Белка должна выйти из колеса – и вспомнить, как залезать на деревья.
Разведи костер – для него используй только сушняк, сухостой. Ни в коем случае не травмируй живые деревья. Вообще, после твоего ухода должен остаться только черный круг от костра и бревно, на котором ты сидел. Никакого мусора, никакой разрухи.
Отвлекись от своих друзей (если пришли с кем-то), не говори им о своих намерениях. Все нужно было оговорить заранее. А теперь надо просто смотреть на бегающие языки пламени. Можно молчать, можно высказаться или спеть при желании. Наблюдай за своими мыслями, переживаниями. Созерцай. Грейся.
Постепенно в душе наступит покой – это заработали древнейшие пласты сознания. Это все твои первобытные предки, которые так же сидели долгими вечерами и смотрели на пламя. Запомни это состояние, чтобы в будущем вызывать его по своему желанию, когда надо будет успокоиться. И запомни костер, чтобы вызывать его образ, когда надо принять решение.
Кстати, заливать костер водой нельзя. Он должен погаснуть сам. Кто-то скажет – и это все? Да я и сам так делаю! Да, по нашей традиции мы и так знаем все, нам не нужно ничему учиться – нам надо просто вспомнить. И такие практики помогают в этом. Но не торопись: поход в лес – это лишь начало. Древняя система согласуется с научным методическим принципом «От простого к сложному». Это только первый шаг.
Использовать дома свечу как заменитель костра можно, но не особо рекомендуется. Одно дело костер, который пробуждает в нас генетическую память, и другое – обыкновенная свечка. Лучше пойти в парк, найти там укромное место и разжечь костерок, и посидеть в конце рабочей недели, расслабиться, отдохнуть от всего.
А пока мы продолжим.
После полуночи уйди от костра в тьму леса. Перед этим, днем, надо осмотреть его – нет ли ям, завалов… Уйди так далеко, чтобы не видеть костра. Но и старайся не заблудиться. Если ты сугубый горожанин, тебе будет страшно. И это хорошо! Это полезный, стимулирующий страх. Это слабый стресс, который активизирует иммунную систему, мобилизует силы организма. Этот страх не надо сдерживать – он естественен. Это тоже древний страх первобытного человека перед темнотой, неизвестностью. Если страх слишком сильный, дальше отходить не стоит.
Такой естественный, природный страх очищает и психику, встряхивает ее, удаляет всякие комплексы и зажимы. В городской, с виду безопасной, среде это сделать невозможно. Человеку нужен нормальный страх, поэтому с древности в культуре существуют разные страшные истории и легенды. И ночной лес помогает закалить свою психику – приходя раз за разом, человек боится все меньше. И это благотворно отражается и на его повседневной жизни! Также полезно ходить в лесу в сумерках – когда любой пень или куст кажутся страшилищем. Подходя к ним и убеждаясь, что это лишь иллюзия, человек становится храбрее и спокойнее. Вроде бы примитивно, но – работает!
Также можно потренироваться ночью одному в лесу.
При возможности (если ты остановился рядом с озером) можно испытать первобытную пустоту, бывшую еще до сотворения мира – нырни глубоко, с закрытыми глазами. Конечно, до этого, днем, надо заранее проверить водоем – нет ли коряг, битого стекла, достаточно ли он глубок?
Ты поймешь, что такое первородный мрак, в котором ты невесом и не имеешь никаких опор. Также можно сказать, что ты заново испытаешь ощущение материнской утробы…
На следующий день вернись в город и осознай, что что-то изменилось. И возвращайся в лес – тебе предстоит новое испытание.
«Мы долго еще сидели возле костра, впитывая в себя то тепло, которое он источал. Молчали. Очень часто на нас нисходило такое чувство, при котором говорить не хотелось, да и чужой голос не то чтобы мешал, но отвлекал от собственных мыслей. И тогда мы, видимо уступая этому чувству, ненадолго расходились в разные стороны и залегали в траве, вслушиваясь в невнятные тихие шорохи, возникавшие в траве и вершинах деревьев»
ЛЕОНИД РЕПИН. «Затерявшиеся в тайге»Глава 2
Ночевка в лесу
(Смирение)
«Нужда изощряет изобретательность».
РОБИНЗОН КРУЗОКак перестать волноваться перед боем, экзаменом, собеседованием и «отпустить» себя? Почему человек, стараясь действовать как можно лучше в какой-либо ситуации, иногда терпит сокрушительное поражение? Почему спортсмен, на тренировке «рвущий» своего оппонента, становится вялым и безвольным на соревновании и проигрывает тому вчистую?
Вспомним классический пример с бревном. Если бревно лежит на земле, пройти по нему легко. Можно даже пробежать. Если поднять это же бревно на высоту метра, двигаться по нему будем уже более осторожно. А если поднять это бревно на высоту трех метров? Кто-то вообще откажется идти, кто-то будет идти шажками, и только редкий человек спокойно его перейдет (рис. 2). Почему? Ведь толщина бревна не зависит от высоты его расположения! Но высота влияет на нас – при подъеме возникает и повышается чувство опасности. И, что самое интересное, желая перейти, например, бревно, человек будет перенапрягаться и как раз из-за этого может упасть! Проиграть из-за того, что собрал все силы, чтобы выиграть. Почему такое происходит? Почему психика и тело предают нас?
Психологи называют это сверхценностью, или сверхмотивацией. То же самое и в делах, и в личной жизни – желая сдать экзамен «на отлично», студент может переволноваться до такой степени, что впадет в ступор и ничего не сможет ответить. Хотя, выйдя из аудитории, он сможет рассказать все билеты наизусть. А спортсмен, желая победить, будет нервничать так сильно, что «перегорит» и выйдет на ковер уже с ватными мышцами. И проиграет опять же тому, кого «рвал» на тренировках. Получается, что экзамен или соревнования – это «бревно на трехметровой высоте». Человек сам повышает значимость события и сам же из-за этого себе вредит. Потому что тут задействовано Эго – страх опозориться, страх проиграть. Причем в присутствии окружающих…
Что же делать? Психолог Владимир Викторович Антипов в своей книге «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям», ничего не выдумывая, обращается к традиционной формуле русских ратоборцев – «Я не свой, я Божий». Это больше, чем высказывание. Это концепция, это целое мировоззрение, которое применимо не только на поле битвы. «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Конечно, в каждом народе были свои формулировки такого мировоззрения – «Самурай живет для смерти» и другие, но нам в силу традиций больше подходит своя. Атеист может положиться на «дружественную Вселенную». Говоря о духовности, надо сказать, что эта система дорелигиозна – точнее, она не относится к современным авраамическим (или иным) религиям. Конечно, когда в какой-либо край приходила одна из современных религий, то жители вносили в нее что-либо из своих старых практик – в частности, воинских. Потому что вера верой, а побеждать необходимо. Ну и священнослужители смотрели на это сквозь пальцы. Но опять же – эта система к какой-либо религии не относится, хотя ее элементы можно увидеть в любой из них. Мир вообще огромен и непознаваем, и ни одна из существующих теорий (религии, наука) не может его объяснить. Нет правила или закона, который бы действовал всегда и везде.
Суть одна – человек «отпускает» ситуацию, не думает о результате и становится более свободным и раскованным в своих действиях. Он не думает о том, как выглядит, сможет ли не опозориться и т. д. – и, что самое интересное, за счет этого как раз может победить! Он не мешает сам себе и весь свой потенциал пускает в дело. Его КПД становится выше.
Не всегда от человека зависит, победит он или проиграет. И речь не только о боевых действиях, когда одного может убить случайная пуля в тылу, а другой останется жив после разрыва гранаты рядом. Например, дед автора на войне дважды, сам того не зная, прошел по минному полю, и ничего, а трое бойцов из соседней части, решившие перейти там же, подорвались.
В городских условиях, особенно с применением «огнестрела», бывают случаи не менее интересные… А этот подход помогает человеку относиться к грядущим событиям более спокойно – он отрешается от самого себя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.