Н. В. Бряник
История науки доклассического периода: философский анализ
Предисловие
Современная отечественная и западная философия науки активно обращаются к истории науки. Слова И. Лакатоса «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа» наиболее точно отражают современную ситуацию и суть дела. Философы науки разных направлений в 60–70-е гг. XX столетия приходят к осознанию того, что без обращения к прошлому науки нельзя понять природу науки современной. Вместе с тем история науки к этому времени предстает многочисленными и разноуровневыми исследованиями, преимущественно описательного характера, которые нуждаются в философском осмыслении.
Автор данного учебного пособия исходит из признания радикального отличия науки современного типа (которая сформировалась в Новое время и в которой выделяют стадии классической, неклассической и постнеклассической науки) от доклассической науки, которое заключается в том, что основанием и главным методом первой является эксперимент. Эпистемологическое, социальное и культурологическое своеобразие новоевропейской науки становится отправной точкой для выявления того, что собой представляет неклассическая, а со второй половины ХХ столетия – и постнеклассическая, наука. Именно поэтому новоевропейскую науку и называют классической. Но классической науке предшествует длительный этап зарождения и развития научной мысли в условиях Земли, который условно может быть назван доклассическим периодом. Тем не менее все базовые предпосылки для формирования экспериментальной науки современного типа были заложены в доклассический период.
В предлагаемом учебном пособии именно доклассический период развития научной мысли и является объектом рассмотрения. Автор предпринимает философский анализ доклассического периода развития науки, сознательно уходя от описания и воспроизведения сугубо историко-научных фактов – фиксации научных открытий, биографий и географии их творцов. Предметом рассмотрения являются основные аспекты бытия науки – особенности знания и познавательной деятельности (эпистемологический аспект науки), факторы культуры, способствующие (или препятствующие) становлению и развитию науки (культурологический аспект), а также вхождение формирующегося института науки в социальные структуры (социологический аспект). Целостное видение науки, взятое в единстве основных аспектов ее бытия, является критериальным признаком именно философского подхода. Данное положение определяет концепцию, излагаемую в данном учебном пособии, и логику изложения каждого из рассматриваемых этапов.
Автор стремится обосновать, что уже в доклассический период существовали определенные параллели и сходство между естественными, математическими, техническими и социально-гуманитарными областями знания. Выявление этих общих моментов также доступно только философскому уровню исследования.
Учебное пособие знакомит с фундаментальными исследованиями в области истории науки доклассического периода, представленными такими именами, как В. И. Вернадский, Дж. Бернал, А. Койре, П. П. Гайденко и многие другие. Автор не обходит спорные вопросы и воспроизводит основные методологические подходы, связанные с пониманием проблемы происхождения науки, уникальности древнегреческой науки, признания средневековой науки и др.; при этом стремится последовательно реализовать занятую позицию при рассмотрении всех выделенных этапов доклассического периода развития науки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги